Рабочая тетрадь для 4 класса
Оценка 4.9

Рабочая тетрадь для 4 класса

Оценка 4.9
doc
26.09.2024
Рабочая тетрадь для 4 класса
Рабочая тетрадь для 4 класса.doc

 

Н.П. Касторнов

 Т.А. Касторнова

 

 

Непрерывное агробизнес-образование

 

 

РАБОЧАЯ  ТЕТРАДЬ

4 класс

 

Основы природопользования и охраны

окружающей среды

 

 

учении _______________________________

                        школы № _____________________________

______________________________________

                        ______________________________________

 

 

 

 

 

Мичуринск-наукоград

ФГБОУ ВПО «МичГАУ» 2023

УДК

ББК

        О

 

 

 

 

Н.П. Касторнов, Т.А. Касторнова

 

Основы природопользования и охраны окружающей среды: Рабочая тетрадь для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. –  Мичуринск: ФГБОУ ВПО «МичГАУ», 2012. – 21 с.

 

Тетрадь предназначена для самостоятельной индивидуальной и коллективной работы в классе и дома по модулю «Основы природопользования и охраны окружающей среды». Задания разной степени сложности раскрывают значение природных ресурсов в жизни людей, затрагивают вопросы взаимодействия человека и природы, роль природных ресурсов и их рациональное использование; развивают логическое мышление, воображение, связную речь, познавательные и творческие способности.

 

 

 

Учебное издание

 

Николай Петрович Касторнов

Тамара Александровна Касторнова

 

Основы природопользования и охраны окружающей среды

 

4 класс

 

Рабочая тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

Что такое природопользование?

__________________________________________________________________

Задание

  1.       Допишите слова.   

 

Москва – столица всей страны,

Где живём все вместе мы.

Нет для нас страны красивей

Нашей Родины – _________________.  

 

Продолжаем наш рассказ.

Где-то далеко от нас

Ярко светит, как звезда,

Главный город наш – _________________.

 

Задание

            2.       Что для вас значит слово «Родина»? Напишите или нарисуйте.

            

 

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

 

Задание

            3.       Как называется наука, изучающая взаимодействие живых организмов между собой и со средой, в которой они обитают? –_______________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Задание

           4.       Прочитайте слово и запишите его значение.

Природопользование___________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

 

Задание

            5.       Как вы понимаете выражение «И охранять природу – значит охранять Родину»? Напишите.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Задание

           6.       Вспомните, какие науки изучают многочисленные связи живых организмов со средой обитания. Допишите предложение.

 

Многочисленные связи живых организмов со средой обитания изучают самые разные науки: ________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание

            7.       Родители подарили Антону новую настольную игру. Внизу на коробке Антон увидел два рисунка,                         которые явно не относились к правилам игры. Мама сказала ему, что это экологические значки и показала примеры их расшифровки:

Изготовлено из материала, пригодного для дальнейшей переработки.

Упаковку от товара можно выбросить в мусор.

Товар изготовлен из материала, который может соприкасаться с пищевыми продуктами.

Не выбрасывать. Сдать в специальный пункт по утилизации.

 

Что означают знаки на коробке от игры?

1. В игру можно играть на кухонном столе, но не вблизи с мусорным ведром.

2. Упаковку от игры можно выбросить в мусор, или сдать для переработки.

3. Упаковку от игры нельзя выбрасывать в мусор, но можно использовать вторично.

4. При изготовлении игры использовались вредные материалы и её нельзя выбрасывать в мусор.

Отметьте 4 верный ответ.

 

Задание

            8.       Придумайте заголовок стихотворения. Нарисуйте иллюстрацию.

 _____________________                                            

 

…Милы мне тамбовские      

Привольные края.

Цвети, Земля отцовская,

Тамбовщина моя!

                        И. Шамов

 

Задание

            9.       Составьте и запишите логические цепочки.

Отечество____________________________________________________

__________________________________________________________________

Родина_______________________________________________________

__________________________________________________________________

Наша Родина_________________________________________________

__________________________________________________________________

Слова для справок: отчий дом, наш край, место, где мы родились и живём, родимая – мать, образ Родины, образ матери, отец, Отчизна.

 

Задание

         10.       Прочитайте высказывание «В охране природы нет маленьких дел. Помоги животным: повесь кормушку, посади дерево, убери мусор. И порадуйся пению птиц!»

В охране природы маленьких дел нет. А что вы делаете, чтобы сохранить природу?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Природные ресурсы и их значение в жизни человека

__________________________________________________________________

 

Задание

         11.       Разберите по составу слово природопользование.  

  

Задание

12.     Вспомните, что такое природные ресурсы? Допишите предложение.   

 

Природные ресурсы – это ______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание

13.       Как вы понимаете высказывание М. Пришвина «Родина и родная природа неразделимы»? Запишите три предложения. 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание

14.       Отметьте правильные высказывания.

 

r Природные ресурсы являются произведёнными материальными благами.

r Природные ресурсы не представляют собой национальное богатство страны.

r Природные ресурсы созданы не только самой природой, но и человеком.

r Природные ресурсы являются непроизведёнными материальными благами.

r Природные ресурсы представляют собой национальное богатство страны.

 

Задание

15.       Отметьте верно ли утверждение.

Нет

 

Да

 
Мы используем те же природные ресурсы, что и наши предки.

 

 

 

 

Задание

16.       Запишите в таблицу названия природных ресурсов.

Возобновимые

Невозобновимые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание

17.       Подчеркните названия животных, которые исчезли по вине людей.

 

фламинго, волк, белка, зубр, странствующий голубь, белый медведь, ворона, пеликан, морская корова, журавль, тигр

 

Задание

18.       Прочитайте рассказ и запишите ошибки, совершённые школьниками.

 

Воскресенье в лесу

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Татьяна Ивановна. Но мы решили всё же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, не забыли и магнитофон.

Весёлой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы всё равно их разрушат!». Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце всё выше поднималось над горизонтом. Становилось всё жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школьный живой уголок. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Максим решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темно, засверкали молнии, загремел гром. Пошёл сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживлённые, мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперёк проползла змея. «Это гадюка!» - закричала Маша и ударила её палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у неё на затылке два жёлтых пятнышка. «Это не гадюка, - тихо сказала Маша, - это уж». «Всё равно - гадина!» - ответил Петя. 

С охапкой луговых цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошёл день!

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

 

Задание

19.       Что такое классификация? Найдите ответ в учебнике и допишите предложение.

Классификация – ______________________________________________

__________________________________________________________________.      

Задание

20.       Отгадайте названия природных ресурсов. Соедините загадку с отгадкой. Расскажите что-нибудь интересное о них.

 

Он очень прочен и упруг,

Газ

Строителям надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны.

 

Этот мастер белый-белый

Песок

В школе он лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.

 

Мел

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

 

 На кухне у мамы

Нефть

                  помощник отличный.

Он синим цветком

                  расцветает от спички.

 

Гранит

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это?     

Задание

21.       Придумайте, нарисуйте и защитите плакат «Природу необходимо и охранять, и разумно использовать!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Земля – материальное благо

__________________________________________________________________

 

Задание

22.        Запомните лексическое значение понятия «земля»:

 

 

                                                           земной шар                                                                

         ЗЕМЛЯ                                     Родина

                                                           суша

 

 

Задание

23.       Отгадайте загадку: «Меня бьют, колотят, ворочают, режут, а я всё терплю и добром плачу». Запишите отгадку. ________________________    

 

Задание

24.       Отметьте правильные высказывания.

r На Земле возможна жизнь благодаря воздуху, воде и почве.

r Нужно сохранить природные богатства в чистоте, бережно относясь к воздуху, воде и почве.  

r Без законов экологии люди смогут сохранить нашу планету.

r Человек должен сохранить Землю  для своих детей.

r Планета Земля – наш общий дом.

 

Задание

25.       Объясните слова. Найдите их значение в словаре.

Сельское хозяйство _________________________________________________

__________________________________________________________________

Растениеводство ___________________________________________________

__________________________________________________________________

Животноводство ___________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Задание

26.       Вспомните, что такое пашня, поле, залежь, сенокос, пастбище. Допишите предложения.

Вспаханное поле – ____________________________________________

Косьба травы на сено – ________________________________________

Место, где пасётся скот, кормятся животные – _____________________

Надолго оставленная без обработки пахотная земля – _______________

Растительное сообщество, созданное человеком – __________________

 

Задание

27.       Дайте определение понятию угодье. Найдите его значение в словаре ______________________________________________________________                    

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Задание

28.       Объясните значение пословицы «Поле пахать – не руками махать». __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Задание

29.       Работа в парах. Кто быстрее допишет текст?

В заливных лугах _____________________ колхозники сено. Далеко слышно, как работает за рекой ___________________. А на берегу реки ____

_____________, _________________ колхозницы душистое свежее ________, _________________ в копны, _______________ высокие стога.

Слова для справок: убирают, косилка, сушат, гребут, сено, складывают, мечут.

 

Задание

30.       Укажите цифрами порядок посева хлеба.

r К трактору прицепляют сеялку.

r Разбивают плотные комки земли, то есть боронят.

r Землю пашут.

r Сеялка засыпает в землю семена.

 

Что такое плодородие и в чём оно выражается?

__________________________________________________________________

 

Задание

31. Запишите имя и отчество.

Докучаев – ___________________________________________________           

 

Задание

32.       Вспомните, что такое почва, гумус? Допишите предложение.

Почва – это __________________________________________________

__________________________________________________________________

Гумус – это __________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Задание

33.       Главное свойство почвы, отличающее её от горной породы:

r тёмный цвет 

r плодородие

r сыпучесть  

 

Задание

34.       Проведите опыты.              

ОПЫТ 1. Бросим комочек сухой почвы в воду. Увидим, что из почвы выходят пузырьки воздуха. Значит, в почве есть воздух.

ОПЫТ 2. Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло. Вскоре стекло станет влажным. Этот опыт показывает, что в почве есть вода.

ОПЫТ 3. Будем продолжать нагревать почву. Вскоре увидим дым, почувствуем неприятный запах. Это сгорает перегной почвы, который образовался из остатков растений и животных. Перегной придает почве темный цвет.

ОПЫТ 4. Прокаленную почву, в которой весь перегной уже сгорел (она серого цвета), насыплем в стакан с водой и размешаем. Через некоторое время на дно стакана осядет песок, а поверх песка – глина.

ОПЫТ 5. Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим его над огнем. Вода быстро испарится, а на стекле останется белый налет. Это минеральные соли. Значит, в почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде.

 

 

 

Заполните схему.

ПОЧВА

 
 

 

 

 

 

 

 

 


Задание

35.       Какие из составных частей почвы необходимы для жизни растений? Подчеркните.

Воздух, песок, глина, вода, растения, минеральные вещества.

 

Задание

36.       Прочитайте текст «Берегитесь нитратов!».

Овощи и фрукты ежедневно должны быть на нашем столе. Но иногда безобидное румяное яблочко или аппетитная веточка винограда могут быть чрезвычайно опасными! Если при выращивании растений в почву вносят излишки азотных удобрений, то в ней повышается содержание вредных для здоровья минеральных солей – нитратов.

У свёклы нитраты скапливаются в основном в верхней части корнеплода, у моркови – в центральной жёлтой части, а у капусты – в кочерыжке. оказавшись в организме человека, нитраты могут нарушить работу кровеносной системы. Они способствуют развитию вредных кишечных микроорганизмов, которые выделяют в организм человека ядовитые вещества.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 


           

 

 

 

Алена очень любит редиску. Но при неправильном выращивании в редиске могут скопиться вредные нитраты. Каким образом в организм Алёны вместе с редиской могут попадать нитраты? Дополните приведённую ниже схему.

 

 

 


Задание

37.       Алёна делает салат из капусты с морковью и хочет, по возможности, избежать риска попадания в него нитратов. Какие части этих овощей она должна выбросить и не употреблять для салата? Запишите свой ответ.

Капуста _____________________________________________________

__________________________________________________________________

Морковь _____________________________________________________

__________________________________________________________________   

 

Задание

38.       Вспомните, что такое плодородие? Допишите предложение.

Плодородие – это _____________________________________________

__________________________________________________________________

Задание

39.       Допишите предложение.

Почвы в Тамбовской области представлены _______________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________.

Задание

40.       Разгадайте кроссворд.

 

 

 

 

 

 

П

 
                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 


Вопросы

1. Слой земли, на котором растут растения.

2. Одна из составных частей почвы.

3. Вещество, повышающее плодородие почвы.

4. Основное свойство почвы.

 

Задание

41.       Рассмотрите на рисунке изображение образцов почвы. Сравните их между собой. Какие из этих почв наиболее плодородные? Запишите.      

1. Тундровая почва. 2. Подзолистая почва. 3. Серая лесная почва. 4. Чернозём. 5. Болотная почва. 6. Луговая почва.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание

42.       Обсудите с одноклассниками меры по охране почв. Нарисуйте знак «Береги почву».       

 

 

Может ли в современном мире отдельная страна,

даже самая богатая природными и человеческими ресурсами, прожить в одиночку?

__________________________________________________________________

 

Задание

43.       Что значит «государство»? Допишите предложение.

Государство – это _____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание

43.       Придумайте заголовок стихотворения. Нарисуйте иллюстрацию.

Мой край – моя земля,

____________________________

Родимые просторы!

Мой край, как ты велик!

С границы до границы.

И скорый поезд напрямик

В неделю не домчится.

И быстрокрылый самолёт

Летит неумолимо.

На Север книжки он везёт

И яблоки из Крыма.

 

Задание

43.       Объясните слова  экспорт, импорт.

Экспорт – это _________________________________________________

__________________________________________________________________

Импорт – это _________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________    

Задание

44.       Чем торгует наша страна с зарубежными партнёрами?

Вставив пропущенные буквы, вы узнаете правильный ответ.

То____а, ва____а, те____ис.

н – известняк и песок

нн – газ и нефть.

 

Задание

45.       Работа в группах. Задание-игра «Забота государства».

От имени государства составьте список по защите своих граждан, включив в него контроль сроков годности продуктов и лекарств, защиту окружающей среды от вредных выбросов предприятий, обязательный технический осмотр автомобилей, проверку качества продуктов питания и многое другое. Побеждает та группа, чей список окажется самым длинным.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание

46.       Какие товары, выпущенные предприятиями Тамбовской области, продаются в магазинах? Составьте их список.

___________________     ______________________    _____________________        

___________________    ______________________    _____________________

___________________    ______________________    _____________________      

___________________    ______________________    _____________________

             

Задание

47.       Представьте, что вы корреспондент журнала для детей. Напишите эссе на тему «Международная торговля моей страны».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание

48.       Допишите предложение из учебника.

В интересах России не отказываться от продажи ___________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание

49.       Какие товары из других стран продаются в магазинах? Составьте их список.

___________________     ______________________    _____________________        

___________________    ______________________    _____________________

___________________    ______________________    _____________________      

___________________    ______________________    _____________________

 

 

Задание

50.       Представьте, что вы беседуете со своим сверстником из другой страны. О чём бы вы хотели его расспросить? Составьте перечень вопросов.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Н.П. Касторнов Т.А. Касторнова

Н.П. Касторнов Т.А. Касторнова

УДК ББК О

УДК ББК О

Что такое природопользование? __________________________________________________________________

Что такое природопользование? __________________________________________________________________

Задание 4.

Задание 4.

Товар изготовлен из материала, который может соприкасаться с пищевыми продуктами

Товар изготовлен из материала, который может соприкасаться с пищевыми продуктами

Наша Родина_________________________________________________ __________________________________________________________________

Наша Родина_________________________________________________ __________________________________________________________________

Задание 13. Как вы понимаете высказывание

Задание 13. Как вы понимаете высказывание

Возобновимые Невозобновимые

Возобновимые Невозобновимые

Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье

Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье

Классификация – ______________________________________________ __________________________________________________________________

Классификация – ______________________________________________ __________________________________________________________________

Задание 21. Придумайте, нарисуйте и защитите плакат «Природу необходимо и охранять, и разумно использовать!»

Задание 21. Придумайте, нарисуйте и защитите плакат «Природу необходимо и охранять, и разумно использовать!»

Нужно сохранить природные богатства в чистоте, бережно относясь к воздуху, воде и почве

Нужно сохранить природные богатства в чистоте, бережно относясь к воздуху, воде и почве

Задание 28. Объясните значение пословицы «Поле пахать – не руками махать»

Задание 28. Объясните значение пословицы «Поле пахать – не руками махать»

Гумус – это __________________________________________________ __________________________________________________________________

Гумус – это __________________________________________________ __________________________________________________________________

Заполните схему.

Заполните схему.

Дополните приведённую ниже схему

Дополните приведённую ниже схему

Вопросы 1. Слой земли, на котором растут растения

Вопросы 1. Слой земли, на котором растут растения

Может ли в современном мире отдельная страна, даже самая богатая природными и человеческими ресурсами, прожить в одиночку? __________________________________________________________________

Может ли в современном мире отдельная страна, даже самая богатая природными и человеческими ресурсами, прожить в одиночку? __________________________________________________________________

Задание 44. Чем торгует наша страна с зарубежными партнёрами?

Задание 44. Чем торгует наша страна с зарубежными партнёрами?

Задание 46. Какие товары, выпущенные предприятиями

Задание 46. Какие товары, выпущенные предприятиями

Задание 50. Представьте, что вы беседуете со своим сверстником из другой страны

Задание 50. Представьте, что вы беседуете со своим сверстником из другой страны
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.09.2024