Рабочая программа факультативного курса по предмету "Немецкий язык" «Межкультурная коммуникация». 9 класс.
Оценка 4.7
Работа в классе
doc
немецкий язык
9 кл
25.06.2018
Рабочая программа факультативного курса по предмету "Немецкий язык" «Межкультурная коммуникация». 9 класс. Данный факультативный курс строится на идеях обучения иностранному языку в контексте межкультурной парадигмы, предполагающей взаимосвязанное обучение языку и культуре, направлен на расширение представлений о социокультурном портрете страны изучаемого языка в сопоставлении с родной культурой, совершенствование культуры общения с различными целевыми направлениями.Рабочая программа факультативного курса по предмету "Немецкий язык" «Межкультурная коммуникация». 9 класс. Данный факультативный курс строится на идеях обучения иностранному языку в контексте межкультурной парадигмы, предполагающей взаимосвязанное обучение языку и культуре, направлен на расширение представлений о социокультурном портрете страны изучаемого языка в сопоставлении с родной культурой, совершенствование культуры общения с различными целевыми направлениями.
нем 22.doc
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
по предмету «Немецкий язык»
«Межкультурная коммуникация»
Класс 9 2
Пояснительная записка
1. Общая характеристика факультативного курса
«Межкультурная коммуникация»
Современные
тенденции обучения иностранным языкам
предусматривают тесную взаимосвязь прагматического и культурного
аспектов содержания с решением задач воспитательного и образовательного
речевого общения. Овладение одним или более языками отдельно друг от
друга не является целью. Поэтому изучение второго иностранного языка
сегодня – это насущная необходимость. При его изучении речь идёт о даль
нейшем развитии общих компетенций, о формировании коммуникативной,
языковой и речевой компетенций.
Изучение второго иностранного языка осуществляется в условиях
контактирования трёх языков — родного, первого (английского) и второго
иностранного (немецкого), что обуславливает более интенсивное развитие
речевой способности учащихся в целом и положительно сказывается на
образовательном процессе.
Данный факультативный курс строится на идеях обучения иностранному
предполагающей
языку в контексте межкультурной парадигмы,
взаимосвязанное обучение языку и культуре, направлен на расширение
представлений о социокультурном портрете страны изучаемого языка в
сопоставлении с родной культурой, совершенствование культуры общения с
различными целевыми направлениями и коммуникативными намерениями.
Данная рабочая программа предназначена для учащихся 9х классов
ГБОУ СОШ № 1 при изучении немецкого языка как второго после
английского и составлена в соответствии с требованиями Федерального
образовательного стандарта основного общего образования, с учётом 3
концепции духовнонравственного воспитания и планируемых результатов
освоения основной образовательной программы основного общего
образования.
Данная программа реализуется средствами УМК «Немецкий язык»
для 9 класса серии «Академический школьный учебник»
(авторы Бим И. Л., Садомова Л. В. И др.), а также
современными аутентичными материалами, накопленными из
различных источников.
2. Цели изучения курса
Изучение немецкого языка направлено на достижение следующих целей:
• Развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой,
языковой, социокультурной, компенсаторной, учебнопознавательной):
речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в
четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании,
чтении, письме);
языковая компетенция – систематизация ранее изученного материала;
овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными
темами и сферами общения; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого
языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре,
традициям и реалиям стран изучаемого иностранного языка в рамках тем,
сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим
особенностям учащихся в 9ом классе; формирование умений представлять
свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из
положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передачи
иноязычной информации; 4
учебнопознавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и
специальных учебных умений, ознакомление с доступными учащимся
способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том
числе с использованием новых информационных технологий.
• Развитие и воспитание у школьников понимания важности иностранного
языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством
общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание
качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания,
стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ,
толерантного отношения к проявлениям другой культуры.
• Формирование дружелюбного и толерантного отношения к проявлениям
иной культуры, уважения к личности, ценностям семьи, оптимизма и
выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии
национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих
сверстников в других странах, с образцами литературы разных жанров,
доступными для подростков с учетом достигнутого ими уровня иноязычной
подготовки;
• Создание основы для формирования интереса к совершенствованию
достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, к
использованию иностранного языка как средства, позволяющего расширять
свои знания в других предметных областях.
3. Описание места в учебном плане
Представленная программа предусматривает факультативное изучение
немецкого языка как второго иностранного в 9 классе: 34 часа (1 час в
неделю). 5
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
курса
Настоящая программа обеспечивает достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
воспитание
российской гражданской идентичности: патриотизма,
любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических,
многонационального российского общества;
демократических и традиционных ценностей
воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов мира; готовности и способности вести диалог с другими 6
людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
учебноисследовательской,
образовательной,
общественно полезной,
творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры на основе признания
ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты: 7
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение; 8
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности, владения устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационнокоммуникационных технологий.
Предметные результаты:
1. формирование дружелюбного и толерантного отношения к
ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в
восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе
знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами
зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися
уровня иноязычной компетентности;
2. формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной
компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение
лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение
общей речевой культурой;
3.
достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной
компетенции;
4.
создание основы для формирования интереса к совершенствованию
достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе
на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению третьего иностранного
языка, к использованию иностранного языка как средства получения
информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных об
ластях.
А.
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
В коммуникативной сфере: 9
говорении
• умение начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды
диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого
этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
• умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы,
высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника
согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико
грамматический материал;
• рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на
будущее;
• сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и
странах изучаемого языка;
• описывать события/явления, уметь передавать основное содержание,
основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к
прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
аудировании
• воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя,
одноклассников;
• воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных
относящихся к разным
и видеотекстов,
аутентичных аудио
коммуникативным типам речи (сообщение/интервью);
• воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую
догадку и контекст краткие, несложные аутентичные прагматические аудио и
видеотексты с выделением нужной/интересующей информации;
чтении
• читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с пониманием
основного содержания;
• читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с 10
полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов
смысловой переработки текста (выборочного перевода, языковой догадки, в
том числе с опорой на первый иностранный язык), а также справочных
материалов;
• читать аутентичные тексты с выборочным пониманием
нужной/интересующей информации;
письменной речи
• заполнять анкеты и формуляры;
• писать поздравления, личные письма с опорой на образец с
употреблением формул речевого этикета, принятых в странах изучаемого
языка;
• составлять план, тезисы устного или письменного сообщения.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами и действиями
с ними):
• применение правил написания изученных слов;
• адекватное произношение и различение на слух всех звуков второго
иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
• соблюдение ритмикоинтонационных особенностей предложений
различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное,
отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на
смысловые группы;
• распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц
(слов в их основных значениях, словосочетаний, репликклише речевого
этикета);
• знание основных способов словообразования
(аффиксация,
словосложение, конверсия);
• понимание явлений многозначности слов второго иностранного языка,
синонимии, антонимии и лексической сочетаемости; 11
•
распознавание и употребление в речи основных морфологических
форм и синтаксических конструкций второго иностранного языка; знание
признаков изученных грамматических явлений (временных форм глаголов,
модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных,
степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных,
предлогов);
• знание основных различий систем второго иностранного, первого
иностранного и русского/родного языков.
Социокультурная компетенция
• знание национальнокультурных особенностей речевого и неречевого
поведения в своей стране и странах изучаемого языка; их применение в
стандартных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения;
• распознавание и употребление в устной и письменной речи основных
норм речевого этикета (репликклише, наиболее распространённой оценочной
лексики), принятых в странах изучаемого языка;
• знание употребительной фоновой лексики и реалий страны изучаемого
языка; знакомство с образцами художественной, публицистической и научно
популярной литературы;
• понимание важности владения несколькими иностранными языками в
современном поликультурном мире;
• представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран
о всемирно известных
второго изучаемого иностранного языка,
достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую
культуру;
• представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран
изучаемых иностранных языков. 12
Компенсаторная компетенция
Умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых
средств при получении и приёме информации за счёт использования
контекстуальной догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык,
игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов,
мимики.
Б. В познавательной сфере:
• умение сравнивать языковые явления родного и изучаемых иностранных
языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний,
предложений;
• владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться
определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от
коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной
понимания);
• умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и
составлении собственных высказываний в пределах изучаемой тематики;
• готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную
проектную работу;
• умение пользоваться справочным материалом (грамматическими и
лингвострановедческими справочниками,
словарями, мультимедийными средствами);
двуязычными и толковыми
• владение способами и приёмами дальнейшего самостоятельного
изучения иностранных языков.
В ценностноориентационной сфере:
В.
• представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, как
основе культуры мышления;
• представление о целостном полиязычном, поликультур ном мире, 13
осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как
средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
• приобщение к ценностям мировой культуры как через источники
информации на иностранном языке, в том числе мультимедийные, так и через
участие в школьных обменах, туристических поездках и т. д.;
• достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного
общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и
межкуяьтурных контактов в доступных пределах.
Г. В эстетической сфере:
• владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на
втором иностранном языке;
• стремление к знакомству с образцами художественного творчества на
втором иностранном языке и средствами изучаемого второго иностранного
языка;
• развитие чувства прекрасного при знакомстве с образцами живописи,
музыки, литературы стран изучаемых иностранных языков.
Д. В трудовой сфере:
Умение рационально планировать свой учебный труд и работать в
соответствии с намеченным планом.
Е. В физической сфере:
Стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха,
питание, спорт, фитнес). 14
Основное содержание
Предметное содержание речи
1. Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками.
Внешность и черты характера человека.
2. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр и др.). Виды отдыха,
путешествия. Транспорт. Покупки.
3. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, питание.
4. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и
отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в
различное время года.
5. Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного
языка в планах на будущее.
6. Природа. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат,
погода.
7. Средства массовой информации и коммуникации (пресса,
телевидение, радио, Интернет).
8. Страны второго иностранного языка и родная страна, их
города,
столицы и крупные
географическое
положение,
достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники,
знаменательные даты, традиции, обычаи). Выдающиеся люди, их вклад в науку
и мировую культуру.
Виды речевой деятельности/Коммуникативные умения
Говорение Диалогическая речь
Умение вести диалоги этикетного характера, диалограсспрос, диалог
побуждение к действию, диалогобмен мнениями. Объём диалога от 45
реплик со стороны каждого учащегося продолжительностью 1,52 минуты. 15
Монологическая речь
Умение строить связные высказывания о фактах и событиях с опорой и
без опоры на прочитанный или услышанный текст, заданную вербальную
ситуацию или зрительную наглядность. Объём монологического высказывания
от 1012 фраз, продолжительность монолога – 11,5 минуты.
Аудирование
Умение воспринимать и понимать на слух аутентичные аудио и
видеотексты с разной глубиной проникновения в их содержание (с
пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным
пониманием содержания текста) в зависимости от коммуникативной задачи и
функционального типа текста.
Аудирование с полным пониманием содержания предполагает понимание
речи учителя и одноклассников на уроке, а также понимание несложных
текстов, построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале
или содержащих некоторые незнакомые слова. Время звучания текста – до 1
минуты.
Аудирование с пониманием основного содержания осуществляется на
несложных аутентичных текстах, содержащих наряду с изученными и
некоторое количество незнакомых языковых явлений. Время звучания текстов
– до 1,5 минуты.
Аудирование с выборочным пониманием предполагает умение выделить
необходимую информацию в одном или нескольких аутентичных коротких
текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию. Время
звучания текстов – до 1,5 минуты.
Чтение
Умение читать и понимать аутентичные тексты разных жанров и стилей с
различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в 16
зависимости от коммуникативной задачи): с пониманием основного
содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания
(изучающее чтение); с выборочным пониманием необходимой информации
(просмотровое/поисковое чтение).
Жанры текстов:
научнопопулярные,
публицистические,
ху
дожественные, прагматические.
Типы текстов: статья, интервью, рассказ, объявление, рецепт, меню,
проспект, реклама, песня и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и
интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность,
воздействовать на эмоциональную сферу школьников.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного
словаря.
Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на
несложных аутентичных материалах с ориентацией на выделенное в
программе предметное содержание, включающих некоторое количество
незнакомых слов. Объём текстов для чтения – 600700 слов.
Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных
аутентичных текстах, построенных в основном на изученном языковом
материале, с использованием различных приёмов смысловой переработки
текста (языковой догадки, выборочного перевода) и оценки полученной
информации. Объём текста для чтения – около 500 слов.
Чтение с выборочным пониманием предполагает умение просмотреть
аутентичный текст или несколько коротких текстов и выбрать необходимую
информацию. Объём текста для чтения – около 350 слов.
Письменная речь
умение: 17
делать выписки из текста для их дальнейшего использования в
собственных высказываниях;
писать короткие поздравления с днём рождения и другими
праздниками, выражать пожелания (объёмом 3040 слов, включая адрес);
заполнять несложные анкеты в форме, принятой в странах изучаемого
языка (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);
писать личное письмо зарубежному другу с опорой на образец
(сообщать краткие сведения о себе; запрашивать аналогичную информацию;
выражать благодарность и т.д.). Объём – 100140 слов, включая адрес.
Языковые знания и навыки
Орфография
Правила чтения и написания слов, отобранных для данного этапа
обучения, и навыки их применения в рамках изучаемого лексико
грамматического материала.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков
изучаемого второго иностранного языка. Соблюдение ударения и интонации в
словах и фразах, ритмикоинтонационные навыки произношения различных
типов предложений.
Овладение лексическими единицами, обслуживающими новые темы,
проблемы и ситуации общения в пределах тематики основной школы, в
объёме около 1000 единиц. Лексические единицы включают устойчивые
словосочетания, оценочную лексику, репликиклише речевого этикета.
Основные способы словообразования:
1)
аффиксация:
• существительных с суффиксами ung (die Losung, die Ver einigung);
keit (die Feindlichkeit); heit (die Einheit); schaft (die Gesellschaft); um (das 18
Datum); or (der Doktor); ik (die Mathematik); e (die Liebe), er (der
Wissenschaftler); ie (die Biologie);
• прилагательных с суффиксами ig (wichtig); lich (glücklich); isch
(typisch); los (arbeitslos); sam (langsam); bar (wunderbar);
• существительных и прилагательных с префиксом un (das Unglück,
unglücklich);
• существительных и глаголов с префиксами:
vor (der Vorort,
vorbereiten); mit (die Mitverantwortung, mitspielen);
• глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками и другими
словами в функции приставок типа erzählen, wegwerfen.
2)
словосложение:
• существительное + существительное (das Arbeitszimmer);
• прилагательное + прилагательное (dunkelblau, hellblond);
• прилагательное + существительное (die Fremdsprache);
• глагол + существительное (die Schwimmhalle);
3)
конверсия (переход одной части речи в другую):
• образование существительных от прилагательных (das Blau, der Junge);
• образование существительных от глаголов (das Lernen, das Lesen).
Интернациональные слова (der Globus, der Computer). Представления о
синонимии, антонимии, лексической сочетаемости, многозначности.
Грамматическая сторона речи
Нераспространённые и распространённые предложения:
• безличные предложения (Es ist warm. Es ist Sommer);
• предложения с глаголами legen, stellen, hangen, требующими после себя
дополнение в Akkusativ и обстоятельство места при ответе на вопрос Wohin?
(Ich hänge das Bild an die Wand);
• предложения с глаголами beginnen, raten, vorhaben и др., требующими
после себя Infinitiv с zu; 19
• побудительные предложения типа Lesen wir! Wollen wir lesen!;
• все типы вопросительных предложений;
• предложения с неопределённоличным местоимением man
(Man
schmückt die Stadt vor Weihnachten);
• предложения с инфинитивной группой um ... zu (Er lernt Deutsch, um
deutsche Bücher zu lesen);
• сложносочинённые предложения с союзами denn, darum, deshalb (Ihm
gefällt das Dorfleben, denn er kann hier viel Zeit in der frischen Luft verbringen);
• сложноподчинённые предложения с союзами dass, ob и др. (Er sagt, dass
er gut in Mathe ist);
• сложноподчинённые предложения причины с союзами weil, da (Er hat
heute keine Zeit, weil er viele Hausaufgaben machen muss);
• сложноподчинённые предложения с условным союзом wenn (Wenn
du Lust hast, komm zu mir zu Besuch);
• сложноподчинённые предложения с придаточными времени (с
союзами wenn, als, nachdem);
• сложноподчинённые предложения с придаточными опре
делительными (с относительными местоимениями die, deren, dessen);
• сложноподчинённые предложения с придаточными цели (с союзом
damit);
• распознавание структуры предложения по формальным признакам:
по наличию/отсутствию инфинитивных оборотов: ит ... zu + Infinitiv, statt
... zu + Infmitiv, ohne ... zu + Infinitiv);
• слабые и сильные глаголы со вспомогательным глаголом haben в
Perfekt;
• сильные глаголы со вспомогательным глаголом sein в Perfekt (коттеп,
fahren, gehen);
• Präteritum слабых и сильных глаголов, а также вспомогательных и 20
модальных глаголов;
• глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками в Präsens,
Perfekt, Prateritum, Futur (anfangen, beschreiben);
• временные формы в Passiv (Präsens, Präteritum);
• местоименные наречия (worüber, darüber, womit, damit);
• возвратные глаголы в основных временных формах Präsens, Perfekt,
Präteritum (sich anziehen, sich waschen);
• распознавание и употребление в речи определённого, неопределённого
и нулевого артиклей, склонения существительных нарицательных;
склонения прилагательных и наречий; предлогов, имеющих двойное
управление, предлогов, требующих Dativ, предлогов, требующих Akkusativ;
• местоимения: личные, притяжательные, неопределённые (jemand,
niemand);
• Plusquamperfekt и употребление его в речи при согласовании времён;
• количественные числительные и порядковые числительные.
Социокультурные знания и умения
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение,
используя знания о национальнокультурных особенностях своей страны и
стран изучаемого языка, полученные на уроках немецкого языка и в процессе
изучения других предметов (знания межпредметного характера). Это
предполагает овладение:
• знаниями о значении родного и иностранных языков в современном
мире;
• сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на немецком
языке, их символике и культурном наследии;
• употребительной фоновой лексикой и реалиями страны изучаемого
языка: традициями (в питании, проведении выходных дней, основных
национальных праздников), распространёнными образцами фольклора; 21
• представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и
стран, говорящих на немецком языке; об особенностях их образа жизни, быта,
культуры (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях
и их вкладе в мировую культуру); о некоторых произведениях
художественной литературы на немецком языке;
• умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в
ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого
этикета, принятые в странах изучаемого языка (репликиклише, наиболее
распространённую оценочную лексику);
• умениями представлять родную страну и культуру на иностранном
языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях
повседневного общения.
Компенсаторные умения
• переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
• использовать в качестве опоры при порождении собственных
высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь ит. д.;
• прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно
поставленных вопросов;
• догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по
используемым собеседником жестам и мимике;
• использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците
языковых средств.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формируются умения:
• работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной
информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
• работать с прослушанным и письменным текстом: извлечение основной 22
информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение
полной и точной информации;
• работать с разными источниками на иностранном языке: справочными
материалами, словарями, интернетресурсами, литературой;
• самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в
классе и дома.
Специальные учебные умения
Формируются умения:
• находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с
текстом;
• семантизировать слова на основе языковой догадки;
• осуществлять словообразовательный анализ слов;
• выборочно использовать перевод;
• пользоваться двуязычным и толковым словарями. 23
Тематическое планирование
Содержание
I. Ferien und Bücher (7 ч.)
Характеристика видов деятельности
•Читают высказывания с помощью
Высказывания молодых людей о
том, что они читали на каникулах.
Афоризмы и пословицы о книгах.
Серия комиксов.
Аннотации к книгам.
Учебные тексты.
Вопросы о любимых книгах.
Образовании и употреблении
Präsens,
Präteritum,
Perfekt,
Plusquamperfekt,
Futur Passiv в
речи.
Wozu? – um ... zu + Infinitiv.
Придаточное предложение цели
(damitSätze).
Информация о городах: Mainz,
Frankfurt am Main, Leipzig.
Национальный характер.
Правила компетентного
межкультурного общения.
словаря, выражать своё согласие или
несогласие с прочитанным.
•Читают, переводят и комментируют
афоризмы и пословицу о книгах.
•Читают художественные тексты,
осуществляют поиск в тексте немецких
эквивалентов к данным русским
предложениям.
•Воспринимают на слух, читают вместе с
диктором стихотворения, сравнивают их
с данным литературным переводом.
•Выражают своё мнение по поводу
прочитанного, используя данные слова.
•Коротко рассказывают, о чём говорится
в тексте.
•Комментировать графики, данные к
текстам.
•Читают комиксы, формулируют их
основную идею, отвечают на вопросы по
содержанию.
•Читают с пониманием основного
содержания аннотации к книгам из
каталогов.
•Описывают серию рисунков. Содержание
II. Die heutigen Jugendlichen (7 ч.)
Что сегодняшней молодёжи
важно?
Вопросы об отношении молодых
людей с родителями.
Ассоциограммы.
Минитексты к рисункам.
Инфинитивные обороты statt … zu
+ Infinitiv и ohne … zu + Infinitiv.
Интервью с молодыми людьми.
Высказывания родителей о своих
детяхподростках.
Межкультурный аспект в текстах
для чтения.
Примеры поведения.
Нравы, обычаи, традиции.
24
Характеристика видов деятельности
•Составляют рассказ с опорой на
лексикосемантическую таблицу.
•Употребляют в речи Präsens и Präteritum
Passiv.
•Различать использование в предложении
um ... zu + Infinitiv и damitSätze.
•Отвечают на вопросы, относящиеся к
личному опыту учащихся.
•Отвечают на вопросы по содержанию
прочитанного и выражают своё мнение.
•Воспринимают на слух высказывания
юношей и девушек о том, что для них
важно.
•Читают полилоги и отвечают на
вопросы, что для говорящих важно и
чего они боятся.
•Читают тексты с полным пониманием и
дают толкование тех проблем, о которых
идёт речь.
•Сравнивают проблемы немецкой
молодёжи с проблемами нашей
молодёжи, рассказывают о проблемах
своих друзей.
•Отвечают на вопросы с опорой на
ассоциограмму. Содержание
III. Die Zukunft beginnt schon
jetzt.
Wie steht’s mit der
Berufswahl? (7 ч.)
Схема школьного образования.
Упражнения,
направленные на
активизацию новой лексики по
теме и семантизацию новой
лексики по словообразовательным
моделям.
Управление глаголов.
Употребление
местоименных
наречий.
Газетные
объявления
с
предложениями о работе.
Вопросы о выборе профессии и
25
Характеристика видов деятельности
•Расширяют словарь с помощью
словообразования.
•Сообщают о своих проблемах с опорой
на вопросы.
•Воспринимать на слух высказывания
молодых людей в Германии о проблемах,
которые их волнуют, и выполнять
задания на контроль
тестовые
понимания.
•Употребляют лексику по теме в речи.
•Анализируют
образования.
схему
школьного
•Сравнивают данные о выборе
школьниками будущей профессии в
Германии и России.
•Комментировать данные, приведённые в
диаграмме.
•Читают тексты с полным пониманием и
отвечают на вопросы.
•Комментируют отдельные факты из
текста с элементами аргументации.
•Обмениваются информацией в группах
по поводу прочитанного.
•Расширяют словообразовательный запас
за счёт однокоренных слов. 26
Содержание
возможности
образования в Германии.
получения
Характеристика видов деятельности
•Рассказывают о своих планах на
будущее и подготовке к их реализации
Восприятие немцев в России и
русских в Германии.
•Выражают своё мнение, что особенно
важно при выборе профессии.
Стереотипы и предрассудки.
•Читают газетные объявления и
определяют их назначение (по опорам).
IV. Massenmedien. Ist es wirklich
•Читают и комментируют высказывания
die vierte Macht? (7 ч.)
Задачи СМИ.
Статьи из немецких газет.
Программа телепередач.
Систематизация лексики по
словообразовательным элементам
Высказывания молодых людей о
значении СМИ.
Предлоги с Dativ и Akkusativ,
Genitiv.
Придаточные
условия.
предложения
молодых людей.
•Читают газетные статьи и обмениваются
друг с другом информацией о
прочитанном.
•Знакомятся
телевизионной
программой передач и находят заданную
с
информацию.
•Знакомятся с новой лексикой и
используют её в тренировочных
упражнениях.
•Выражают своё мнение о проекте,
переносят
обосновывают
его,
Телевидение: за и против.
Привязанность к компьютеру.
информацию на себя.
•Письменно фиксируют отдельные
Телекоммуникации, Интернет.
Правила
конструктивного
разрешения конфликтов.
факты
•Тренируются
в
употреблении
предлогов.
•Задают вопросы собеседнику и Содержание
V. Deutschland heute und gestern
(6 ч.)
Из истории страны.
Учебные тексты.
Путешествуем по Германии.
Немецкоязычный мир и его
культурное наследие.
Общекультурные
нормы
вербального и невербального
поведения.
27
Характеристика видов деятельности
отвечают на вопросы (переходя с
позиции спрашивающего на позицию
отвечающего).
•Слушают мнения о СМИ и инсценируют
полилог.
•Участвуют в дискуссии «Телевидение:
за и против» с опорой на таблицу.
•Читать текст с пропусками и
восполнять их, используя лексику по
теме.
•Высказывают своё мнение о чтении
книг, газет и журналов.
•Выражают своё мнение о культуре
чтения в Германии и в нашей стране.
•Читают художественные тексты.
•Отвечают на вопросы по содержанию
прочитанного и выражают своё мнение.
•Читают тексты с полным пониманием и
дают толкование тех проблем, о которых
идёт речь.
•Знакомятся с новой лексикой и
используют её в тренировочных
упражнениях.
•Отвечают на вопросы, относящиеся к
личному опыту учащихся. Содержание
28
Характеристика видов деятельности
•Выполняют
и
групповые работы по подготовке
индивидуальные
рефератов по теме «особенности стран с
точки
межкультурной
зрения
коммуникации». 29
Материальнотехническое обеспечение учебного процесса
1. Книгопечатная продукция (библиотечный фонд):
Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования.
языку.
Примерная программа среднего образования по иностранному
Учебник «Немецкий язык» для 9 класса (серия
«Академический школьный учебник»).
Бим И. Л., Садомова Л. В. «Немецкий язык. Рабочие
программы. 5 – 9 классы».
Книга для учителя к УМК « Немецкий язык » для 9 класса.
Немецко-русские и русско-немецкие словари.
2. Книгопечатная продукция (для личного пользования учащихся):
Бим И. Л., Садомова Л. В. «Немецкий язык» для 9 класса.
Рабочая тетрадь.
3. Печатные пособия:
Грамматические таблицы к основным разделам
грамматического материала, содержащегося в примерных
программах среднего образования по иностранному языку.
Карты на немецком языке:
- географические и политические карты немецкоязычных
стран,
- географическая карта России. 30
Лексические плакаты на немецком языке.
Символика родной страны.
Символика немецкоязычных стран
4. Технические средства обучения и оборудование кабинета:
Магнитофон
Компьютер
Мультимедийный проектор
Экспозиционный экран
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,
плакатов и картинок
Стенд для размещения творческих работ учащихся
Стол учительский
Ученические столы с комплектом стульев
5. Мультимедийные средства обучения:
CD для занятий в классе и самостоятельных занятий
дома Список используемой литературы
31
1.
Бим И. Л. и др. Учебник «Немецкий язык» для 9 класса (серия
«Академический школьный учебник») — М.: Просвещение, 2012.
2.
Васильева Н.Н. «Межкультурная коммуникация» – Первое
сентября. Газета «Немецкий язык», 2007 г.
3.
Клюева Т. В. Швейцария. Люксембург. Лихтенштейн. Уч. пос. по
страноведению – М.: НВИТЕЗАУРУС, 1999.
4.
Лебедев В. Б. Знакомьтесь: Германия! Пособие по страноведению –
М.: Высш. шк., 2005.
5.
Овчинникова А. В., Овчинников А. Ф. О Германии вкратце – М.:
«Лист», 2002.
6.
Пассов Е.И. «Коммуникативное иноязычное образование: готовим
к диалогу культур». (Пособие для учителей, учреждений, обеспечивающих
получение общего среднего образования) – Мн.: Лексис, 2003.
7.
Подгорная Л. И. История Германии в биографиях. – СПетербург:
Каро, 2002.
8.
Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык.
5–9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – (Серия «Стандарты второго
поколения»).
9.
Рекичинская Е.А.
Элективный курс:
«Межкультурная
коммуникация для школьников». Профильная школа. Иностранные языки в
школе, № 1, 2008.
10. Соловьёва Л.Д. «Страноведение Германии: Учебное пособие. –
Киров: ВГПУ, 2002.
11.
ТерМинасова С.Г. «Язык и межкультурная коммуникация»:
Учебное пособие. – М.: Слово, 2000. 32
12. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования. – М.: Просвещение, 2012. – (Серия
«Стандарты второго поколения»).
Рабочая программа факультативного курса по предмету "Немецкий язык" «Межкультурная коммуникация». 9 класс.
Рабочая программа факультативного курса по предмету "Немецкий язык" «Межкультурная коммуникация». 9 класс.
Рабочая программа факультативного курса по предмету "Немецкий язык" «Межкультурная коммуникация». 9 класс.
Рабочая программа факультативного курса по предмету "Немецкий язык" «Межкультурная коммуникация». 9 класс.
Рабочая программа факультативного курса по предмету "Немецкий язык" «Межкультурная коммуникация». 9 класс.
Рабочая программа факультативного курса по предмету "Немецкий язык" «Межкультурная коммуникация». 9 класс.
Рабочая программа факультативного курса по предмету "Немецкий язык" «Межкультурная коммуникация». 9 класс.
Рабочая программа факультативного курса по предмету "Немецкий язык" «Межкультурная коммуникация». 9 класс.
Рабочая программа факультативного курса по предмету "Немецкий язык" «Межкультурная коммуникация». 9 класс.
Рабочая программа факультативного курса по предмету "Немецкий язык" «Межкультурная коммуникация». 9 класс.
Рабочая программа факультативного курса по предмету "Немецкий язык" «Межкультурная коммуникация». 9 класс.
Рабочая программа факультативного курса по предмету "Немецкий язык" «Межкультурная коммуникация». 9 класс.
Рабочая программа факультативного курса по предмету "Немецкий язык" «Межкультурная коммуникация». 9 класс.
Рабочая программа факультативного курса по предмету "Немецкий язык" «Межкультурная коммуникация». 9 класс.
Рабочая программа факультативного курса по предмету "Немецкий язык" «Межкультурная коммуникация». 9 класс.
Рабочая программа факультативного курса по предмету "Немецкий язык" «Межкультурная коммуникация». 9 класс.
Рабочая программа факультативного курса по предмету "Немецкий язык" «Межкультурная коммуникация». 9 класс.
Рабочая программа факультативного курса по предмету "Немецкий язык" «Межкультурная коммуникация». 9 класс.
Рабочая программа факультативного курса по предмету "Немецкий язык" «Межкультурная коммуникация». 9 класс.
Рабочая программа факультативного курса по предмету "Немецкий язык" «Межкультурная коммуникация». 9 класс.
Рабочая программа факультативного курса по предмету "Немецкий язык" «Межкультурная коммуникация». 9 класс.
Рабочая программа факультативного курса по предмету "Немецкий язык" «Межкультурная коммуникация». 9 класс.
Рабочая программа факультативного курса по предмету "Немецкий язык" «Межкультурная коммуникация». 9 класс.
Рабочая программа факультативного курса по предмету "Немецкий язык" «Межкультурная коммуникация». 9 класс.
Рабочая программа факультативного курса по предмету "Немецкий язык" «Межкультурная коммуникация». 9 класс.
Рабочая программа факультативного курса по предмету "Немецкий язык" «Межкультурная коммуникация». 9 класс.
Рабочая программа факультативного курса по предмету "Немецкий язык" «Межкультурная коммуникация». 9 класс.
Рабочая программа факультативного курса по предмету "Немецкий язык" «Межкультурная коммуникация». 9 класс.
Рабочая программа факультативного курса по предмету "Немецкий язык" «Межкультурная коммуникация». 9 класс.
Рабочая программа факультативного курса по предмету "Немецкий язык" «Межкультурная коммуникация». 9 класс.
Рабочая программа факультативного курса по предмету "Немецкий язык" «Межкультурная коммуникация». 9 класс.
Рабочая программа факультативного курса по предмету "Немецкий язык" «Межкультурная коммуникация». 9 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.