Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов
Оценка 5
Разработки курсов
dot
экология
5 кл
27.02.2019
Экологический календарь - это один из способов познакомить детей со значимыми экологическими датами как в России, так и во всем мире. Внедрение данной программы в учебный процесс помогает привить подрастающему поколению бережное отношение к природе, научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека. Программа рассчитана на учащихся 5 классов. Программа построена таким образом, чтобы внеурочная работа могла стать целенаправленной, систематической и результативной.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 5 класс.dot
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 45»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА
РЕКОМЕНДОВАНО
МО учителей
естественнонаучного цикла
МБОУ «СОШ №45»
Протокол №
от « » 2018 г.
Руководитель МО
Шляхова Л.И.
_____________
С О Г Л А С О В А Н О
экспертный совет
МБОУ «СОШ № 45»
Протокол №
от « » 2018 г.
зам. директора по УВР
О.А. Асмаловская
_____________
У Т В Е Р Ж Д А Ю
Приказ №
от « » 2018г.
Директор МБОУ «СОШ №45»
______________ Вакина Н.А.
(подпись)
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Экологический календарь»
для обучающихся 5 классов
на 2018 2019
Направление внеурочной деятельности: социальное
Разработала:
Костина Юлия Валерьевна
Социальный педагог ПОЯСНИТЕЛЬ НАЯ ЗАПИСКА
Экологический календарь это один из способов привлечения внимания школьников
к существующим на сегодняшний день экологическим проблемам, как на территориях
отдельных регионов, так и на всем земном шаре.
В дни, отмеченные в календаре, в разных уголках Земли проходит обсуждение
данных проблем, поиск путей их решения, проводятся различные природоохранные
мероприятия.
В экологическом календаре представлены значимые события и даты,
характеризующие историю и развитие экологического движения в мировом сообществе,
России.
Экология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути
познания человеком природы. Значение экологических знаний для современного человека
трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о
живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по
поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в
любой отрасли хозяйства.
На сегодняшний день перед образованием стоит цель: становление самостоятельной,
свободной, культурной, всесторонне развитой личности. Эти задачи невозможно решить, не
учитывая особенностей региона, в котором живёт ученик. Приоритетной задачей
программы является формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа
мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой
основе происходит формирование в сознании детей современной экологически
ориентированной картины мира, чувства уважения к природному окружению.
Внедрение данной программы в учебновоспитательный процесс позволит
сформировать у учащихся новое экологическое мышление, национальное самосознание.
Занятия помогут ребятам повысить интерес к наукам экологобиологического направления,
расширить знания в этой сфере, способствуют профессиональной ориентации и выбору
будущей профессии.
Цель программы.
развитие интереса к биологии и экологии, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе изучения познавательного материала.
Задачи программы.
1. формирование системы научных знаний о системе живой природы, закономерностях ее
развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере, в
результате деятельности человека в том числе.
2. формирование основ экологической грамотности, способности оценивать последствия
деятельности человека в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание необходимости
действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и
животных.
3. развитие мышления и творческих способностей
4. привитие навыков работы с различного рода информацией
5.
мышления, воображения, расширение мировоззрения;
развитие пространственного воображения, речи, пополнение словарного запаса, 6. учить пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать знания
по определенной теме;
7. передавать свои накопленные знания школьникам, выступать с докладами, рефератами,
обучать разгадыванию кроссвордов;
8. воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к
природе;
9. усиление контактов школьников с природой.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на учащихся 56ых классов, срок реализации 1 год. (34 часа, 1
час в неделю).
Основные методы,
1. Частичнопоисковый
2. Проблемноситуативный
3. Объяснительнорепродуктивный
Основные формы деятельности
1. групповая
2. индивидуальная
3. практикумы;
4. путешествие;
5. экскурсии
6. лекция;
7. беседа; РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные
развитие интереса к познанию мира природы;
осознание потребности к осуществлению экологически сообразных поступков;
осознание места и роли человека в биосфере;
расширение сферы социальнонравственных представлений;
установка на безопасный здоровый образ жизни, умение ориентироваться в мире
профессий и мотивация к творческому труду.
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на
здоровый образ жизни;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность
следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего
поведения;
гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
осознавать, что может сделать каждый человек для охраны окружающей среды как.
потребитель и принимать правильные решения
эстетические потребности, ценности и чувства;
формирование мотивации дальнейшего изучения вопросов экологии;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоциональнонравственная
отзывчивость.
Метапредметные:
Позновательные:
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том
числе творческого характера;
установление причинноследственных связей;
Регулятивные:
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, детей, родителей и других людей по
исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата
действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
По окончанию курса учащиеся должна знать:
о научной области экологии, предмете её изучения;
что такое календарь, какие бывают календари. Что такое экологический календарь.
сезонные изменения природы в нашей местности.
растительный и животный мир в Иркутской области.
о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;
о способах ресурсосбережения;
о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении
материальных запросов и духовных потребностей человека;
правила поведения в природе
Природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем в городе;
меры по сохранению природы и защите растений и животных.
Учащиеся должны уметь:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
оценивать состояние городской среды и местных экосистем;
проводить наблюдения в природе за отдельными объектами, процессами и явлениями;
оценивать способы природопользования;
работать с различными источниками информации.
составлять презентацию, представлять свои знания.
применять коммуникативные навыки;
Ожидаемые результаты:
1. повышение уровня знаний учащихся о природе и природе родного края, глобальных
экологических проблемах
2. систематизация знаний по охране природы
3. воспитание у учащихся бережного отношения к окружающей природе
4. развитие творческой активности школьников
5. развитие познавательного интереса к поиску знаний
6. работать с научно популярной литературой, журналами , газетами
7. совершенствование умения выступать перед аудиторией, высказывать собственное
мнение, воспитывать культуру общения.
8. выступление учащихся на школьной и городской научно практической конференции.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для
закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по
данной проблеме;
рубежный, который проводится после завершения изучения каждого блока;
итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Контроль может осуществляться в следующих формах:
собеседование;
тесты;
компьютерные тесты;
выполнение практических заданий;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С
УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 1. Введение (3 часа)
Беседы с элементами рассказа
Знакомство с планом работы, с массовыми мероприятиями, в которых будут принимать
участие члены курса. Дать понятие термина биология. Предмет и задачи биологии. Дать
понятие термина экология как наука.
Экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные). Среда обитания.
Воздействие человека на окружающую среду. (Прямое и косвенное воздействие. Краткий
обзор воздействия человека на атмосферу, гидросферу, литосферу, биосферу)
Раздел 2. Осенние экологические праздники (8 часов)
Беседа с элементами рассказа, презентации
Международный день охраны озонового слоя, значение озона для планеты. Озоновые дыры.
Причины возникновения экологической даты.
Краткая история и традиции праздника «День журавля». Биологические особенности птиц.
Краткая история и традиции праздника «День амурского тигра». Биология хищников,
охрана. История и традиции Международного дня защиты животных. История и
особенности праздника «Синичкин день». История и особенности праздника «День моржа».
Биологические особенности животных. Истории и особенности всемирного дня домашних
животных.
Истории и особенности Всемирного дня домашних животных.
Практикум.
Играпутешествие «По морям, по волнам»
Море среда обитания для животных и растений. Загрязнение морей.
Викторина «Зимующие птицы»
Фотовыставка «Всемирный день домашних животных»
Раздел 3. Зимние экологические праздники (4 часа)
Теоретические знания:
Всемирная декларация прав животных.
История Международного дня защиты морских животных. Биология китов и дельфинов.
История международного дня полярного медведя. Биология и охрана полярного медведя.
Практикум
Путешествиепрезентация по заповедникам Иркутской области.
Викторина «Знаешь ли ты, что…» Раздел 4. Весенние экологические даты (11 часов)
Беседы с элементами презентаций
История праздника «День кошек».
История Международного дня защиты бельков, биологические особенности тюленей.
История Всемирного дня Земли.
История праздника. Роль воды в природе и жизни человека
История и традиции международного дня птиц.
Международный день климата. История и особенности праздника. Изменение климата.
Парниковый эффект.
Виртуальные экскурсии:
Путешествиепрезентация по заповедникам России.
Практикум
Праздник «Мистер и мисс Кис»
Интеллектуальная игра «Лес природное сообщество»
Конкурсы, посвященные Дню земли.
Викторина о воде.
Интеллектуальная игра «Поговорим о птицах»
Интеллектуальная игра «Первоцветы Иркутской области»
Интеллектуальная игра «Первоцветы Иркутской области»
Интеллектуальная игра «В гостях у черепахи Тортиллы».
Интеллектуальная игра «Флора и фауна»
Раздел 5. Летние экологические даты (6 часов)
Беседы с элементами презентаций
Всемирный день океанов (История экологической даты. Роль океанов. Загрязнение
океанов).
Международный день дельфиновпленников (История экологической даты. Роль
дельфинов во время Великой отечественной войны)
Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой (Опустынивание, ее причины).
День оленя (История экологической даты. Биологические особенности и значение
животных)
Международный день бездомных животных (История возникновения экологической даты.)
Раздел 6
Практикум
Презентации, творческие работы, сообщения о других экологических датах. №
Дата
проведения
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема
56 класс
Колво
часов
Тема 1 Введение (3 часа)
Цель занятия
Форма
организации
1
2
3
4
5
Что такое биология (Экология как наука. 2017 год
экологии. Календарь экологических дат. )
Экологические факторы (Среда обитания.
Абиотические, биотические, антропогенные факторы.
Адаптация к среде обитания)
Воздействие человека на окружающую среду. (Прямое
и косвенное воздействие. Краткий обзор воздействия
человека на атмосферу, гидросферу, литосферу,
биосферу)
Определение предмета
биология, экологии как науки.
Определить понятие среда
обитания, абиотические,
биотические, антропогенные
факторы. Разобраться что
необходимо для адаптации к
среде обитания.
характеристика
Краткая
экологической ситуации в
России, Иркутской области.
Краткий обзор воздействия
человека на окружающий мир.
Рациональное и нерациональное
природопользование.
1
1
1
Тема 2 Осенние экологические праздники (8 часов)
Международный день охраны озонового слоя
(Значение озона для планеты. Озоновые дыры.
Причины возникновения экологической даты)
Всемирный день журавля ( Краткая история и
традиции праздника. Биологические особенности птиц
)
1
1
Сформировать понятие о
значении озонового слоя,
причинах его разрушения.
Вовлечение подростков в
активную природоохранную
деятельность, пропаганда идей
охраны журавлей;
развитие
познавательной деятельности
учащихся,
расширение их
кругозора; воспитание чувства
любви и милосердия ко всему
Беседа с
элементами
рассказа
Беседа с
элементами
рассказа
Беседа с
элементами
рассказа
Беседа с
элементами
рассказа
Презентация 6
7
8
9
10
Всемирный день моря (Море среда обитания для
животных и растений. Загрязнение морей.)
День амурского тигра и леопарда (Краткая история и
традиции праздника. Биология хищников, охрана)
Международный день защиты животных (История и
традиции праздника)
Синичкин день (История и особенности праздника)
День моржа (История и особенности праздника.
Биологические особенности животных)
1
1
1
1
1
Презентация. Игра
путешествие «По
морям, по волнам.»
Презентация
Викторина « По
страницам Красной
книги»
Презентация.
Викторина
«Зимующие птицы»
Презентация
живому
Знакомство детей с праздником
«Всемирный День Моря». Чем
опасно загрязнение водоемов.
Познакомить с экологическим
праздником, дать более
расширенное описание данного
вида животного.
Познакомить детей с Красной
книгой, с целью, для которой
она была создана, животными и
растениями, которые в нее
внесены..
Расширять
представления
о зимующих
птицах, закрепить знания о том,
издают
какие
звуки
птицы, закрепить
умение
распознавать птиц по этим
звукам,
воспитывать
заботливое отношение и интерес
к зимующим птицам, вызвать
желание помогать птицам в
зимний период.
внимания
Привлечение
обучающихся
к
Международному Дню моржа,
связанному с
катастрофическим
уменьшением
численности
ластоногих млекопитающих;
формирование экологической
грамотности. 11
12
13
14
15
16
17
18
Всемирный день домашних животных (Истории и
особенности праздника)
Изготовление и установка фото
выставки
Тема 3 Зимние экологические праздники (4 часа)
1
Международный день прав животных (Всемирная
декларация прав животных)
День заповедников и национальных парков (История
праздника. Заповедники Иркутской области
Международный день защиты морских животных
(История экологической даты. Биология китов и
дельфинов)
Международный день полярного медведя (История
праздника. Биология и охрана полярного медведя)
1
1
1
1
Познакомить с экологическим
праздником, помочь понять
смысл праздника.
Виртуальная экскурсия в
заповедник
внимания
Привлечение
обучающихся
к
Международному Дню защиты
морских животных, развитие
бережного и разумного к ним
отношения.
Привлечение внимания детей к
необходимости их охраны.
Всемирный день кошек (История праздника)
Международный день защиты бельков (История
праздника. Биологические особенности тюленей)
Тема 4 Весенние экологические даты (11 часов)
познавательного
Развитие
интереса к изучению животных
через актуализацию знаний о
видах семейства кошачьих.
Познакомить с экологическим
праздником,
рассказать кто
такие бельки и почему они
требуют защиты.
Привести
к
пониманию значения леса в
жизни человека, всего живого и
его сохранению.
учащихся
1
1
1
Международный день леса (История праздника.
Значение леса в природе и жизни человека)
Выставка фото и
рассказы о
домашних
животных
Беседа
Путешествие
презентация по
заповедникам
Иркутской области
Презентация.
Викторина «Знаешь
ли ты, что…»
Презентация.
Праздник «Мистер
и мисс Кис»
Презентация.
Интеллектуальная
игра «Лес
природное
сообщество» 19
Всемирный день Земли (История праздника)
20
21
22
23
Всемирный день воды (История праздника. Роль воды
в природе и жизни человека)
Международный день птиц (История и традиции
праздника)
День подснежника (История праздника. Операция
«Первоцвет». Первоцветы Пермского края)
Марш парков ( История и особенности праздника.
Заповедные места России)
1.
2.
3.
4.
1
1
1
1
1
Конкурсы
Викторина о воде
Интеллектуальная
игра «Поговорим о
птицах»
Интеллектуальная
игра «Первоцветы
Пермского края»
Формировать
экологические знания учащихся.
Развивать потребность у
учащихся
свой
вносить
пассивный
вклад
в
облагораживание,
озеленение,
благоустройство территории
родного края, родной планеты и
ее природных памятников.
Расширить знания о
Красной книге,
чувства
ответственного отношения ко
всему живому.
Воспитывать любовь к
природе, бережное и гуманное
отношение к ней.
Показать необходимость воды
для всего живого на Земле.
Продолжать
формирование
бережного отношения к
природе.
Осветить вопрос о
необходимости
сохранения
первоцветов в природе, об
угрозе исчезновения редких
растений;
формировать
экологическое мировоззрение,
экологическое
сознание;
воспитание
экологической
культуры и любви к природе.
Активизировать познавательную
и мыслительную деятельность
Путешествие
презентация по Международный день климата ( История и
особенности праздника. Изменение климата.
Парниковый эффект)
Всемирный день черепах (История праздника.
Биологические особенности черепах)
Международный день биологического
разнообразия(История праздника)
1
1
1
значимость
учащихся, личную причастность
и
в
природоохранных
мероприятиях.
Привлечь внимание детей к
проблеме
климатической
обстановки на планете.
Познакомить с историей этого
праздника, как его можно
оригинально отметить, а также
о том, почему такой домашний
питомец, как черепаха, требует
защиты.
Познакомить с историей этого
праздника
Тема 5 Летние экологические даты (6 часов)
Всемирный день океанов (История экологической
даты. Роль океанов. Загрязнение океанов)
Международный день дельфиновпленников (История
экологической даты. Роль дельфинов во время
Великой отечественной войны)
Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой
(Опустынивание, ее причины)
Международный день цветка( Краткая история и
традиции праздника)
День оленя (История экологической даты.
1
1
1
1
1
Знакомство детей
с
праздником «Всемирный День
Океанов».
Привлечь внимание к борцам за
права животных, считающих
недопустимым использование
дельфинов и других морских
млекопитающих
в
милитаристских целях и
содержание их в неволе.
Привлечение внимания к
охране засушливых земель
Напомнить о красоте жизни и
природы.
Формирование интереса к
заповедникам
России
Презентация.
Интеллектуальная
игра «В гостях у
черепахи
Тортиллы.»
Интеллектуальная
игра «Флора и
фауна»
Презентация
«Музей Мирового
океана»
Презентация
Презентация Беседа
Интеллектуальная
игра «Чудо
природы»
Презентация Беседа
24
25
26
27
28
29
30
31 32
33
34
Биологические особенности и значение животных)
Международный день бездомных животных (История
возникновения экологической даты.)
прошлому и настоящему
народов Севера, Сибири и
Дальнего Востока РФ.
Воспитывать в детях соучастие
и взаимопомощь.
1
Беседа. Сбор
продуктов для
приюта « Друг»
Тема 6 Подведение итогов (2 часа)
Презентации, творческие работы, сообщения о других
экологических датах
Презентации, творческие работы, сообщения о других
экологических датах
Участвуют в подведении итогов
своей работы,
оформляют
выставку – презентацию своих
работ.
Систематизируют и
обобщают полученные за год
знания и умения.
Участвуют в подведении итогов
своей работы,
оформляют
выставку – презентацию своих
работ.
Систематизируют и
обобщают полученные за год
знания и умения.
Отчет
Отчет
1
1
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический календарь" для обучающихся 5 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.