Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса
Оценка 5
Рабочие листы
doc
окружающий мир
2 кл
08.03.2018
В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
ОКР.МИР2кл..doc
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовнонравственного
развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования;
Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
приказа Минобрнауки России от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
приказа Минобрнауки России от 18 декабря 2012 года № 1060
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
2 СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №
189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993).
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально
научного познания и эмоциональноценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и
природой;
духовнонравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и
конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к
России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного
взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди
няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал
естественных и социальногуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших
взаимосвязях.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
3 1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе
интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина
действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов.
Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и
как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его
материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется
через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и
человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется по
ложительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми
единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в
программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе
каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании са
моценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к ру
котворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемнопоисковый подход, обеспечивающий
«открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом
используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую
информационнообразовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни,
выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.
Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира.
Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий,
организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие
непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на
4 улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация
проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для
практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с
помощью специально разработанного для начальной школы атласаопределителя; 2) моделирование экологических связей
с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) экологоэтическая деятельность, включающая анализ
собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку
соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по
экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно
говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока.
Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим
стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной
форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители
учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на
уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от
взрослых.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа
рассчитана на 270ч: 2 класс — 68ч (34 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
5 • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей
окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на
Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой
родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовнонравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно
ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социальнонрав
ственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историкокультурному наследию, к
самому себе и окружающим людям.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные результаты.
У выпускника будут сформированы:
более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России,
обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;
представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России,
выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных
изменениях в природе и жизни людей;
6 понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного
отношения к предмету «Окружающий мир»;
познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках
окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику
бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;
эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других
достопримечательностей Москвы, СанктПетербурга, других городов России и разных стран;
этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях,
своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм
экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных
заданий, в том числе учебных проектов*;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека,
режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении,
при контактах с незнакомыми людьми;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики,
построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в
создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Выпускник научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
7
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по
просьбе учителя);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств,
предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания,
предложенные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Выпускник научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи
информации;
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных
источников;
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемыаппликации, схемырисунки;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей,
рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
8 осуществлять синтез объектов при работе со схемамиаппликациями;
устанавливать причинноследственные связи между явлениями;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными
нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунковсимволов, условных
знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями
экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Выпускник научится:
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о
чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными
нормами);
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть»,
«Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
9
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей,
норм);
готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
Выпускник научится:
находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
приводить примеры народов России;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
проводить наблюдения и ставить опыты;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласаопределителя;
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
10 прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
различать виды транспорта;
приводить примеры учреждений культуры и образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных
профессий;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
приводить примеры семейных традиций;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
ориентироваться на местности разными способами;
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
различать водоёмы, узнавать их по описанию;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
К концу 2 класса выпускник
будет знать :
11 –
неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и
домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные
своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды
транспорта; наиболее распространенные профессии;
строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при
–
контактах с людьми;
имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; куль
–
тура поведения в общественных местах;
–
правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и
–
горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государ
–
ственные символы России.
Выпускник будет уметь:
различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать
–
изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей
каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
выполнять правила поведения в природе;
12 –
руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под
–
средств);
соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных
–
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
–
правила поведения в общественных местах;
использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять
–
–
определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, СанктПетербурга.
Учебнотематический план
Программа
Учебники и учебно методические пособия
Количество часов в год
УМК «Школа России» сборник рабочих программ 14 классы
М.: «Просвещение», 2011 г.
Окружающий мир. 2 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений с приложением на
электронном носителе. В 2 частях / А. А. Плешаков – 2е изд.
М.: Просвещение, 2013 г.
Е. М. Тихомирова Поурочные разработки по окр. миру, 2
класс М.: ЭКЗАМЕН, 2013
68 часов
13 Количество часов в неделю
Практические работы (колво)
Экскурсии
Проекты
№
1
2
3
4
5
6
всего
«Где мы живём?»
«Природа»
«Жизнь города и села»
«Здоровье и безопасность»
«Общение»
«Путешествия»
2 часа
Название темы
Кол – во часов
4
20
10
9
7
18
68
Содержание учебного предмета
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем
родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные ве щи,
машины, дома – это то, что сделано и построено рука ми людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы.
Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
14 Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения.
Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные.
Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления.
Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные –
распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов
красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана
растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии
Практические работы
Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды.
Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений.
Приемы ухода за комнатными растениями.
: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека.
: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский).
Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части
экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный.
Пассажирский транспорт города.
15 Магазины города, села.
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и
образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии
: Зимние изменения в природе.
Здоровье и безопасность (9 ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения
здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.).
Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с
людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие
взрослых и т. д.
Практическая работа
: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, от дых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как
вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа
: Отработка основных правил этикета.
16 Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки
(исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие
достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсия: Весенние изменения в природе.
Практические работы
: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
№ Кол –во
часов
Тема
1
1
Родная страна.
Тематическое планирование
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Где мы живём? (4 ч)
различают
государственные
символы России от
символов других
стран; различают
национальные языки.
Регулятивные:
Понимают и
сохраняют учебную
задачу; учитывают
ориентиры действия в
новом учебном
Знание основных
моральных норм ,
осознание себя
членом общества;
формирование основ
российской
Примеча
ние
Дата
17 гражданской
идентичности;
учебно
познавательный
интерес к новому
учебному материалу;
осознание своей
этнической
принадлежности.
объясняют
особенности
городских и сельских
поселений; собирают
информацию для
проекта.
оценивают
собственное
отношение к
окружающему миру;
различают объекты
природы и предметы
рукотворного мира.
оценивают свои
достижения.
2
3
1
1
Город и село.
Проект «Родной
город».
Экскурсия:
Что нас окружает?
Природа и
рукотворный мир.
4
1
Наш адрес в мире.
Проверим себя и
оценим свои
достижения по
разделу «Где мы
живём?»
материале; адекватно
воспринимают оценку
учителя.
Познавательные:
Осуществляют поиск
информации для
выполнения учебных
заданий; строят
речевое высказывание
в устной форме;
умеют
структурировать
знания.
Коммуникативные:
Учитывают разные
мнения и стремятся к
координации
различных позиций в
сотрудничве; строят
понятные для
партнёра
высказывания; задают
вопросы;
контролируют свои
действия и действия
партнёра.
Природа (20 ч)
18 1
1
5
6
7
8
9
1
Что такое погода.
1
1
В гости к осени
(экскурсия).
В гости к осени
(урок).
Неживая и живая
природа.
Экскурсия
различают объекты
живой и неживой
природы.
Явления природы.
узнают изученные
объекты живой и
неживой природы;
измеряют
температуру воздуха,
тела человека.
наблюдают и
описывают состояние
погоды; записывают
температуру воздуха;
выбиратют одежду по
погоде.
осознают
необходимость
бережного отношения
к природе.
рассказывают о
характерных
признаках осени в
неживой и живой
природе; показывают
связь между ними
учебно
познавательный
интерес к новому
учебному материалу;
способность к
самооценке на основе
критерия успешности
учебной
деятельности.
широкая
мотивационная
основа учебной
деятельности;
ориентация на
понимание причин
успеха в учебной
деятельности;
способность к
самооценке.
Регулятивные:
Понимают учебную
задачу урока и
стремятся её
выполнить;
адекватно
воспринимают оценку
учителя;
учитывают
выделенные учителем
ориентиры действия в
новом учебном
материале.
Познавательные:
Строят речевое
высказывание;
проводят сравнение;
обобщают, т.е.
выделяют общее на
основе существенных
признаков;
осуществляют анализ
объектов с
выделением
существенных и
несущественных
19 признаков; проводят
опыты.
Коммуникативные:
Строят понятные для
партнёра
высказывания; задают
вопросы.
10
11
12
13
1
1
1
1
14
1
Звёздное небо.
Заглянем в
кладовые земли.
П/ работа
«Горные породы и
минералы»
Про воздух и про
воду.
Про воздух и про
воду.
П/ работа
«Термометр,
измерение
температуры
воздуха, воды»
Какие бывают
растения.
П/ работа
«Распознавание
деревьев, кустар
ников и трав»
различают изученные
созвездия; узнают
несколько новых
созвездий.
различают составные
части гранита, а
также горные породы
и минералы.
рассказывают по
схеме о загрязнении и
охране воздуха и
воды.
делят растения по
группам; выделяют и
сравнивают признаки
этих групп.
20 15
1
Какие бывают
животные.
16
1
Невидимые нити.
17
1
Дикорастущие и
культурные
растения.
П/ работа
«Знакомство с
представителями
дикорастущих и
культурных
растений»
делят животных по
группам; выделяют и
сравнивают признаки
этих групп; находят
новую информацию в
рассказах о
животных.
находят связи в
природе, между
природой и
человеком;
изображают
полученные связи с
помощью моделей.
сравнивают и
различают
дикорастущие и
культурные растения;
находят новую
информацию в
тексте.
21 18
1
Дикие и домашние
животные.
19
1
Комнатные
растения.
П/ работа
«Приемы ухода за
комнатными
растениями»
различают диких и
домашних животных;
рассказывают о
значении домашних
животных для
человека.
узнают и называют
комнатные растения;
ухаживают за
комнатными
растениями.
1 Животные живого
уголка.
Определяют
животных живого
уголка; ухаживают за
некоторыми из них.
Про кошек и собак. приводят примеры
разных пород кошек
и собак; различают
изученные породы.
выявляют причины
исчезновения
изучаемых растений и
животных; осознают
ответственность за
сохранение природы.
20
21
22
1
1
Красная книга.
22 23
1
Будь природе
другом.
Проект «Красная
книга, или
возьмём под
защиту».
Анализируют
факторы,
угрожающие живой
природе; делают
выводы.
24
25
26
1 Проверим себя и
оценим свои
достижения по
разделу
«Природа».
1
1
Что такое
экономика.
Из чего что
сделано.
оценивают свои
достижения.
Жизнь города и села (10ч)
объясняют, что такое
экономика, и
называют её
составные части.
классифицируют
предметы по
характеру материала;
бережно относятся к
вещам.
Регулятивные:
Понимают учебную
задачу урока и
стремятся её
выполнить;
учитывают
выделенные учителем
ориентиры действия в
учебно
познавательный
интерес к новому
материалу;
способность к
самооценке на основе
критерия успешности
учебной
деятельности.
23 27
1
Как построить
дом.
28
29
30
1
1
1
Какой бывает
транспорт.
Культура и
образование.
Все профессии
важны.
Проект
«Профессии».
выявляют
особенности
возведения
городского и
сельского домов;
используют свои
наблюдения в разных
видах деятельности.
Классифицируют
транспортные
средства; помнят
номера телефонов
экстренных служб.
различают
учреждения культуры
и образования и
проводят
соответствующие
примеры.
Определяют
названия профессий
по характеру
деятельности; узнают
о профессии своих
родителей и старших
членов семьи.
новом учебном
материале;
планируют своё
действие в
соответствии с
поставленной задачей
Познавательные:
осуществляют поиск
необходимой
информации
для выполнения
учебных заданий;
проводят сравнение и
классификацию;
используют знаково
символические
средства.
Коммуникативные:
формулируют
собственное мнение;
задают вопросы;
строят понятные для
партнёра
высказывания
широкая
мотивационная
основа учебной
деятельности,
включающая
социальные, учебно
познавательные и
внешние мотивы;
будут
сформированы
чувства прекрасного
и эстетические
чувства.
внутренняя позиция
школьника на уровне
положительного
отношения к школе;
способность к
самооценке на основе
критерия успешности
учебной
деятельности.
24 31
32
1
1
В гости к зиме
(экскурсия).
В гости к зиме
(урок).
33
1
34
1
Проверим себя и
оценим свои
достижения по
разделу «Жизнь
города и села».
Презентация
проектов «Родное
село», «Красная
книга, или
Возьмём под
защиту»,
«Профессии».
Наблюдают за
зимними природными
явлениями.
обобщают
наблюдения за
зимними природными
явлениями; готовят
сообщения и
выступают с ними.
оценивают свои
достижения.
выступают с
подготовленным
сообщением,
расширяют и
углубляют знания по
выбранной теме.
Здоровье и безопасность (9 ч)
25 35
1
Строение тела
человека.
36
37
1
1
Если хочешь быть
здоров.
Берегись
автомобиля!
38
1 Школа пешехода
П/ работа
«Отработка
правил перехода
улицы»
называют и
показывают внешние
части тела человека;
осознают
необходимость
безопасного и
здорового образа
жизни.
осознают
необходимость
безопасного и
здорового образа
жизни, соблюдения
режима дня.
узнают дорожные
знаки, осознают
необходимость
соблюдения правил
дорожного движения.
Соблюдают правила
безопасности
учебно
познавательный
интерес к новому
учебному материалу;
способность к
самооценке на основе
критерия успешности
учебной
деятельности;
ориентация на
здоровый образ
жизни.
внутренняя позиция
школьника на уровне
положительного
отношения к школе.
способность к
самооценке на основе
критерия успешности
учебной
деятельности.
Регулятивные:
Понимают учебную
задачу урока и
стремятся её
выполнить;
учитывают
выделенные учителем
ориентиры действия в
новом учебном
материале;
планируют своё
действие в
соответствии с
поставленной
задачей.
Познавательные:
осуществляют
подведение под
понятие на основе
распознания
объектов, выделяют
существенные
признаки.
Коммуникативные:
26 Строят понятные для
партнёра
высказывания.
объясняют опасность
бытовых предметов
вызывают пожарных
по телефону; помнят
правила
предупреждения
пожара.
Избегают опасности
на воде и в лесу
предвидят опасность;
помнят правила
поведения при
контакте с
незнакомцами.
оценивают свои
достижения.
39
40
41
42
43
1
1
1
1
1
Домашние
опасности.
Пожар.
Правила
противопожарной
безопасности.
На воде и в лесу.
Опасные
незнакомцы.
Проверим себя и
оценим свои
достижения по
разделу
«Здоровье и
безопасность».
44
1
Наша дружная
семья.
объясняют, что такое
культура общения.
Общение (7 ч)
Регулятивные:
Понимают учебную
задачу урока и
учебно
познавательный
27 45
46
47
48
49
50
1
1
1
1
1
1
Проект
«Родословная».
В школе.
составляют
родословное древо
своей семьи.
обсуждают вопрос о
культуре общения в
школе; осознают себя
членами классного
коллектива.
использую
«вежливые» слова в
общении с другими
людьми.
Правила
вежливости.
П/ работа
«Отработка
основных правил
этикета».
Ты и твои друзья. Формулируют
правила этикета
Умеют вести себя в
общественных
местах.
Оценивают свои
достижения.
Мы – зрители и
пассажиры.
Проверим себя и
оценим свои
достижения по
разделу
«Общение».
интерес к новому
учебному материалу;
способность к
самооценке на основе
критерия успешности
учебной
деятельности;
знание основных
моральных норм.
внутренняя позиция
школьника на уровне
положительного
отношения к школе;
способность к
самооценке на основе
критерия успешности
учебной
деятельности.
стремятся её
выполнить;
учитывают
ориентиры действия в
учебном материале;
планируют своё
действие в
соответствии с
поставленной
задачей.
Познавательные:
Строят рассуждения
в форме простых
суждений;
осуществляют поиск
информации для
выполнения заданий.
Коммуникативные:
Строят понятные
для партнёра
высказывания; задают
вопросы; строят
монологическое
высказывание
Путешествия (18 ч)
28 51
1
Посмотри вокруг. Различают стороны
горизонта и
обозначают их на
схеме
52
1
Ориентирование
на местности.
П/ работа
«Определение
сторон горизонта
по компасу»
ориентируются на
местности с помощью
компаса; по местным
признакам
Регулятивные:
понимают учебную
задачу урока и
стремит. выполнить;
учитывают
ориентиры действия в
учебном материале;
планируют действие
в соответствии с
поставленной задачей
Познавательные:
осуществляют анализ,
обобщают и делают
выводы;
учебно
познавательный
интерес к новому
материалу;
способность к
самооценке на основе
критерия успешности
учебной
деятельности
широкая
мотивационная
основа учебной
деятельности,
29 53
1
Ориентирование
на местности.
включающая
социальные, учебно
познавательные и
внешние мотивы
используют знаково
символические
средства.
Коммуникативные:
Задают вопросы;
строят понятные
высказывания;
формулируют
собственное мнение;
54
1
55
56
1
1
Формы земной
поверхности.
П/ работа
«Основные
приемы чтения
карты».
Водные
богатства.
В гости к весне
(экскурсия).
Различают формы
земной поверхности;
замечают и ценят
красоту природы.
Называют части
реки; анализируют
схему.
наблюдают за
состоянием погоды,
за весенними
30 57
58
59
60
61
1
1
1
1
1
В гости к весне
(урок).
Россия на карте.
Проект
«Города России».
Путешествие
по Москве.
Московский
Кремль
явлениями природы;
оценивают
воздействие
пробуждения
природы на человека.
замечают весенние
изменения в природе
и рассказывают о них.
Знают приёмы
чтения карты;
осознают величие
нашей страны.
Узнают новую
информацию о
городах России.
находят Москву на
карте России;
называют основные
достопримечательнос
ти столицы.
рассказывают о
достопримечательнос
тях Кремля и
Красной площади;
осознают значение
Кремля для жителей
России.
31 62
63
64
65
66
1
1
1
1
Город на Неве.
Путешествие по
Оке
Путешествие по
планете.
Путешествие по
материкам.
Страны мира.
Проект
«Страны мира»
находят Санкт
Петербург на карте
России; находят в
тексте нужную
информацию.
находят, называют и
показывают на карте
города,
расположенные на
реке Оке.
находят, называют и
показывают на
глобусе и карте мира
океаны и материки;
осознают
масштабность нашей
планеты, а себя – её
жителями.
Находят материки на
карте мира; осознают
масштабность нашей
планеты.
различают
физическую и
политическую карты
мира; показывают на
политической карте
32 67
68
1
1
Впереди лето.
Проверим себя и
оценим свои
достижения по
разделу
«Путешествия».
мира территорию
России.
работают с атласом
определителем;
узнают о жизни
насекомых и
растений летом.
Оценивают свои
достижения.
выступают с
подготовленным
сообщением;
расширяют и
углубляют знания по
выбранной теме.
Материальнотехническое обеспечение учебного предмета
Книгопечатная продукция
Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 2011
Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник для 2 класса в 2 ч. М.: Просвещение 2012
Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 кл. в 2 ч. 2012
Научнопопулярные, художественные книги для чтения
Плешаков А. А. От земли до неба: Атласопределитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2010
Т.Н. Максимова. Окружающий мир. Поурочные разработки. 2 кл. 2011
Печатные пособия
33 Таблицы, плакаты, портреты выдающихся людей России.
Географические карты. Иллюстративные материалы.
Компьютерные и информационнокоммуникативные средства
Технические средства обучения
Персональный компьютер. Мультимедийный проектор
Экраннозвуковые пособия
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения
(в том числе и в цифровой форме) Презентации
Учебнопрактическое и учебнолабораторное оборудование.
Медицинский термометр. Лупа, компас. Микроскоп.
Муляжи овощей, фруктов, грибов
Натуральные объекты
Коллекции полезных ископаемых . Коллекции плодов и семян растений
Гербарии культурных и дикорастущих растений.
Например, репродукции картин
Могут быть использованы
записи голосов птиц
С учётом местных особенностей
и условий школы
С учётом местных особенностей
и условий школы
С учётом местных особенностей
и условий школы
34
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.