Рабочая программа факультативного курса по предмету "Немецкий язык" «Межкультурная коммуникация». 9 класс.

  • Работа в классе
  • doc
  • 25.06.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа факультативного курса по предмету "Немецкий язык" «Межкультурная коммуникация». 9 класс. Данный факультативный курс строится на идеях обучения иностранному языку в контексте межкультурной парадигмы, предполагающей взаимосвязанное обучение языку и культуре, направлен на расширение представлений о социокультурном портрете страны изучаемого языка в сопоставлении с родной культурой, совершенствование культуры общения с различными целевыми направлениями.Рабочая программа факультативного курса по предмету "Немецкий язык" «Межкультурная коммуникация». 9 класс. Данный факультативный курс строится на идеях обучения иностранному языку в контексте межкультурной парадигмы, предполагающей взаимосвязанное обучение языку и культуре, направлен на расширение представлений о социокультурном портрете страны изучаемого языка в сопоставлении с родной культурой, совершенствование культуры общения с различными целевыми направлениями.
Иконка файла материала нем 22.doc
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  факультативного курса по предмету «Немецкий язык» «Межкультурная коммуникация» Класс  92 Пояснительная записка 1. Общая характеристика факультативного курса «Межкультурная коммуникация» Современные   тенденции   обучения   иностранным   языкам предусматривают   тесную   взаимосвязь   прагматического   и   культурного аспектов содержания с решением задач воспитательного и образовательного речевого   общения.  Овладение  одним  или  более  языками  отдельно  друг  от друга   не   является   целью.   Поэтому   изучение   второго   иностранного   языка сегодня  –  это насущная необходимость. При  его  изучении речь идёт о даль­ нейшем   развитии   общих   компетенций,   о   формировании   коммуникативной, языковой и речевой компетенций. Изучение   второго   иностранного   языка   осуществляется   в   условиях контактирования трёх языков — родного, первого (английского) и второго иностранного   (немецкого),   что   обуславливает   более   интенсивное   развитие речевой   способности   учащихся   в   целом   и   положительно   сказывается   на образовательном процессе. Данный факультативный курс строится на идеях обучения иностранному   предполагающей языку   в   контексте   межкультурной   парадигмы, взаимосвязанное   обучение   языку   и   культуре,   направлен   на   расширение представлений   о   социокультурном   портрете   страны   изучаемого   языка   в сопоставлении с родной культурой, совершенствование культуры общения с различными целевыми направлениями и коммуникативными намерениями.  Данная  рабочая   программа   предназначена  для   учащихся  9­х  классов ГБОУ   СОШ   №   1  при   изучении   немецкого   языка   как   второго   после английского   и   составлена   в   соответствии   с   требованиями   Федерального образовательного   стандарта   основного   общего   образования,   с   учётом3 концепции   духовно­нравственного   воспитания   и   планируемых   результатов освоения   основной   образовательной   программы   основного   общего образования.  Данная программа реализуется средствами УМК «Немецкий язык» для 9 класса серии «Академический школьный учебник» (авторы Бим И. Л., Садомова Л. В. И др.), а также современными аутентичными материалами, накопленными из различных источников. 2. Цели изучения курса Изучение немецкого языка направлено на достижение следующих целей: • Развитие   иноязычной   коммуникативной   компетенции   (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно­познавательной): ­ речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех   основных   видах   речевой   деятельности   (говорении,   аудировании, чтении, письме); ­языковая компетенция – систематизация ранее изученного материала; овладение   новыми   языковыми   средствами   в   соответствии   с   отобранными темами и сферами общения; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке; ­ социокультурная   компетенция  –   приобщение   учащихся   к   культуре, традициям и реалиям стран изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся в  9­ом  классе; формирование умений представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения; ­ компенсаторная   компетенция  –   развитие   умений   выходить   из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передачи иноязычной информации;4 ­ учебно­познавательная компетенция  – дальнейшее развитие общих и специальных   учебных   умений,   ознакомление   с   доступными   учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий. • Развитие и воспитание у школьников понимания важности иностранного языка   в   современном   мире   и   потребности   пользоваться   им   как   средством общения,   познания,   самореализации   и   социальной   адаптации;   воспитание качеств   гражданина,   патриота;   развитие   национального   самосознания, стремления   к   взаимопониманию   между   людьми   разных   сообществ, толерантного отношения к проявлениям другой культуры. • Формирование дружелюбного и толерантного отношения к проявлениям иной   культуры,   уважения   к   личности,   ценностям   семьи,   оптимизма   и выраженной   личностной   позиции   в   восприятии   мира,   в   развитии национального   самосознания   на   основе   знакомства   с   жизнью   своих сверстников   в   других   странах,   с   образцами   литературы   разных   жанров, доступными для подростков с учетом достигнутого ими уровня иноязычной подготовки; • Создание   основы   для   формирования   интереса   к   совершенствованию достигнутого   уровня   владения   изучаемым   иностранным   языком,   к использованию  иностранного  языка   как  средства,  позволяющего   расширять свои знания в других предметных областях. 3. Описание места в учебном плане Представленная   программа   предусматривает   факультативное   изучение немецкого   языка   как   второго   иностранного   в   9   классе:   34   часа   (1   час   в неделю).5 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Настоящая   программа   обеспечивает   достижение   личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты:  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ   культурного   наследия   народов   России   и   человечества;   усвоение гуманистических, многонационального   российского   общества;   демократических   и   традиционных   ценностей   воспитание   чувства ответственности и долга перед Родиной;  формирование   ответственного   отношения   к   учению,   готовности   и способности   обучающихся   к   саморазвитию   и   самообразованию   на   основе мотивации   к   обучению   и   познанию,   осознанному   выбору   и   построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире   профессий   и   профессиональных   предпочтений,   с   учётом   устойчивых познавательных интересов;  формирование   целостного   мировоззрения,   соответствующего современному   уровню   развития   науки   и   общественной   практики, учитывающего   социальное,   культурное,   языковое,   духовное   многообразие современного мира;  формирование   осознанного,   уважительного   и   доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; готовности и способности вести диалог с другими6 людьми и достигать в нём взаимопонимания;  освоение   социальных   норм,   правил   поведения,   ролей   и   форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;  участие в школьном  самоуправлении  и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного   поведения,   осознанного   и   ответственного   отношения   к собственным поступкам;  формирование   коммуникативной   компетентности   в   общении   и сотрудничестве   со   сверстниками,   старшими   и   младшими   в   процессе   учебноисследовательской, образовательной,   общественно   полезной, творческой и других видов деятельности;  формирование   ценности   здорового   и   безопасного   образа   жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных   ситуациях,   угрожающих   жизни   и   здоровью   людей,   правил поведения на транспорте и на дорогах;  формирование   основ   экологической   культуры   на   основе   признания ценности   жизни   во   всех   её   проявлениях   и   необходимости   ответственного, бережного отношения к окружающей среде;   осознание   значения   семьи   в   жизни   человека   и   общества,   принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;   развитие   эстетического   сознания   через   освоение   художественного наследия народов, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты:7 умение   самостоятельно   определять   цели   своего   обучения,   ставить   и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение   самостоятельно   планировать   пути   достижения   целей,   в   том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение   соотносить   свои   действия   с   планируемыми   результатами, осуществлять   контроль   своей   деятельности   в   процессе   достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение   оценивать   правильность   выполнения   учебной   задачи, собственные возможности её решения; владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   принятия   решений   и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение   определять   понятия,   создавать   обобщения,   устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для   классификации,   устанавливать   причинно­следственные   связи,   строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы; умение   создавать,   применять   и   преобразовывать   знаки   и   символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение   организовывать   учебное   сотрудничество   и   совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить   общее   решение   и   разрешать   конфликты   на   основе   согласования позиций   и  учёта   интересов;   формулировать,   аргументировать   и  отстаивать своё мнение;8 умение   осознанно   использовать   речевые   средства   в   соответствии   с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности, владения устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование   и   развитие   компетентности   в   области   использования информационно­коммуникационных технологий. Предметные результаты: 1. формирование   дружелюбного   и   толерантного   отношения   к ценностям   иных   культур,   оптимизма   и   выраженной   личностной   позиции   в восприятии   мира,   в   развитии   национального   самосознания   на   основе знакомства   с   жизнью   своих   сверстников  в   других   странах,   с   образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности; 2. формирование   и   совершенствование   иноязычной   коммуникативной компетенции;   расширение   и   систематизация   знаний   о   языке,   расширение лингвистического   кругозора   и   лексического   запаса,   дальнейшее   овладение общей речевой культурой; 3. достижение   допорогового   уровня   иноязычной   коммуникативной компетенции; 4. создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению третьего иностранного языка,   к   использованию   иностранного   языка   как   средства   получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных об­ ластях. А. Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности: В коммуникативной сфере:9 говорении • умение   начинать,   вести/поддерживать   и   заканчивать   различные   виды диалогов   в   стандартных   ситуациях   общения,   соблюдая   нормы   речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; • умение   расспрашивать   собеседника   и   отвечать   на   его   вопросы, высказывая   своё   мнение,   просьбу,   отвечать   на   предложение   собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико­ грамматический материал; • рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее; • сообщать   краткие   сведения   о   своём   городе/селе,   о   своей   стране   и странах изучаемого языка; • описывать   события/явления,   уметь   передавать   основное   содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей; аудировании • воспринимать   на   слух   и   полностью   понимать   речь   учителя, одноклассников; • воспринимать   на   слух   и   понимать   основное   содержание   несложных   относящихся   к   разным   и   видеотекстов, аутентичных   аудио­ коммуникативным типам речи (сообщение/интервью); • воспринимать   на   слух   и   выборочно   понимать   с   опорой   на   языковую догадку и контекст краткие, несложные аутентичные прагматические аудио­ и видеотексты с выделением нужной/интересующей информации; чтении • читать   аутентичные   тексты   разных   жанров   и   стилей   с   пониманием основного содержания; • читать   несложные   аутентичные   тексты   разных   жанров   и   стилей   с10 полным   и   точным   пониманием   и   с   использованием   различных   приёмов смысловой переработки текста (выборочного перевода, языковой догадки, в том   числе   с   опорой   на   первый   иностранный   язык),   а   также   справочных материалов; • читать   аутентичные   тексты   с   выборочным   пониманием нужной/интересующей информации; письменной речи • заполнять анкеты и формуляры; • писать   поздравления,   личные   письма   с   опорой   на   образец   с употреблением   формул   речевого   этикета,   принятых   в   странах   изучаемого языка; • составлять план, тезисы устного или письменного сообщения. Языковая компетенция (владение языковыми средствами и действиями с ними): • применение правил написания изученных слов; • адекватное   произношение   и   различение   на   слух   всех   звуков   второго иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах; • соблюдение   ритмико­интонационных   особенностей   предложений различных   коммуникативных   типов   (утвердительное,   вопросительное, отрицательное,   повелительное);   правильное   членение   предложений   на смысловые группы; • распознавание  и  употребление  в  речи  изученных  лексических  единиц (слов   в   их   основных   значениях,   словосочетаний,   реплик­клише   речевого этикета); • знание   основных   способов   словообразования   (аффиксация, словосложение, конверсия); • понимание явлений многозначности слов второго иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;11 • распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций второго иностранного языка; знание признаков изученных грамматических явлений (временных форм глаголов, модальных   глаголов   и   их   эквивалентов,  артиклей,   существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов); • знание   основных   различий   систем   второго   иностранного,   первого иностранного и русского/родного языков. Социокультурная компетенция • знание   национально­культурных   особенностей   речевого   и   неречевого поведения   в   своей   стране   и   странах   изучаемого   языка;   их   применение   в стандартных   ситуациях   формального   и   неформального   межличностного   и межкультурного общения; • распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик­клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка; • знание употребительной фоновой лексики и реалий страны изучаемого языка; знакомство с образцами художественной, публицистической и научно­ популярной литературы; • понимание важности владения несколькими иностранными языками в современном поликультурном мире; • представление   об   особенностях   образа   жизни,   быта,   культуры   стран   о   всемирно   известных второго   изучаемого   иностранного   языка, достопримечательностях,   выдающихся   людях   и   их   вкладе   в   мировую культуру; • представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемых иностранных языков.12 Компенсаторная компетенция Умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств   при   получении   и   приёме   информации   за   счёт   использования контекстуальной догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики. Б. В познавательной сфере: • умение сравнивать языковые явления родного и изучаемых иностранных языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений; • владение   приёмами   работы   с   текстом:   умение   пользоваться определённой   стратегией   чтения/аудирования   в   зависимости   от коммуникативной   задачи   (читать/слушать   текст   с   разной   глубиной понимания); • умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах изучаемой тематики; • готовность   и   умение   осуществлять   индивидуальную   и   совместную проектную работу; • умение   пользоваться   справочным   материалом   (грамматическими   и лингвострановедческими   справочниками, словарями, мультимедийными средствами);   двуязычными   и   толковыми • владение   способами   и   приёмами   дальнейшего   самостоятельного изучения иностранных языков. В ценностно­ориентационной сфере: В. • представление   о   языке   как   средстве   выражения   чувств,   эмоций,   как основе культуры мышления; • представление   о   целостном   полиязычном,   поликультур­   ном   мире,13 осознание   места   и   роли   родного   и   иностранных   языков   в   этом   мире   как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации; • приобщение   к   ценностям   мировой   культуры   как   через   источники информации на иностранном языке, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках и т. д.; • достижение   взаимопонимания   в   процессе   устного   и   письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкуяьтурных контактов в доступных пределах. Г. В эстетической сфере: • владение   элементарными   средствами   выражения   чувств   и   эмоций   на втором иностранном языке; • стремление к знакомству с образцами художественного творчества на втором иностранном языке и средствами изучаемого второго иностранного языка; • развитие чувства прекрасного при знакомстве с образцами живописи, музыки, литературы стран изучаемых иностранных языков. Д. В трудовой сфере: Умение   рационально   планировать   свой   учебный   труд   и   работать   в соответствии с намеченным планом. Е. В физической сфере: Стремление   вести   здоровый   образ   жизни   (режим   труда   и   отдыха, питание, спорт, фитнес).14 Основное содержание Предметное содержание речи 1. Межличностные   взаимоотношения   в   семье,   со   сверстниками. Внешность и черты характера человека. 2. Досуг   и   увлечения   (чтение,   кино,   театр   и   др.).   Виды   отдыха, путешествия. Транспорт. Покупки. 3. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, питание. 4. Школьное   образование,   школьная   жизнь,   изучаемые   предметы   и отношение   к   ним.   Переписка   с   зарубежными   сверстниками.   Каникулы   в различное время года. 5. Мир   профессий.   Проблемы   выбора   профессии.   Роль   иностранного языка в планах на будущее. 6. Природа.  Проблемы   экологии.  Защита   окружающей   среды.  Климат, погода. 7. Средства   массовой   информации   и   коммуникации   (пресса, телевидение, радио, Интернет). 8. Страны   второго   иностранного   языка   и   родная   страна,   их города, столицы   и   крупные географическое   положение,     достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи). Выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру. Виды речевой деятельности/Коммуникативные умения Говорение Диалогическая речь Умение вести диалоги этикетного характера, диалог­расспрос, диалог­ побуждение   к   действию,   диалог­обмен   мнениями.   Объём   диалога   от   4­5 реплик со стороны каждого учащегося продолжительностью 1,5­2 минуты.15 Монологическая речь Умение строить связные высказывания о фактах и событиях с опорой и без   опоры   на   прочитанный   или   услышанный   текст,   заданную   вербальную ситуацию или зрительную наглядность. Объём монологического высказывания от 10­12 фраз, продолжительность монолога – 1­1,5 минуты. Аудирование Умение   воспринимать   и   понимать   на   слух   аутентичные   аудио­   и видеотексты   с   разной   глубиной   проникновения   в   их   содержание   (с пониманием   основного   содержания,   с   выборочным   пониманием   и   полным пониманием содержания текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста. Аудирование с полным пониманием содержания предполагает понимание речи   учителя   и   одноклассников   на   уроке,   а   также   понимание   несложных текстов, построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале или содержащих некоторые незнакомые слова. Время звучания текста – до 1 минуты. Аудирование   с   пониманием   основного   содержания   осуществляется   на несложных   аутентичных   текстах,   содержащих   наряду   с   изученными   и некоторое количество незнакомых языковых явлений. Время звучания текстов – до 1,5 минуты. Аудирование с выборочным пониманием предполагает умение выделить необходимую информацию в одном или нескольких аутентичных  коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию. Время звучания текстов – до 1,5 минуты. Чтение Умение читать и понимать аутентичные тексты разных жанров и стилей с различной   глубиной   и   точностью   проникновения   в   их   содержание   (в16 зависимости   от   коммуникативной   задачи):   с   пониманием   основного содержания   (ознакомительное   чтение);   с   полным   пониманием   содержания (изучающее   чтение);   с   выборочным   пониманием   необходимой   информации (просмотровое/поисковое чтение). Жанры   текстов:   научно­популярные,   публицистические,   ху­ дожественные, прагматические. Типы   текстов:   статья,   интервью,   рассказ,   объявление,   рецепт,   меню, проспект, реклама, песня и др. Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам   учащихся,   иметь   образовательную   и   воспитательную   ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников. Независимо   от   вида   чтения   возможно   использование   двуязычного словаря. Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных   аутентичных   материалах   с   ориентацией   на   выделенное   в программе   предметное   содержание,   включающих   некоторое   количество незнакомых слов. Объём текстов для чтения – 600­700 слов. Чтение   с   полным   пониманием   осуществляется   на   несложных аутентичных   текстах,   построенных   в   основном   на   изученном   языковом материале,   с   использованием   различных   приёмов   смысловой   переработки текста   (языковой   догадки,   выборочного   перевода)   и   оценки   полученной информации. Объём текста для чтения – около 500 слов. Чтение   с   выборочным   пониманием   предполагает   умение   просмотреть аутентичный текст или несколько коротких текстов и выбрать необходимую информацию. Объём текста для чтения – около 350 слов. Письменная речь умение:17 ­ делать   выписки   из   текста   для   их   дальнейшего   использования   в собственных высказываниях; ­ писать   короткие   поздравления   с   днём   рождения   и   другими праздниками, выражать пожелания (объёмом 30­40 слов, включая адрес); ­ заполнять несложные анкеты в форме, принятой в странах изучаемого языка (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес); ­ писать   личное   письмо   зарубежному   другу   с   опорой   на   образец (сообщать краткие сведения о себе; запрашивать аналогичную информацию; выражать благодарность и т.д.). Объём – 100­140 слов, включая адрес. Языковые знания и навыки Орфография Правила   чтения   и   написания   слов,   отобранных   для   данного   этапа обучения,   и   навыки   их   применения   в   рамках   изучаемого   лексико­ грамматического материала. Фонетическая сторона речи Навыки   адекватного   произношения   и   различения   на   слух   всех   звуков изучаемого второго иностранного языка. Соблюдение ударения и интонации в словах   и  фразах,  ритмико­интонационные   навыки  произношения   различных типов предложений. Овладение   лексическими   единицами,   обслуживающими   новые   темы, проблемы   и   ситуации   общения   в   пределах   тематики   основной   школы,   в объёме   около   1000   единиц.   Лексические   единицы   включают   устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики­клише речевого этикета. Основные способы словообразования: 1) аффиксация: • существительных  с  суффиксами  ­ung (die Losung, die Ver­ einigung); ­keit (die Feindlichkeit); ­heit (die Einheit); ­schaft (die Gesellschaft); ­um (das18 Datum);   ­or   (der   Doktor);   ­ik   (die   Mathematik);   ­e   (die   Liebe),   ­er   (der Wissenschaftler); ­ie (die Biologie); • прилагательных  с  суффиксами  ­ig   (wichtig);   ­lich   (glücklich);   ­isch (typisch); ­los (arbeitslos); ­sam (langsam); ­bar (wunderbar); • существительных   и   прилагательных   с   префиксом  un­  (das  Unglück, unglücklich); • существительных  и  глаголов  с  префиксами:  vor­   (der   Vorort, vorbereiten); mit­ (die Mitverantwortung, mitspielen); • глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками и другими словами в функции приставок типа erzählen, wegwerfen. 2) словосложение: • существительное + существительное (das Arbeitszimmer); • прилагательное + прилагательное (dunkelblau, hellblond); • прилагательное + существительное (die Fremdsprache); • глагол + существительное (die Schwimmhalle); 3) конверсия (переход одной части речи в другую): • образование существительных от прилагательных (das Blau, der Junge); • образование существительных от глаголов (das Lernen, das Lesen). Интернациональные слова  (der  Globus,  der  Computer).  Представления о синонимии, антонимии, лексической сочетаемости, многозначности. Грамматическая сторона речи Нераспространённые и распространённые предложения: • безличные предложения (Es ist warm. Es ist Sommer); • предложения с глаголами legen, stellen, hangen, требующими после себя дополнение в Akkusativ и обстоятельство места при ответе на вопрос Wohin? (Ich hänge das Bild an die Wand); • предложения с глаголами  beginnen,  raten,  vorhaben  и др., требующими после себя Infinitiv с zu;19 • побудительные предложения типа Lesen wir! Wollen wir lesen!; • все типы вопросительных предложений; • предложения   с   неопределённо­личным   местоимением  man  (Man schmückt die Stadt vor Weihnachten); • предложения  с  инфинитивной  группой  um ...  zu (Er lernt Deutsch, um deutsche Bücher zu lesen); • сложносочинённые  предложения  с  союзами  denn, darum, deshalb (Ihm gefällt das Dorfleben, denn er kann hier viel Zeit in der frischen Luft verbringen); • сложноподчинённые предложения с союзами dass, ob и др. (Er sagt, dass er gut in Mathe ist); • сложноподчинённые  предложения  причины  с  союзами  weil, da (Er hat heute keine Zeit, weil er viele Hausaufgaben machen muss); • сложноподчинённые  предложения  с  условным  союзом  wenn (Wenn du Lust hast, komm zu mir zu Besuch); • сложноподчинённые   предложения   с   придаточными   времени   (с союзами wenn, als, nachdem); • сложноподчинённые   предложения   с   придаточными   опре­ делительными (с относительными местоимениями die, deren, dessen); • сложноподчинённые предложения с придаточными цели (с союзом damit); • распознавание структуры предложения по формальным признакам: по наличию/отсутствию инфинитивных оборотов: ит ... zu + Infinitiv, statt ... zu + Infmitiv, ohne ... zu + Infinitiv); • слабые   и   сильные   глаголы   со   вспомогательным   глаголом  haben  в Perfekt; • сильные глаголы со вспомогательным глаголом sein в Perfekt (коттеп, fahren, gehen); • Präteritum  слабых и сильных глаголов, а также вспомогательных и20 модальных глаголов; • глаголы   с   отделяемыми   и   неотделяемыми   приставками   в  Präsens, Perfekt, Prateritum, Futur (anfangen, beschreiben); • временные формы в Passiv (Präsens, Präteritum); • местоименные наречия (worüber, darüber, womit, damit); • возвратные  глаголы  в  основных  временных  формах  Präsens,   Perfekt, Präteritum (sich anziehen, sich waschen); • распознавание и употребление в речи определённого, неопределённого и   нулевого   артиклей,   склонения   существительных   нарицательных; склонения   прилагательных   и   наречий;   предлогов,   имеющих   двойное управление, предлогов, требующих Dativ, предлогов, требующих Akkusativ; • местоимения:   личные,   притяжательные,   неопределённые  (jemand, niemand); • Plusquamperfekt и употребление его в речи при согласовании времён; • количественные числительные и порядковые числительные. Социокультурные знания и умения Умение   осуществлять   межличностное   и   межкультурное   общение, используя   знания   о   национально­культурных   особенностях   своей   страны   и стран изучаемого языка, полученные на уроках немецкого языка и в процессе изучения   других   предметов   (знания   межпредметного   характера).   Это предполагает овладение: • знаниями   о   значении   родного   и   иностранных   языков   в   современном мире; • сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на немецком языке, их символике и культурном наследии; • употребительной   фоновой   лексикой   и   реалиями   страны   изучаемого языка:   традициями   (в   питании,   проведении   выходных   дней,   основных национальных праздников), распространёнными образцами фольклора;21 • представлением  о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран, говорящих на немецком языке; об особенностях их образа жизни, быта, культуры (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и   их   вкладе   в   мировую   культуру);   о   некоторых   произведениях художественной литературы на немецком языке; • умением   распознавать   и   употреблять   в   устной   и   письменной   речи   в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета,   принятые   в   странах   изучаемого   языка   (реплики­клише,   наиболее распространённую оценочную лексику); • умениями   представлять   родную   страну   и   культуру   на   иностранном языке;   оказывать   помощь   зарубежным   гостям   в   нашей   стране   в  ситуациях повседневного общения. Компенсаторные умения • переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов; • использовать   в   качестве   опоры   при   порождении   собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь ит. д.; • прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов; • догадываться   о   значении   незнакомых   слов   по   контексту,   по используемым собеседником жестам и мимике; • использовать   синонимы,   антонимы,   описания   понятия   при   дефиците языковых средств. Общеучебные умения и универсальные способы деятельности Формируются умения: • работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц; • работать с прослушанным и письменным текстом: извлечение основной22 информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации; • работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет­ресурсами, литературой; • самостоятельно   работать,   рационально   организовывая   свой   труд   в классе и дома. Специальные учебные умения Формируются умения: • находить   ключевые   слова   и   социокультурные   реалии   при   работе   с текстом; • семантизировать слова на основе языковой догадки; • осуществлять словообразовательный анализ слов; • выборочно использовать перевод; • пользоваться двуязычным и толковым словарями.23 Тематическое планирование Содержание I. Ferien und Bücher (7 ч.) Характеристика видов деятельности •Читают   высказывания   с   помощью Высказывания   молодых   людей   о том, что они читали на каникулах. Афоризмы и пословицы о книгах. Серия комиксов.  Аннотации к книгам.  Учебные тексты.  Вопросы о любимых книгах. Образовании   и   употреблении Präsens,  Präteritum,  Perfekt, Plusquamperfekt,  Futur  Passiv  в речи. Wozu? – um ... zu + Infinitiv. Придаточное   предложение   цели (damit­Sätze). Информация о городах: Mainz,  Frankfurt am Main, Leipzig. Национальный характер. Правила компетентного  межкультурного общения. словаря,   выражать   своё   согласие   или несогласие с прочитанным. •Читают,   переводят   и   комментируют афоризмы и пословицу о книгах. •Читают   художественные   тексты, осуществляют поиск в тексте немецких эквивалентов   к   данным   русским предложениям.  •Воспринимают на слух, читают вместе с диктором стихотворения, сравнивают их с данным литературным переводом.  •Выражают   своё   мнение   по   поводу прочитанного, используя данные слова.  •Коротко рассказывают, о чём говорится в тексте. •Комментировать   графики,   данные   к текстам.   •Читают   комиксы,   формулируют   их основную идею, отвечают на вопросы по содержанию.  •Читают   с   пониманием   основного содержания   аннотации   к   книгам   из каталогов. •Описывают серию рисунков.Содержание II. Die heutigen Jugendlichen (7 ч.) Что   сегодняшней   молодёжи важно?  Вопросы   об   отношении   молодых людей с родителями. Ассоциограммы. Мини­тексты к рисункам.  Инфинитивные обороты statt … zu + Infinitiv и ohne … zu + Infinitiv. Интервью с молодыми людьми. Высказывания   родителей   о   своих детях­подростках. Межкультурный   аспект   в  текстах для чтения. Примеры поведения. Нравы, обычаи, традиции. 24 Характеристика видов деятельности •Составляют   рассказ   с   опорой   на лексико­семантическую таблицу. •Употребляют в речи Präsens и Präteritum Passiv. •Различать использование в предложении um ... zu + Infinitiv и damit­Sätze.  •Отвечают   на   вопросы,   относящиеся   к личному опыту учащихся. •Отвечают   на   вопросы   по   содержанию прочитанного и выражают своё мнение. •Воспринимают   на   слух   высказывания юношей  и  девушек   о  том,  что   для  них важно. •Читают   полилоги   и   отвечают   на вопросы,   что   для   говорящих   важно   и чего они боятся. •Читают тексты с полным пониманием и дают толкование тех проблем, о которых идёт речь. •Сравнивают   проблемы   немецкой молодёжи   с   проблемами   нашей молодёжи,   рассказывают   о   проблемах своих друзей. •Отвечают   на   вопросы   с   опорой   на ассоциограмму.Содержание III.   Die   Zukunft   beginnt   schon jetzt.   Wie   steht’s   mit   der Berufswahl? (7 ч.) Схема школьного образования. Упражнения,   направленные   на активизацию   новой   лексики   по теме   и   семантизацию   новой лексики по словообразовательным моделям. Управление глаголов.  Употребление   местоименных наречий. Газетные   объявления   с предложениями о работе. Вопросы   о   выборе   профессии   и 25 Характеристика видов деятельности •Расширяют   словарь   с   помощью словообразования. •Сообщают о своих проблемах с опорой на вопросы. •Воспринимать   на   слух   высказывания молодых людей в Германии о проблемах, которые   их   волнуют,   и   выполнять задания   на   контроль тестовые   понимания. •Употребляют лексику по теме в речи. •Анализируют образования.   схему   школьного •Сравнивают   данные   о   выборе школьниками   будущей   профессии   в Германии и России. •Комментировать данные, приведённые в диаграмме. •Читают тексты с полным пониманием и отвечают на вопросы.  •Комментируют   отдельные   факты   из текста с элементами аргументации. •Обмениваются  информацией в группах по поводу прочитанного. •Расширяют словообразовательный запас за счёт однокоренных слов.26 Содержание возможности образования в Германии.   получения Характеристика видов деятельности •Рассказывают   о   своих   планах   на будущее и подготовке к их реализации Восприятие   немцев   в   России   и русских в Германии. •Выражают   своё   мнение,   что   особенно важно при выборе профессии.  Стереотипы  и предрассудки. •Читают   газетные   объявления   и определяют их назначение (по опорам). IV. Massenmedien. Ist es wirklich •Читают  и комментируют  высказывания die vierte Macht? (7 ч.) Задачи СМИ. Статьи из немецких газет. Программа телепередач. Систематизация   лексики   по словообразовательным элементам Высказывания   молодых   людей   о значении СМИ. Предлоги   с  Dativ  и  Akkusativ, Genitiv.  Придаточные условия.   предложения молодых людей. •Читают газетные статьи и обмениваются друг   с   другом   информацией   о прочитанном.  •Знакомятся телевизионной программой передач и  находят заданную с     информацию.  •Знакомятся   с   новой   лексикой   и используют   её   в   тренировочных упражнениях. •Выражают   своё   мнение   о   проекте, переносят обосновывают его,     Телевидение: за и против. Привязанность к компьютеру. информацию на себя. •Письменно   фиксируют   отдельные Телекоммуникации, Интернет. Правила конструктивного   разрешения конфликтов. факты •Тренируются   в   употреблении предлогов. •Задают   вопросы   собеседнику   иСодержание V. Deutschland heute und gestern (6 ч.) Из истории страны. Учебные тексты.  Путешествуем по Германии. Немецкоязычный   мир   и   его культурное наследие. Общекультурные   нормы вербального   и   невербального поведения. 27 Характеристика видов деятельности отвечают   на   вопросы   (переходя   с позиции   спрашивающего   на   позицию отвечающего). •Слушают мнения о СМИ и инсценируют полилог. •Участвуют   в   дискуссии   «Телевидение: за и против» с опорой на таблицу. •Читать   текст   с   пропусками   и восполнять   их,   используя   лексику   по теме. •Высказывают   своё   мнение   о   чтении книг, газет и журналов. •Выражают   своё   мнение   о   культуре чтения в Германии и в нашей стране. •Читают художественные тексты. •Отвечают   на   вопросы   по   содержанию прочитанного и выражают своё мнение. •Читают тексты с полным пониманием и дают толкование тех проблем, о которых идёт речь. •Знакомятся   с   новой   лексикой   и используют   её   в   тренировочных упражнениях. •Отвечают   на   вопросы,   относящиеся   к личному опыту учащихся.Содержание 28 Характеристика видов деятельности   •Выполняют и групповые   работы   по   подготовке индивидуальные   рефератов по теме «особенности стран с точки межкультурной зрения     коммуникации».29 Материально­техническое обеспечение учебного процесса 1. Книгопечатная продукция (библиотечный фонд):  Федеральный   государственный   образовательный   стандарт основного общего образования.  языку.  Примерная   программа   среднего   образования   по   иностранному Учебник «Немецкий язык» для 9 класса (серия «Академический школьный учебник»).  Бим И. Л., Садомова Л. В. «Немецкий язык. Рабочие программы. 5 – 9 классы».   Книга для учителя к УМК « Немецкий язык » для 9 класса. Немецко-русские и русско-немецкие словари. 2. Книгопечатная продукция (для личного пользования учащихся):  Бим И. Л., Садомова Л. В. «Немецкий язык» для 9 класса. Рабочая тетрадь. 3. Печатные пособия: Грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в примерных программах среднего образования по иностранному языку. Карты на немецком языке: - географические и политические карты немецкоязычных стран, - географическая карта России.30 Лексические плакаты на немецком языке. Символика родной страны. Символика немецкоязычных стран 4. Технические средства обучения и оборудование кабинета:      Магнитофон Компьютер Мультимедийный проектор Экспозиционный экран Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок    Стенд для размещения творческих работ учащихся Стол учительский  Ученические столы с комплектом стульев 5. Мультимедийные средства обучения: CD для занятий в классе и самостоятельных занятий  домаСписок используемой литературы 31 1. Бим И. Л. и др.  Учебник   «Немецкий язык» для 9 класса (серия «Академический школьный учебник») — М.: Просвещение, 2012. 2. Васильева   Н.Н.   «Межкультурная   коммуникация»   –   Первое сентября. Газета «Немецкий язык», 2007 г.  3. Клюева Т. В. Швейцария. Люксембург. Лихтенштейн. Уч. пос. по страноведению – М.: НВИ­ТЕЗАУРУС, 1999. 4. Лебедев В. Б. Знакомьтесь: Германия! Пособие по страноведению – М.: Высш. шк., 2005.  5. Овчинникова А. В., Овчинников А. Ф. О Германии вкратце – М.: «Лист», 2002.  6. Пассов Е.И. «Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу  культур». (Пособие  для учителей,  учреждений,  обеспечивающих получение общего среднего образования) – Мн.: Лексис, 2003.  7. Подгорная Л. И. История Германии в биографиях. – С­Петербург: Каро, 2002. 8. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5–9   классы.   –   М.:   Просвещение,   2010.   –   (Серия   «Стандарты   второго поколения»). 9. Рекичинская   Е.А.   Элективный   курс:   «Межкультурная коммуникация для школьников». Профильная школа. Иностранные языки в школе, № 1, 2008.  10. Соловьёва   Л.Д.   «Страноведение   Германии:   Учебное   пособие.   – Киров: ВГПУ, 2002.  11. Тер­Минасова   С.Г.   «Язык   и   межкультурная   коммуникация»: Учебное пособие. – М.: Слово, 2000.32 12. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт основного   общего   образования.   –   М.:   Просвещение,   2012.   –   (Серия «Стандарты второго поколения»).