Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Таштыпская общеобразовательная средняя школа №2»
РАССМОТРЕНО:
Методическим объединением учителей
Протокол №___ от «___» ______20___г. |
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по учебной работе ____________/_________/
«___»___________20______г. |
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
______/Н.В. Архипова/
«___»___________20_____г. |
Рабочая программа
по предмету «Чтение и развитие речи»
6в класс
Учитель: Сагалакова Ольга Александровна
Квалификационная категория: первая
2018- 2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6в класса разработана на основе программы для специальных (коррекционных ) образовательных учреждений под редакцией В.В. Воронковой, допущенной Министерством образования Российской Федерации, выбранной с учетом особенностей учащихся (для обучающихся с легкой умственной отсталостью), с учетом учебного плана МБОУ «Таштыпская общеобразовательная средняя школа № 2» на 2018-2019 учебный год. Рабочая программа ориентирована на учебник «Чтение» для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений Л.Ф.Малышева Москва, «Просвещение.
Цель изучения предмета:
· развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.
Задачи:
· формировать у учащихся чтение про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
· развивать полноценное восприятие доступных по содержанию художественных произведений;
· развивать умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты самостоятельно;
· воспитывать нравственно-эстетическое и гражданское чувство на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе);
· развивать общекультурные навыки чтения, восприятия художественного языка и понимания художественного смысла литературных произведений;
· развивать эмоциональную сферу личности, образного, ассоциативного и логического мышления;
Основные направления коррекционной работы:
· развитие зрительного восприятия и узнавания;
· развитие пространственных представлений и ориентации;
· развитие основных мыслительных операций;
· развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
· коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
· обогащение словаря;
· коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Согласно учебному плану на изучение чтения и развития речи в 6в классе отводится 3 учебных часа в неделю, 102 учебных часа в год.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ЭЛЕМЕНТА
НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Современная школа в условиях полиязыкового, поликультурного образовательного пространства призвана обеспечить:
- передачу из поколения в поколение многовекового опыта народа, его нравственных устоев, создать условия для приобщения учащихся к материальным, духовным ценностям и традициям, принять на себя важнейшие функции формирования у них этнического самосознания и достоинства;
-осознание учащимися себя членами мирового сообщества на основе отношений, связей, интегрирующих национальную культуру через российскую с зарубежной.
На уроках чтения и развития речи изучают стихи, сказки, рассказы русских, хакасских и зарубежных писателей. В этом контексте традиционная культура и быт хакасов, других народностей, представленных в Республике Хакасия, могут и должны служить источником этнокультурного наполнения содержания образования, в том числе математического.
Благодаря принципу этнокультурного наполнения на уроках решается важная педагогическая проблема соединения обучения с жизнью, что помогает осуществить практическую направленность обучения. Усвоение учебного материала должно осуществляться на конкретном материале, хорошо знакомом детям. Это даёт широкие возможности познакомить детей с произведениями хакасских поэтов и писателей, хакасскими народными сказками, показать красоту природы Хакасии и жизнь хакасского народа..
Использование этнокультурного компонента на уроках позволяет конкретизировать материал, лучше представить его, а полученные знания применить на уроках, помогает расширить кругозор школьника, понять особенности окружающей действительности, приблизить к ней понятия.
Сведения с использование этнокультурного компонента могут быть включены в различные этапы урока при изучении основных тем: хакасские народные сказки, хакасский фольклор, стихи поэтов Хакасии о родной земле, быт хакасского народа.
Произведения хакасских писателей и другой материал может быть найден самими учениками.
Использование этнокультурного компонента носит познавательный характер, дети изучают окружающую нас действительность.
Особенности организации работы
В 6в классе обучается 10 человек, из них 8 мальчиков и 2 девочки. Обучение осуществляется по АООП для детей с умственной отсталостью (нарушением интеллекта).
В соответствии с данными психологической диагностики, психологический климат в классе в целом, благоприятный. В классе обучаются дети, которые имеют заключение ПМПК. Все дети имеют разный уровень подготовки по чтению. Процесс воспроизведения учебного материала у детей данного класса характеризуется неточностью, неполным объемом и нарушением порядка воспринятого материала. Мышление детей тесно связано с конкретной ситуацией. Важным условием работы в классе является планирование работы с учётом ряда следующих особенностей: уровня подготовки учащихся и навыков самостоятельной работы. Необходимо учитывать степень сложности изучаемого или повторяемого материала. В каждой теме выделять главное, знакомить с обязательными результатами обучения. Дать возможность учащимся поверить в свои силы, чтобы усилить желание учиться. Мотивацией учения должна быть не боязнь получить плохую оценку, а похвала за малейшее улучшение. Всё что можно нарисовать, сложить, отрезать, выполнить наглядно, чтобы в дальнейшем перейти к образному мышлению. Уделять постоянное внимание речевому развитию. Для работы в классе необходимо чередовать коллективную и самостоятельную работу, широко использовать опоры, памятки, схемы, карточки. Учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз, упражнений для глаз, используется артикуляционная и дыхательная гимнастика. Для каждого учащегося выбирается оптимальный темп деятельности.
Планируемые результаты усвоения освоения учебного
предмета чтения и развития речи
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Содержание учебного предмета.
№ |
Раздел |
Содержание |
Кол-во часов |
1 |
Учитесь видеть красоту. |
Познакомить детей с произведениями различных жанров. Отрабатывать навык чтения. Обогащать словарный запас учащихся. Развивать речь, память, внимание. Воспитывать нравственные качества личности, любовь к чтению, литературе. Учить давать характеристику героям и их поступкам, находить главную мысль произведения. |
25 |
2 |
В несметном нашем богатстве слова драгоценные есть. |
Познакомить детей с произведениями о Родине, о героическом прошлом России. Совершенствовать навыки правильного, осознанного чтения. Развивать речь посредством ответов на вопросы, пересказа содержания. Отрабатывать навык чтения. |
22 |
3 |
Природа. Времена года. |
Познакомить детей с произведениями родной природы. Отрабатывать навык чтения. Обогащать словарный запас учащихся. Развивать речь, память, внимание. Воспитывать нравственные качества личности; любовь к чтению, литературе. |
22 |
4 |
Самая большая радость в мире – это делать счастье для других.
|
Познакомить детей с произведениями. Отрабатывать навык чтения. Обогащать словарный запас учащихся. Развивать речь, память, внимание. Воспитывать нравственные качества личности; любовь к чтению, литературе. |
30 |
5 |
Резерв |
|
3 |
6 |
Итого |
|
102 |
Календарно-тематическое планирование по чтению
№ урока |
Тема урока |
Дата |
Примечание |
|
План |
Факт |
|||
Учитесь видеть красоту-25ч. |
||||
1 |
По В. Пескову «Отечество». |
|
|
|
2 |
М. Ножкин «Россия». |
|
|
|
3 |
М. Пришвин «Моя Родина». |
|
|
|
4 |
В. Бианки «Сентябрь». |
|
|
|
5 |
И. Бунин «Лес, точно терем расписной». |
|
|
|
6 |
Ю. Качаев «Грабитель». |
|
|
|
7 |
Б. Житков «Белый домик». |
|
|
|
8 |
А. Белорусец «Звонкие Ключи». |
|
|
|
9 |
К. Паустовский «Заячьи лапы». |
|
|
|
10 |
И. Тургенев «Осенний день в березовой роще». |
|
|
|
11 |
Е. Носов «Хитрюга». |
|
|
|
12 |
В. Бианки «Октябрь». |
|
|
|
13 |
Природа родного края. Внеклассное чтение. |
|
|
|
14 |
С. Михалков «Будь человеком». |
|
|
|
15 |
Б. Заходер «Петя мечтает». |
|
|
|
16 |
По Д. Биссету «Слон и муравей».
|
|
|
|
17 |
По Д. Биссету «Кузнечик Денди». |
|
|
|
18 |
Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой». |
|
|
|
19 |
Дж. Родари «Пуговкин домик». |
|
|
|
20 |
«Илья Муромец и Соловей разбойник». |
|
|
|
21 |
Ф. Глинка «Москва». |
|
|
|
22 |
А. Р. Беляев «Чудесное око». Внеклассное чтение. |
|
|
|
23 |
В.Бианки «Ноябрь». |
|
|
|
24 |
По С. Алексееву «На берегу Невы». |
|
|
|
25 |
По С. Алексееву «Без Нарвы не видать моря». |
|
|
|
В несметном нашем богатстве слова драгоценные есть – 22 ч. |
||||
26 |
По С. Алексееву «Медаль». |
|
|
|
27 |
По С. Алексееву «Гришенька». |
|
|
|
28 |
Вн. чтение по теме «Героическое прошлое России» |
|
|
|
29 |
По С. Холмогоровой «Серебряный лебедь» |
|
|
|
30 |
«Боевое крещение». |
|
|
|
31 |
«День рождения Наполеона». |
|
|
|
32 |
«В дни спокойной юности». |
|
|
|
33 |
По Н. Носову «Как Незнайка сочинял стихи». |
|
|
|
34 |
Главный герой Незнайка. |
|
|
|
35 |
Е. Пермяк «Тайна цены».(сказка). |
|
|
|
36 |
Перевод Д. Гальпериной «Здравствуйте». |
|
|
|
37 |
В. Бианки «Декабрь». |
|
|
|
38 |
Е. Благинина «Новогодние загадки». |
|
|
|
39 |
А. Никитин «Встреча зимы». |
|
|
|
40 |
А. Дорохов «Теплый снег». |
|
|
|
41 |
Зима. Внеклассое чтение. |
|
|
|
42 |
А. Пушкин. Вот север, тучи нагоняя». |
|
|
|
43 |
Д. Хармс «Пушкин». |
|
|
|
44 |
Вн. чтение. Сказки Пушкина. |
|
|
|
45 |
В. Бианки «Январь». |
|
|
|
46 |
Г. Х. Андерсен «Ель». |
|
|
|
47 |
А. Чехов «Ванька». |
|
|
|
Природа. Времена года – 22ч. |
||||
48 |
И. Суриков «Белый снег пушистый». |
|
|
|
49 |
А. Зощенко «Ленька и Минька». |
|
|
|
50 |
Ю. Рытхэу «Пурга». |
|
|
|
51 |
Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость». |
|
|
|
52 |
В. Бианки «Февраль». |
|
|
|
53 |
С. Маршак «Двенадцать месяцев». |
|
|
|
54 |
По Г-Х Андерсену «Снежная королева». |
|
|
|
55 |
Вн. чтение по теме «Зарубежная литературная сказка» |
|
|
|
56 |
С. Смирнов «Первые проталины». |
|
|
|
57 |
В. Бианки «Март». |
|
|
|
58 |
По В. Пескову «Весна идет». |
|
|
|
59 |
М. Пришвин «Жаркий час». |
|
|
|
60 |
Г. Скребицкий «Весенняя песня». |
|
|
|
61 |
В. Жуковский «Жаворонок». |
|
|
|
62 |
Экскурсия в природу. |
|
|
|
63 |
А. Толстой «Детство Никиты». |
|
|
|
64 |
А. Твардовский «Как после мартовских метелей». |
|
|
|
65 |
А. Плещеев «И вот шатер свой голубой»… |
|
|
|
66 |
Внеклассное чтение по теме «Весна» |
|
|
|
67 |
В. Бианки «Апрель». |
|
|
|
68 |
К. Паустовский «Стальное колечко» |
|
|
|
69 |
По В. Астафьеву «Злодейка». |
|
|
|
Самая большая радость в мире – это делать счастье для других - 33ч. |
||||
70 |
По Е. Барониной «Рассказы про зверей». |
|
|
|
71 |
Рассказы про зверей. Е.Баронина. |
|
|
|
72 |
В. Драгунский «Кот в сапогах». |
|
|
|
73 |
Кот в сапогах. В. Драгунский. |
|
|
|
74 |
Д. Хармс «Заяц и Еж». |
|
|
|
75 |
Заяц и еж. Д. Хармс. |
|
|
|
76 |
И. Крылов «Зеркало и Обезьяна». |
|
|
|
77 |
По Р. Киплингу «Рикки-тикки-тави». |
|
|
|
78 |
Зеркало и обезьяна. И. Крылов. |
|
|
|
79 |
В.Набоков «Дождь пролетел». |
|
|
|
80 |
Дождь пролетел. В.Набоков. |
|
|
|
81 |
Внеклассное чтение по теме «Красота нашей природы» |
|
|
|
82 |
Экскурсия в природу. |
|
|
|
83 |
В. Бианки «Май». |
|
|
|
84 |
Май. В.Бианки. |
|
|
|
85 |
М. Дудин «Наши песни спеты на войне». |
|
|
|
86 |
Наши песни спеты о войне. |
|
|
|
87 |
В. Медведев «Звездолет». |
|
|
|
88 |
Звездолет. В. Медведев. |
|
|
|
89 |
Стихи о Великой Отечественной войне. Внеклассное чтение. |
|
|
|
90 |
По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками». |
|
|
|
91 |
Корзина с еловыми шишками. К. Паустовский. |
|
|
|
92 |
По А. Сент-Экзюпери «Маленький принц». |
|
|
|
93 |
Экскурсия в природу. |
|
|
|
94 |
В. Астафьев «Зорькина песня». |
|
|
|
95 |
Зорькина песня. В. Астафьев. |
|
|
|
96 |
Н. Рыленков «Нынче ветер. |
|
|
|
97 |
Нынче ветер. Н. Рыленков. |
|
|
|
98 |
Маленький принц. А. Сент- Экзупери. |
|
|
|
99 |
Маленький принц. А. Сент- Экзупери. |
|
|
|
100-102 |
Резерв. |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.