Рассмотрено на заседании педагогического совета МБОУ СОШ №24 им. И. И. Вехова ст. Александрийской от 30.08.2021 г. Протокол №1 |
Утверждаю Директор МБОУ СОШ №24 им. И.И. Вехова ст. Александрийской ___________В.М.Жуков 30.08.2021 г. приказ № 321 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«В мире прекрасного»
Общекультурное направление
Класс 1-4 классы
Срок реализации – 1 год
Разработчик: Жохова Т. Е.,
заместитель директора по воспитательной работе
ст. Александрийская,2021 учебный год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Известно, что прекрасное облагораживает человека, делает его выше, лучше и чище. Путь человека в мир прекрасного начинается в семье, в детском коллективе. Ощущение красоты жизни входит в нас, когда мы только учимся делать свои первые шаги. Уже в это время важно сказать, показать ребенку: «Взгляни вокруг, как это прекрасно!». Первое ощущение красоты, возникающее у ребенка, хотя и смутное, но очень живучее: оно долго, а порой и всю жизнь направляет чувство прекрасного. Как важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. «Если человек с детства воспитывается на чувстве прекрасного, то он способен творчески воспринимать жизнь» – пишет А.С.Макаренко. Учить детей создавать красоту, творить прекрасное, доброе необходимо с ранних лет. В.А.Сухомлинский говорил: «Детское сердце чутко к призыву творить красоту… важно только, чтобы за призывами следовал труд. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества». Надо раскрывать перед глазами ребенка яркие панорамы, красоту разноцветного мира, это необходимо для возникновения чувства прекрасного. И чтобы за удивлением шел процесс познания, за познанием изучение всего, что воспринимает ребенок. И уже после изучения – процесс творчества, главный этап.
Широкие возможности в этом плане дает внеурочная деятельность. Данный курс способствует формированию у воспитанников отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве: художественно-творческую активность, потребность к знаниям в области различных видов искусства.
Данная программа является частью плана воспитательной работы и расширяет содержание программ общего образования.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общекультурного направления «В мире прекрамного» рассчитана на учащихся 1-4 классов.
Нормативно-правовую базу разработки программы для обучающихся составляют:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2,16,17,18,28,29,34,35,41,42,44,48,58,59,60, 66,75,79).
2. Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р).
5. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности - Москва: «Просвещение», 2011.
Актуальность программы очевидна. Ведущими принципами в области образования на современном этапе провозглашаются гуманистический характер образования - приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, человека культуры, воспитания любви к окружающей природе, Родине, семье. Сегодня как никогда стала актуальна проблема «Ребенок и культура». Для реализации этих принципов, необходимо вовлечение ребенка в различные виды деятельности, в том числе приобщение его к искусству. Работая с детьми, когда души чисты, открыты и восприимчивы, мы должны заложить в эти души нравственные ориентиры, путем приобщения к искусству, к детскому творчеству, используя и развивая творческий потенциал, заложенный природой в каждом ребенке, научить его ценить прекрасное, сопоставлять и размышлять о нем, создавать красоту своими руками.
Главная цель в том, чтобы каждый человек, независимо от будущей профессии, приобрел способность так относиться к жизни, к природе, к другому человеку, к истории своего народа, к ценностям культуры, как относится ко всему этому настоящий большой художник. Без опыта такого отношения ребенку трудно стать гармонически развитым человеком. Важно научить маленького гражданина будущего мира правильно и по достоинству ценить прекрасное в жизни и в искусстве, творить его – это значит обогатить его духовный облик такими существенными сторонами, без которых не может быть гармонически развитой личностью. Это и определило цели и задачи программы «В мире прекрасного».
Цель программы: создание условий для формирования гармонически развитой личности, способной понимать, ценить и творить прекрасное.
Задачи программы:
Программа составлена с учетом возрастных, психолого-педагогических особенностей детей. Работа с детьми строится на основе уважительного, искреннего и тактичного отношения к личности ребенка. В педагогической деятельности следует исходить из концепции педагогического сотрудничества:
· Уважать личность ребенка, его позицию;
· Принять ребенка таким, каков он есть, во всем его своеобразии и индивидуальности;
· Отмечать достоинства каждого ребенка;
· Не навязывать свои мысли ребенку, а высказывать суждение, не приказывать, а советовать, вести ребенка к самоанализу, к рефлексии;
· Проявлять искренний интерес к словам ребенка, его переживаниям, слушать и понимать его.
Содержание программы предполагает проведение занятий в форме: беседы, игры, конкурса, викторины, творческой мастерской и т.д. На занятиях воспитанники знакомятся с классификацией видов искусств и их характеристиками, биографией знаменитых деятелей искусства, знакомятся с историей календарных праздников и готовятся к их проведению – разрабатывают сценарии, оформляют поздравительные открытки и газеты, готовят номера к праздничным концертам, выступления на классных и школьных мероприятиях.
Занятия проводятся не только в стенах школы, но и за её пределами. Программа предполагает использование таких форм работы как экскурсии в парк культуры и отдыха, походы в выставочный зал, музей, библиотеку, театр, кинотеатр. Это даёт возможность воспитанникам получать новую информацию в нестандартной обстановке, более доступно, наглядно и как результат более продуктивно. Знакомство и посещение культурных центров даёт воспитанникам представление об историческом прошлом нашего народа и Ставропольского края, возможность познакомиться с историческими фактами, прикоснуться к прошлому в картинах, книгах, экспонатах, экспозициях, театральных постановках, кинофильмах.
Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию воспитанников. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности школьников, создаются условия для успешности каждого ребёнка.
При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.
Программа рассчитана на один год обучения.
Условия организации занятий:
Мероприятия проводятся для обучающихся 1-4 классов, имеющих повышенный интерес к творческой деятельности, на добровольной основе, с учетом возрастных особенностей. Продолжительность одного занятия 40 минут. Мероприятия проводятся в течение учебного года.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
- развитие чувства декоративности,
- стимулирует творческую активность,
- развивает фантазию, профессиональное мышление и волю,
- даёт много возможности для самовыражения
Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
4) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
5) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Предметные:
По окончании обучения воспитанники научатся:
• классифицировать виды искусства;
• изготавливать праздничные открытки.
По окончании обучения воспитанники получат возможность:
• использовать полученную во время экскурсий информацию на учебных занятиях;
• узнать историю календарных праздников, творческий путь великих деятелей искусства.
Итогом реализации программы являются: успешные выступления воспитанников на школьных и городских мероприятиях.
2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО» С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ |
Мероприятие |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
1 |
Акция «Пусть осень жизни будет золотой» (открытки, рисунки, фото) |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
Конкурс на лучший рисунок –поздравление «Не смейте забывать учителей» (рисунки, открытки) |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
«Свет маминой любви», акция ко Дню матери |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
КТД «Новый год» |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Конкурс рисунков, акция по поздравлению мам, бабушек, девочек |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
Всероссийская неделя музыки и кино для детей и юношества |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
Реализация проекта «Киноуроки» |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
Реализация проекта «Культура для школьников» |
1 |
1 |
1 |
1 |
Календарно-тематическое планирование
|
|
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Дата проведения |
Ответственный |
1 |
Акция «Пусть осень жизни будет золотой» (открытки, рисунки, фото) |
1 |
1 |
1 |
1 |
01.10.21г. |
Леснова С. П. Бородаева Н. П. |
2 |
Конкурс на лучший рисунок –поздравление «Не смейте забывать учителей» (рисунки, открытки) |
1 |
1 |
1 |
1 |
05.10.21г. |
Леснова С. П. Бородаева Н. П. |
3 |
«Свет маминой любви», акция ко Дню матери |
1 |
1 |
1 |
1 |
Последняя неделя ноября 2021г. |
Леснова С. П. Бородаева Н. П. |
4 |
КТД «Новый год» |
1 |
1 |
1 |
1 |
Последняя неделя декабря 2021г. |
Леснова С. П. Бородаева Н. П. |
5 |
Конкурс рисунков, акция по поздравлению мам, бабушек, девочек |
1 |
1 |
1 |
1 |
05-07 марта 2021г. |
Леснова С. П. Бородаева Н. П. |
6 |
Реализация проекта «Киноуроки» |
1 |
1 |
1 |
1 |
По плану классного руководителя |
Классные руководители |
7 |
Реализация проекта «Культура для школьников» |
1 |
1 |
1 |
1 |
По плану классного руководителя |
Классные руководители |
8 |
Всероссийская неделя музыки и кино для детей и юношества |
1 |
1 |
1 |
1 |
23.03-29.03 2022г. |
Классные руководители |
|
Итого |
8 |
8 |
8 |
8 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.