РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Проектно-исследовательская деятельность по физике, для детей 8-9 класса в возрасте 13–15 лет, 2 года обучения »
Оценка 4.7

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Проектно-исследовательская деятельность по физике, для детей 8-9 класса в возрасте 13–15 лет, 2 года обучения »

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
физика
8 кл
02.11.2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Проектно-исследовательская деятельность по физике, для детей 8-9 класса в возрасте 13–15 лет, 2 года обучения »
Рабочая программа групповых занятий ««Проектно-исследовательская деятельность»по физике» 8-9 класса в возрасте 13–15 лет, на 2015 - 2017 учебные года. Количество часов на 2 года по программе: 69. Количество часов в неделю: 1, что соответствует школьному учебному плану. Данная программа разработана в соответствии с основными нормативными и программными документами в области образования РФ и Новосибирской области
работа на конкурс.doc

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 р.п. Линево»

Искитимского района Новосибирской области

 

 

 

«Рассмотрено

на заседании МО»

Руководитель МО

Молчанова В.Н.

 

Протокол №1 от

 

«28» августа 2015г.

 

«Согласовано»

Заместитель

директора по УВР

 

_____________(Трошина С.А.)

 

«28» августа 2015г.

 

«Утверждаю»

Директор

МКОУ «СОШ №3 р.п. Линёво»

 

______________(Т. А. Семёнова)

 

«28»августа 2015г.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

«Проектно-исследовательская деятельность

по физике, для детей 8-9 класса в возрасте 13–15 лет, 2 года обучения »

 (название курса)

 

Ф.И.О. педагога, разработавшего программу: Чечеткина Татьяна Геннадьевна, учитель физики, высшей квалификационной категории, педагогический стаж – 17 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р.п. Линево

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа групповых занятий ««Проектно-исследовательская

деятельность»по физике» 8-9 класса в возрасте 13–15 лет, на 2015 - 2017 учебные года.

Количество часов на 2 года по программе: 69.

Количество часов в неделю: 1, что соответствует школьному учебному плану.

Данная программа разработана в соответствии с основными нормативными и программными документами в области образования РФ и Новосибирской области:

Рабочая программа  разработана на основе следующих документов и материалов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования  (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897).
  2. Федеральный закона  «Об образовании в Российской Федерации» (статья 11, 12, 28), от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". Зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.

4.        Локальные акты МКОУ « СОШ №3 р.п. Линёво»

5.       Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Основная школа. Третьякова С.В., Иванов А.В., Чистякова С.А. М. Просвещение 2014г

Изучение данного курса должно способствовать развитию мышления учащихся, повышать их интерес к предмету, готовить к углубленному восприятию материала на второй ступени обучения. Оно позволяет решить ряд практических задач: первоначально ознакомить учащихся с теми физическими явлениями, с которыми они непосредственно сталкиваются в окружающем мире; привить интерес к изучению физики; подготовить учеников к систематическому изучению этого курса, что является актуальным.

Ведение данного курса требует изменения как формы изложения учебного материала в учебнике, так и методики его преподавания. Поэтому особое внимание в программе уделено фронтальным экспериментальным заданиям.

 

 

Основные формы организации учебных занятий.

В соответствии с целями спецкурса, его содержанием и методами обучения наиболее оптимальной формой занятия является самостоятельная исследовательская работа.

Необходимо отдавать предпочтение следующим формам работы:

·        консультация с учителем;

·        работа в малых группах (3–4 человека) при выполнении исследовательских заданий;

·        подготовка отчетных материалов по результатам проведения исследований.

 

Формы и средства контроля

 

·        устный опрос

·        фронтальный опрос

·        самостоятельная работа

·        практическая работа

·        лабораторная работа

·        взаимоконтроль

·        головоломки, ребусы, кроссворды

·        защита творческих работ и проектов

 

Основные виды деятельности учащихся

 

·        Индивидуальное, коллективное, групповое решение экспериментальных и текстовых задач различной трудности.

·        Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных, задач с различным содержанием, задач на проекты, качественных задач, комбинированных задач и т.д.

·        Составление таблиц.

·        Составление проектов в электронном виде.

·        Экскурсии с целью отбора материала для составления задач.

 

 Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника

(«портрет выпускника основной школы»):

осознающий и принимающий ценности человеческой жизни;

активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности;

уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

 ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Общая характеристика учебного предмета

 

Общие подходы  к контролю и оцениванию результатов изучения предмета представлены в ООП ООО МКОУ «СОШ №3 р.п. Линево»

 

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Проектно-исследовательская деятельность по физике» изучается с 8-го по 9-й класс.

класс

кол-во час в нед

кол-во недель 

кол-во часов за год

8

1

35

35

9

1

34

34

 

4. Результаты освоения курса проектно-исследовательской деятельности

Личностными результатами изучения естествознания яв­ляются:

    развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук;

    развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

    воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни;

    развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук.

Метапредметными результатами изучения естествозна­ния в основной школе являются:

    овладение способами самоорганизации   учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

    освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

    формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, Интернет и т. д.) в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией; систематизации информации; понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;

    развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными  результатами  выпускников основной школы являются:

    в ценностно-ориентационной сфере — формирование представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

    в познавательной сфере — расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений   природы; формирование представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде; при оказании простейших видов первой медицинской помощи;

    в сфере физической культуры — расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приемами самоконтроля своего физического состояния.

 

5. Содержание учебного предмета

Введение (2 часа)

Мотивация деятельности учащихся (викторина). Интересные исторические факты о научных открытиях. Особенности учебно-исследовательской работы по физике.  Что такое интеллект? Как его развивать? Решение задач на смекалку, развитие внимания, логического мышления.

Методы научного исследования (5 часа).

Наблюдение  и эксперимент как эмпирические методы исследования. Проведение наблюдений и экспериментов с использованием памяток. Гипотеза и ее роль в создании физической теории. Примеры  заданий на выдвижение гипотез. Понятие модели. Моделирование как метод исследования физических явлений. Построение модели исследуемого физического явления.

Основы исследовательской деятельности (7 часов).

Какая задача может быть исследовательской? Разбор тем для   исследований. Выбор темы исследования. Методы поиска литературы. Виды библиотечных каталогов. Составление библиографии. Оформление библиографических ссылок. Основные правила конспектирования. Оформление библиографических ссылок. Структура тезисов и доклада по физике. Поиск и обработка  информации  по теме исследования (занятие в библиотеке). Алгоритм научно-исследовательской работы. Описание процесса исследования. Практическая работа. Составление алгоритма самостоятельного исследования.

Разработка экспериментальной части исследования (14 часов).

Разработка плана исследования. Формулировка   рабочих гипотез.

Измерение как метод исследования. Способы фиксации результатов измерений.  Подготовка  таблиц. Правила построения графиков. Отбор оборудования и материалов для проведения эксперимента. Проведение эксперимента по теме исследования. Обработка и интерпретация экспериментальных данных.

Погрешности измерений (2 часа).

Понятие о погрешности измерений. Относительная и абсолютная погрешности. Способы расчета погрешностей.  Расчет погрешностей  в  исследовательской работе. Сопоставление результатов эксперимента с теорией. Анализ полученных результатов. Формулирование основных выводов.

Подготовка к научно-практической конференции (4 часа).

Требования к оформлению исследовательской работы. Оформление исследовательской работы. Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы. Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат, объём, шрифт, интервал, поля, нумерация, строки, заголовки, сноски и примечания, приложения. Оформление тезисов и доклада по теме исследования.  Подготовка к публичной защите исследовательской работы. Представление результатов научно-исследовательской работы. Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу. Культура выступления и дискуссии.

 

 

Тематическое планирование  учебного материала 8 класс

 

Название разделов и тем курса

Лекции

 

 

 

Практ. занятия

Всего

  Введение

2

1.

Роль научного познания в истории человечества. Особенности учебно-исследовательской работы по физике. Что такое интеллект? Как его развивать? Решение задач на смекалку, развитие внимания, логического мышления.

1

1

 

  Методы научного исследования

5

2.

Наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ, синтез  как методы исследования.

1

 

 

3.

Практическая работа. Выбор методов собственного исследования.

 

1

 

4.

Алгоритм научно-исследовательской работы. Описание процесса исследования.

1

 

 

5.

Практическая работа. Составление алгоритма самостоятельного исследования.

1

1

 

  Основы исследовательской деятельности

7

6.

Виды исследовательских работ: проблемно-реферативные, натуралистические (описательные), проектные, исследовательские.

 

1

 

7.

Выбор темы исследования.  Задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность.

 

1

 

8.

Понятия: источник, литература, интернет ресурсы. Составление индивидуального рабочего плана. Поиск источников и литературы.

1

1

 

9.

Поиск и обработка  информации  по теме исследования отбор фактического материала.

1

1

 

10.

Требования к оформлению раздела: «Источники и литература». Структура тезисов и доклада по физике.

1

 

 

  Разработка экспериментальной части исследования

13

11.

Разработка плана исследования. Формулировка   рабочих гипотез.

 

1

 

12.

Проведение эксперимента по теме исследования.

 

10

 

13.

Обработка и интерпретация экспериментальных данных.

 

1

 

14.

Способы фиксации результатов измерений. Правила построения графиков, диаграмм, таблиц.

 

1

 

  Погрешности измерений

3

15.

Понятие  о  погрешности  измерений

1

 

 

16.

Расчет  погрешностей  в  исследовательской работе. Формулирование основных выводов.

1

1

 

  Подготовка к научно-практической конференции

5

17.

Оформление тезисов и доклада по теме исследования. Практическое задание на дом: составить тезисы своего исследования в соответствии с принятыми требованиями.

 

1

 

18.

Подготовка к публичной защите исследовательской работы. Презентация работы. Практическое задание на дом: оформить презентацию проекта в Power Point.

1

1

 

19.

Подготовка публичного выступления. Практическое задание на дом: написать доклад для выступления на научно-практической конференции.

 

1

 

20.

Деловая  игра «Научно-практическая конференция»

 

1

 

 

Итого часов

10

25

35

Тематическое планирование  учебного материала 9 класс

 

 

№     

 

Тема

 

Кол-во часов

 

1

Вводная лекция: Создание учебно-исследовательских проектов по тематике группы.

(Возможные цели исследования, используемые методики, в каком виде могут быть представлены результаты и т.п.)              

2

 

2

Структуры тезисов доклада и описания работы.

(Раздать членам группы инструкции в документальном или электронном виде. Показать и прокомментировать ранее выполненные работы разного типа: аналитические, экспериментальные, расчетные, компьютерные. Особое внимание уделить демонстрационному материалу к докладу.)

2

 

3

Ознакомление группы с предлагаемыми темами работ.

(Краткий рассказ о каждой теме: формулировка цели исследования или решаемой задачи, возможные методы, ожидаемый результат, форма доклада. Домашнее задание: посоветоваться с родителями.)       

3

 

4

Распределение тем исходя из индивидуальных способностей и желаний членов группы.

(Результат распределения зафиксировать в журнале: ФИО, № темы, название темы. Дать рекомендации по составлению планов работ, список литературы. Домашнее задание: составить планы, выбрать методы.)   

2

 

5

Редактирование планов работ, обсуждение намеченных методов выполнения.

(Домашнее задание: индивидуальное по работе над темой.)        

3

 

6

Периодическое заслушивание членов группы о ходе выполнения работ по выбранным темам. Консультации по содержанию работ.

(Очередность заслушивания определяется руководителем на основе личностно-ориентированного подхода. Формулирование очередного домашнего задания.)

2

 

7

Рекомендации по редактированию тезисов и планов докладов, демонстрационного материала.

(Домашнее задание: редактирование тезисов и планов докладов, демонстрационного материала.)    

2

 

8

Репетиции докладов. Заслушивание докладов на конференциях.

2

 

9

Консультации по оформлению работ.

(Очередность консультаций определяется руководителем.)         

2

 

10

Экспертная оценка учебно-исследовательской работы комиссией.

3

 

Итого 34

 

 

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

УМК для учителя

·        Программа для общеобразовательных учреждений по физике для 7-9 классов авторы Л.Э. Генденштейн, В.И. Зинковский, М.: Мнемозина, 2014

·        Лукашик В.И., Е.В. Иванова «Сборник задач по физике 7 – 9», М., «Просвещение», 2003 г.;

·        Учебник для общеобразовательных учреждений Физика 7,8,9 классы, авт –сост. Л.Э. Генденштейн, Кайдалов А.Б М.: Мнемозина, 2014.

·        задачник Л.Э. Генденштейн, Кайдалов А.Б, И.М. Гельфгат М. 2014г Мнемозина"

·        Методическое пособие для учителя 7,8,9 классы  под ред Л.Э. Генденштейна М.: Мнемозина 2014

·        Самостоятельные работы 7,8,9 классы Л.Э. Генденштейн М.: Мнемозина 2014

·        Тематические контрольные работы 7,8,9 классы   Л.Э. Генденштейн М.: Мнемозина 2014

·        http: www.//history.ru

·        http://ru.wikipedia. org/ wiki.

·        http://business.compulenta.ru/ 386935

·        http://images. google.ru/

·        Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2013 году государственной итоговой аттестации по ФИЗИКЕ.

Обозначения, сокращения:

УМК для учащихся:

·        Лукашик В.И., Е.В. Иванова «Сборник задач по физике 7 – 9», М., «Просвещение», 2003 г.;

·        Учебник для общеобразовательных учреждений Физика 7 класс, авт –сост. Л.Э. Генденштейн, Кайдалов А.Б М.: Мнемозина, 2014.

·        задачник Л.Э. Генденштейн, Кайдалов А.Б, И.М. Гельфгат М. 2014г Мнемозина

·        Самостоятельные работы 7,8,9 классы Л.Э. Генденштейн М.: Мнемозина 2014

·        Тематические контрольные работы 7,8,9 классы   Л.Э. Генденштейн М.: Мнемозина 2014

 

Технические средства обучения:

·        Компьютер;

·         экран;

·         Проектор;

·        планшет SMART;

·        электронные пособия: к учебникам, методики и материалы к урокам, Redchift;

·         открытая физика в двух частях;

·         Teach Pro;

·         медиатека Кирилла и Мефодия,

·        интерактивные наглядные пособия по темам и задачам, электронные учебники, коллекция учебных видеофильмов

Перечень учебного оборудования кабинета физики

 

Оборудование, представленное в перечне, ориентировано на формирование экспериментальных умений и обеспечение проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Проверка уровня сформированности экспериментальных умений происходит при выполнении экспериментального задания итоговой государственной аттестации выпускников основной школы с требованиями  ФГОС ООО. Целая серия необходимого эксперимента проводится только в демонстрационном варианте, поэтому перечень в обязательном порядке содержит демонстрационное оборудование. Демонстрационный эксперимент направлен на целенаправленное формирование умения наблюдать, проводить анализ физического явления под руководством учителя, затем самостоятельно. Перечень необходимого оборудования см рабочую программу 7-9 .класс.

 

 

8. Планируемые результаты изучения предмета «Проектно-исследовательская деятельность»

 Формирование универсальных учебных действий

Личностные универсальные учебные действия

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;

• знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к другим толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим,;

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций;

• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

• готовность к выбору профильного образования.

Выпускник получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• 

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

 • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить классификацию;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Выпускник получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Обращение с устройствами ИКТ

Выпускник научится:

• осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;

• входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;

• выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;

• соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.

Выпускник получит возможность научиться:

• осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком.

Примечание: результаты достигаются преимущественно в рамках внеурочной и внешкольной деятельности.

Фиксация изображений и звуков

Выпускник научится:

• осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности;

• учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов;

• выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью;

• проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий;

• проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, проводить транскрибирование цифровых звукозаписей;

• осуществлять видеосъёмку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.

Выпускник получит возможность научиться:

• различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений;

• использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством;

• осуществлять трёхмерное сканирование.

Примечание: результаты достигаются преимущественно в рамках «Естествознание», а также во внеурочной деятельности.

Коммуникация и социальное взаимодействие

Выпускник научится:

• выступать с аудио видео поддержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;

• участвовать в обсуждении (аудио видео форум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;

• использовать возможности электронной почты для информационного обмена;

• вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;

• осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);

• соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

Выпускник получит возможность научиться:

• взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики);

• участвовать в форумах в социальных образовательных сетях;

• взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие).

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Выпускник научится:

• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;

• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

• использовать догадку, озарение, интуицию;

• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;

• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;

• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;

• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

— определять назначение разных видов текстов;

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— различать темы и подтемы специального текста;

— выделять не только главную, но и избыточную информацию;

— прогнозировать последовательность изложения идей текста;

— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

• интерпретировать текст:

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— делать выводы из сформулированных посылок;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Выпускник получит возможность научиться:

• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

• откликаться на содержание текста:

— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

— находить доводы в защиту своей точки зрения;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник получит возможность научиться:

• критически относиться к рекламной информации;

• находить способы проверки противоречивой информации;

• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

Уровень усвоения предмета

Механические явления

Выпускник научится:

• распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, невесомость, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение;

• описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

• анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

• различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчёта;

• решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

• приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространства;

• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, закон Архимеда и др.);

• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.

Тепловые явления

Выпускник научится:

• распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи;

• описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

• анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя закон сохранения энергии; различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

• различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел;

• решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах, формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), тепловых и гидроэлектростанций;

• приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;

• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Электрические и магнитные явления

Выпускник научится:

• распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света;

• описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

• анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

• решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчёта электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников); на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

• приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;

• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон ДжоуляЛенца и др.);

• приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Квантовые явления

Выпускник научится:

• распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, возникновение линейчатого спектра излучения;

• описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, период полураспада; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

• анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом;

• различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;

• приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, линейчатых спектров.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

• соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;

• приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра;

• понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.

Элементы астрономии

Выпускник научится:

• различать основные признаки суточного вращения звёздного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд;

• понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира.

Выпускник получит возможность научиться:

• указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звёздного неба при наблюдениях звёздного неба;

• различать основные характеристики звёзд (размер, цвет, температура), соотносить цвет звезды с её температурой;

• различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.

 

Изучение данного курса должно способствовать развитию мышления учащихся, повышать их интерес к предмету, готовить к углубленному восприятию материала на второй ступени обучения. Оно позволяет решить ряд практических задач: первоначально ознакомить учащихся с теми физическими явлениями, с которыми они непосредственно сталкиваются в окружающем мире; привить интерес к изучению физики; подготовить учеников к систематическому изучению этого курса, поэтому ведение данного кружка, является актуальным.

Введение физики на ранней стадии обучения – в 5–6-м классах – требует изменения как формы изложения учебного материала в учебнике, так и методики его преподавания. Поэтому особое внимание в программе уделено фронтальным экспериментальным заданиям. Предполагается, что важное место в процессе работы над курсом займут рисунки различных явлений, опытов и изготовление измерительных приборов. Большое количество качественных вопросов, использование игровых ситуаций в процессе преподавания должно способствовать созданию интереса учащихся к предмету и стремлению к его пониманию.

 

 

Темы проектной деятельности

Действия электрического тока.

Определение  механической работы при прыжке в высоту.

Определение характеристических параметров зрения. Угол и поле зрения.

Наблюдение изменения диаметра зрачка.

Оптические приборы.

Цвет и свет.

Зрительные иллюзии.

Практическое занятие «Берегите глаза». Пальминг.

История развития авиации.

Космические исследования России.

Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения.

Электростанции и их виды.

История радио и телевидения.

Электромагнитное загрязнение.

Бытовые электрические приборы.

Влияние современной техники на окружающую среду.

Энергосбережение.

Движение-жизнь.

Жизнь без трения.

Температура.

Ученые, заложившие фундамент физики.

Исследование зависимости освещенности поверхности стола от мощности настольной лампы.

Зависимости дальности полета мяча (шара) от угла бросания.

Определение объем тела неправильной формы, если оно растворяется в воде.

Исследование зависимости коэффициента трения от различных факторов.

Энергия мяча.

 

 

 

Пример исследовательской работы, которая заняла 1 место на Районной Научно-практической конференции

Научно-практическая конференция школьников Искитимского района,

Посвященная 80-летию Новосибирской области

 

Секция «Физики»

 

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 р.п. Линево»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глаз и его особенности

(Реферативно – экспериментальная работа)

 

 

 

 

 

 

 

Дёмин Никита,

Пустовалова Валерия,

учащиеся 8 класса.

Руководитель: Чечеткина Т.Г.,

учитель физики,

высшая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

2016

Реферативно – экспериментальная работа

 по теме: «Глаз и его особенности»

 

Оглавление

 

 

1 Введение………………………………………………………………….……..3

2. Зрачок глаза человека……………………………………………………….…5

2.1 Строение………………………………………………………………………5

2.2 Функции……………………………………………………………………….6

3. О чем говорит зрачок глаза……………………………………………………7

4. Экспериментальная часть…………………………………………………….11

5. Заключение……………………………………………………………………21

6. Словарь терминов…………………………………………………………….22

7. Использованная литература………………………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Более 90 процентов информации, которую человек получает из внешнего мира, он получает с помощью зрения. Отношение к зрению сложилось еще в глубокой древности и характерно выразилось  в старой народной поговорке: «Береги, как зеницу ока», определяющую важность и хрупкость зрения.  Глаз – это уникальный живой оптический прибор, данный природой, позволяющий человеку воспринимать окружающий мир, облачить его в формы, раскрасить в цвета, придать объем. Для восприятия действительности человеку не дано ничего более важного и ценного, чем зрение - фундамент, на котором строится мировосприятие человека.

Структура глаза за многотысячелетнюю историю человечества практически не претерпела изменений. Но человеку всегда не хватало возможностей своего зрительного аппарата: ему всегда хотелось заглянуть куда-нибудь подальше и разглядеть что-нибудь помельче. Именно это любопытство и двигало нашу цивилизацию вперед.  И человеческий глаз, как главное средство мировосприятия, играл и играет важнейшую роль в развитии цивилизации.

Информация о нас, о нашем организме и его устройстве всегда интересна, может пригодиться в жизни, при экстремальных обстоятельствах, может помочь, если вы собираетесь поступать на медицинскую должность, связанную с глазами, а возможно пригодиться и с психологической точки зрения. Поэтому для нас эта тема является актуальной.

Изучив специальную литературу, мы решили проверить литературные факты изменения зрачка в различных ситуациях и условиях, что является гипотезой нашей работы.  Перед собой поставили цель: изучить изменение зрачка в разных условиях.

Задачи:

1.     Узнать, что такое зрачок?

2.     При каких обстоятельствах он изменяется?

3.     Провести наблюдения.

4.     Проанализировать результаты.

5.     Сделать вывод.

Методы исследования: 1.Теоретические методы: знакомство с литературными источниками, анализ литературных источников. 2.Эмпирические методы: проводились наблюдения над учащимися, анкетирование, сравнение. 3. Математические методы: таблицы, диаграммы.

Объект исследования: учащиеся 8 класса МКОУ «СОШ №3 р.п. Линево»

Этапы работы:

1.Собрать информацию о зрачке с физической и психологической точек зрения

2.  Измерить зрачки в психологических  ситуациях

3.  Измерить зрачки при различных условиях


а. Нормальных условиях
б. Утро-День-Вечер-Темнота
в. Освещение
г . Размер предмета
д. Расположенность предмета
е. Вода. Слезы. Називин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Зрачок глаза человека

Зрачок глаза человека                     Человеческое зрение достаточно сложный и многогранный механизм, в котором зрачок глаза несет особую функциональную нагрузку.
Ведь данный элемент отвечает за достаточную освещенность тканей сетчатки и, изменяя свой диаметральный размер, регулирует интенсивность потока световых лучей, которые попадают на ткани сетчатки. Отвечают за подобные способности несколько мышечных групп. Мышцы сфинктера4, в момент напряжения сужают зрачок, а группа дилататора5, сокращаясь, расширяет данную область.

2.1 Строение

 

Строение подобного элемента зрительного аппарата не отличается большой сложностью, ведь, по сути, зрачок глаза человека – это всего лишь отверстие в тканях глазного яблока.

Большего внимания заслуживают те мышцы, которые располагаясь в непосредственной близости, позволяют данному отверстию выполнять свою основную задачу и тем самым регулировать поток освещенности сетчатки.

Уникальная мышца, которая отвечает за сужения зрачкового отверстия, называется сфинктер4 и располагается по кругу в крайней части радужной оболочки.

Ее толщина может колебаться от семи до семнадцати сотых долей миллиметра, а ширина находится в диапазоне от шести десятых до одной целой двух десятых долей миллиметра.
Подобная мышца состоит из хитрого сплетения, расположенных в трех измерениях волокон и обычно одинакова по толщине на всем своем протяжении.

Дилататор5 или мышца, отвечающая за расширение зрачкового отверстия, представляет собой систему эпителиальных клеток.
Каждая клетка по форме напоминает веретено с ядром круглого или овального сечения. Данная мышечная ткань весьма тесно связана со зрачком и радужной тканью. По сути, этот элемент имеет два слоя: передний и задний.

2.2 Функции

 

%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B7

Основная функция такого элемента как зрачок глаза состоит в регулировании уровня освещенности.
Принцип работы подобного механизма немного напоминает действие диафрагмы в фотографической технике.
Когда освещение слишком яркое, диафрагма сжимается и минимизирует интенсивность освещенности, обеспечивая высокую четкость самого изображения. Когда же интенсивности света не хватает для того, чтобы четко рассмотреть картинку диафрагма расширяется и вновь спасает ситуацию.
Поэтому основная функция зрачка и носит название диафрагмирующего свойства. Обеспечение подобного механизма зависит от природного зрачкового рефлекса.

Такой рефлекс вызывается путем воздействия интенсивности светового потока на колбочки и палочки, расположенные на сетчатке и последующей передаче нервного импульса в мозговые отделы, которые отдают соответствующие команды мышцам зрачка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      3. О чём говорит зрачок человека ?

Зрачок человека может рассказать о многом. Наши зрачки, эти черные дыры, которые впускают свет в глаза, не просто помогают нам видеть. Они также сигнализируют о том, что происходит в наших умах.

1. Зрачок говорит «Я напряженно думаю»

Если задать человеку сложный вопрос, на который он быстро не находит ответа, его зрачки расширятся. Человек думает.  Исследования показали, что чем больше наш мозг работает, тем больше наши зрачки расширяются. Когда психологи Гесс и Полт (1964) давали участникам все более и более сложные задания, их зрачки расширялись все больше и больше.

2. Зрачок говорит «Мой мозг перегружен»

Если человеку дать очень сложную задачу, то при длительном и напряженном обдумывании его глаза сузятся.

Психолог Пук (1973) сообщил, что, когда умы участников были загружены на 125% своих возможностей, их зрачки сузились.

3. Зрачок говорит «У меня поврежден мозг»

Врачи и фельдшера мигают светом в глазах пациента, чтобы проверить, нормально ли работают их мозги. Зрачки должны быть одинакового размера и круглой формы, и реагировать на свет.

4. Зрачок говорит «Я интересуюсь тобой»

Размер зрачков человека может также сигнализировать о том, что я заинтересован в том, что собеседник говорит.

Психологи Уайт и Мальцман (1977) давали участникам слушать отрывки из трех книг: одна была эротическая, вторая содержала жестокость и насилие, а третья была нейтральной. Сначала зрачки участников расширились  для всех трех. Но они остались широкими только при сценах эротики и  жестокости.

Человек всегда слегка заинтересовывается любой новой информацией. Поэтому его зрачки сначала немного расширяются. Но они останутся расширенными,  только если интерес не угаснет.

5. Зрачок говорит «Ты мне отвратителен» 

Так же, как зрачки человека увеличиваться в размерах, когда он заинтересован или сексуально возбужден, они сужаются, когда человек чувствует отвращение.

Психолог Хесс (1972) показал людям фотографии раненых детей. Сначала зрачки  людей расширились из-за шока, а потом они сузились, чтобы попытаться избежать тревожных изображений.

6. Зрачок говорит «Я узнаю своих (или чужаков)» 

Психолог Барлоу (1969) показал людям фотографии  лидеров либеральной партии. Зрачки либералов расширялись, когда они видели товарищей-либералов, и сужались, когда они видели консерваторов. Консерваторы реагировали прямо противоположно.

7. Зрачок говорит «Мне больно» 

Психолог Чапмен и другие (1999) давали небольшие разряды электрическим током в кончики пальцев людей, и измеряли, насколько их зрачки расширены. При максимальной интенсивности зрачки расширялись примерно на 0,2 мм.

 

8. Зрачок говорит «Я под воздействием наркотиков» 

Некоторые лекарства, такие как алкоголь и опиаты заставляют зрачки сжиматься. Другие, такие как амфетамин, кокаин, ЛСД и мескалин приводят к их расширению.

Полицейские знают об этом и некоторые используют это как один из способов проверки. Как правило, полицейские ищут зрачки, суженнные до менее 3 мм или расширенные до более 6,5 мм (психолог Ричмен, 2004).

9. Глаз говорит о личности человека

Этот пункт не связан с расширением зрачков, но он очень интересен. По радужке глаза можно узнать многое о человеке. Существует целая наука – иридодиагностика, но о ней в двух словах не расскажешь.

Конечно, зрачок слишком мал, и заметить его изменения человеку трудно. Но ученые полагают, что люди воспринимают информацию о зрачке собеседника подсознательно, наряду с другими невербальными сигналами

 

4. Экспериментальная часть

Цель: Проверить индивидуальность изменения зрачка у каждого человека с психологической точки зрения и при изменений внешних и внутренних условий.

В наблюдении и опросе участвовали 15 учащихся 8 класса.

I . Реакция зрачка с психологической точки зрения.

1. Вспомните приятный момент

а) движение глаза

вверх

вниз

в сторону

прямо

3

2

7

3

б) изменение зрачка

увеличился

уменьшился

не изменился

7

3

5

 

2. Вспомните неприятный момент

а) движение глаза

вверх

вниз

в сторону

прямо

2

5

4

4

б) изменение зрачка

увеличился

уменьшился

не изменился

4

7

4

 

 

 

 

 

 

3. Вспомните человека, который вам нравится

а) движение глаза

вверх

вниз

в сторону

прямо

4

6

1

4

 

 

б) изменение зрачка

увеличился

уменьшился

не изменился

6

7

2

 

4. Вспомните страшный сон

а) движение глаза

вверх

вниз

в сторону

прямо

4

4

2

5

 

б) изменение зрачка

увеличился

уменьшился

не изменился

15

0

0

 

 

5. Решите пример

а) движение глаза

вверх

вниз

в сторону

прямо

3

4

3

5

б) изменение зрачка

увеличился

уменьшился

не изменился

11

0

4

 

 

 

6.     Представьте опасную ситуацию

а) движение глаза

вверх

вниз

в сторону

прямо

3

1

5

6

б) изменение зрачка

увеличился

уменьшился

не изменился

5

7

3

 

Вывод:

В результате проведенного исследования, мы обнаружили, что нервная система человека имеет непосредственное влияние на состояние зрачка, равно как и психологическое, эмоциональное состояние. Расширение зрачка наблюдался в таких случаях: испуг; страшный сон, опасная ситуация. В организме человека в такие моменты выбрасывается адреналин в большом количестве, поэтому и расширяются зрачки. Наблюдается расширение и  у человека, погруженного в решение примера. Он концентрируется на процессе и ожидаемом результате, что тоже способствует выработке адреналина. Грусть тоже может способствовать данному явлению. Восприятие у каждого человека индивидуально, и зависит это от особенности строения человеческого глаза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Реакция зрачка при изменении внешних и внутренних условий

В нашем эксперименте участвовали трое учащихся 8 класса.

Изменение зрачка при разных условиях.

Полина

утро

вечер

день

темнота

близкое расположение предмета

далекое расположение предмета

С каплями

4

7

3

6

5

4

5

 

 

 

 

Никита

утро

вечер

день

темнота

близкое расположение предмета

далекое расположение предмета

С каплями

4

6

2

6

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

 

Валерия

утро

вечер

день

темнота

близкое расположение предмета

далекое расположение предмета

С каплями

4

6

2

6

4

5

6

 

 

 

 

 

 

Вывод:

Внутри самого глаза, можно открыть еще немало секретов. Наши зрачки являются одним из наиболее точных приборов, выдающих то, что нам на самом деле нравится или не нравится практически в любой сфере жизни. Зрачки - это отверстия, которые пропускают в глаза свет, автоматически сужаясь и расширяясь по мере того, как увеличивается или уменьшается количество падающего на них света. При самом ярком свете они сужаются до 3-4 мм  в диаметре. В темноте они расширяются, превышая свой нормальный размер до 6-7 мм в диаметре. Когда мы сосредотачиваемся на близких объектах, наши зрачки становятся меньше, поскольку линзы настраиваются на более короткое фокусное расстояние. Закапанные капли в глаза, заставляют наши зрачки расширяться до 7 мм в диаметре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Человеческий глаз, как главное средство мировосприятия, играл и играет важнейшую роль в развитии цивилизации. Зрачок глаза - необычный орган человека, который показывает состояние здоровья человека с психической и физической точки зрения.

         Расширение зрачка можно наблюдать при  испуге; критических  ситуациях.  В организме человека в такие моменты выбрасывается адреналин в большом количестве, поэтому и происходит расширение зрачка.

Наши зрачки являются одним из наиболее точных приборов, выдающих то, что нам на самом деле нравится или не нравится практически в любой сфере жизни.

В ходе наших исследований мы проверили литературные факты изменения размера зрачка в различных ситуациях: реакция зрачка с психологической точки зрения,  реакция зрачка при изменении внешних и внутренних условий. Работа  помогла нам узнать очень много нового  о зрачке глаза, научила правильно подбирать нужную литературу, проявлять  творчество и терпение в тестировании и измерениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарь терминов

1. Атропин - растительный алкалоид. Химически представляет собой рацемическую смесь тропинового эфира D- и L-троповой кислоты. L-стереоизомер атропина — гиосциамин.

2. Адреналин - основной гормон мозгового вещества надпочечников, а также нейромедиатор. По химическому строению является катехоламином. Адреналин содержится в разных органах и тканях, в значительных количествах образуется в хромаффинной ткани, особенно в мозговом веществе надпочечников.

3. Вегетативная нервная система - отдел нервной системы, регулирующий деятельность внутренних органов, желёз внутренней и внешней секреции, кровеносных и лимфатических сосудов. Играет ведущую роль в поддержании постоянства внутренней среды организма и в приспособительных реакциях всех позвоночных.

4. Сфинктер - клапанное устройство, регулирующее переход содержимого из одного органа организма в другой (или из одной части трубчатого органа в другую). Роль сфинктера выполняет круговая мышца, суживающая или замыкающая при сокращении.

5. Дилатор – мышцы, расширяющие зрачок

                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Используемая литература

1.     http://mjusli.ru/zhenskoe_zdorove/other/rasshirenie-zrachkov

2.     http://www.astromeridian.ru/magic/

3.     Л.Э. Генденштейн, Физика – 8, М, Мнемозина 2014 год

4.     Энциклопедия,глаз http://www.medweb.ru/encyclopedias/anatomija/article/glaz

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 р

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 р

Пояснительная записка Рабочая программа групповых занятий « «

Пояснительная записка Рабочая программа групповых занятий « «

Ведение данного курса требует изменения как формы изложения учебного материала в учебнике, так и методики его преподавания

Ведение данного курса требует изменения как формы изложения учебного материала в учебнике, так и методики его преподавания

Основные формы организации учебных занятий

Основные формы организации учебных занятий

Формы и средства контроля · устный опрос · фронтальный опрос · самостоятельная работа · практическая работа · лабораторная работа · взаимоконтроль · головоломки, ребусы, кроссворды…

Формы и средства контроля · устный опрос · фронтальный опрос · самостоятельная работа · практическая работа · лабораторная работа · взаимоконтроль · головоломки, ребусы, кроссворды…

активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные…

активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные…

Общая характеристика учебного предмета

Общая характеристика учебного предмета

Общие подходы к контролю и оцениванию результатов изучения предмета представлены в

Общие подходы к контролю и оцениванию результатов изучения предмета представлены в

Метапредметными результатами изучения естествозна­ ния в основной школе являются: • овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и пла нировать…

Метапредметными результатами изучения естествозна­ ния в основной школе являются: • овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и пла нировать…

Что такое интеллект? Как его развивать?

Что такое интеллект? Как его развивать?

Тематическое планирование учебного материала 8 класс

Тематическое планирование учебного материала 8 класс

Способы фиксации результатов измерений

Способы фиксации результатов измерений

Распределение тем исходя из индивидуальных способностей и желаний членов группы

Распределение тем исходя из индивидуальных способностей и желаний членов группы

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2013 году государственной итоговой аттестации по

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2013 году государственной итоговой аттестации по

Планируемые результаты изучения предмета «Проектно-исследовательская деятельность»

Планируемые результаты изучения предмета «Проектно-исследовательская деятельность»

Выпускник получит возможность научиться: • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства…

Выпускник получит возможность научиться: • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства…

Выпускник получит возможность научиться: • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную…

Выпускник получит возможность научиться: • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную…

Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия

Интернет; • входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через

Интернет; • входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через

Интернета; • использовать возможности электронной почты для информационного обмена; • вести личный дневник (блог) с использованием возможностей

Интернета; • использовать возможности электронной почты для информационного обмена; • вести личный дневник (блог) с использованием возможностей

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Выпускник получит возможность научиться : • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления

Выпускник получит возможность научиться : • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления

Выпускник получит возможность научиться : • критически относиться к рекламной информации; • находить способы проверки противоречивой информации; • определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой…

Выпускник получит возможность научиться : • критически относиться к рекламной информации; • находить способы проверки противоречивой информации; • определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой…

Гука, закон Архимеда и др.); • приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов; • находить адекватную предложенной…

Гука, закон Архимеда и др.); • приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов; • находить адекватную предложенной…

Выпускник получит возможность научиться: • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения…

Выпускник получит возможность научиться: • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения…

Выпускник получит возможность научиться: • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения…

Выпускник получит возможность научиться: • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения…

Элементы астрономии Выпускник научится: • различать основные признаки суточного вращения звёздного неба, движения

Элементы астрономии Выпускник научится: • различать основные признаки суточного вращения звёздного неба, движения

Темы проектной деятельности Действия электрического тока

Темы проектной деятельности Действия электрического тока

Пример исследовательской работы, которая заняла 1 место на

Пример исследовательской работы, которая заняла 1 место на

Реферативно – экспериментальная работа по теме: «Глаз и его особенности»

Реферативно – экспериментальная работа по теме: «Глаз и его особенности»

Введение Более 90 процентов информации, которую человек получает из внешнего мира, он получает с помощью зрения

Введение Более 90 процентов информации, которую человек получает из внешнего мира, он получает с помощью зрения

Сделать вывод. Методы исследования: 1

Сделать вывод. Методы исследования: 1

Человеческое зрение достаточно сложный и многогранный механизм, в котором зрачок глаза несет особую функциональную нагрузку

Человеческое зрение достаточно сложный и многогранный механизм, в котором зрачок глаза несет особую функциональную нагрузку

Ее толщина может колебаться от семи до семнадцати сотых долей миллиметра, а ширина находится в диапазоне от шести десятых до одной целой двух десятых долей…

Ее толщина может колебаться от семи до семнадцати сотых долей миллиметра, а ширина находится в диапазоне от шести десятых до одной целой двух десятых долей…

Нормальных условиях б. Утро-День-Вечер-Темнота в

Нормальных условиях б. Утро-День-Вечер-Темнота в

Психолог Пук (1973) сообщил, что, когда умы участников были загружены на 125% своих возможностей, их зрачки сузились

Психолог Пук (1973) сообщил, что, когда умы участников были загружены на 125% своих возможностей, их зрачки сузились

Психолог Барлоу (1969) показал людям фотографии лидеров либеральной партии

Психолог Барлоу (1969) показал людям фотографии лидеров либеральной партии

Экспериментальная часть Цель:

Экспериментальная часть Цель:

Вспомните неприятный момент а) движение глаза вверх вниз в сторону прямо 2 5 4 4 б) изменение зрачка увеличился уменьшился не изменился 4 7 4

Вспомните неприятный момент а) движение глаза вверх вниз в сторону прямо 2 5 4 4 б) изменение зрачка увеличился уменьшился не изменился 4 7 4

Вспомните человека, который вам нравится а) движение глаза вверх вниз в сторону прямо 4 6 1 4 б) изменение зрачка увеличился уменьшился не изменился 6…

Вспомните человека, который вам нравится а) движение глаза вверх вниз в сторону прямо 4 6 1 4 б) изменение зрачка увеличился уменьшился не изменился 6…

Вспомните страшный сон а) движение глаза вверх вниз в сторону прямо 4 4 2 5 б) изменение зрачка увеличился уменьшился не изменился 15 0 0

Вспомните страшный сон а) движение глаза вверх вниз в сторону прямо 4 4 2 5 б) изменение зрачка увеличился уменьшился не изменился 15 0 0

Решите пример а) движение глаза вверх вниз в сторону прямо 3 4 3 5 б) изменение зрачка увеличился уменьшился не изменился 11 0 4

Решите пример а) движение глаза вверх вниз в сторону прямо 3 4 3 5 б) изменение зрачка увеличился уменьшился не изменился 11 0 4

Представьте опасную ситуацию а) движение глаза вверх вниз в сторону прямо 3 1 5 6 б) изменение зрачка увеличился уменьшился не изменился 5 7 3

Представьте опасную ситуацию а) движение глаза вверх вниз в сторону прямо 3 1 5 6 б) изменение зрачка увеличился уменьшился не изменился 5 7 3

Вывод: В результате проведенного исследования, мы обнаружили, что нервная система человека имеет непосредственное влияние на состояние зрачка, равно как и психологическое, эмоциональное состояние

Вывод: В результате проведенного исследования, мы обнаружили, что нервная система человека имеет непосредственное влияние на состояние зрачка, равно как и психологическое, эмоциональное состояние

II . Реакция зрачка при изменении внешних и внутренних условий

II . Реакция зрачка при изменении внешних и внутренних условий

Никита утро вечер день темнота близкое расположение предмета далекое расположение предмета

Никита утро вечер день темнота близкое расположение предмета далекое расположение предмета

Валерия утро вечер день темнота близкое расположение предмета далекое расположение предмета

Валерия утро вечер день темнота близкое расположение предмета далекое расположение предмета

Вывод: Внутри самого глаза, можно открыть еще немало секретов

Вывод: Внутри самого глаза, можно открыть еще немало секретов

Заключение Человеческий глаз, как главное средство мировосприятия, играл и играет важнейшую роль в развитии цивилизации

Заключение Человеческий глаз, как главное средство мировосприятия, играл и играет важнейшую роль в развитии цивилизации

Словарь терминов 1. Атропин - растительный алкалоид

Словарь терминов 1. Атропин - растительный алкалоид
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2017