Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Оценка 4.9

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Оценка 4.9
Рабочие тетради
doc
библиотека
4 кл
23.04.2017
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и рабочей программой «Сборник рабочих программ. Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс». Содержание тетради отражает особенности тематического планирования курса «ОРКСЭ» в соответствии с учебником А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс».
рабочая тетрадь по ОСЭ.doc
Муниципальное  общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2» г.Богородицк Тульская область Материалы к РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ  Модуль «Основы светской этики»   Составитель: Золотарева Людмила Николаевна учитель начальных классов 2016 год Это интересно!                    Аннотация     Слово  родина  произошло   от древнего   слова  род,  которое обозначает   группу   людей, объединенных кровным родством.   Каждый   из   нас   – потомок какого–либо старинного   древнего   рода.   А само   слово  род  обозначает древнейшего   бога   славян   Рода. Главный   город   племени   россов (так   раньше   назывался   русский народ) был город Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.  Родина – это и отечество, и  страна, и место рождения  человека.  Родить – значит произвести на  свет потомство. Родит  женщина, родит животное,  родит почва, земля.  Родители – мать и отец, у  которых рождаются дети. Родич – родственник, член рода. Родня – родственники. Родословная – перечень  поколений одного рода. Люди  гордятся своей родословной,  изучают ее. Рабочая тетрадь разработана в соответствии с  требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего  образования и рабочей программой «Сборник рабочих  программ. Основы религиозных культур и светской  этики. 4 класс». Содержание тетради отражает особенности  тематического планирования курса «ОРКСЭ» в  соответствии с учебником А. Я. Данилюк «Основы  религиозных культур и светской этики. Основы  светской этики. 4 класс». Тетрадь поможет четвероклассникам развить  творческое мышление, даст представления о  нравственном поведении, а                                                 также о правилах и нормах, на которых должны  строиться взаимоотношения с людьми. Тетрадь можно использовать как на уроке, так и во  время самостоятельных занятий детей дома в кругу  семьи. Содержание: Урок 1. Россия наша Родина Урок 2. Что такое светская этика Урок 3. Культура и мораль Урок 4. Особенности морали Урок 5. Добро и зло Урок 6. Добро и зло (Проверь себя) Урок 7. Добродетель и порок Урок 8. Добродетель и порок Урок 9. Свобода и моральный выбор человека Урок 10. Свобода и ответственность Урок 11. Моральный долг Урок 12. Справедливость Урок 13. Альтруизм и эгоизм Урок 14. Дружба Урок 15. Что значит быть моральным Урок 16. Подведение итогов.        (Проверь себя) Урок 18. Род – исток нравственных отношений Урок 19. Нравственный поступок Урок 20. Золотое правило нравственности Урок 21. Стыд, вина и извинение Урок 22. Честь и достоинство Урок 23. Совесть  Урок 24. Нравственные идеалы Урок 25. Нравственные идеалы Урок 26. Образцы нравственности в культуре Отечества Урок 27. Этикет  Урок 28. Семейные праздники Урок 29. Жизнь человека – высшая нравственная ценность Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству Урок 31. Патриотизм многонационального и многоконфессионального  народа России.                               Урок 32. Традиционные религии России. Урок 1. Россия – наша Родина. Задание 1. Заполни пропуски в предложениях.  Мы   живём   замечательной ___________________________________ . в     стране,   имя   которой   – Мы   с   любовью   называем   нашу   страну   ______________________   ,   потому   что родились и живём в ней.  Основной закон нашего государства – _________________________ . Столица России – город __________________________ . Глава нашего государства – ______________________ , в настоящее время этот пост занимает ___________________________________________________.   Государственные   символы   России   –   это   ________________,   ______________, _____________. Задание 2. Ответь на вопросы о государственных символах России.  Герб  России Назови элементы государственного герба Российской Федерации: Флаг  России  _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ __________________________ Что, по­ твоему, символизируют цвета  российского флага?  белый цвет —  _________________________________ синий цвет —  _________________________________ красный цвет — _______________________________                                      Урок 2. Что такое светская этика? Задание 1. Мыслители. На   фреске   Рафаэля   "Афинская   школа"   мы   видим   двух   выдающихся   античных   мыслителей, предположительно ведущих спор о философии. Кто они?  ___________________________________________________________________________________ Задание 2. Словарь  __________________________ – любовь к мудрости.  __________________________ – (греч.  ethike, от  ethos  ­ обычай, нрав, характер), философская наука, изучающая мораль, нравственность. Термин введен Аристотелем. (IV век до н.э.). __________________________ –  не церковный, гражданский.  Задание 3.   Отметьте,  иллюстрации (поставьте  галочку), на которых изображены люди светских профессий. Задание 4. Отметьте, иллюстрации (поставьте галочку), на которых изображены  светские сооружения. Задание 5. Что помогает понять человеку светская этика? (При ответе используй учебник)  ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________                                                  Урок 3. Культура и мораль.  Задание 1. Словарь. ________________________  –   1.   Совокупность   достижений   человечества   в   производственном, духовном и общественном отношении. 2. Образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. _________________________  –   совокупность   представлений,   основанных   на   вере   в чудодейственные, сверхъестественные силы и существа. Мораль — это заданные этикой правила поведения.  Нравственность — внутренняя предрасположенность и потребность соблюдать эти правила Задание 2. Вместе с родителями составь свод (перечень) моральных норм (правил),  принятых в вашей семье. 1. __________________________________________________________________________ 2. __________________________________________________________________________­­ 3. __________________________________________________________________________ 4. __________________________________________________________________________ 5. __________________________________________________________________________ Задание 3. В 17 веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот  как он описывает особенности жизни в России того времени.  «В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои  одежды, особенно женщины… Люди молятся в храмах по шесть часов. Все  это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти  люди святые! Винные лавки остаются закрытыми от субботы до  понедельника. Так же делается и во время больших праздников. По отчеству  зовут даже крестьян. Черный хлеб любят больше белого. Собак кормят  всегда мясом, а поят молоком. Потому при нападении на дом каждая  собака в силах бороться с толпой. Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами. На Пасху все целуются, говоря «Христос воскресе!».Торговля  московитов жесткая, это торговля сытых людей. Говорят они при торговле мало. При попытке торговаться сердятся. Цена одинаковая на всем рынке.  Когда мы вошли в больницу, от дурного запаха не могли оставаться в этом помещении смотреть на больных. Царь же подходил к каждому больному и  целовал его в голову, уста и руки – и так до последнего». Прочитай документ и обсуди с родителями следующие вопросы. 1.Какие черты русской культуры 17 века, так поразившие арабского путешественника, живы  до сих пор? (подчеркни синим карандашом) 2.Каких из упомянутых традиций уже не встретишь? (подчеркни желтым карандашом)       3.Как вам кажется, хорошо ли это?(Напиши) ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________                                                                                            Урок 4. Особенности морали.          Задание 1. Подчеркни те качества человека, которые мораль одобряет. Смелость Трусость Верность Зависть Скромность Доброта Предательство Великодушие Правдивость  Злорадство Общительность Замкнутость Щедрость Жадность Милосердие Вежливость Высокомерие Хамство Уважение Пренебрежение Скромность  Отвага Бесстрашие Стойкость Мужество Приветливость Равнодушие Лживость ­Подумай, есть ли в тебе эти качества? Почему ты сделал такой вывод? (Напиши)_____________________________________________________________________ ______________________________________________________ Задание   2.  Внимательно   прочитай   текст,   определите   нормы   морали,   которые нарушил Анатолий и подчеркните их. Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Он пролежал в постели, уставившись в телевизор, до 11 часов. После завтрака, прихватив пару яблок, вышел погулять с собакой. Тут же пнул ее ногой (лаяла от   радости).   Мама   просила   быть   дома   в   13   часов   –   к   обеду.   Встретил одноклассника. Тот напомнил, что по математике задали трудную задачку. Во время разговора Толик начал грызть  второе яблоко. Вернулся  домой в 14 часов. После обеда мама сказала, что пора делать уроки. “А нам не задали”, – сказал Толик. В 16 часов он пошел в парк играть в футбол. Мяч застрял на дереве.  Толик  выломал  из куста  длинную  ветку  и сбил мяч. Возвращаясь, домой,   увидел   на   земле   кошелек.   Озабоченная   женщина,   глядя   в   землю, ходила   рядом.   Толик   незаметно   поднял   кошелек   и   побежал   покупать мороженое. У перехода через улицу стояла слабовидящая старушка. Толик рванулся через улицу прямо к магазину. 3. Какими моральными правилами ты будешь руководствоваться на дороге жизни?                                                                     Урок 5. Добро и зло. Задание 1. Составь пословицы и высказывания. Соедини линией. Рождает зверя зверь,  Рождает птица птицу, чтобы тебя не погубило зло Твори добро, чтобы любя От доброго – добро, От злого – зло родится Худо тому, добро нашло тебя Зла не верши,  Добро и зло творить всегда Во власти всех людей. Но зло творится без труда, Добро – творить трудней кто добра не делает никому Задание 2. Какое слово лишнее в ряду? Подчеркни ХУДО ЛИХО ДУШЕВНОСТЬ ЖЕСТОКОСТЬ  СВИРЕПОСТЬ Какое понятие объединяет эти слова? Запиши ________________________ Задание 3. Какое слово лишнее  в ряду? Подчеркни.   МИЛОСЕРДИЕ ДУШЕВНОСТЬ  ЧУТКОСТЬ РАВНОДУШИЕ  СЕРДЕЧНОСТЬ  Какое понятие объединяет эти слова? Запиши. _______________________ Задание 4.  Оцени поступки детей (Поставь   ): Поступки детей Добро Зло  Дать списать домашнее задание Объяснить решение задачи Скрывать от родителей плохую  отметку Накормить бездомного котёнка                                                                      Урок 6. Добро и зло. Задание 1. Вставь пропущенное слово:  ­ это образец поступков людей и     отношений  между ними. ­ противоположность добра, это то, что стремится устранить и исправить  мораль. В ходе исторического развития общества и культуры становились более… Безнравственные поступки называют также… Задание 2. Выбери правильный ответ:  Что считается добрым поступком? а) решить за друга задачу;          б) опоздать на неинтересную встречу; в) помочь соседу разобрать задачу;           г) забыть о неприятной просьбе.  Как творят добрые дела? а) чтобы избежать наказания;                     б) в надежде на вознаграждение; в) в надежде на похвалу;                                 г) бескорыстно и сознательно.  Укажи поступки, которые одобряет общество: а) взаимопомощь;            б) насилие;              в) унижение;                   г) обман.  Что является последствием злых дел? а)   вражда;                б) радость;             в) мирное сосуществование;           г)  дружба. Задание 3. Распредели поступки  в две группы: нежелание помогать пожилым  родителям, усыновление больных детей, оскорбление, оказание помощи нуждающимся. Нравственный поступок Аморальный поступок                                                                                         Урок 7. Добродетель и порок. Задание 1. Словарь.  _____________________  – положительное нравственное качество человека. _____________________ –  недостаток нравственный, духовный; все, что противно истине и добру; зло и ложь, как свойство, качество человека; всякое нравственное искаженье; наклонность к худу, к дурной жизни. Задание 2. Заполните пропуски.                                        Побеждай гнев – мягкостью, Зло – ____________________, Жадность – _______________, Ложь – ___________________. Задание 3. «Золотая середина»  Добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком.  Определите добродетели: Слова для справок : дружелюбие ,щедрость, мужество.   Расточительность Скупость Враждебность Угодничество Безрассудная отвага Трусость Задание 4. «Драгоценная мудрости россыпь». Заполни пропуски, воспользуйся  учебником. Истинное   ____________________  ­ осторожность.    ________________    без благоразумия ­ только особый вид трусости.   Еврипид  Сенека Дружелюбие удваивает _________________ и наполовину сокращает _________________.                                   Френсис Бэкон  Кто хочет иметь                         , тот и сам должен быть дружелюбным.  Библия  Задание 5. Ценность каждого человека определяется ценностью предметов его  стремлений. (Марк Аврелий).       Как ты понимаешь эти слова?  _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________                                  Урок 8. Добродетель и порок. 1.Распредели положительные и отрицательные качества личности: порок добродетел ь честнос ть злост ь доброт а так т лицемери е ответственнос ть двуличнос ть Задание 2. Найдите и подчеркните,  в высказываниях великих людей, которые  оставили свой след в истории, одной чертой – качества добродетели, а двумя ­порока . ­ «Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность  самый худший из пороков» Томас Фуллер ­ «Вежливость – первая и самая приятная добродетель» Франсуа Фенелон ­ «Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Все, обладающие  добродетелью, счастливы» Цицерон  ­ «Лживость – гнуснейший порок» Монтень Задание 3. Синонимы.  Подберите синонимы к слову ДРУЖЕЛЮБНЫЙ  _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Подберите синонимы к слову МУЖЕСТВЕННЫЙ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Подберите синонимы к слову ЩЕДРЫЙ _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________                                  Урок 9. Свобода и моральный выбор человека. Задание 1. Пользуясь текстом учебника, восстанови предложение: Моральный выбор – это выбор между ____________________ и ________________________, между ________________________, между ________________________. ____________________ ____________________ и и Задание 2. Проверь себя.  От чего зависит моральный выбор человека? а) от друзей;   б) от страны; в) от родителей; г) от самого человека.  Чем определяется моральный выбор человека? а) стойкостью характера; б) семьёй; в) местом жительства; г) возрастом.                                 Урок 10. Свобода и ответственность. Задание 1. Прочитай высказывания известных людей. С кем из них ты согласен или не согласен? Отметь (+ ­ согласен, ­ ­ не согласен)   Для свободных ­ все высоты достигаемы. (Максим Горький)  Свобода   ­   это   ответственность.   Вот   почему   все   ее   так   боятся. (Бернард Шоу)  Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или правом. (Юстиниан)  Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится. (Демокрит) Задание 2.Выбери дела, за которые отвечаешь только ты.  купить хлеб выгулять собаку вынести мусор помыть посуду хорошо учиться поливать цветы сделать уборку в своей комнате поиграть с младшим братом Задание3.Используя   текст   учебника   высказывания: (с.25),   дополни Родители несут ответственность за _______________________ Дети несут ответственность за _____________________________. несут несут ответственность Учителя несут ответственность за __________________________. Ученики __________________________. Врачи ____________________________. Архитекторы ______________________. Художники несут ________________________. ответственность ответственность ответственность несут за за за за                                               Урок 11. Тема. Моральный долг. Задание   1.   Установите   соответствие   между   видами   моральных   обязанностей   и примерами проявления этих обязанностей: моральная обязанность патриотический долг сыновний долг родительский долг ☼ ☼ ☼ пример её проявления Организация летнего отдыха ☼ ☼ Забота о родителях Предотвращение пожаров ☼ профессиональны й долг ☼ Защита Родины ☼ Задание 2.  Прочтите притчу и ответьте на вопросы к ней. Даосская притча.            Мудрая Свинья о морали Однажды Мудрая Свинья задумалась о вопросах морали и, немного подумав,  сказала вслух следующее: — У каждого племени, клана и даже семьи, если на её подворье живут хотя бы  три курицы, своя мораль. Одни считают достойным воина убить врага  исподтишка, а другие — одолеть в рыцарском поединке. Одни убивают, чтобы  облегчить мучения, другие сохраняют жизнь страдающему калеке. Перечисление сих противоречий можно продолжать до бесконечности, но главное, что следует  из всего этого, — если в глазах кого­то хочешь казаться человеком, следующим  законам морали, поступай в соответствии с его взглядами. Высказав всё это, гордая Свинья удалилась к своей кормушке проверить, не  осталось ли что­нибудь от вчерашнего ужина.                                                             ­Найдите в тексте мудрое изречение (ключевое) Свиньи?  Подчеркни его. Задание   3.   Прочти   выразительно   это   стихотворение.   Что,   по   мнению   автора, необходимо, чтобы быть хорошим человеком? Подчеркни. Но как бы нас жизнь ни ломала, В ней некое есть волшебство… Хороших людей слишком мало. И все­таки их большинство. Стань добрым волшебником, Ну­ка, попробуй! Тут хитрости вовсе не нужно особой: Понять и исполнить желанье другого ­  Одно удовольствие, честное слово!                                    Урок 12. Справедливость Задание 1. Закончи пословицы:  Любишь кататься,___________________________________.   Что посеешь, то _____________________________________. Не рой яму другому, ___________________________________. Задание 2. Используя текст учебника (с. 28), восстанови предложение. Справедливость – это______________________ регулирующее правило, ___________________________________________ при распределении _________________, ____________________ и _____________________, ______________________ и т.п. Задание   3.   С   какими   моральными   правилами   тебе   пришлось   столкнуться   в жизни( напиши), и какой вывод ты сделал? (правила на стр. 29 учебника ) _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _________________________________________________________________ Задание 4. Обсуди с друзьями и напиши свод правил, которые помогут тебе справедливо относиться к другим.                                                                  Урок №13     Альтруизм и эгоизм                         Урок 13. Альтруизм и эгоизм Задание1. Словарь: _ 1.__________________     поведение,   направленное   на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества.   (от   латинского  ego  –   я)   ­ 2.   _______________  (от   латинского   слова  альтер­   другой)   ­   готовность   бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.                Соотнесите понятия и примеры:   Альтруизм                Человек исполнил просьбу незнакомого ребенка                                        Одноклассник не передал домашнее задание   Эгоизм                       Мальчик не поделился подаренными конфетами                                        Человек бесплатно отремонтировал квартиру соседа           Задание 2.  Прочитай текст учебника (с. 30 – 31). Пользуясь им, докажи, что героиню сказки Ш. Перро Золушку можно назвать альтруисткой. 1.___________________________________________________________________________ _____________________________________________ 2____________________________________________________________________________ ____________________________________________ ­Кого из героев сказки «Золушка» ты считаешь эгоистом?( напиши) Почему?. _________________________________________________ ________________________________________________________________________________ __________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ______________________.                                                                                                          Урок 14. Дружба. Задание 1. Составь пословицы и высказывания. Соедини линией. Старый друг  На вкус на цвет Не имей сто рублей,  Друзья познаются  Сам погибай,  в беде лучше новых двух товарища нет что дерево без корней а имей сто друзей Человек без друзей,  Задание 2. Расскажи, как ты миришься со своим другом. Выбери слова, подходящие для вашего примирения:  а товарища выручай. Извини, пожалуй ста Больше не будем ссориться давай миритьс я мне очень стыдно я сожалею о сделанно м я дорожу нашей дружбо й прошу прощен ия Задание 3. Прочитай стихотворение А.Барто и ответь на вопрос. Друг напомнил мне вчера,                                                Сколько сделал мне добра:                     Почему дружба ребят оказалась под угрозой? Карандаш мне дал однажды                     _________________________________________ (Я в тот день забыл пенал),                       _________________________________________ В стенгазете, чуть не в каждой,                __________________________________________ Обо мне упоминал.                                    __________________________________________ Я упал и весь промок –                             ___________________________________________  Он мне высохнуть помог.                        ___________________________________________ Он для милого дружка                             ___________________________________________ Не жалел и пирожка,                               ____________________________________________ Откусить мне дал когда­то,                     ____________________________________________ А теперь поставил в счёт.                        ____________________________________________ И меня к нему, ребята,                             ____________________________________________ Что­то больше не влечёт ______________________________________________ Урок 15. Что значит быть моральным 1.Проанализируй действия героев рисунка. Найди своё место среди героев, поставь в кружочке значок . 2.Вставь пропущенное слово.  Добро и зло проявляется в ___________________ людей.  Добродетель – это _______________ выбор наилучшего поведения.  Быть моральным – это значит _____________________.  Примером морального поведения в быть обществе _____________________________________________. может 3.Оцени сказочных героев. Кто из них обладает добродетельными качествами (Д), а кто порочными (П)? Урок 16.   Подведение итогов.        (Проверь себя)                    Итоговый тест.  Желаю  удачи!        1.   Наука, которая рассматривает поступки и   отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.___________________________________________ 2.Система норм и ценностей, регулирующих поведение людей. _____________________________________________  3.Нравственная ценность, которая относится к человеческой  деятельности.__________________________      4.Выражает стремление человека к добру._______________ _____________________________________________________ 5.Действие, результатом которого оказывается причинение зла себе и другим  людям. __________________ ____________________________________________________  6.Способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и  общества. ___________________ ______________________________________________________  7.Способность человека отвечать за собственный свободный выбор.  _____________________________________ 8.Моральное правило, регулирующее отношения между людьми при  распределении благ, наград, наказаний, доходов и т.п.  ________________________________________     9.Нравственная жизненная позиция, которая требует от человека совершения  бескорыстных поступков ради других людей или общих целей.  ________________________________       10.Отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах.  ____________________________________  МОЛОДЕЦ!                  Урок 18. Род и семья  исток нравственных отношений Задание   1. поясняющие, что значит для автора семья.  Прочитай   стихотворение,   найди   и   подчеркни   строчки, Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья! Задание 2. Восстанови высказывания известных людей о семье Любовь,  к,  основа,  родителям,  добродетелей, всех     (Цицерон) ________________________________________________________________ Нет,  святее,  и,  любви,  бескорыстнее,  ничего,  матери  (В.Г. Белинский) __________________________________________________________________ Задание 3. Укажи последовательность родственных связей в семье МАТ Ь БАБУШК А ПРАВНУ К ПРАБАБУШ КА ВНУ К СЫ Н                                         НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК  Урок   19. ЗАДАНИЕ 1 1. Прочитайте статью в учебнике (с. 40 – 41) 2. Заполните схему: Признаки  нравственного поступка ЗАДАНИЕ 2.  Игра  «Черно   –   белый   мир»   .  На   «чёрной»   части   отражающие тёмную сторону жизни, а на другой – светлую сторону жизни.    напишите   поступки, ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ЗАДАНИЕ 4.  _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ Задание 3. Вспомни сказку А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который  живёт на крыше». Проанализируй вместе с родителями одну из  проделок Карлсона с точки зрения нравственного поступка. Урок 20. Золотое правило нравственности Задание 1 Давайте вспомним ЗАКОНЫ  ДРУЖБЫ           1.Помогай другу в беде. 2.Умей с другом разделить радость. 3. Не смейся над недостатками друга. 4.Останови друга, если он делает что­то плохое.           5.Умей принять помощь и совет.           6.Не обманывай друга. 7.Не предавай своего друга.           8.Умей признавать свои ошибки, помириться с другом.               9.Относись к другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились ­ Одно из этих правил называется золотым. Какое и почему? (Напиши) _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _____ Задание 2. Отгадай загадки. Один болтун, Другой свистун, Третий едун, Два брата видаки, А два слышаки, Два брата бегуна Да два брата ухвати. За худое жди худа, За доброе - _____________ Нет _______________ ищи, а нашёл – береги. ­ Используя слова­отгадки, составь пословицу.                 Домашнее задание. Оцени   поступки   сказочных   героев   с   точки зрения  ЗОЛОТОГО ПРАВИЛА НРАВСТВЕННОСТИ. ________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ ________ ___________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ ______________         Урок 21.     СТЫД, ВИНА, ИЗВИНЕНИЕ. Нет людей чисто беленьких или чисто черненьких – люди все пестрые. (А.М. Горький) ЗАДАНИЕ 1.     Прочитай  притчу «У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы   влияния,   отец   придумал   следующее:   он   вкопал   против   дома   столб   и   после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб. Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю.  И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал. – Что ты плачешь? – спросил его отец. – Ведь гвоздей больше нет? – Гвоздей­то нет, а дырки остались, – ответил сын.» Ответь на вопрос:  Почему сын плакал?  ________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ ЗАДАНИЕ 2.     Представьте ситуацию, в которую вы попали : «Вчера у вас в классе была контрольная работа по математике. Сегодня учитель объявил   результаты,   тебе   –   «пять»!   Однако   когда   раздали   тетради   и   вы   вновь рассмотрели   свою   работу,   то   увидели,   что   учитель   не   заметил   в   ней   очень   грубую ошибку. Никакой пятерки тут и быть не может! Пятерка  получена  совершенно  незаслуженно.  Ваша работа в лучшем случае на «четыре», а то и вовсе на «три». ­Как вы поступите?  o никому ничего не скажете; o обязательно скажете; o если скажете, то когда: непременно при всем классе;  o наедине одному учителю? Какое чувство заставит вас признаться? ________________________          ЗАДАНИЕ 3. 1. Выберите  утверждение, которое вы считаете верным.  o В мире нет ни Добра, ни Совести. o А есть ли в мире Добро и Совесть!? o Нет, все­таки в мире есть Добро и Совесть. o В мире есть Добро и Совесть. o Добро и Совесть правят миром! o 2.Игра «Собери пословицу» В ком стыд, Как ни мудри, Совесть без зубов а совести не перемудришь. его дома не было в том и совесть загрызёт Когда совесть раздавали, Задание   4.     определения:  Прочитай   текст   учебника,   найди   и   выпиши     следующие СТЫД ­ ________________________________________________ _______________________________________________________ ВИНА ­ _________________________________________________ _______________________________________________________ Задание 5. Что может вызвать у человека чувство стыда? а) невыполненное обещание; б) верны все варианты; в) обман; г) ссора; д) твой вариант ответа _________________________________ Задание 6. Чтобы избавиться от чувства вины надо: а) почитать интересную книгу; б) найти нового друга; в) забыть о плохом поступке; г) извиниться перед тем, кого обидел. Задание 7. Подбери две­три пословицы, в которых бы говорилось о стыде и вине, запиши их в тетрадь. _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ ___________________________________________                                                         Урок 22. Честь и достоинство Задание 1.  Прочти стихотворение Останься прост, беседуя с царями,  Останься честен, говоря с толпой,  Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,                                   Пусть все в свой час считаются с тобой. Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег. Тогда весь мир ты примешь, как владенье, Тогда, мой сын, ты будешь человек.      (Р. Киплинг.) Какими качествами должен обладать человек, чтобы гордится этим званием Человек_______________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ Задание 2.  Прочти цитаты.  Как ты их  понимаешь? Человек должен быть честным по натуре, а не по обстоятельствам.                                                                                                   Марк Аврелий ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________  Можно быть честным человеком, не будучи великим; но нельзя быть великим человеком, не будучи честным.                    Из «Энциклопедии афоризмов» _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ ______________________________________________________________ Задание   3.     Прочтите   небольшой   отрывок   из   сборника     «Всемирное остроумие»   и   подумайте,   влияют   события     и   обстоятельства   на   наше поведение, на наши принципы?                       Честный и благородный спартанец Однажды   продавали   в рабство   партию   спартанцев,   взятых   в плен.   Один покупатель спросил у пленника, которого собирался купить: — Будешь ли ты, если я тебя куплю, честным человеком? — Я буду   им всё   равно,   купишь ли   ты меня   или   не купишь, —   ответил спартанец. УРОК 23. Совесть.                   Задание 1.  Читаем стихотворение   «ЧТО ТАКОЕ СОВЕСТЬ» Мама, что такое совесть? Совесть, дочка, это повесть  Про хорошие дела –  Жизнь их нам с тобой дала.  Кто по совести живет, Никого не подведет.  Совесть – клад души твоей.  Яркий лучик света в ней. Это путеводный свет.  Он спасет тебя от бед. Он в тебе всегда горит.  Он твой самый прочный щит. •  Как ты думаешь, где в человеке живет совесть?__________________________________ Задание 2.  Как ты поступишь в данной ситуации?  ­Одноклассник допустил ошибку на доске. Ты заметил и  __________________________________________________________________ ­Ты нечаянно толкнул одноклассника__________________________________ ­Тебе кто – то случайно наступили на ногу. Тебе больно_________________________ ­Тебя посадили за парту с тем, кто тебе не симпатичен__________________ ­Ты, идя по классу, смахнул тетрадь и другие вещи. Что ты будешь делать? ________________________________________________________________ ­Ты услышал, как тебя обозвали_______________________________________ ­Леша, Рома долго болеют, ты_______________________________________ Задание 3.Заглянем в кладезь мудрости.  Подберите нужное выражение 1 Поступать вопреки своим убеждениям                 на совесть 2. Жить честно, справедливо                                      против совести 3 Делать что­либо хорошо                                          без зазрения совести 4. Жить спокойно, без угрызения совести                по совести ЗАДАНИЕ 4. Попробуй  изобразить совесть в виде какого­нибудь символа. Урок 24.Нравственный образ богатыря. Идеал – высшее совершенство. Жалок тот, кто живет без идеала. И.С. Тургенев Задание   1.   Прочитайте     отрывок   из   поэмы   «Руслан   и   Людмила»   А.С.Пушкина   о богатырях русских: А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле, Не топтать их коням землю Русскую, Не затмить им солнце наше красное. Век стоит Русь – не шатается!  И века  простоит, не шелохнется!                                                    Напиши имена русских богатырей: ________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Задание   2.   Пользуясь   текстом   учебника   (с.   50   –   51),   выведи   правила честного богатырского поединка. ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________                 ЗАДАНИЕ   3.   Прочитайте   пословицы.   Выберите   одну,   которая,   по­вашему,   четко формулирует тему нашего урока. Подчеркни её. Кто смел, тот на коня сел. Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит. На Руси не все караси, есть и ерши. Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать. Богатырь умрёт — имя его останется. Славна богатырями земля русская. Урок 25. Нравственные идеалы Задание   1.   Войти   в   замок   сможет   тот,   кто   обладает   рыцарскими качествами. Напиши их, используя текст учебника (с. 52) Задание   2.   Какие   качества   из   приведенного   ниже   списка   подходят   к понятиям «джентльмен» и «леди», а какие нет? Приветливость,  пунктуальность,  равнодушие,   легкомыслие,   неуклюжесть, образованность, элегантность, верность слову, эгоизм, патриотизм. ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ________ Домашнее задание                            Порассуждай на тему:   «Только взрослый  человек или даже мой сверстник  может называться рыцарем, джентльменом, леди?» ___________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ______________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____ Урок 26. Образцы нравственности в культуре Отечества Задание   1.   «культура России».  Пользуясь   текстом   учебника   (с.   54),   восстанови   понятие – Культура России это пример __________________________, сокровищница знаний, ________________________________, _____________________________ и устойчивых норм- образцов ____________________________________________. Задание   2. высказыванием.    Соедини   иллюстрации   с   соответствующим Защита Родины есть и защита своего достоинства. (Н. Рерих) Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград. (Л. Человек по своей природе есть существо общественное. (Аристотель) 1. В   чём   выражается   нравственное   отношение   к Задание 3. Проверь себя. Отечеству? o В любви к своему народу; o в добрых чувствах к природе родного края; o в труде на благо Родины; o верны все варианты. 2. Что можно назвать образцом нравственности? o Победу в школьной олимпиаде; o знание законов государства; o умение достигать цели любой ценой; o дела, направленные на общее благо людей.                           Домашнее задание. Кто   из   членов   твоей   семьи   является   для   тебя   образцом   нравственного поведения (патриот, коллективист, труженик, воин)? Подготовь рассказ об этом человеке. ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ _________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ________________________________________________________ Урок 27. Этикет  1.Выпиши из текста учебника (с. 57): допустимые и недопустимые правила общения. ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ __________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ __________________________ 2.Составь пословицы. Соедини линией. У себя как хочешь,  Хоть не богат,  молчание – золото по делам гляди В деревню, где живут одноногие, а гостям рад Слово – серебро, По одежде не суди, Не дорог подарок –  дорога любовь а в гостях – как велят надо идти на одной ноге Задание 3. Выбери наиболее точное, на твой взгляд, определение этикета. Этикет - это своеобразный кодекс Этикет - это своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения хороших манер и правил поведения Этикет отражает правила Этикет отражает правила поведения, присущие той или иной поведения, присущие той или иной традиции традиции

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017