РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «В мире прекрасного». Общекультурное направление

  • docx
  • 15.04.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО 1-4.docx

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

МБОУ СОШ №24 им. И. И. Вехова

ст. Александрийской

от 30.08.2021 г.

Протокол №1

Утверждаю

Директор  МБОУ СОШ №24

им. И.И. Вехова ст. Александрийской

___________В.М.Жуков

 30.08.2021 г.

 приказ № 321

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«В мире прекрасного»

 

Общекультурное направление

 

Класс 1-4 классы

Срок реализации – 1 год

 

 

 

 

 

Разработчик: Жохова Т. Е.,

заместитель директора по воспитательной работе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ст. Александрийская,2021 учебный год

1.      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Известно, что прекрасное облагораживает человека, делает его выше, лучше и чище. Путь человека в мир прекрасного начинается в семье, в детском коллективе. Ощущение красоты жизни входит в нас, когда мы только учимся делать свои первые шаги. Уже в это время важно сказать, показать ребенку: «Взгляни вокруг, как это прекрасно!». Первое ощущение красоты, возникающее у ребенка, хотя и смутное, но очень живучее: оно долго, а порой и всю жизнь направляет чувство прекрасного. Как важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. «Если человек с детства воспитывается на чувстве прекрасного, то он способен творчески воспринимать жизнь» – пишет А.С.Макаренко. Учить детей создавать красоту, творить прекрасное, доброе необходимо с ранних лет. В.А.Сухомлинский говорил: «Детское сердце чутко к призыву творить красоту… важно только, чтобы за призывами следовал труд. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества». Надо раскрывать перед глазами ребенка яркие панорамы, красоту разноцветного мира, это необходимо для возникновения чувства прекрасного. И чтобы за удивлением шел процесс познания, за познанием изучение всего, что воспринимает ребенок. И уже после изучения – процесс творчества, главный этап.

Широкие возможности в этом плане дает внеурочная деятельность. Данный курс способствует формированию у воспитанников отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве: художественно-творческую активность, потребность к знаниям в области различных видов искусства.

Данная программа является частью плана воспитательной работы и расширяет содержание программ общего образования.

 Рабочая программа курса внеурочной деятельности общекультурного направления «В мире прекрамного» рассчитана на учащихся 1-4 классов.

Нормативно-правовую базу разработки программы для обучающихся составляют:

1.                  Федеральный закон от 29.12.2012  №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2,16,17,18,28,29,34,35,41,42,44,48,58,59,60, 66,75,79).

2.                  Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241  «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373.

3.                  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

4.                  Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р).

5.                  Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности - Москва: «Просвещение», 2011.

 

Актуальность программы очевидна. Ведущими принципами в области образования на современном этапе провозглашаются гуманистический характер образования - приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, человека культуры, воспитания любви к окружающей природе, Родине, семье. Сегодня как никогда стала актуальна проблема «Ребенок и культура». Для реализации этих принципов, необходимо вовлечение ребенка в различные виды деятельности, в том числе приобщение его к искусству. Работая с детьми, когда души чисты, открыты и восприимчивы, мы должны заложить в эти души нравственные ориентиры, путем приобщения к искусству, к детскому творчеству, используя и развивая творческий потенциал, заложенный природой в каждом ребенке, научить его ценить прекрасное, сопоставлять и размышлять о нем, создавать красоту своими руками.

Главная цель в том, чтобы каждый человек, независимо от будущей профессии, приобрел способность так относиться к жизни, к природе, к другому человеку, к истории своего народа, к ценностям культуры, как относится ко всему этому настоящий большой художник. Без опыта такого отношения ребенку трудно стать гармонически развитым человеком. Важно научить маленького гражданина будущего мира правильно и по достоинству ценить прекрасное в жизни и в искусстве, творить его – это значит обогатить его духовный облик такими существенными сторонами, без которых не может быть гармонически развитой личностью. Это и определило цели и задачи программы «В мире прекрасного».

Цель программы: создание условий для формирования гармонически развитой личности, способной понимать, ценить и творить прекрасное.

Задачи программы:

  • развивать у детей творчество и художественное восприятие окружающего мира;
  • формировать эстетического отношения к природе, человеку, обществу, искусству, к народным традициям;
  • воспитывать творческую личность, человека культуры с культурой чувств и человеческих отношений.

Программа составлена с учетом возрастных, психолого-педагогических особенностей детей. Работа с детьми строится на основе уважительного, искреннего и тактичного отношения к личности ребенка. В педагогической деятельности следует исходить из концепции педагогического сотрудничества:

·         Уважать личность ребенка, его позицию;

·         Принять ребенка таким, каков он есть, во всем его своеобразии и индивидуальности;

·         Отмечать достоинства каждого ребенка;

·         Не навязывать свои мысли ребенку, а высказывать суждение, не приказывать, а советовать, вести ребенка к самоанализу, к рефлексии;

·         Проявлять искренний интерес к словам ребенка, его переживаниям, слушать и понимать его.

 

Содержание программы предполагает проведение занятий в форме: беседы, игры, конкурса, викторины, творческой мастерской и т.д. На занятиях воспитанники знакомятся с классификацией видов искусств и их характеристиками, биографией знаменитых деятелей искусства, знакомятся с историей календарных праздников и готовятся к их проведению – разрабатывают сценарии, оформляют поздравительные открытки и газеты, готовят номера к праздничным концертам, выступления на классных и школьных мероприятиях.  

  Занятия проводятся не только в стенах школы, но и за её пределами. Программа предполагает использование таких форм работы как экскурсии в парк культуры и отдыха, походы в выставочный зал, музей, библиотеку, театр, кинотеатр. Это даёт возможность воспитанникам получать новую информацию в нестандартной обстановке, более доступно, наглядно и как результат более продуктивно. Знакомство и посещение культурных центров даёт воспитанникам представление об историческом прошлом нашего народа и Ставропольского края, возможность познакомиться с историческими фактами, прикоснуться к прошлому в картинах, книгах, экспонатах, экспозициях, театральных постановках, кинофильмах. 

Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию воспитанников. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности школьников, создаются условия для успешности каждого ребёнка.

При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.

Программа рассчитана на один год обучения.

 Условия организации занятий:

Мероприятия проводятся для обучающихся 1-4 классов, имеющих повышенный интерес к творческой деятельности, на добровольной основе, с учетом возрастных особенностей. Продолжительность одного занятия 40 минут. Мероприятия проводятся в течение учебного года.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

- развитие чувства декоративности,

- стимулирует творческую активность,

- развивает фантазию, профессиональное мышление и волю,

- даёт много возможности для самовыражения

Метапредметные:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

4) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

5) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Предметные:

По окончании обучения воспитанники научатся:

• классифицировать виды искусства;

• изготавливать праздничные открытки.

По окончании обучения воспитанники получат возможность:

• использовать полученную во время экскурсий информацию на учебных занятиях;

• узнать историю календарных праздников, творческий путь великих деятелей искусства.

 

Итогом реализации программы являются: успешные выступления воспитанников на школьных и городских мероприятиях.


 

2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО» С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Мероприятие

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Акция «Пусть осень жизни будет золотой» (открытки, рисунки, фото)

1

1

1

1

2

Конкурс на лучший рисунок –поздравление  «Не смейте забывать учителей» (рисунки, открытки)

1

1

1

1

3

«Свет маминой любви», акция ко Дню матери

1

1

1

1

4

КТД «Новый год»

1

1

1

1

5

Конкурс рисунков, акция по поздравлению мам, бабушек, девочек

1

1

1

1

6

Всероссийская неделя музыки и кино для детей и юношества

1

1

1

1

7

Реализация проекта «Киноуроки»

1

1

1

1

8

Реализация проекта «Культура для школьников»

1

1

1

1

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Дата проведения

Ответственный

1

Акция «Пусть осень жизни будет золотой» (открытки, рисунки, фото)

1

1

1

1

01.10.21г.

Леснова С. П.

Бородаева Н. П.

2

Конкурс на лучший рисунок –поздравление  «Не смейте забывать учителей» (рисунки, открытки)

1

1

1

1

05.10.21г.

Леснова С. П.

Бородаева Н. П.

3

«Свет маминой любви», акция ко Дню матери

1

1

1

1

Последняя неделя ноября 2021г.

Леснова С. П.

Бородаева Н. П.

4

КТД «Новый год»

1

1

1

1

Последняя неделя декабря 2021г.

Леснова С. П.

Бородаева Н. П.

5

Конкурс рисунков, акция по поздравлению мам, бабушек, девочек

1

1

1

1

05-07 марта 2021г.

Леснова С. П.

Бородаева Н. П.

6

Реализация проекта «Киноуроки»

1

1

1

1

По плану классного руководителя

Классные руководители

7

Реализация проекта «Культура для школьников»

1

1

1

1

По плану классного руководителя

Классные руководители

8

Всероссийская неделя музыки и кино для детей и юношества

1

1

1

1

23.03-29.03 2022г.

Классные руководители

 

Итого

8

8

8

8