муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мечетинская средняя общеобразовательная школа
Зерноградского района
«Утверждаю»
Директор МБОУ Мечетинской СОШ
Приказ от 03.09. 2018 г. № 522
____________Л. В. Недоведеева
Рабочая программа
по литературе
для Устиненко Вадима на 20182019 учебный год
(основное общее образование: 8 «А» класс)
Учитель: Рыхлова Татьяна Семеновна Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература».
Личностными результатами учащихся основной школы, формируемыми при изучении
предмета «Литература», являются:
совершенствование духовнонравственных качеств личности, воспитание чувства любви к
многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к
культурам других народов
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации: словари, энциклопедии, СМИ, интернетресурсы и пр.
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе
проявляются в:
умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать
аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинноследственные
связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её,
определять сферу своих интересов;
умении работать с разными источниками информации, находить её, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты учащихся основной школы состоят в следующем:
1) В познавательной сфере:
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его
героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно
выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного
содержания (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией;
2) в ценностноориентационной сфере:
приобщение к духовнонравственным ценностям русской литературы и культуры;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их
оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных произведений;
понимание авторской позиции;
3) в коммуникативной сфере:
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прочитанному или
прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа;
уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с проблематикой изученных
произведений, классные и домашние творческие работы;
4) в эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического
вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно
выразительных средств в создании художественных образов литературных
произведений.
Содержание учебного предмета «Литература» (51 час).
Раздел учебной
программы
русской
Из
литературы 19
века.
27 часов.
Содержательные линии.
А. С. Пушкин. Исторические исследования поэта.
Важнейшие проблемы истории. История народного
бунта. Повесть «Капитанская дочка». Особенности
композиции.
Различие авторской позиции в
«Капитанской дочке» и «Истории Пугачёва».
Историзм художественной литературы.
Стихотворения: «19 октября», «Туча». «К…».
М. Ю. Лермонтов – «явление в поэзии». Позиции
художественного историзма в творчестве.
Творческая лаборатория поэта, жанры. Поэма
«Мцыри». Романтический герой. Романтическая
поэма.
Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Поворот русской
драматургии к социальной теме. Отношение
современной писателю критики, общественности к
комедии. Сатира и юмор (развитие представления).
Повесть «Шинель». Образ «маленького человека» в
повести.
М.Е.СалтыковЩедрин. «История одного города»
(отрывок). Художественнополитическая сатира.
Ирония автора.
Пародия на официальные
исторические сочинения (начальные представления).
Эзопов язык (развитие понятия).
Н.С.Лесков.
Сатира на
чиновничество. Деталь как средство создания
образа.
А. К. Толстой. «После бала». Идеал согласия в
обществе.
Противоречия между сословиями.
Контраст как средство выразительности.
Художественная деталь.
Антитеза (развитие
представлений).
Мечты о совершенствовании
общества.
Поэзия родной природы. Настроение, которым
проникнуты стихи А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова,
Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова. Ритм, рифма
как средство передачи настроения.
«Старый гений».
Контрольные
оценочные,
творческие
оценочные
работы.
Р.р. . Сочинение
эссе.по роману
«Капитанская
дочка»
Р.р. Сочинение
поэме
по
«Мцыри»
по
предложенным
темам
Р.р. Сочинение
по пьесе Гоголя
«Ревизор»
Р.р. Сочинение
по
повести
Гоголя
«Шинель»
Сочинение
Р.р.
на
рассказ.
«После бала».
Идея
разделённости
двух Россий. Из литературы
20 века
5 часов.
Писатели
улыбаются.
2 часа.
«Стихи и песни
о
Великой
Отечественной
войне 1941 –
1945 годов».
8 часов.
Русские поэты
20 века о
Родине, родной
природе и о
себе.
3 часа.
П.
Чехов.
Психологизм
«О любви».
А.
художественной литературы.
И. А. Бунин. Историзм Бунина. Повествование о
прошлом. Мастерство Бунина – рассказчика.
Психологизм прозы писателя. В творческой
лаборатории писателя. «Кавказ». Нравственные
уроки рассказа.
А.И.Куприн. «Куст сирени». Сюжет и фабула
(начальные представления).
А.А.Блок. Цикл стихотворений о России «На поле
Куликовом». Образная система цикла. «Россия».
Интерес поэта к истории.
С.А.Есенин.
Поэма «Пугачёв» (отрывки).
Художественные особенности поэмы. Сходство и
различие Пугачёва у Блока и Пугачёва у Пушкина.
Драматическая поэма (начальные представления).
И.С.Шмелёв.
«Как я стал писателем».
Сопоставление художественного произведения с
документальнобиографическими.
Тэффи «Жизнь и воротник».
Михаил Зощенко. «История болезни».
А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы
из поэмы). Поэтическая энциклопедия Великой
Отечественной войны. Реалистическая правда о
войне в поэме. Фольклор и литература (развитие
понятий).
Знакомство с творчеством поэтовпесенников:
М.Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную
хату».
Б. Окуджава «Песенка о пехоте».
Лев Ошанин «Дороги».
А. Фатьянов «Соловьи». Темы, нравственные
посылы, слияние музыки и поэзии.
В П Астафьев. «Фотография, на которой меня нет».
Автобиографический характер рассказа. Герой
повествователь ( развитие представлений).
Автобиографический характер рассказа.
И. Анненский «Снег», Д.Мережковский «Родное»,
«Не надо звуков».
Н.Заболоцкий «Вечер на Оке». «Уступи мне ,
скворец, уголок».
Н. Рубцов «По вечерам». «Встреча». «Привет,
Россия».
Поэты русского зарубежья о Родине. Н. Оцуп. «Мне
трудно без России» (отрывок). З.Гиппиус. «Знайте!».
Дон Аминадо. «Бабье летол». И. Бунин. «У птицы
есть гнездо». Ностальгия по родной стране. Любовь
к Родине и природе родного края. Писатели
эмигранты и связь с русской культурой.
Черты
в
Р.р.
военного
времени
рассказе.
Из зарубежной У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» (сцены). Итоговый Конфликт как основа сюжета драматического
произведения.
«Сонеты». Сонет как форма лирической поэзии.
Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве».
Классицизм. Сатира (развитие понятия).
В. Скотт. «Айвенго» (Главы из романа). Главные
герои и события.
Подведение итогов года.
контроль.
Тестирование за
курс 8 класса.
литературы.
4 часа.
Итоговые уроки.
2 часа.
Всего – 51 час.
Тематическое планирование.
№ Дата
.
Дата
(факт)
Тема раздела, урока
Часы
1
2
3
4
5
6
13.11
14.11
20.11
21.11
27.11
28.11
04.12
7
05.12
8
9
11.12
10 12.12
11 18.12
19.12
12
25.12
13
14
26.12
15 15.01
16 16.01
17 22.01
18 23.01
19 29.01
20 30.01
21 5.02
22 6.02
23 12.02
24 13.02
1
1
1
1
1
1
Швабрин – антигерой.
Р.р. Сравнительная характеристика героев.
Роль «Калмыцкой сказки» в раскрытии образа Пугачёва.
Историческая правда и художественный вымысел в романе.
Р.р. Сочинениеэссе по роману «Капитанская дочка»
Стихотворение «К…».
Обогащение любовной лирики
мотивами пробуждения души к творчеству. Стихотворение
«19 октября».
Р.р. Чтение наизусть стихотворений
М.Ю. Лермонтов. Исторические темы в творчестве.
«Мцыри». Свободный, мятежный сильный дух героя.
Образ монастыря и образ природы, их роль в произведении.
Р.р. Сочинение по поэме. «Мцыри»
Н.В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе, «Ревизор». Комедия
«со злостью и солью».
История создания и постановки комедии.
Разоблачение пороков чиновничества.
Хлестаковщина как общественное явление.
Р.р. Сочинение по пьесе Гоголя «Ревизор».
Повесть «Шинель». Образ «маленького человека».
Р.р. Сочинение по повести Гоголя.
М.Е. СалтыковЩедрин. Краткий рассказ о писателе,
редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Сатира на современные
писателю порядки.
Н.С. Лесков «Старый гений». Сатирические приёмы в
рассказе.
Л.Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной
любви и согласия в обществе.
Р.р. Сочинение на рассказ. «После бала». Идея разделённости 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 25 19.02
26 20.02
27 26.02
двух Россий.
Поэзия родной природы. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов,
Ф.И. Тютчев, А.А. Фет о природе.
Р.р. Стихи поэтов Дона 19 века о родной природе.
А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви». История
о любви и упущенном счастье.
Из русской литературы 20 века
28 27.02
И.А. Бунин. «Кавказ». Повествование о любви в различных её
состояниях.
А.И. Куприн. «Куст сирени». Тема семейного счастья.
А.А. Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая
тема в стихотворении.
С.А. Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачёв» поэма на историческую тему.
Сопоставление образа Пугачёва в разных произведениях.
19.03
32
Писатели улыбаются
33 20.03
Вн. ч. М. Зощенко. «История болезни». Тэффи. «Жизнь и
воротник».
А.Т. Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий
Тёркин».Глава «Переправа». Тема служения Родине.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов
29 5.03
30 12.03
31
13.03
34 2.04
35
3.04
36
37
09.04
10.04
38
16.04
39 17.04
40
41
23.04
24.04
42
27.04
43 30.04
44
7.05
45
08.05
46 14.05
47 15.05
48 21.05
Изображении подвигов и военных будней в песне. М.
Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату».
Б. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют».
Лирические и героические песни в годы войны. Лев Ошанин
«Дороги».
А. Фатьянов «Соловьи». Выражение в песне сокровенных
чувств и переживаний.
Р.р. «Песни военных лет и их первые исполнители».
В.П. Астафьев. Рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический
характер рассказа.
Р.р. Черты военного времени в рассказе.
Русские поэты зарубежья о Родине, родной природе
И. Анненский. «Снег», Д. Мережковский «Родное», Н.
Заболоцкий «Вечер на Оке».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.
Оцуп «Мне трудно без России» (отрывок).
И. Бунин «У птиц есть гнездо». Общее и индивидуальное в
произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и
Джульетта». Семейная вражда и любовь героев.
Сила любви и жертвенности в пьесе.
Сонеты. «Кто хвалится родством своим со знатью».
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во
дворянстве».
1
1
1
5
1
1
1
1
1
2
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
4
1
1
1 49 22.05
50 28.05
51 29.05
Герой комедии (обзор с чтением отдельных сцен).
Р.р. Чтение по ролям.
Итоговый контроль. Тестирование за курс 8 класса.
Подведение итогов года.
1
1
1
СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
Педагогпсихолог
____________Сердюкова Е.А.
Заместитель директора по УВР
МБОУ Мечетинской СОШ
_____________Сапсаенко Н. В.
29.08.2018года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 8 вид по литературе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 8 вид по литературе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 8 вид по литературе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 8 вид по литературе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 8 вид по литературе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 8 вид по литературе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 8 вид по литературе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.