Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов
Оценка 5

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов

Оценка 5
Разработки курсов
dot
экология
5 кл
27.02.2019
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов
Экологический календарь - это один из способов познакомить детей со значимыми экологическими датами как в России, так и во всем мире. Внедрение данной программы в учебный процесс помогает привить подрастающему поколению бережное отношение к природе, научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека. Программа рассчитана на учащихся 5 классов. Программа построена таким образом, чтобы внеурочная работа могла стать целенаправленной, систематической и результативной.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 5 класс.dot
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 45» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА РЕКОМЕНДОВАНО МО учителей естественнонаучного цикла МБОУ «СОШ №45» Протокол №  от «   »                    2018 г.  Руководитель МО  Шляхова Л.И.  _____________ С О Г Л А С О В А Н О         экспертный совет         МБОУ «СОШ № 45»          Протокол №            от «   »           2018 г.          зам. директора по УВР           О.А. Асмаловская             _____________                     У Т В Е Р Ж Д А Ю Приказ №  от «   »                  2018г. Директор МБОУ «СОШ №45» ______________ Вакина Н.А. (подпись) Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Экологический календарь» для обучающихся 5 классов на  2018 ­ 2019 Направление внеурочной деятельности:  социальное   Разработала:                                   Костина Юлия Валерьевна                   Социальный педагог ПОЯСНИТЕЛЬ НАЯ ЗАПИСКА Экологический календарь ­ это один из способов привлечения внимания школьников к   существующим   на   сегодняшний   день   экологическим   проблемам,   как   на   территориях отдельных регионов, так и на всем земном шаре.  В   дни,   отмеченные   в   календаре,   в   разных   уголках   Земли   проходит   обсуждение данных   проблем,   поиск   путей   их   решения,   проводятся   различные   природоохранные мероприятия.  В   экологическом   календаре   представлены   значимые   события   и   даты, характеризующие историю и развитие экологического движения в мировом сообществе, России. Экология входит в число   естественных наук, изучающих   природу, а также пути познания человеком природы. Значение экологических знаний для современного  человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой   природе   лежат   в   основе   природоохранных   мероприятий,   мероприятий   по поддержанию   здоровья   человека,   его   безопасности   и   производственной   деятельности   в любой отрасли хозяйства.   На сегодняшний день перед образованием стоит цель: становление самостоятельной, свободной, культурной, всесторонне развитой личности. Эти задачи невозможно решить, не учитывая   особенностей   региона,   в   котором   живёт   ученик.   Приоритетной   задачей программы   является   формирование   у   учащихся   единого,   целостно   окрашенного   образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе   происходит   формирование   в   сознании   детей   современной   экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к природному окружению.  Внедрение   данной   программы   в   учебно­воспитательный   процесс   позволит сформировать у учащихся новое экологическое мышление, национальное самосознание. Занятия помогут ребятам повысить интерес к наукам экологобиологического направления, расширить знания в этой сфере, способствуют профессиональной  ориентации и выбору будущей профессии.  Цель программы.  развитие интереса к биологии и экологии, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения познавательного материала. Задачи программы. 1. формирование системы научных знаний о системе живой природы, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере, в результате деятельности человека в том числе. 2. формирование основ экологической грамотности, способности оценивать последствия деятельности   человека   в   природе;   выбирать   целевые   и   смысловые   установки   в   своих действиях   и   поступках   по   отношению   к   живой   природе,   осознание   необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных. 3. развитие мышления и творческих способностей 4. привитие навыков работы с различного рода информацией 5. мышления, воображения, расширение мировоззрения;  развитие   пространственного   воображения,   речи,   пополнение   словарного   запаса, 6. учить пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать знания по определенной теме; 7. передавать свои накопленные знания школьникам, выступать с докладами, рефератами, обучать разгадыванию кроссвордов; 8. воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе; 9. усиление контактов школьников с природой. Сроки реализации программы:  Программа рассчитана на учащихся 5­6­ых классов, срок реализации 1 год. (34 часа, 1 час в неделю).  Основные методы,  1. Частично­поисковый 2. Проблемно­ситуативный 3. Объяснительно­репродуктивный Основные формы деятельности  1. групповая 2. индивидуальная 3. практикумы; 4. путешествие; 5. экскурсии 6. лекция; 7. беседа; РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Личностные           развитие интереса к познанию мира природы; осознание потребности к осуществлению экологически сообразных поступков; осознание места и роли человека в биосфере; расширение сферы социально­нравственных представлений; установка на безопасный здоровый образ жизни, умение ориентироваться  в мире профессий и мотивация к творческому труду. самостоятельность   и   личная   ответственность   за   свои   поступки, установка   на здоровый образ жизни; осознание ответственности человека за общее благополучие; экологическая   культура:   ценностное   отношение   к   природному   миру,   готовность следовать   нормам   природоохранного,   нерасточительного,   здоровьесберегающего поведения; гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; осознавать, что может сделать каждый человек для охраны окружающей среды как. потребитель и принимать правильные решения эстетические потребности, ценности и чувства;   формирование мотивации дальнейшего изучения вопросов экологии;  этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально­нравственная отзывчивость. Метапредметные: Позновательные:     навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; умение ставить и формулировать проблемы; навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; установление причинно­следственных связей; Регулятивные:     использование речи для регуляции своего действия; адекватное восприятие  предложений учителей, детей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; Коммуникативные В процессе обучения  дети учатся: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; ставить вопросы; обращаться за помощью;     формулировать свои затруднения;  предлагать помощь и сотрудничество;   слушать собеседника;  договариваться и приходить к общему решению;   формулировать собственное мнение и позицию; По окончанию курса учащиеся должна знать:  ­ о научной области экологии, предмете её изучения; ­ что такое календарь, какие бывают календари. Что такое экологический календарь. ­ сезонные изменения природы в нашей местности. ­ растительный и животный мир в Иркутской области. ­ о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях; ­ о способах ресурсосбережения; ­   о   роли   природы   в   сохранении   и   укреплении   здоровья   человека,   удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека; ­ правила поведения в природе ­ Природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем в городе; меры по сохранению природы и защите растений и животных. Учащиеся должны уметь: ­ выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений; ­ оценивать состояние городской среды и местных экосистем; ­ проводить наблюдения в природе за отдельными объектами, процессами и явлениями;  оценивать способы природопользования; ­ работать с различными источниками информации. ­ составлять презентацию, представлять свои знания. ­ применять коммуникативные навыки; Ожидаемые результаты:  1. повышение уровня знаний учащихся о природе и природе родного края, глобальных экологических проблемах 2. систематизация знаний по охране природы 3. воспитание у учащихся бережного отношения к окружающей природе 4. развитие творческой активности школьников 5. развитие познавательного интереса к поиску знаний 6. работать с научно­ популярной литературой, журналами , газетами 7.   совершенствование   умения   выступать   перед   аудиторией,   высказывать   собственное мнение, воспитывать культуру общения. 8. выступление учащихся на школьной и городской научно практической конференции. Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля: вводный,   который   проводится   перед   началом   работы   и   предназначен   для  закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;  текущий,   проводимый   в   ходе   учебного   занятия   и   закрепляющий   знания   по данной проблеме;   рубежный, который проводится после завершения изучения каждого блока; итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.    Контроль может осуществляться в следующих формах:     собеседование; тесты; компьютерные тесты; выполнение практических заданий; СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ  ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Раздел 1. Введение (3 часа) Беседы с элементами рассказа Знакомство с планом работы, с массовыми мероприятиями, в которых будут принимать участие члены курса. Дать понятие термина биология. Предмет и задачи биологии. Дать понятие термина экология как наука.  Экологические   факторы   (абиотические,   биотические,   антропогенные).   Среда   обитания. Воздействие человека на окружающую среду. (Прямое и косвенное воздействие. Краткий обзор воздействия человека на атмосферу, гидросферу, литосферу, биосферу)  Раздел 2. Осенние экологические праздники (8 часов) Беседа с элементами рассказа, презентации Международный день охраны озонового слоя, значение озона для планеты. Озоновые дыры. Причины возникновения экологической даты.  Краткая история и традиции праздника «День журавля». Биологические особенности птиц. Краткая   история   и   традиции   праздника   «День   амурского   тигра».   Биология   хищников, охрана.   История   и   традиции   Международного   дня   защиты   животных.   История   и особенности праздника «Синичкин день». История и особенности праздника «День моржа». Биологические особенности животных. Истории и особенности всемирного дня домашних животных.  Истории и особенности Всемирного дня домашних животных. Практикум. Игра­путешествие «По морям, по волнам» Море ­ среда обитания для животных и растений. Загрязнение морей.  Викторина  «Зимующие птицы» Фото­выставка «Всемирный день домашних животных» Раздел 3. Зимние экологические праздники (4 часа)  Теоретические знания: Всемирная декларация прав животных. История Международного дня защиты морских животных. Биология китов и дельфинов. История международного дня полярного медведя. Биология и охрана полярного медведя. Практикум Путешествие­презентация по заповедникам Иркутской области. Викторина «Знаешь ли ты, что…» Раздел 4. Весенние экологические даты (11 часов) Беседы с элементами презентаций История праздника «День кошек».  История Международного дня защиты бельков, биологические особенности тюленей. История Всемирного дня Земли. История праздника. Роль воды в природе и жизни человека История и традиции международного дня птиц. Международный   день   климата.   История   и   особенности   праздника.   Изменение   климата. Парниковый эффект. Виртуальные экскурсии: Путешествие­презентация по заповедникам России. Практикум Праздник «Мистер и мисс Кис» Интеллектуальная игра «Лес ­ природное сообщество» Конкурсы, посвященные Дню земли.  Викторина о воде. Интеллектуальная игра «Поговорим о птицах» Интеллектуальная игра «Первоцветы Иркутской области» Интеллектуальная игра «Первоцветы Иркутской области» Интеллектуальная игра «В гостях у черепахи Тортиллы». Интеллектуальная игра «Флора и фауна» Раздел 5.  Летние экологические даты (6 часов) Беседы с элементами презентаций Всемирный   день   океанов   (История   экологической   даты.   Роль   океанов.   Загрязнение океанов). Международный   день   дельфинов­пленников   (История   экологической   даты.   Роль дельфинов во время Великой отечественной войны) Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой (Опустынивание, ее причины). День   оленя   (История   экологической   даты.   Биологические   особенности   и   значение животных) Международный день бездомных животных (История возникновения экологической даты.) Раздел 6 Практикум Презентации, творческие работы, сообщения о других экологических датах. № Дата  проведения КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема 5­6 класс Кол­во часов Тема 1     Введение (3 часа) Цель занятия Форма  организации 1 2 3 4 5 Что такое биология (Экология как наука. 2017 год ­  экологии. Календарь экологических дат. ) Экологические факторы (Среда обитания.  Абиотические, биотические, антропогенные факторы.  Адаптация к среде обитания) Воздействие человека на окружающую среду. (Прямое и косвенное воздействие. Краткий обзор воздействия  человека на атмосферу, гидросферу, литосферу,  биосферу) Определение предмета  биология, экологии как науки. Определить понятие среда  обитания, абиотические,  биотические, антропогенные  факторы. Разобраться что  необходимо для адаптации к  среде обитания. характеристика Краткая экологической   ситуации   в России, Иркутской области. Краткий обзор воздействия  человека на окружающий мир.   Рациональное и нерациональное  природопользование.   1 1 1 Тема 2   Осенние экологические праздники (8 часов) Международный день охраны озонового слоя  (Значение озона для планеты. Озоновые дыры.  Причины возникновения экологической даты) Всемирный день журавля ( Краткая история и  традиции праздника. Биологические особенности птиц ) 1 1 Сформировать   понятие   о значении   озонового   слоя, причинах его разрушения. Вовлечение   подростков   в активную   природоохранную деятельность,   пропаганда   идей охраны   журавлей;   развитие познавательной   деятельности учащихся,   расширение   их кругозора;   воспитание   чувства любви   и   милосердия   ко   всему Беседа с элементами рассказа Беседа с элементами рассказа Беседа с элементами рассказа Беседа с  элементами  рассказа Презентация 6 7 8 9 10 Всемирный день моря (Море ­ среда обитания для  животных и растений. Загрязнение морей.)  День амурского тигра и леопарда (Краткая история и  традиции праздника. Биология хищников, охрана) Международный день защиты животных (История и  традиции праздника) Синичкин день (История и особенности праздника) День моржа (История и особенности праздника.  Биологические особенности животных) 1 1 1 1 1 Презентация. Игра­ путешествие «По  морям, по волнам.» Презентация Викторина « По  страницам Красной  книги»  Презентация.  Викторина   «Зимующие птицы» Презентация живому Знакомство детей с праздником  «Всемирный День Моря». Чем  опасно загрязнение водоемов. Познакомить с экологическим  праздником, дать более  расширенное описание данного  вида животного. Познакомить   детей   с   Красной книгой,   с   целью,   для   которой она была создана, животными и растениями,   которые   в   нее внесены.. Расширять   представления о зимующих птицах, закрепить знания о том, издают какие звуки птицы, закрепить умение распознавать птиц по  этим          звукам, воспитывать заботливое отношение и интерес к   зимующим   птицам,   вызвать желание   помогать   птицам   в зимний период.           внимания Привлечение обучающихся к Международному Дню моржа,       связанному   с катастрофическим уменьшением численности ластоногих   млекопитающих; формирование   экологической грамотности. 11 12 13 14 15 16 17 18 Всемирный день домашних животных (Истории и  особенности праздника) Изготовление и установка фото­ выставки Тема 3  Зимние экологические праздники (4 часа) 1 Международный день прав животных (Всемирная  декларация прав животных) День заповедников и национальных парков (История  праздника. Заповедники Иркутской области Международный день защиты морских животных  (История экологической даты. Биология китов и  дельфинов) Международный день полярного медведя (История  праздника. Биология и охрана полярного медведя) 1 1 1 1 Познакомить с экологическим  праздником, помочь понять  смысл праздника. Виртуальная экскурсия в  заповедник     внимания Привлечение обучающихся к Международному   Дню   защиты морских   животных,   развитие бережного   и   разумного   к   ним отношения. Привлечение внимания детей к  необходимости их охраны. Всемирный день кошек (История праздника) Международный день защиты бельков (История  праздника. Биологические особенности тюленей)   Тема 4   Весенние экологические даты (11 часов) познавательного Развитие интереса  к изучению животных через   актуализацию   знаний   о видах семейства кошачьих. Познакомить   с   экологическим праздником,   рассказать   кто такие   бельки   и   почему   они требуют защиты. Привести к пониманию   значения   леса   в жизни человека, всего живого и его сохранению. учащихся 1 1 1 Международный день леса (История праздника.  Значение леса в природе и жизни человека)     Выставка фото и  рассказы о  домашних   животных Беседа Путешествие­ презентация по  заповедникам  Иркутской области Презентация.  Викторина «Знаешь  ли ты, что…» Презентация. Праздник «Мистер  и мисс Кис» Презентация. Интеллектуальная  игра «Лес ­  природное  сообщество» 19 Всемирный день Земли (История праздника) 20 21 22 23 Всемирный день воды (История праздника. Роль воды  в природе и жизни человека) Международный день птиц (История и традиции  праздника) День подснежника (История праздника. Операция  «Первоцвет». Первоцветы Пермского края) Марш парков ( История и особенности праздника.  Заповедные места России) 1. 2. 3. 4. 1 1 1 1 1 Конкурсы Викторина о воде   Интеллектуальная  игра «Поговорим о  птицах» Интеллектуальная  игра «Первоцветы  Пермского края» Формировать     экологические знания учащихся. Развивать   потребность   у учащихся свой вносить пассивный вклад в облагораживание,   озеленение, благоустройство   территории родного края, родной планеты и ее природных памятников.     Расширить   знания   о Красной   книге, чувства ответственного   отношения   ко всему живому.   Воспитывать   любовь   к природе,   бережное   и   гуманное отношение к ней. Показать необходимость воды  для всего живого на Земле. Продолжать   формирование бережного   отношения   к природе.   Осветить   вопрос   о необходимости сохранения первоцветов   в   природе,   об угрозе   исчезновения   редких растений; формировать экологическое   мировоззрение,   экологическое сознание; воспитание   экологической культуры и любви к природе.   Активизировать познавательную и   мыслительную   деятельность Путешествие­ презентация по Международный день климата ( История и  особенности праздника. Изменение климата.  Парниковый эффект) Всемирный день черепах (История праздника.  Биологические особенности черепах) Международный день биологического  разнообразия(История праздника) 1 1 1       значимость учащихся, личную причастность и в природоохранных мероприятиях. Привлечь   внимание   детей   к проблеме климатической обстановки на планете.  Познакомить с историей этого  праздника, как его можно  оригинально отметить, а также  о том, почему такой домашний  питомец, как черепаха, требует  защиты. Познакомить с историей этого  праздника Тема 5  Летние экологические даты (6 часов) Всемирный день океанов (История экологической  даты. Роль океанов. Загрязнение океанов) Международный день дельфинов­пленников (История  экологической даты. Роль дельфинов во время  Великой отечественной войны) Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой  (Опустынивание, ее причины) Международный день цветка( Краткая история и  традиции праздника) День оленя (История экологической даты.  1 1 1 1 1   Знакомство детей с праздником «Всемирный   День Океанов». Привлечь внимание к борцам за права   животных,   считающих недопустимым   использование дельфинов   и   других   морских млекопитающих в милитаристских   целях   и содержание их в неволе. Привлечение   внимания   к охране засушливых земель  Напомнить   о   красоте   жизни   и природы.   Формирование интереса к заповедникам  России Презентация. Интеллектуальная  игра «В гостях у  черепахи  Тортиллы.» Интеллектуальная  игра «Флора и  фауна» Презентация  «Музей Мирового  океана» Презентация Презентация Беседа Интеллектуальная  игра «Чудо  природы» Презентация Беседа 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Биологические особенности и значение животных) Международный день бездомных животных (История  возникновения экологической даты.) прошлому и настоящему  народов Севера, Сибири и  Дальнего Востока РФ. Воспитывать в детях соучастие и взаимопомощь. 1 Беседа. Сбор  продуктов для  приюта « Друг» Тема 6  Подведение итогов (2 часа) Презентации, творческие работы, сообщения о других  экологических датах Презентации, творческие работы, сообщения о других  экологических датах Участвуют в подведении итогов своей   работы,   оформляют выставку   –   презентацию   своих работ.   Систематизируют   и обобщают   полученные   за   год знания и умения. Участвуют в подведении итогов своей   работы,   оформляют выставку   –   презентацию   своих работ.   Систематизируют   и обобщают   полученные   за   год знания и умения. Отчет Отчет 1 1

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2019