Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса
Оценка 4.7

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Оценка 4.7
Рабочие листы
docx
чтение
3 кл
29.03.2018
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса
Рабочая программа составлена по всем требованиям ФГОС. Большая помощь для учителей, работающих в 3 классе по программе "Школа России". Поставлены цели и задачи реализации данной программы с описанием нормативно - правовых документов на основании которых разработана программа по "Литературному чтению".
чтение.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА          Рабочая   программа   по   предмету   «Литературное   чтение»  для   третьего   класса   на   2013­2014   учебный   год  составлена   на   основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1­4 классы» (учебно­методический комплект «Школа России»).          Курс «Литературное чтение» отличается широким видо­жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче третьего года обучения ­ формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.      Цели рабочей программы:    овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; развитие художественно­творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование  эстетического   отношения   к искусству  слова;  совершенствование  всех  видов  речевой  деятельности,  умений  вести  диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; воспитание эстетического отношения к искусству слова,     формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;   обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.       Задачи реализации программы: ­   развивать   у   детей   способность   полноценно   воспринимать   художественное   произведение,   сопереживать   героям,   эмоционально   откликаться   на прочитанное;   учить   детей   чувствовать   и   понимать   образный   язык   художественного   произведения,   выразительные   средства,   создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;   ­   формировать   умение   воссоздавать   художественные   образы   литературного   произведения,   развивать   творческое   и   воссоздающее   воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;  ­ развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус; ­  формировать   потребность   в   постоянном   чтении   книги,   развивать   интерес   к   литературному   творчеству,   творчеству   писателей,   создателей произведений словесного искусства;  ­ обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе; ­ формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы; ­ обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;  ­ расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно­эстетический и познавательный опыт ребёнка; ­   обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения; ­   работать с различными типами текстов; ­       создавать   условия   для   формирования   потребности   в   самостоятельном   чтении   художественных   произведений,   формировать   «читательскую самостоятельность».      Нормативно ­ правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: 1.   Приказ   Минобрнауки   РФ   от   6   октября   2009   года   №   373   «Об   утверждении   и   введении   в   действие   Федерального   государственного образовательного стандарта начального общего образования». 2. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года».  3. Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821­10…». 4. Основная образовательная программа начального общего образования гимназии МБОУ гимназии №1. 5. Примерная рабочая программа учебного предмета.           Выбор  данной программы  был   обусловлен   тем,   что  курс   «Литературное   чтение»   отличается   широким   видо­жанровым   и   тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче третьего года обучения ­ формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.      Логика изложения, содержание обучения, перечень практических работ рабочей программы в полном объеме совпадают с  авторской программой по предмету, поэтому в программу не внесено изменений. Общая характеристика учебного предмета Курс призван продолжить обучение чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.       Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребёнка в литературу. От качественного обучения в это период во   многом   зависит   полноценное   приобщение   ребёнка   к   книге,   развитие   у   него   умения   интуитивно   чувствовать   красоту   поэтического   слова, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.       Курс литературного чтения является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.          Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребёнок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора ­ музыканта.      Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогают избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно­информационная сторона текста. Внимание юного читателя должно быть обращено на словесно­образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.     Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно ­ эстетического, литературоведческого и коммуникативно­речевого.    Художественно­эстетический   принцип   определяет   стратегию   отбора   произведений   для   чтения,   и   поэтому   в   круг   чтения   школьников   вошли преимущественно художественные тексты. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.    Литературоведческий   принцип   реализуется   при   анализе   литературного   произведения,   выдвигает   на   первый   план   художественный   образ.   Этот принцип   находит   своё   выражение   и   в   том,   что   программа   охватывает   все   основные   литературные   жанры:   сказки,   стихи,   рассказы,   басни, драматические произведения.  Курс   литературного   чтения   не   предполагает   знакомства   детей   с   особенностями   творчества   писателей,   ибо   у   младших   школьников   ещё   нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений.    Коммуникативно­речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие речевых навыков, главным из которых   является   навык   чтения.   Задача   уроков   литературного   чтения   заключается   в   интенсивном   развитии   навыка   чтения   как   вида   речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя. Развитие навыка чтения на втором году обучения предполагает постепенное введение чтения про себя. Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приёмов выразительного устно­речевого общения на чтение текстов. Коммуникативно­ речевой принцип нацелен на проведение уроков­диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.       При обучении детей чтению их знания пополняются элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе­писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получают первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи). Литература   относится   к   наиболее   сложному,   интеллектуальному   виду   искусства,   восприятие   произведений   которого   носит   опосредованный характер:   при   чтении   человек   получает   тем   большее   наслаждение   художественными   образами,   чем   ярче   оказываются   представления,   которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно­чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Основными формами организации образовательного процесса по литературному являются: ­ традиционный урок; ­ урок в нетрадиционной форме (урок­игра, урок­исследование, урок театрализации, урок­проект, урок­практика, урок­конференция, урок­ викторина и др.) ­ экскурсия; ­ другие.       В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения: ­ технология формирования учебной самооценки; ­ технология продуктивного чтения; ­ технология формирования критического мышления; ­ технология проблемного обучения; ­ информационно­коммуникационные технологии; ­ проектная технология; ­ технологии личностно­ориентированного обучения и др. Виды и формы контроля ­ текущий контроль (устный опрос, письменная самостоятельная работа, тестовые задания, графическая работа, проект, сочинение); ­ промежуточный (тематический) контроль (контрольные и проверочные работы, тестирование, защита проектов, контрольное чтение и т.д.); ­ промежуточный контроль по итогам года  Описание места учебного предмета в учебном плане         Рабочая программа составлена на 102 учебных часа (из расчёта 3 часа в неделю) в соответствии с учебным планом МБОУ гимназии № 1 и календарным учебным графиком. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета по литературному чтению Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе. Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно­популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу. Ценность   истины   –  это   ценность   научного   познания   как   части   культуры   человечества,   проникновения   в   суть   явлений,   понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само ­познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.  Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально­позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. Ценность   труда   и   творчества.  Труд   –   естественное   условие   человеческой   жизни,   состояние   нормального   человеческого   существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности. Ценность гражданственности –  осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей. Ценность человечества.  Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.       Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.      У третьеклассника продолжится формирование личностных результатов обучения: Планируемые результаты изучения курса ­ осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития; ­ формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; ­ знакомство с культурно­историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; ­ восприятие литературного произведения как особого вида искусства; ­ эмоциональная отзывчивость на прочитанное; ­ высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.      У третьеклассника продолжится формирование метапредметных результатов обучения: ­ освоение приёмов поиска нужной информации; ­   овладение   алгоритмами   основных   учебных   действий   по   анализу   и   интерпретации   художественных   произведений   (деление   текста   на   части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; ­ освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; ­ формирование представлений о правилах поведения и нормах поведения, принятых в обществе; ­ овладение основами коммуникативной деятельности, осознание на практическом уровне значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.      У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения: ­ формирование необходимого уровня читательской компетентности; ­ овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; ­ овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа, преобразования художественных, научно­познавательных и учебных текстов; ­ умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; ­ умение пользоваться словарями и справочной литературой; ­ осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; ­ умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану; ­ умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.           Для  реализации  программного содержания  используется  учебное  пособие:  Климанова   Л.Ф.,   Горецкий   В.Г.,   Голованова   М.В.   и   др. Литературное чтение. 3 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2­х частях. ­ М.: Просвещение, 2013. Содержание учебного предмета В программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения  и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе.  Вторая   содержательная   линия   –   Техника   чтения   –   определяет   основное   содержание   формирования   процесса   чтения   (способ,   скорость, правильность и др.).  Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе.  Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.  Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии. ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ           Учебники   и   учебные   пособия,   используемые   в   учебном   процессе,   соответствуют   федеральному   перечню   учебников,   рекомендованных   к использованию в образовательном процессе. Основная литература Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие  программы. 1­4 классы. Учебники Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2012. Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. – М.: Просвещение, 2012. Рабочие тетради и пособия Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В двух частях. Ч.1. – М.:Просвещение, 2013. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. – М.: Просвещение, 2012. Дополнительная литература Методические пособия           Плешаков А.А. Окружающий мир:           Поурочные разработки. 2 класс. Календарно­тематическое планирование по литературному чтению, авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий,  2 класс, 136 часов  в год ­ 4 часа в неделю  № № Тема Планируемые результаты Вид деятельности 1 2 3 1 2 3 Знакомство с учебником.  Рукописные книги  Древней Руси.  Подготовка сообщения Первопечатник Иван  Федоров Вн.чтение Урок­путешествие в  прошлое. Оценка  достижений предметные метапредметные Самое великое чудо на свете    ( 3 ч) Р: Умение видеть свою ошибку  и исправлять её по указанию  взрослого П: находить необходимую  информацию по заданной теме в  учебнике и дополнительной  литературе К: обсуждать и сравнивать  высказывания великих людей о  книге и о чтении. Л: Формирование основы  гражданской идентичности  личности в форме осознания  «Я» как гражданина России Научатся находить  нужную главу и нужное  произведение,  используя содержание; ориентироваться в  прочитанных  произведениях,  предполагать на основе  названия содержание  главы; Получат представление о библиотеках и их  значение как  культурных центров Выразительное  чтение; пересказ  содержания научно  – познавательных  текстов; называть  элементы учебной  книги, уметь их  находить, быстро в  них ориентироваться; чтение  вслух с  постепенным переходом  на чтение про себя. Размышление над  Стр. дата Кол­ во  часов 1 1 1 4­ 7 8­12 12 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Русские народные песни  Докучные сказки.  Сочинение докучных  сказок Русская народная сказка  «Сестрица Алёнушка и  братец Иванушка» Русская народная сказка  «Иван­царевич и Серый  Волк» Русская народная сказка  «Сивка­Бурка» Художники­иллюстра­ торы В.Васнецов и И.Би­ либин КВН (обобщающий урок  по разделу «Устное  народное  творчество») Проект «Сочиняем  волшебную сказку».  Оценка достижений УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (11ч.) прочитанным. Узнают, почему  некоторые  литературные  произведения относят к устному народному  творчеству Познакомятся с малым фольклорным жанром – песней, научаться  понимать образ  деревьев  в них Научатся различать  виды устного народного творчества: потешки и  прибаутки; находить созвучные  окончания в текстах, а  также слова, которые  помогают представить  героя произведения; анализировать загадки,  выделяя главные  признаки, распределять  пословицы по  тематическим группам; выделять слова,  которые помогут  представить героя  произведения устного  народного творчества; соотносить пословицу и сказочный текст,  определять  Л.  Проявление устойчивого  познавательного интереса к  чтению  литературных  произведений при определении  понятий: олицетворение,  сравнение, контраст, звукопись), при установлении связи  произведений литературы с  живописными и музыкальными  произведениями Р. Определять цель учебной  деятельности совместно с  учителем и одноклассниками. П. Умение осознанно и  произвольно строить речевое  высказывание в устной форме  при анализе поэтического  текста. Установлении связи  произведений литературы с  живописными и музыкальными  произведениями, определении  приёмов (олицетворение,  сравнение , контраст,  звукопись). К. Умение  в коммуникации  строить понятные для партнера  высказывания, , что он знает и  видит, а что нет  при  обсуждении  текстов  .Соблюдать в повседневной  жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Выразительное чтение  русских народных  песен. Определять и  называть  малые фольклорные  жанры, узнавать их,    отличать   друг   от   друга   Определять особенности  жанра.  Определять  эмоциональную     окрашенность  произведения,  передавать ее при  чтении. Называть с опорой на  схему элементы  волшебной сказки. Рассказывать о  персонаже по  предложенному плану.  Объяснять значение  слов, встречающихся в  тексте. Соотносить рисунок и содержание  сказки, делать  подписи под  рисунками. 14­ 21 22­ 27 28­ 39 40­ 50 51­ 58 последовательность  событий, составлять  план. 15 16 17 18 19 20 21 22 23 1 2 3 4 5 6 7 8 9 24 10 ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1 (11 ч.) Знакомство с названием  раздела Проект «Как научиться  читать стихи» Ф.И. Тютчев «Весенняя  гроза», «Листья» Ф.И. Тютчев  «Листья».  Сочинение­миниатюра «О чем расскажут осенние  листья» А. А. Фет «Мама! Глянь­ ка, из окошка…», «Зреет  рожь над жаркой нивой» И. С. Никитин «Полно,  степь моя…» И. С. Никитин «Утро.  Встреча зимы» И. З. Суриков «Детство» И. З. Суриков «Зима».  Сравнение как средство  создания картины  природы в лирическом  стихотворении   Путешествие в Литературную   страну» (обобщающий   урок   по разделу   «Поэтическая Научатся видеть образ  осени в загадках,  соотносить загадки и  отгадки; различать  стихотворный и  прозаический тексты,  читать наизусть; понимать особую роль  слов в поэтическом  тексте; наблюдать за жизнью  слов в художественном  тексте, объяснять  интересные выражения  в лирическом тексте; выразительно читать  поэтические  произведения разных  поэтов на одну тему; различать прозаический и научный текст; читая стихотворение,  передавать с помощью  интонации настроение  автора, наблюдать за  жизнью слов в  художественном  тексте; преобразовывать  словесные образы в  Л. Проявлять положительную мотивацию и  познавательный интерес к  учению, активность при  изучении нового  материала. Анализировать  свои переживания и  поступки. Р. Определять цель учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками. Составлять план выполнения заданий на уроках. Читать правильно выразительно целыми словами вслух и про себя, читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей. П. Ориентироваться в  учебниках: определять,  Знакомство  с   названием  раздела.  Прогнозирование  содержания раздела.  Соотношение загадки и  отгадки    Слушать звуки  осени, переданные в лирическом тексте Нахождение средства  художественной  выразительности. чтение  стихотворения, передавая с  помощью интонации настроение поэта,  Представление  картины осенней природы.   Наблюдение за рифмой  и ритмом  стихотворного текста.  Нахождение средства  художественной  выразительности Представление картины 1 1 1 1 1 1 1 1 1 60­ 63 60­ 63 64­ 65 66­ 67 68­ 71 72­ 75 76­ 77 25 11 тетрадь 1»)  Оценка достижений с.78 ­ 80 зрительные. 1 78­ 80 прогнозировать, что будет  освоено при изучении  данного раздела;  определять круг своего  незнания, осуществлять  выбор заданий под  определённую задачу. К. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения осенней природы.  Составление  палитры  прочитанного  стихотворения с  помощью красок.  Наблюдение за  рифмой и ритмом  стихотворного  текста. 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   стихи. Вн.чтение. Любимые А.С.Пушкин А.С.Пушкин. Подготовка  сообщения «Что  интересного я узнал о  жизни А.С.Пушкина» А.С.Пушкин. кие стихотворения    Лиричес­ А.С.Пушкин утро»   «Зимнее А.С.Пушкин   «Зимний вечер» А.С.Пушкин   «Сказка   о царе Салтане» Рисунки И.Билибина к  сказке. Соотнесение  ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ ( 23 ч.) Научатся  прогнозировать  содержание раздела,  выделять и называть  волшебные события,  читать выразительно  наизусть; определять в тексте  красочные яркие  определения,  определять действия,  которые помогают  представить неживые  предметы; проводить сравнение  между авторской и  народной сказкой,  определять сходство и  различие между ними; отличать басню от  стихотворения , сказки  и рассказа , соотносить  Л. Проявлять положительную  мотивацию и познавательный  интерес к учению, активность  при изучении нового материала.  Анализировать свои  переживания и поступки.  Ориентироваться в  нравственном содержании  собственных поступков и  поступков других людей.  Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с разными  видами искусства,  наблюдениями за природой.  Сопоставлять самооценку  собственной деятельности с  оценкой ее товарищами,  учителем. Р. Самостоятельно  организовывать свое рабочее  место в соответствии с целью  выполнения заданий.  Определять цель учебной  деятельности с помощью  учителя и самостоятельно,  соотносить свои действия с  Чтение  произведения  вслух с постепенным  переходом на чтение  про себя.  Характеристика героев  рассказа и сказки на  основе анализа их  поступков, авторского  отношения к ним;  собственного мнения. Составление  пословицы. Пересказ  текста  подробно, выборочно.  Характеристика героев  рассказа  на основе  анализа их поступков,  авторского отношения  к ним; собственного  мнения. 1 1 1 1 1 4 1 82­ 85 86­ 87 88­ 89 90­ 91 92­  129 130­ рисунков с  художественным текстом. И.А.Крылов .подготовка  сообщения о  И.А.Крылове на основе  статьи учебника, книг о  Крылове. И.А.Крылов   «Мартышка и Очки» И.А.Крылов   «Зеркало   и Обезьяна» И.А.Крылов   «Ворона   и Лисица» 15 М.Лермонтов. Статья  В.Воскобойникова. подготовка сообщения на  основе статьи 16 М.Лермонтов   «Горные вершины…»,   «На   севере диком стоит одиноко…» 17 М.Лермонтов   «Утёс», «Осень» Детство Л.Толстого (из  воспоминаний писателя).  Подготовка сообщения. Л.Н.Толстой «Акула» Л.Н.Толстой «Прыжок» Л.Н.Толстой   «Лев   и собачка» Л.Н. Толстой «Какая  бывает роса на траве».  36 11 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 12 13 14 18 19 20 21 22 Называть с  опорой на  схему отличительные  элементы волшебной,  бытовой и сказки о  животных. Определять  жанры народного  творчества. Рассказывать о  персонаже по  предложенному плану.  Объяснять значение  слов, встречающихся в  тексте. Соотносить  рисунок и  содержание жанра,  делать подписи под  рисунками. пословицы и смысл  басенного текста,  характеризовать героев  басни с опорой на  текст; читать басню по ролям,  различать речь автора и  героев басни; пересказывать текст  подробно и выборочно,  характеризовать героев  рассказа на основе  анализа их поступков,  авторского отношения  к ним; пересказывать текст от  лица героя, а не автора,  изменять  последовательность  пунктов плана для  правильного пересказа  текста поставленной целью.   Составлять план выполнения  заданий на уроках.  Осуществлять само­ и  взаимопроверку работ.  Оценивать правильность  выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими  заданиями или на основе  различных образцов и критериев. Оценивать собственную   успешность в выполнения  заданий. П. Ориентироваться в  учебниках: определять,  прогнозировать, что будет  освоено при изучении данного  раздела; определять круг своего  незнания, осуществлять выбор  заданий под определённую  задачу.Извлекать информацию,  представленную в разных  формах (текст, иллюстрация  таблица, схема, диаграмма,  экспонат, модель и др.)  Анализировать, сравнивать,  группировать, устанавливать  причинно­следственные связи  (на доступном уровне). К. Соблюдать в повседневной  жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.  Читать вслух и про себя тексты  учебников,  художественных и  научно­популярных книг,  понимать прочитанное, задавать  вопросы, уточняя непонятое.  Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом  своих учебных и жизненных  речевых ситуаций.  Участвовать в диалоге; слушать  и понимать других, точно  135 135 136­ 137 137­ 139 140­ 144 145­ 147 148­ 156 148­ 156 156­ 159 160­ 161 162­ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 48 23 «Куда девается вода из  моря?» Сравнение  текстов Обобщение   по   разделу «Великие русские писатели». Оценка достижений   163 1 164­ 166 реагировать на реплики,  высказывать свою точку зрения,  понимать необходимость  аргументации своего мнения. Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого. Участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе. 49 50 51 52 53 54 1 2 3 4 5 6 Вн.чтение. Знай и  люби родную природу!  Стихи русских поэтов о природе Н.А.   Некрасов   «Славная осень!»,   «Не   ветер бушует над бором …» Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» К. Д. Бальмонт «Золотое слово» И.А.Бунин. Выразительное   стихотворений   чтение Развивающий час (урок  ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2 (  7 ч.) Научатся дополнять  стихотворные строчки  используя свои знания,  выразительно читать  стихотворные тексты и  передавать интонацией  настроение и  неожиданный поворот в содержании  стихотворения; рассказывать  интересные ситуации из жизни животных,  переносить слуховые  образы в зрительные; правильно подбирать  Р: Преобразовывать  практическую задачу в  познавательную; Проявлять познавательную инициативу в учебном  сотрудничестве П: Строить речевое  высказывание в устной  форме Контроль и оценка  процесса и результата  деятельности К: Формулировать  собственное мнение и  позицию; Л: Формирование  Чтение  вслух с  постепенным переходом на чтение  про себя.   Восприятие на слух прочитанное. Определение героев  произведения;  характеристика  их.  Выражение своего  собственного  отношения к героям,  давать 1 1 1 1 1 168­ 169 170­ 172 173 174­ 177 178 обобщение по разделу  «Поэтическая тетрадь 2». Оценка достижений 55 7 книги по заданной теме  пересказывать текст по  плану, переводить  словесные образы в  зрительные; осознания своей  этнической  принадлежности и  развитие чувства  толерантности к  окружающим. оценку их  поступкам. Составление плана.  Пересказ  подробно  по плану  произведения.  56 57 58 59 60 61 62 63 64 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Вн.чтение «Лес не  школа, а всему учит». Д.И.Мамин­Сибиряк  «Аленушкины сказки»  (присказка) Д.И. Мамин – Сибиряк  «Сказка про храброго  зайца – длинные уши,  косые глаза, короткий  хвост» В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница» В.Ф. Одоевский «Мороз  Иванович» Обобщение по разделу  «Литературные сказки».  Оценка достижений ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ (  9 ч.) Научатся прогнозировать  содержание раздела,  выделять и называть  волшебные события, читать  выразительно наизусть; определять в тексте  красочные яркие  определения, определять  действия, которые помогают представить неживые  предметы; проводить сравнение между  авторской и народной  сказкой, определять  сходство и различие между  ними; читать басню по ролям,  различать речь автора и  героев басни; пересказывать текст  подробно и выборочно,  характеризовать героев  рассказа на основе анализа  их поступков, авторского  отношения к ним; пересказывать текст от лица  героя, а не автора, изменять  последовательность пунктов Р: умение учитывать  выделенные учителем  ориентиры; построение ориентировочной  основы в новом учебном  материале; различение способов и  результата действий. П: анализ объектов с целью  выделения существенных и  несущественных признаков; синтез, как составление целого  из частей; умение восполнять недостающие компоненты до целого К: понимание возможности  разных оснований для оценки  одного и того же предмета; учёт разных мнений и умение  обосновать собственное. Л: осознание  значимости чтения для своего дальнейшего развития и  успешного обучения;  формирование потребности в систематическом чтении  Чтение  произведения  вслух с постепенным  переходом на чтение  про себя.  Характеристика героев  рассказа и сказки на  основе анализа их  поступков, авторского  отношения к ним;  собственного мнения. Составление  пословицы. Пересказ  текста  подробно, выборочно.  Характеристика героев  рассказа  на основе  анализа их поступков,  авторского отношения  к ним; собственного  мнения. Называть с  опорой на  схему отличительные  1 1 1 1 3 2 1 180­ 182 183­ 187 188­ 195 196 ­  208 209 ­  213 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Внеклассное чтение.  Рассказы, повести А.  Воронковой М.   Горький   «   Случай   с Евсейкой» К. Г. Паустовский  «Растрепанный воробей» А. И. Куприн «Слон» Урок­путешествие по  разделу «Были –  небылицы» плана для правильного  пересказа текста как средстве познания мира и самого себя. БЫЛИ – НЕБЫЛИЦЫ (  10 ч.) Научатся  понимать в  чем заключается смысл  произведения; работать парами,   определять  особенности авторского текста, рассказывать о  героях и выражать свое  отношение; работать в группе,  определять  особенности авторского текста,  воспринимать на слух  художественный текст,  читать выразительно,  передавать настроение,  объяснять лексическое  значение слов; прогнозировать  содержание  произведения, читать  выразительно,  передавать настроение, анализировать текст. Л. Проявлять положительную  мотивацию и познавательный  интерес к учению, активность  при изучении нового материала. Р. Самостоятельно  организовывать свое рабочее  место в соответствии с целью  выполнения заданий.  Определять цель учебной  деятельности с помощью  учителя и самостоятельно,  соотносить свои действия с  поставленной целью. Составлять план выполнения заданий на  уроках. Осуществлять само­ и  взаимопроверку работ. П. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу К. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 3 (   6 ч.) элементы волшебной,  бытовой и сказки о  животных. Определять  жанры народного  творчества.  Чтение  вслух с  постепенным переходом на чтение  про себя.   Восприятие на слух прочитанное. Работа в парах и группах. Лексическая работа:  пословицы, повторы,  рифма, персонажи, герои. Лексическая работа: главная мысль  произведения,  соотнесение  пословиц с  содержанием  произведения,  синонимы,  антонимы 1 1 1 3 3 1 4­11 12­ 24 25­ 41 42­ 44 75 76 77 78 79 80 81 82 1 2 3 4 5 6 1 2 Внеклассное   чтение. Что   говорят   стихи? Поэзия С.Я.Маршака Саша   Черный   «Что   ты тискаешь утенка?» Саша Черный «Воробей», «Слон» А.А.Блок «Ветхая  избушка», «Сны»,  «Ворона» С. А.Есенин «Черемуха» Урок­викторина   по   теме «Поэтическая тетрадь 3» Научатся дополнять  стихотворные строчки  используя свои знания,  выразительно читать  стихотворные тексты и  передавать интонацией  настроение и  неожиданный поворот в содержании  стихотворения; рассказывать  интересные ситуации из жизни животных,  переносить слуховые  образы в зрительные; правильно подбирать  книги по заданной теме  пересказывать текст по  плану, переводить  словесные образы в  зрительные; Р: Преобразовывать  практическую задачу в  познавательную; Проявлять познавательную инициативу в учебном  сотрудничестве П: Строить речевое  высказывание в устной  форме Контроль и оценка  процесса и результата  деятельности К: Формулировать  собственное мнение и  позицию; Л: Формирование  осознания своей  этнической  принадлежности и  развитие чувства  толерантности к  окружающим. Чтение  вслух с  постепенным переходом на чтение  про себя.   Восприятие на слух прочитанное. Определение героев  произведения;  характеристика  их.  Выражение своего  собственного  отношения к героям,  давать оценку их  поступкам. Составление плана.  Пересказ  подробно  по плану  произведения.  ЛЮБИ ЖИВОЕ (  20 ч.) Внеклассное   чтение. «Рассказы о животных В.Л.Дурова».  М.   «Моя Родина».   Сочинение   на основе   художественного текста.   Пришвин. Научатся дополнять  стихотворные строчки  используя свои знания,  попробуют сочинять  стихи о своих  любимцах; выразительно читать  Л. Проявлять  положительную мотивацию и познавательный интерес  к учению, активность при  изучении нового  материала. Анализировать  свои переживания и  Пересказ   текста,   умение последовательно воспроизводить содержание рассказа. Сравнение,  олицетворение,  рассказ, пересказ 1 1 1 1 1 1 1 1 46 47­ 49 50­ 54 55­ 56 56 57­ 59 стихотворные тексты и  передавать интонацией  настроение и  неожиданный поворот в содержании  стихотворения; рассказывать  интересные ситуации из жизни животных,  переносить слуховые  образы в зрительные; правильно подбирать  книги по заданной  теме , выделять в  загадках главные слова; пересказывать текст по  плану, переводить  словесные образы в  зрительные; соотносить пословицы и текст рассказа,  составлять рассказ по  собственным  наблюдениям; делить большой текст  на смысловые части и  составлять план  используя опорные  слова из текста. 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20   Соколов­Микитов И.С. «Листопадничек» В.   И.   Белов   «Малька провинилась» В. И. Белов «Еще раз про Мальку» Вн.чтение.  Книги. А. Митяева об  армии и ее героях. В.В.   Бианки   «Мышонок Пик» В.В.   Бианки   «Мышонок Пик» Б.   С.   Житков   «Про обезьянку» Вн.чтение «Мама и мы» В.Дуров «Наша Жучка» В.П. Астафьев «Капалуха В.Ю.   Драгунский   «Он живой и светится» Урок–конференция «Земля   –   наш   дом родной». Оценка достижений Внеклассное чтение.  «Наша библиотека» поступки.  Ориентироваться в  нравственном содержании  собственных поступков и  поступков других людей.  Проявлять эстетическое  чувство на основе  знакомства с разными  видами искусства,  наблюдениями за  природой. П. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу. К. Соблюдать в  повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.  Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать 2 1 1 1 1 1 3 1 1 2 1 Построение   небольшого монологического высказывания   (рассказ, устное   сочинение   с элементами рассуждения, описания).Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе Литературное  произведение   Выражение личного  отношения к  прослушанному  (прочитанному),  аргументация своей  позиции с привлечением  текста произведения Рассказ, пересказ Составлять вопросы,  отвечать на вопросы по  содержанию  прочитанного Сравнение,  олицетворение Пользоваться   толковым словарем, характеризовать героев Произведение  современной  отечественной  литературы 60­ 67 68­ 70 70­ 72 73­ 76 77­ 82 83­ 97 98 98 ­  102 102 ­  106 106­ 108 прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 4 (  7 ч.) Научатся дополнять  стихотворные строчки  используя свои знания,  выразительно читать  стихотворные тексты и  передавать интонацией  настроение и  неожиданный поворот в содержании  стихотворения; рассказывать  интересные ситуации из жизни животных,  переносить слуховые  образы в зрительные; правильно подбирать  книги по заданной теме  пересказывать текст по  плану, переводить  словесные образы в  зрительные; Р: Преобразовывать  практическую задачу в  познавательную; Проявлять познавательную инициативу в учебном  сотрудничестве П: Строить речевое  высказывание в устной  форме Контроль и оценка  процесса и результата  деятельности К: Формулировать  собственное мнение и  позицию; Л: Формирование  осознания своей  этнической  принадлежности и  развитие чувства  толерантности к  окружающим. Чтение  вслух с  постепенным переходом на чтение  про себя.   Восприятие на слух прочитанное. Определение героев  произведения;  характеристика  их.  Выражение своего  собственного  отношения к героям,  давать оценку их  поступкам. Составление плана.  Пересказ  подробно  по плану  произведения.  109 110­ 111 112­ 115 116­ 117 118­ 119 120­ 122 101 102 103 104 105 106 107 1 2 3 4 5 6 7   Маршак.   «Гроза   «В   лесу   над Знакомство с названием  раздела С.Я. днем», росистой поляной…» А.Л.   Барто   «Разлука», «В театре» С.В.   Михалков   «Если», «Рисунок» Е.А. «Кукушка», «Котенок» Благинина   Обобщающий урок. Игра  «Крестики­Нолики». Оценка достижений 108 1 109 110 111 112 113 114 115 116 2 3 4 5 6 7 8 9 Внеклассное чтение  Книги о космонавтах. Б. В. Шергин «Собирай  по ягодке ­ наберешь  кузовок» А.П. Платонов «Цветок  на земле» А.П. Платонов «Еще  мама» М.М. Зощенко «Золотые  слова» М.М. Зощенко «Великие  путешественники» Н.Н. Носов «Федина  задача» Н.Н. Носов «Телефон» 117 118 10 11 В.Драгунский «Друг  детства» Игра – конкурс по  разделу «Собирай по  ягодке – наберешь  кузовок». Оценка  достижений Выразительное чтение  произведения наизусть. Чтение  вслух с  постепенным переходом на чтение  про себя.   Восприятие на слух прочитанное. Определение героев  произведения;  характеристика  их.  Выражение своего  собственного  отношения к героям,  давать Р:принимать и сохранять  учебную задачу; оценка суждений по  поводу поведения  персонажа. П: находить нужную  информацию в журналах; распознавание  особенностей построения  стихотворения. К: обсуждать и сравнивать высказывания великих  людей о значимости  журналов; ориентация на партнёра по  общению. Л: Умение поддерживать  беседу по заданной теме. Наблюдение и анализ за  особенностями  собственной речи. СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК ( 11  ч.) Научатся  понимать в  чем заключается смысл  произведения; работать парами,   определять  особенности авторского текста, рассказывать о  героях и выражать свое  отношение; работать в группе,  определять  особенности авторского текста, рассказывать о  героях и выражать свое  отношение; воспринимать на слух  художественный текст,  читать выразительно,  передавать настроение,  объяснять лексическое  значение слов; прогнозировать  содержание  произведения, читать  выразительно,  передавать настроение, анализировать текст,  подтверждать оценку их  поступкам. Составление плана.  Пересказ  подробно  по плану  произведения.  2 2 124­ 128 129­ 136 137­ 143 144­ 153 154­ 164 164­ 169 170­ 172 172 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Знакомство с названием  раздела Внеклассное чтение.  «Любимые книги –  любимые писатели». Л.Кассиль «Отметки  Риммы Лебедевой» Ермолаев   Ю.И. Ермолаев  «Проговорился» Ю.И. «Воспитатели» Вн.чтение О чем рассказывают  журналы? Г.Б. Остер «Вредные  советы» Г.Б. Остер«Как  получаются легенды» Р.Сеф «Весёлые  стихи» 10 Читательская  конференция «По  страницам детских  журналов». Оценка  достижений 129 1 Знакомство   с   названием раздела.   Мифы   Древней Греции ПО СТРАНИЦАМ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ ( 10 ч.) Научатся отличать  журнал от книги,  ориентироваться в  журнале, находить в  нём интересные статьи; придумывать вопросы  по содержанию, подбирать заголовок,  выделять главную  мысль, отличать журнал от книги; планировать работу на  уроке, придумывать  вопросы по  содержанию, подбирать заголовок,  выделять главную  мысль, ориентироваться в журнале. Л. Проявлять положительную  мотивацию и познавательный  интерес к учению, активность  при изучении нового материала.  Анализировать свои  переживания и поступки. Р. Определять цель учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками. Читать правильно выразительно целыми словами вслух и про себя, читать вслух прозаические тексты на основе передачи их художественных особенностей П. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу. К. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ( 7 ч.) Научатся   читать по  цепочке, подробно  Научатся   читать по  цепочке, подробно  Участие в работе пары и группы. Участие в  проекте «Мой любимый  детский журнал»;  распределять роли;  находить и  обрабатывать информацию в  соответствии с  заявленной темой. Работа  парами,  прогнозирование и  содержание  174­ 178 179­ 183 183 183­ 186 186 183­ 186 187­ 188 189­ 190 2 3 4 5 6 7 130 131 132 133 134 135 136 Мифы   Древней   Греции. «Храбрый Персей» Г.Х.   Андерсен   «Гадкий утенок» Внеклассное чтение.  «Мои  любимые  книги Развивающий час по теме «Зарубежная литература». достижений   Оценка 2 3 190  ­  199 200­ 215 излагать прочитанное,  рассказывать о героях , расшифровывать текст,  составлять план,  пересказывать текст по  плану; прогнозировать  содержание текста,  делить текст на части ,  находить главную  мысль, подробно  пересказывать  прочитанное; ориентироваться в  прочитанных  произведениях,  узнавать произведения  по отрывку ;  работать  парами,  прогнозировать  содержание  произведения,  читать  про себя, увеличивать  темп чтения, находить  главную мысль  рассказа, объяснять  нравственный смысл  рассказа. излагать прочитанное,  рассказывать о героях , расшифровывать текст,  составлять план,  пересказывать текст по  плану; прогнозировать  содержание текста, делить  текст на части , находить  главную мысль, подробно  пересказывать  прочитанное; ориентироваться в  прочитанных  произведениях, узнавать  произведения по отрывку ;  работать  парами,  прогнозировать  содержание произведения,  читать про себя,  увеличивать темп чтения,  находить главную мысль  рассказа, объяснять  нравственный смысл  рассказа. произведения, чтение про  себя, увеличивать темп  чтения, находить главную мысль рассказа,  объяснение  нравственного смысла  рассказа. Лексическая работа:  объяснение значения слов на основе словаря  учебника и толкового  словаря, пересказ. Сопоставление  пословицы с  произведением. Работа в парах и группах. Чтение  вслух с  постепенным переходом на чтение  про себя.   Восприятие на слух прочитанное. Ответы на заданные  вопросы.

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2018