Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Балашовский медицинский колледж»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по дисциплине
«ИНФОРМАТИКА»
г. Балашов
Пояснительная записка
Рабочая тетрадь по Информатике, предназначена для студентов специальности «Фармация», разработана на основе ФГОС СПО.
Рабочая тетрадь включает в себя пять разделов охватывающих весь курс дисциплины.
В результате изучения дисциплины студент должен:
уметь:
ü использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
ü использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;
ü применять компьютерные и телекоммуникационные средства.
знать:
ü основные понятия автоматизированной обработки информации;
ü общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем;
ü состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
ü методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
ü базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;
ü основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности.
В рабочую тетрадь входят разделы, как теоретического характера, так и рекомендации по выполнению практических работ, в частности с использованием офисного приложения Microsoft Office.
Рабочая тетрадь поможет студентам в освоении теоретических понятий дисциплины «Информатика», а преподавателю в проверке качества знаний и умений студентов. Она создана для удобной и комфортной работы на и во внеурочное время.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Устройство персонального компьютера. Базовая компьютерная грамотность. 4
1.1. Информация и информатика. История создания ЭВМ... 4
1.2. Архитектура, структура и принципы работы ЭВМ... 6
Тема 2. Базовые, системные, служебные программные продукты. 9
Операционные системы.. 9
Тема 3. Пакеты прикладных программ. 12
3.1. Технологии обработки графической информации. 12
3.2. Технологии обработки текстовой информации. 15
3.3. Технология обработки числовой информации. 22
3.4. Технология создания мультимедийных презентаций PowerPoint 28
Тема 4. Состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности. 32
4.1. Принципы работы и значение локальных и глобальных компьютерных сетей в информационном обмене. 32
4.2. Компьютерные вирусы.. 35
Литература. 37
1. Информация – это____________________________________________________________
2. Понятие информация в различных областях знаний:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Единица измерения количества информации_____________________________________
4. 1 байт =___________________
5. Зависимость количества информации от количества возможных событий_____________
______________________________________________________________________________
6. Как подсчитать количество информации в сообщении закодированном в знаковой системе____________________________________________________________________________
7. Информатика - это ____________________________________________________________
8. Как информатика связана с ЭВМ?
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
9. Поколения ЭВМ?
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
10. В каких отраслях труд человека целесообразнее заменить трудом ЭВМ?
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
11. Существует ли связь между информатикой и кибернетикой? (если да то в чем)
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
12. Когда у человечества возникла потребность в вычислительных машинах?
_______________________________________________________________________________
13. Что является первой вычислительной машиной?
_______________________________________________________________________________
14. Что является первым вычислительным инструментом?
_______________________________________________________________________________
15. Как широко используется ЭВМ в настоящее время и для чего? (приведите несколько примеров)
например: в школе для обучения и учета учеников.
_______________________________________________________________________________
16. Когда была создана первая Электронно-вычислительная машина?
_______________________________________________________________________________
1. Основные компоненты ЭВМ __________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Основное устройство ЭВМ ___________________________________________________
3. Типы ЭВМ _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Постройте структурную схему ЭВМ
5. Устройство ввода информации
а) клавиатура
б) мышь
в) внешние носители информации
6. Устройства вывода информации
а) монитор
б) сканнер
в) принтер
г) плоттер
д) внешние носители информации
7. Память предназначенная для временного хранения информации при передаче ее от одного устройства в другое называется _______________________________________
8. Подпишите названия всех устройств компьютера и их назначение.
Рис. 1 Рис. 2
Достоинства
|
Достоинства
|
|
|
|
|
|
|
Недостатки
|
Недостатки |
|
|
|
|
|
|
10. Опишите путь следования информации от момента ввода до момента вывода.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
11. Дайте определения следующим понятиям:
Существует 2 вида архитектуры ЭВМ: внутренняя и ___________________
К внешней архитектуре относят: – _______________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
12. Системы счисления бывают:
1. ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
13. Позиционные системы счисления:
Система счисления |
Основание |
Алфавит цифр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16. Заполните таблицы
1) Таблица алфавитов позиционных систем счисления
Основания |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
16 |
Алфавит |
0 |
0 |
0 |
|
|
|
|
|
0 |
|
|
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
C(12) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
D(13) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
E(14) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
F(15) |
2) Переведите числа в другие системы счисления.
Результаты вычислений запишите в таблицу.
Dec |
|
|
254 |
Bin |
100001 |
|
|
Oct |
|
534 |
|
1. Назначение операционных систем?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Основные функции операционных систем?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Разновидности операционных систем?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Сравнительный анализ WINDOWS XP и WINDOWS 7:
Показатели сравнения |
WINDOWS XP |
WINDOWS 7 |
Год выпуска
|
|
|
Степень сложности для пользователя
|
|
|
Степень надежности
|
|
|
Степень дружелюбия
|
|
|
Дополнения ПО необходимые для функционирования периферийных устройств |
|
|
Корневой каталог файловой системы
|
|
|
5. При помощи какой операционной системы нужно начинать реанимацию компьютера? Почему?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
6. Norton Commander (и ему подобные) необходимы для ____________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
7. Структура операционных систем (назначение каждого элемента):
1. __________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________
4. ___________________________________________________________________________
5. ___________________________________________________________________________
6. ___________________________________________________________________________
8. Укажите назначение следующих элементов:
1. Ярлык _____________________________________________________________________
2. Папка ______________________________________________________________________
3. Окно ______________________________________________________________________
4. Файл ______________________________________________________________________
5. Панель задач ________________________________________________________________
6. Кнопка ПУСК _______________________________________________________________
7. Корзина ____________________________________________________________________
9. При помощи главного меню можно выполнить следующие функции (подчеркнуть):
1. Выключить (перезагрузить) компьютер
2. Вызвать последние документы
3. Запустить программы на выполнение
4. Удалить файлы
5. Найти необходимые файлы по показателям:
_______________________________________
______________________________________
_____________________________________
_____________________________________
6. Обратиться к справочной службе
7. Закрыть программы
8. Удалить программы
9. Настроить сеть и подключения
10. Создать папку
11. Создать файл
10. Укажите самые распространенные типы файлов и расширений
Типы файлов |
Расширения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11. Путь к файлу показывает – ___________________________________________________
12. Перечислите последовательность действий при изменении фона и заставки рабочего
стола ________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
13. Укажите последовательность действий при просмотре свойств файла _______________
_____________________________________________________________________________
14. Свойства файла не показывают:
а) тип файла
б) дату создания
в) имя создателя
г) размер файла
15. Для чего необходим доступ к просмотру свойств файла (папки)?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
16. Самая распространенная операционная система?
а) MS DOS
б) WINDOWS 2000
в) WINDOWS ХР
г) WINDOWS NT
д) WINDOWS 7
1. Как известно стандартной, встроенной в Windows, программой для обработки графических изображений является программа Paint ее основными функциями являются:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Опишите панель инструментов Paint
3. Какие еще программы обработки графических изображений существуют?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
4. Создайте рисунок при помощи Paint (отобразите его).
5. Укажите используемые средства (перечислите):
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
6. Можно ли работать с графикой при помощи Microsoft Word? ________________________
7. Создайте рисунок при помощи автофигур Microsoft Word (отобразите его):
1. Какая из приведенных программ не является программой для обработки текстовой информации?
а) Microsoft Word
б) Microsoft Excel
в) Lexicon
г) WordPad
2. В чем заключается преимущество Word перед всеми остальными программами?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
3. Опишите инструменты окна Word:
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
4. Возможности Word?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
5. При помощи текстового редактора Word создайте титульный лист реферата:
6. Создание сложного документа Word
Цель работы:
Отработать приемы добавления различных объектов, в текстовый документ Word.
Задание
1) Создать доклад (титул, план, текст доклада – всего 5 страниц) на одну из предложенных тем:
2) Структуру изобразить при помощи схемы, например:
3) Добавить план (содержание)
4) Вставить колонтитулы (автор, тема)
5) Добавить формулы взаимодействия, например
6) При необходимости добавить таблицу и рисунок
7) Вставить номера страниц
Тест по Microsoft Word
1) Microsoft Word это:
a) графический редактор
b) текстовый редактор
c) редактор таблиц
2) Какая пиктографическая панель отвечает за вид текста:
a) стандартная
b) рисование
c) форматирование
3) Команды открытия и сохранения файлов находятся в пункте меню:
a) файл
b) вставка
c) сервис
4) Для обозначения конца абзаца используется клавиша:
a) Enter
b) Shift + Enter
c) ↓
5) Чтобы выделить абзац целиком нужно:
a) щелкнуть на нем мышкой 2 раза
b) щелкнуть мышкой на полосе выделения при нажатой
клавише
Ctrl
c) дважды щелкнуть на полосе выделения
6) Какая команда помещает выделенный фрагмент текста в буфер без удаления
a) копировать
b) вырезать
c) вставить
7) Какой из маркеров горизонтальной координатной линейки служит для установки отступа красной строки
a) верхний
b) нижний левый
c) нижний правый
8) Поместить в документ рисунок можно при помощи пункта меню:
a) вид
b) сервис
c) вставка
1. Какая из приведенных программ является программой для обработки числовой информации?
а) Microsoft Word
б) Microsoft Excel
в) Lexicon
г) WordPad
2. В чем заключаются возможности Excel?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Практическая работа
Создание таблицы успеваемости по предмету (Математика, Информатика, Литература и т.д.)
Цель работы
Отработка основных приемов работы в Excel
Задание
1. Создать таблицу (по приведенному ниже примеру) успеваемости за три месяца (5 уроков в месяц) по выбранному предмету на группу из 25 человек даты подобрать самостоятельно.
2. Провести все расчеты (средний балл, округленный средний балл, логический анализ)
Средний балл рассчитывается по формуле =СРЗНАЧ(C3:G3)
Округленный средний балл рассчитывается по формуле =ОКРУГЛ(H3;0)
Вывод по успеваемости =ЕСЛИ(I3=5;"отличник";(ЕСЛИ(I3=4;"хорошист";(ЕСЛИ(I3=3;"троечник";(ЕСЛИ(I3=2;"двоечник")))))))
Ход выполнения работы
Вставка формулы
Объединение (разбивка) ячеек
2. Нажать знак «Объединить и поместить в центре»
Примечание: Разбить ранее объединенные ячейки можно повторным нажатием на знак «Объединить и поместить в центре»
Практическая работа
Расчет суммы платежа по кредиту, создание резюме (использование шаблонов)
Цель работы
Научиться работать с шаблонными формами Excel, Word.
Задание
1. Создать книгу данных Excel
2. При помощи шаблонов Excel создать файл «Рассрочка» (см. Рис.)
3. Заполнить поля (свободные данные)
4. Проанализировать зависимость изменения платежей от процента, суммы, количества лет.
5. Рассмотреть возможные шаблонные формы Excel, Word.
6. В Word создать изысканное резюме.
7. Написать отчет.
Ход выполнения работы
Выбор шаблонной формы
1. Файл
2. Создать
3. Шаблоны на моем компьютере
4. Вкладка Решения
5. Выбрать шаблон
6. Нажать ОК
Практическая работа
Обмен данными между листами книги данных Excel
Цель работы
Научиться использовать данные предыдущего периода в текущих расчетах
Задание
Лист 1
Лист 2
Примечание: При заполнении таблицы необходимо пользоваться:
Практическая работа
Создание и сортировка списка осуществление поиска данных
Цель работы
Научиться создавать простейшую базу данных и осуществлять поиск в ней
Задание
Ход работы
Сортировка списка
1. Данные
2. Сортировка
3. Выбрать метку столбца для сортировки
4. ОК
Осуществление выборки
Примечание: Вернуть обратно можно:
1. Данные
2. Фильтр
3. Снять галочку автофильтр или Отобразить все
1. Подбор параметра
Поиск значения параметра, удовлетворяющего заданному значению некоторой математической функции, производится в Excel путём варьирования какого-то начального значения в заданной ячейке до тех пор, пока вычисление по формуле, зависящей от этой ячейки, не даст нужный результат.
Тест по Microsoft Excel
1) Microsoft Excel это:
a) текстовый редактор
b) графический редактор
c) редактор таблиц
2) Команда "мастер диаграмм" находится в пункте меню:
a) файл
b) вставка
c) сервис
3) Добавить ячейки можно с помощью:
a) меню вставка
b) щелчка правой клавиши мыши
c) оба варианта
4) Поместить таблицу в буфер обмена без удаления можно с помощью
команды:
a) копировать
b) вырезать
c) вставить
5) Логическая функция "ЕСЛИ" находится в меню:
a) вставка → функция
b) формат → функция
c) правка → функция
6) Промаркировать столбец ячеек можно с помощью комбинации клавиш:
a) Ctrl+↓
b) Shift+↓
c) Alt +↓
7) Восстановить удаленные данные можно с помощью комбинации
клавиш:
a) Ctrl + Z
b) Shift + Z
c) Alt + Z
8) Для возведения числа в степень используется клавиша:
а) $
Ь) *
с) ^
9) Вводу формулы в ячейке должно предшествовать нажатие клавиши:
a) =
b) Enter
с) ~
10) Для установления информационной связи используется клавиша:
а) #
ь) !
c) %
1.Компьютерная презентация – это__________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. Мультимедиа – это_____________________________________________________________
________________________________________________________________________________
3. Слайд – это____________________________________________________________________
4. Опишите возможности окна PowerPoint
Практическая работа
Знакомство с пакетом презентаций PowerPoint
Цель работы
Освоение приемов создания мультимедийных презентаций с помощью программ PowerPoint.
Задание
Создать презентацию по основным компонентам ЭВМ. Вид слайдов представлен на следующем рисунке.
Последовательность действий при подготовке презентации:
1. Запустите на исполнение программу MS PowerPoint.
2. => Файл => Создать => Новая презентация
3. В открывшемся окне «Создание слайда»:
•
для слайда 1
выберите автомакет «Титульный слайд»;
заполните шаблон
соответствующим текстом; за
тем выполните команду
=> Вставка => Создать слайд;
• для слайда 2 выберите автомакет «Таблица» => ОК; заполните шаблон соответствующим текстом; затем выполните команду => Вставка => Создать слайд.
4. Для слайдов 3-7 используйте макет «Графика и текст». Заполнение шаблонов графическими объектами можно производить из библиотеки MS Clip Gallery; выполнив команды => Вставка => Рисунок => Картинки, выберите картинку (щелчком мыши) => Вставить клип => Свернуть или закрыть окно «Вставка картинки». Переместите картинку в окно графического объекта на слайде. Можно использовать и другие рисунки, а также рисунки, извлеченные из любых графических файлов.
Для перехода к созданию следующего слайда выполните: => Вставка => Создать слайд.
5. Выбор оформления.
Перейдите в режим сортировщика
слайдов:
=> Вид => Сортировщик слайдов => Щелкните по первому
слайду;
=> Формат => Применить шаблон оформления.
В открывшемся окне выберите «Водяные знаки» => Применить.
6. Настройка режима смены слайдов.
=> Показ слайдов
=> Смена слайдов.
В поле «Эффект» выберите «Растворение». В поле «Продвижение» выберите «Автоматическое после 7 сек» => Применить ко всем.
7. Анимация и озвучивание
отдельных объектов. Этот режим
позволяет установить анимационные эффекты для каждого фрагмента слайда: за
головка, рисунков, текста. Для этого:
=> выделите фрагмент на слайде;
=> Настройка анимации.
Далее выбирается анимационный эффект. На вкладке «Порядок и время» можно назначить последовательность появления объектов (фрагментов) при демонстрации.
8. Сохранение созданной
презентации:
=> Файл => Сохранить.
Создается файл с расширением *.ppt
Демонстрация презентации.
=> Перейдите в режим сортировщика слайдов;
=> Щелкните по начальному слайду;
=> Показ слайдов => Начать показ, или нажав F5 на клавиатуре.
1. Компьютерные сети назначение:
Локальные ____________________________________________________________________
Глобальные ___________________________________________________________________
Корпоративные _______________________________________________________________
2. Группа системных администраторов получила задание обеспечить автоматизированный
обмен данными между бухгалтерией и отделом кадров. Сеть какого типа здесь уместно
применить? Почему? ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Рекламу продукции, выпускаемой Вашей компанией, правильнее разместить в сети
какого типа? Почему? __________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Можно ли создать сайт не входя в сеть Интернет? ________________________________
5. Чем примечательны для истории развития компьютеров следующие года?
1945 г. _______________________________________________________________________
1969 г.________________________________________________________________________
70-е годы ХХ века _____________________________________________________________
1983 г. _______________________________________________________________________
1993 г. _______________________________________________________________________
6. Протокол TCP/IP – это _______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
7. Аббревиатура WWW расшифровывается World Wide Web, а переводится _____________
_____________________________________________________________________________
8. В знаменитой сказке «Буратино», Мальвина учила Буратино писать, как Вы считаете
достаточно этих знаний и навыков сегодня и почему? _______________________________
_____________________________________________________________________________
9. В связи с развитием компьютерной техники, коков социально необходимый минимум
знаний и навыков, которыми должен обладать человек? _____________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
10. Какие технические и социальные проблемы можно решить при помощи глобальных
компьютерных сетей? __________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
11. Оглядываясь на эволюцию человечества, развития компьютерной техники и способов
передачи информации пофантазируйте «Что же нас ждет в ближайшем будущем?» ______
_____________________________________________________________________________
12. Скорость передачи информации в сетях измеряется в ____________________________
13. Выберете канал связи с максимальной пропускной способностью и высокой помехоустойчивостью:
а) телефонная линия;
б) оптоволоконная связь;
в) спутниковая (радио) связь.
14. Выберете канал с простейшей организацией доступа:
а) телефонная линия;
б) оптоволоконная связь;
в) спутниковая (радио) связь.
15. Назначение программ Outlook Express и Internet Explorer заключается в _____________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
16. Сервер – это _______________________________________________________________
17. Определите какое дополнительно оборудование необходимо установить на компьютер
для подключения по телефонному кабелю ________________________________________
и оптоволоконному кабелю______________________________________________________
1. Компьютерный вирус – это ____________________________________________________
______________________________________________________________________________
2. По степени опасности вирусы делятся на:
3. По среде обитания вирусы делятся на:
1. _________________________________________
2. _________________________________________
3. _________________________________________
4. _________________________________________
5. _________________________________________
4. Почему вирусы опасны для компьютера?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Способы заражения компьютера вирусом:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Может ли чистая отформатированная дискета стать источником заражения вирусом? (ответ обоснуйте)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
7. Опишите профилактику заражения компьютера вирусом в зависимости от типа вируса.
Тип вируса |
Степень опасности |
Профилактика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Какие антивирусные программы вы знаете?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
9. Самые популярные из них?
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
10. Предположим, ваш компьютер стал медленно загружаться, часто подвисает. Каковы вероятные причины такого поведения компьютера?_________________________________
_____________________________________________________________________________
11. Ваши действия по устранению проблем описанных в пункте 10? ___________________
_____________________________________________________________________________
1. Симонович С.В., Информатика. Базовый курс: Учебное пособие. / С.В. Симонович, Г.А.Евсеев, В.И. Мураховский – СПб: Питер, 2009. – 640с.
2. Филимонова Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности, Ростов н/Д:Феникс, 2009 г. -381 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.