Рабочая программа кружка математики "Школа мудрецов" (3 класс)

  • Образовательные программы
  • doc
  • 05.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная программа является продолжением программы, начатой во 2 классе, которая так же состоит в возможности детям проявить себя, творчески раскрыться в области математики и геометрии. Содержание курса включает материалы повышенной трудности, требующих творческого подхода. В работе кружка используются различные технологии: творческие работы, проектная и исследовательская деятельность, которые основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.Рабочая программа кружка математики.
Иконка файла материала кружок Школа мудрецов, 3 кл.,.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕТЕЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»   «Утверждаю»    Директор школы: _____________ /Л.А. Еремеева/             Приказ № ______________ от _______________ ПРОГРАММА  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «Школа мудрецов»,  математический кружок для 3 – их классов  учителя начальных классов первой категории Калачевой Марины Валентиновны                                                                                                                      Срок реализации программы  3года    34 ч  Количество часов в год     «Согласовано»  на заседании кафедры дополнительного образования Протокол № ____ от __________________  «Принято» на педагогическом совете Протокол № ____ от ___________________2013- 2014 учебный год Кружок математики для учащихся 3 класса «ШКОЛА МУДРЕЦОВ» Разработчик: Калачева Марина Валентиновна, учитель начальных классов первой категории2013-2014 Пояснительная записка Введение.                  Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями   Федерального   Государственного   стандарта   второго   поколения, которые заключаются в следующем:  «…Воспитание   и   развитие   качеств   личности,   отвечающих   требованиям информационного общества, инновационной экономики….  Учет   индивидуальных   возрастных,   психологических   и   физиологических особенностей   обучающихся,   роли   и   значения   видов   деятельности   и   форм общения   для   определения   целей   образования   и   воспитания   и   путей   их достижения.  Обеспечение преемственности … начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.  Разнообразие   организационных   форм   и   учет   индивидуальных   особенностей каждого   ученика   (включая   одаренных   детей   и   детей   с   ограниченными возможностями   здоровья),   обеспечивающих   рост   творческого   потенциала,познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»                    (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).          Направленность программы «Школа мудрецов» по содержанию является научно­предметной;   по   функциональному   предназначению   –   учебно­познава­ тельной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.            Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.           Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь   мотивацию   к   обучению   математики,   стремиться   развивать   свои интеллектуальные возможности.                       Данная   программа   позволяет   учащимся   ознакомиться   со   многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки   школьной   программы,   расширить   целостное   представление   о   проблеме данной   науки.   Решение   математических   задач,   связанных   с   логическим мышлением   закрепит   интерес   детей   к   познавательной   деятельности,   будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.             Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.              Содержание   программы   соответствует   познавательным   возможностям младших   школьников   и   предоставляет   им   возможность   работать   на   уровнеповышенных требований, развивая  учебную мотивацию.           Содержание   занятий   кружка   представляет   собой   введение   в   мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных   вопросов   базового   предмета   –   математика.   Занятия математического   кружка   должны   содействовать   развитию   у   детей математического   образа   мышления:   краткости   речи,   умелому   использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.           Творческие   работы,   проектная   деятельность   и   другие   технологии, используемые   в   системе   работы   кружка,   должны   быть   основаны   на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.           Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах   с   опорой   на   индивидуальную   деятельность,   с   последующим   общим обсуждением полученных результатов.       Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.          Программа кружка является продолжением рабочей программы 2 класса, рассчитана   на   1   год.   Занятия   1   раз   в   неделю.   Продолжительность   каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.Цель и задачи программы Цель: Создание   условий   для   повышения   уровня   математического   развития учащихся,  формирования   логического   мышления   посредством   освоения   основ содержания математической деятельности.  Задачи:  создание   условий   для   формирования   и   развития   практических   умений обучающихся   решать   нестандартные   задачи,   используя   различные   методы   и приемы; развитие   математического   кругозора,   логического   и   творческого   мышления, исследовательских умений учащихся;  формирование навыков самостоятельной работы, имеющий последовательный характер;  повышение математической культуры ученика;  воспитание настойчивости, инициативы;  развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач. Основные идеи, принципы и подходы, реализуемые в программе Принципы программы:  Актуальность.  Создание   условий   для   повышения   мотивации   к   обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.  Научность.  Математика   –   учебная   дисциплина,   развивающая   умения логически   мыслить,  видеть   количественную   сторону   предметов   и   явлений, делать выводы, обобщения.  Системность.  Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров)  к общим (решение математических задач).  Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе,   на   решение   занимательных   задач,   которые   впоследствии   помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах. Обеспечение мотивации.  Во­первых, развитие интереса к математике как науке физико­математического направления, во­вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.  Реалистичность.  С   точки   зрения   возможности   усвоения   основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.  Курс ориентационный. Он осуществляет учебно­практическое знакомство со многими   разделами   математики,   удовлетворяет   познавательный   интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине. Прогнозируемые результаты     Занятия в кружке должны помочь учащимся:  усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия; помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;  формировать творческое мышление;  способствовать   улучшению   качества   решения   задач   различного   уровня сложности учащимися;   успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах. учащиеся будут знать:  свойства арифметических действий;  названия геометрических фигур;  способы решения головоломок, шарад, ребусов. учащиеся будут уметь: устно выполнять вычислительные приемы; использовать знания для решения заданий; узнавать и изображать геометрические фигуры; ориентироваться в пространстве; проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его       существенные и несущественные признаки.  собирать   фигуру   из   заданных   геометрических   фигур   или   частей, преобразовывать, видоизменять фигуру (предмет) по условию и заданному конечному результату;  «звездочками»;    анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со  самостоятельно составлять и решать нестандартные задачи; осуществлять самостоятельный поиск решений; рассуждать, доказывать Основные виды деятельности учащихся: решение занимательных задач  оформление математических газет  участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»  знакомство с научно­популярной литературой, связанной с математикой  проектная деятельность   самостоятельная работа  работа в парах, в группах  творческие работы   экскурсия Основные требования к уровню математической подготовки уч­ся Учащиеся должны знать:   основной программный материал курса математики в начальных классах Учащиеся должны уметь:    творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, наряду со знаниевым компонентом (функциональной   грамотностью   младшего   школьника)   ­   деятельностный компонент,   позволяющий   соблюдать   баланс   теоретической   и   практической составляющих содержания обучения, т.е. обладать не только предметными, но и   универсальными   (надпредметными)   компетентностями,   определенным социальным   опытом   самоорганизации   для   решения   учебных   и   практических задач Виды контроля знаний В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:  Участие   в   математических   конкурсах,   чемпионатах,   КВН,   турнирах, олимпиадах Выпуск математических газет Универсальные учебные действия:  Сравнивать       разные   приемы   действий,         выбирать      удобные   способы для  выполнения конкретного задания.   Моделировать     в   процессе   совместного   обсуждения   алгоритм     решения числового  кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.    Применять  изученные   способы   учебной   работы   и   приёмы   вычислений для  работы с числовыми головоломками.   Анализировать       правила   игры.      Действовать      в   соответствии   с заданными  правилами.   Включаться       в       групповую       работу.       Участвовать       в       обсуждении проблемных  вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.  Выполнять   пробное   учебное   действие,   фиксировать   индивидуальное затруднение  в пробном действии.   Аргументировать  свою позицию в коммуникации,  учитывать  разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.   Сопоставлять     полученный       (промежуточный,       итоговый)       результат       с заданным  условием.   Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.Список литературы 1.   Агаркова   Н.   В.   Нескучная   математика.   1   –   4   классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007 2. Агафонова   И.   Учимся   думать.   Занимательные   логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996 3. Белицкая   Н.   Г.,   Орг   А.   О.   Школьные   олимпиады.   Начальная школа. М.: Айрис – пресс,2008 4. Максимова Т. Н. Олимпиадные задания. 3­4 кл. М.: «ВАКО», 2011 5. 6. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004 Н.В.Тутубалина Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста 7. Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004 8. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004 9. 10. Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994   Математика.   Внеклассные   занятия   в   начальной   школе.   Г.Т. Дьячкова. Волгоград 2000 г.11.  «Начальная школа» Ежемесячный научно­методический журнал 12. Кенгуру ­2010 . Задачи, решения, итоги. 13. В. Волина. «Праздник числа», Издательство Москва 1993 14.  Т.К. Жикалкина. «Игровые и занимательные задания по математике 1­4 классы», Москва  «Просвещение»1985.  15.  Г.А. Лавриненко. Задания развивающего характера по математике» Саратов, Издательство «Лицей» 2002. 16. Т.А. Комзалова. Развлечения на досуге. ­ Русич, 1996.  17.  Вадченко Н.Л., Хаткина Н.В. 600 задач на сообразительность. ­       Сталкер, 1997 18.  Мартин Гарднер. Математические головоломки и развлечения. ­ Мир, 1999. 19.Мочалов Л.П. Головоломки и занимательные задачи. ­ ФИЗМАТЛИТ, 2006.  20.Лихтарников Л. М. «Задачи мудрецов», Москва «Просвещение» ­ АО «Учебная литература», 1996 А также: http://yandex.ru http://www.develop­kinder.com http://www.igraza.ru http://festival.1september.ru h  ttp://iemcko.narod.ru http://www.igrovaia.ru http://www.teafortwo.ru  http://nsportal.ru http://www.potehechas.ru    http://www.ourgames.ru/  и др. Методическое обеспечение    1. Перфокарты2. Карточки 3. Таблицы 4. Схемы 5. Игры  6. 7. Пазлы  8. Наглядно­иллюстративный материал и др. Головоломки                Организационные   условия,   позволяющие   реализовать   содержание программы предполагают наличие кабинета начальных классов. Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: ручка шариковая, простой   и   цветные     карандаши,     линейка,   угольник,   тетрадь.   А   также компьютер, интерактивная доска.№ п/п (кол­во недель) 1 2 3 4 5 6 Календарно – тематическое планирование Тема занятия Количество часов теория практика (характеристика деятельности) Что дала математика людям? Зачем её изучать? Старинные системы записи  чисел. 1 1 + решение задач и ребусов Иероглифическая система  древних египтян. Римские цифры. Как читать римские цифры? Решение занимательных задач. Учимся отгадывать ребусы. 1 работа  с информацией презентации 1 1 + решение задач и ребусов 1 составление математических ребусов; конкурс на лучший  математический ребус7 8 9 10 11 12 13 Пифагор и его школа. Бесконечный ряд загадок. Архимед. Умножение. Конкурс знатоков. Деление. Делится или не делится. 1  работа  с информацией презентации,  викторина 1 работа с информацией  презентации 1 1 1 конкурс на лучшую  математическую  загадку + решение задач и ребусов 1 решение  нестандартных  заданий + решение задач и ребусов 1 решение задач и  ребусов игровые  логические задачи 1 схематическое  изображение задач решение задач и ребусов 1 конкурс на лучшую  математическую  газету 14 Решение логических задач. 15 16 17 Проектная деятельность  «Газета любознательных» Математический КВН. Старинные меры длины.    18 Задачи – смекалки. 1 работа в группах 1 работа  с информацией  презентации 1 решение задач и  ребусов19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Решение олимпиадных задач. Экскурсия в компьютерный класс. 1  экскурсия в парах 1 решение заданий  повышенной  трудности + конкурс  рисунков Компьютерные  математические игры Время. Часы. Математические фокусы Интеллектуальный марафон 1 работа с информацией  презентации 1 решение задач и ребусов на компьютере 1 решение задач и ребусов 1 работа в группах выполнение  заданий  творческого и  поискового  характера Открытие нуля. 1 +  исследовательская работа «Почему так?» Решение задач и ребусов.  Международная игра «Кенгуру». Денежные знаки.  Игра в «Магазин» 1  работа  с информацией презентация Решение задач повышенной трудности. 1 решение  нестандартных  заданий + игра 1 схематическое  изображение задач 29­30 31 Подготовка и проведение КВН «Математика – царица наук» Задачи с многовариантными 2 работа в группах 1 решение заданий32 33 34 решениями. Решение задач повышенной трудности. Игра  «Смекай, решай, отгадывай». Круглый стол «Подведём итоги». повышенной  трудности решение заданий  повышенной  трудности 1 1 работа в группах:    решение  математических   головоломок,  ребусов и шарад 1 коллективная  работа Всего: 14  по составлению   отчета 20 Нормативные документы Дополнительная образовательная программа   кружка   «Школа   мудрецов» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:  Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года               № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  Типовое положение об образовательном учреждении дополнительногообразования детей от 07.03.1995 г. № 233 (в ред. Постановлений  Правительства РФ от 10.03.2009 г.  № 216)  Письмо Минобразования Российской Федерации от 20 мая 2003 года № 28­ 51­396/16 «О реализации дополнительных образовательных программ  учреждениях дополнительного образования детей»  Письмо Минобрнауки  РФ от 11.12.2006 г. № 06­1844 «О примерных  требованиях к программам дополнительного образования детей»  Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной  поддержки детей Минобрнауки Российской Федерации от 11.12.2006 г. 06­ 1844 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»  Устав МОБУ «Петелинская СОШ»

Посмотрите также