Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Оценка 4.9
Рабочие тетради
doc
библиотека
4 кл
23.04.2017
Рабочая тетрадь разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и рабочей программой «Сборник рабочих программ. Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс».
Содержание тетради отражает особенности тематического планирования курса «ОРКСЭ» в соответствии с учебником А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс».
рабочая тетрадь по ОСЭ.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2»
г.Богородицк Тульская область
Материалы к РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ
Модуль «Основы светской этики»
Составитель: Золотарева Людмила Николаевна
учитель начальных классов
2016 год Это интересно!
Аннотация
Слово родина произошло от
древнего слова род, которое
обозначает
группу людей,
объединенных
кровным
родством. Каждый из нас –
потомок
какого–либо
старинного древнего рода. А
само слово род обозначает
древнейшего бога славян Рода.
Главный город племени россов
(так раньше назывался русский
народ) был город Родень (Родня).
Он был посвящен богу Роду.
Родина – это и отечество, и
страна, и место рождения
человека.
Родить – значит произвести на
свет потомство. Родит
женщина, родит животное,
родит почва, земля.
Родители – мать и отец, у
которых рождаются дети.
Родич – родственник, член рода.
Родня – родственники.
Родословная – перечень
поколений одного рода. Люди
гордятся своей родословной,
изучают ее.
Рабочая тетрадь разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего
образования и рабочей программой «Сборник рабочих
программ. Основы религиозных культур и светской
этики. 4 класс».
Содержание тетради отражает особенности
тематического планирования курса «ОРКСЭ» в
соответствии с учебником А. Я. Данилюк «Основы
религиозных культур и светской этики. Основы
светской этики. 4 класс».
Тетрадь поможет четвероклассникам развить
творческое мышление, даст представления о
нравственном поведении, а
также о правилах и нормах, на которых должны
строиться взаимоотношения с людьми.
Тетрадь можно использовать как на уроке, так и во
время самостоятельных занятий детей дома в кругу
семьи. Содержание:
Урок 1. Россия наша Родина
Урок 2. Что такое светская этика
Урок 3. Культура и мораль
Урок 4. Особенности морали
Урок 5. Добро и зло
Урок 6. Добро и зло (Проверь себя)
Урок 7. Добродетель и порок
Урок 8. Добродетель и порок
Урок 9. Свобода и моральный выбор человека
Урок 10. Свобода и ответственность
Урок 11. Моральный долг
Урок 12. Справедливость
Урок 13. Альтруизм и эгоизм
Урок 14. Дружба
Урок 15. Что значит быть моральным
Урок 16. Подведение итогов. (Проверь себя)
Урок 18. Род – исток нравственных отношений
Урок 19. Нравственный поступок
Урок 20. Золотое правило нравственности
Урок 21. Стыд, вина и извинение
Урок 22. Честь и достоинство
Урок 23. Совесть
Урок 24. Нравственные идеалы
Урок 25. Нравственные идеалы
Урок 26. Образцы нравственности в культуре Отечества
Урок 27. Этикет
Урок 28. Семейные праздники
Урок 29. Жизнь человека – высшая нравственная ценность
Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству Урок 31. Патриотизм многонационального и многоконфессионального
народа России.
Урок 32. Традиционные религии России.
Урок 1. Россия – наша Родина.
Задание 1. Заполни пропуски в предложениях.
Мы живём
замечательной
___________________________________ .
в
стране,
имя
которой
–
Мы с любовью называем нашу страну ______________________ , потому что
родились и живём в ней.
Основной закон нашего государства – _________________________ .
Столица России – город __________________________ .
Глава нашего государства – ______________________ , в настоящее время этот пост
занимает ___________________________________________________.
Государственные символы России – это ________________, ______________,
_____________.
Задание 2. Ответь на вопросы о государственных символах России.
Герб России
Назови элементы государственного герба
Российской Федерации:
Флаг России
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
__________________________
Что, по твоему, символизируют цвета
российского флага?
белый цвет —
_________________________________
синий цвет —
_________________________________
красный цвет — _______________________________
Урок 2. Что такое светская этика?
Задание 1. Мыслители.
На фреске Рафаэля "Афинская школа" мы видим двух выдающихся античных мыслителей,
предположительно ведущих спор о философии. Кто они?
___________________________________________________________________________________
Задание 2. Словарь
__________________________ – любовь к мудрости.
__________________________ – (греч. ethike, от ethos обычай, нрав, характер), философская
наука, изучающая мораль, нравственность. Термин введен Аристотелем. (IV век до н.э.).
__________________________ – не церковный, гражданский.
Задание 3. Отметьте, иллюстрации (поставьте галочку), на которых изображены люди
светских профессий.
Задание 4. Отметьте, иллюстрации (поставьте галочку), на которых изображены
светские сооружения. Задание 5. Что помогает понять человеку светская этика? (При ответе используй учебник)
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Урок 3. Культура и мораль.
Задание 1. Словарь.
________________________ – 1. Совокупность достижений человечества в производственном,
духовном и общественном отношении. 2. Образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и
материальное богатство народов мира.
_________________________ – совокупность представлений, основанных на вере в
чудодейственные, сверхъестественные силы и существа.
Мораль — это заданные этикой правила поведения.
Нравственность — внутренняя предрасположенность и потребность соблюдать эти правила
Задание 2. Вместе с родителями составь свод (перечень) моральных норм (правил),
принятых в вашей семье.
1. __________________________________________________________________________
2. __________________________________________________________________________
3. __________________________________________________________________________
4. __________________________________________________________________________
5. __________________________________________________________________________
Задание 3. В 17 веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот
как он описывает особенности жизни в России того времени.
«В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои
одежды, особенно женщины… Люди молятся в храмах по шесть часов. Все
это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти
люди святые! Винные лавки остаются закрытыми от субботы до
понедельника. Так же делается и во время больших праздников. По отчеству
зовут даже крестьян. Черный хлеб любят больше белого. Собак кормят
всегда мясом, а поят молоком. Потому при нападении на дом каждая
собака в силах бороться с толпой. Жена, принеся еду, садится за один стол с
мужчинами. На Пасху все целуются, говоря «Христос воскресе!».Торговля
московитов жесткая, это торговля сытых людей. Говорят они при торговле
мало. При попытке торговаться сердятся. Цена одинаковая на всем рынке.
Когда мы вошли в больницу, от дурного запаха не могли оставаться в этом помещении смотреть на больных. Царь же подходил к каждому больному и
целовал его в голову, уста и руки – и так до последнего».
Прочитай документ и обсуди с родителями следующие вопросы.
1.Какие черты русской культуры 17 века, так поразившие арабского путешественника, живы
до сих пор? (подчеркни синим карандашом)
2.Каких из упомянутых традиций уже не встретишь? (подчеркни желтым карандашом)
3.Как вам кажется, хорошо ли это?(Напиши)
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Урок 4. Особенности морали.
Задание 1. Подчеркни те качества человека, которые мораль одобряет. Смелость
Трусость
Верность
Зависть
Скромность
Доброта
Предательство
Великодушие
Правдивость
Злорадство
Общительность
Замкнутость
Щедрость
Жадность
Милосердие
Вежливость
Высокомерие
Хамство
Уважение
Пренебрежение
Скромность
Отвага
Бесстрашие
Стойкость
Мужество
Приветливость
Равнодушие
Лживость Подумай, есть ли в тебе эти качества? Почему ты сделал такой вывод?
(Напиши)_____________________________________________________________________
______________________________________________________
Задание 2. Внимательно прочитай текст, определите нормы морали, которые
нарушил Анатолий и подчеркните их.
Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Он
пролежал в постели, уставившись в телевизор, до 11 часов. После завтрака,
прихватив пару яблок, вышел погулять с собакой. Тут же пнул ее ногой (лаяла
от радости). Мама просила быть дома в 13 часов – к обеду. Встретил
одноклассника. Тот напомнил, что по математике задали трудную задачку. Во
время разговора Толик начал грызть второе яблоко. Вернулся домой в 14
часов. После обеда мама сказала, что пора делать уроки. “А нам не задали”, –
сказал Толик. В 16 часов он пошел в парк играть в футбол. Мяч застрял на
дереве. Толик выломал из куста длинную ветку и сбил мяч. Возвращаясь,
домой, увидел на земле кошелек. Озабоченная женщина, глядя в землю,
ходила рядом. Толик незаметно поднял кошелек и побежал покупать
мороженое. У перехода через улицу стояла слабовидящая старушка. Толик
рванулся через улицу прямо к магазину.
3. Какими моральными правилами ты будешь руководствоваться на дороге жизни?
Урок 5. Добро и зло.
Задание 1. Составь пословицы и высказывания. Соедини линией.
Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу,
чтобы тебя не погубило зло
Твори добро, чтобы любя
От доброго – добро, От злого – зло родится
Худо тому,
добро нашло тебя
Зла не верши,
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро – творить трудней
кто добра не делает никому
Задание 2. Какое слово лишнее в ряду? Подчеркни
ХУДО
ЛИХО
ДУШЕВНОСТЬ
ЖЕСТОКОСТЬ
СВИРЕПОСТЬ
Какое понятие объединяет эти слова? Запиши ________________________
Задание 3. Какое слово лишнее в ряду? Подчеркни. МИЛОСЕРДИЕ
ДУШЕВНОСТЬ
ЧУТКОСТЬ
РАВНОДУШИЕ
СЕРДЕЧНОСТЬ
Какое понятие объединяет эти слова? Запиши. _______________________
Задание 4. Оцени поступки детей (Поставь ):
Поступки детей
Добро
Зло
Дать списать домашнее задание
Объяснить решение задачи
Скрывать от родителей плохую
отметку
Накормить бездомного котёнка
Урок 6. Добро и зло.
Задание 1. Вставь пропущенное слово:
это образец поступков людей и отношений
между ними. противоположность добра, это то, что стремится устранить и исправить
мораль.
В ходе исторического развития общества и
культуры становились более…
Безнравственные поступки называют
также…
Задание 2. Выбери правильный ответ:
Что считается добрым поступком?
а) решить за друга задачу; б) опоздать на неинтересную встречу;
в) помочь соседу разобрать задачу; г) забыть о неприятной просьбе.
Как творят добрые дела?
а) чтобы избежать наказания; б) в надежде на вознаграждение;
в) в надежде на похвалу; г) бескорыстно и сознательно.
Укажи поступки, которые одобряет общество:
а) взаимопомощь; б) насилие; в) унижение; г) обман.
Что является последствием злых дел?
а) вражда; б) радость; в) мирное сосуществование; г)
дружба.
Задание 3. Распредели поступки в две группы: нежелание помогать пожилым
родителям, усыновление больных детей, оскорбление, оказание помощи нуждающимся.
Нравственный поступок
Аморальный поступок
Урок 7. Добродетель и порок.
Задание 1. Словарь.
_____________________ – положительное нравственное качество человека. _____________________ – недостаток нравственный, духовный; все, что противно истине
и добру; зло и ложь, как свойство, качество человека; всякое нравственное искаженье;
наклонность к худу, к дурной жизни.
Задание 2. Заполните пропуски.
Побеждай гнев – мягкостью,
Зло – ____________________,
Жадность – _______________,
Ложь – ___________________.
Задание 3. «Золотая середина»
Добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком.
Определите добродетели: Слова для справок : дружелюбие ,щедрость, мужество.
Расточительность
Скупость
Враждебность
Угодничество
Безрассудная отвага
Трусость
Задание 4. «Драгоценная мудрости россыпь». Заполни пропуски, воспользуйся
учебником.
Истинное ____________________ осторожность.
________________ без благоразумия только особый вид трусости.
Еврипид
Сенека
Дружелюбие удваивает _________________ и наполовину сокращает _________________.
Френсис Бэкон
Кто хочет иметь , тот и сам должен быть дружелюбным.
Библия
Задание 5. Ценность каждого человека определяется ценностью предметов его
стремлений. (Марк Аврелий). Как ты понимаешь эти слова?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Урок 8. Добродетель и порок. 1.Распредели положительные и отрицательные
качества личности:
порок
добродетел
ь
честнос
ть
злост
ь
доброт
а
так
т
лицемери
е
ответственнос
ть
двуличнос
ть
Задание 2. Найдите и подчеркните, в высказываниях великих людей, которые
оставили свой след в истории, одной чертой – качества добродетели, а двумя порока .
«Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность
самый худший из пороков» Томас Фуллер
«Вежливость – первая и самая приятная добродетель» Франсуа Фенелон
«Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Все, обладающие
добродетелью, счастливы» Цицерон
«Лживость – гнуснейший порок» Монтень
Задание 3. Синонимы.
Подберите синонимы к слову ДРУЖЕЛЮБНЫЙ
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Подберите синонимы к слову МУЖЕСТВЕННЫЙ
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Подберите синонимы к слову ЩЕДРЫЙ
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Урок 9. Свобода и моральный выбор человека. Задание 1. Пользуясь текстом учебника, восстанови предложение:
Моральный выбор – это выбор
между ____________________ и
________________________,
между
________________________,
между
________________________.
____________________
____________________
и
и
Задание 2. Проверь себя.
От чего зависит моральный выбор человека? а) от друзей;
б) от страны;
в) от родителей;
г) от самого человека.
Чем определяется моральный выбор человека? а) стойкостью характера;
б) семьёй;
в) местом жительства;
г) возрастом.
Урок 10. Свобода и ответственность.
Задание 1. Прочитай высказывания известных людей. С кем из них ты
согласен или не согласен? Отметь (+ согласен, не согласен)
Для свободных все высоты достигаемы. (Максим Горький)
Свобода это ответственность. Вот почему все ее так боятся.
(Бернард Шоу)
Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему
угодно, если это не запрещено силой или правом. (Юстиниан)
Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не
боится. (Демокрит)
Задание 2.Выбери дела, за которые отвечаешь только ты.
купить хлеб
выгулять собаку
вынести
мусор
помыть
посуду
хорошо
учиться
поливать
цветы сделать уборку в своей
комнате
поиграть с младшим
братом
Задание3.Используя текст учебника
высказывания:
(с.25),
дополни
Родители несут ответственность за _______________________
Дети несут ответственность за _____________________________.
несут
несут
ответственность
Учителя несут ответственность за __________________________.
Ученики
__________________________.
Врачи
____________________________.
Архитекторы
______________________.
Художники
несут
________________________.
ответственность
ответственность
ответственность
несут
за
за
за
за
Урок 11. Тема. Моральный долг.
Задание 1. Установите соответствие между видами моральных обязанностей и
примерами проявления этих обязанностей:
моральная обязанность
патриотический
долг
сыновний долг
родительский
долг
☼
☼
☼
пример её проявления
Организация летнего
отдыха
☼
☼ Забота о родителях
Предотвращение
пожаров
☼ профессиональны
й долг
☼
Защита Родины
☼
Задание 2. Прочтите притчу и ответьте на вопросы к ней.
Даосская притча. Мудрая Свинья о морали
Однажды Мудрая Свинья задумалась о вопросах морали и, немного подумав,
сказала вслух следующее:
— У каждого племени, клана и даже семьи, если на её подворье живут хотя бы
три курицы, своя мораль. Одни считают достойным воина убить врага
исподтишка, а другие — одолеть в рыцарском поединке. Одни убивают, чтобы
облегчить мучения, другие сохраняют жизнь страдающему калеке. Перечисление
сих противоречий можно продолжать до бесконечности, но главное, что следует
из всего этого, — если в глазах когото хочешь казаться человеком, следующим
законам морали, поступай в соответствии с его взглядами.
Высказав всё это, гордая Свинья удалилась к своей кормушке проверить, не
осталось ли чтонибудь от вчерашнего ужина.
Найдите в тексте мудрое изречение (ключевое) Свиньи? Подчеркни его.
Задание 3. Прочти выразительно это стихотворение. Что, по мнению автора,
необходимо, чтобы быть хорошим человеком? Подчеркни.
Но как бы нас жизнь ни ломала,
В ней некое есть волшебство…
Хороших людей слишком мало.
И всетаки их большинство.
Стань добрым волшебником,
Нука, попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить желанье другого
Одно удовольствие, честное слово!
Урок 12. Справедливость
Задание 1. Закончи пословицы:
Любишь кататься,___________________________________.
Что посеешь, то _____________________________________.
Не рой яму другому, ___________________________________.
Задание 2. Используя текст учебника (с. 28), восстанови предложение. Справедливость – это______________________
регулирующее
правило,
___________________________________________
при
распределении _________________, ____________________ и
_____________________, ______________________ и т.п.
Задание 3. С какими моральными правилами тебе пришлось столкнуться в
жизни( напиши), и какой вывод ты сделал? (правила на стр. 29 учебника )
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Задание 4. Обсуди с друзьями и напиши свод правил, которые помогут
тебе справедливо относиться к другим.
Урок №13 Альтруизм и эгоизм
Урок 13. Альтруизм и эгоизм
Задание1. Словарь: _
1.__________________
поведение, направленное на
удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или
общества.
(от латинского ego – я) 2. _______________ (от латинского слова альтер другой) готовность бескорыстно
действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.
Соотнесите понятия и примеры:
Альтруизм Человек исполнил просьбу незнакомого ребенка
Одноклассник не передал домашнее задание
Эгоизм Мальчик не поделился подаренными конфетами
Человек бесплатно отремонтировал квартиру соседа
Задание 2. Прочитай текст учебника (с. 30 – 31). Пользуясь им, докажи, что
героиню сказки Ш. Перро Золушку можно назвать альтруисткой.
1.___________________________________________________________________________
_____________________________________________
2____________________________________________________________________________
____________________________________________
Кого из героев сказки «Золушка» ты считаешь эгоистом?( напиши) Почему?.
_________________________________________________
________________________________________________________________________________
__________________ ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
______________________.
Урок 14. Дружба.
Задание 1. Составь пословицы и высказывания. Соедини линией.
Старый друг
На вкус на цвет
Не имей сто рублей,
Друзья познаются
Сам погибай,
в беде
лучше новых двух
товарища нет
что дерево без корней
а имей сто друзей
Человек без друзей,
Задание 2. Расскажи, как ты миришься со своим другом. Выбери слова, подходящие
для вашего примирения:
а товарища выручай.
Извини,
пожалуй
ста
Больше
не будем
ссориться
давай
миритьс
я
мне
очень
стыдно
я
сожалею
о
сделанно
м
я
дорожу
нашей
дружбо
й
прошу
прощен
ия Задание 3. Прочитай стихотворение А.Барто и ответь на вопрос.
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра: Почему дружба ребят оказалась под угрозой?
Карандаш мне дал однажды _________________________________________
(Я в тот день забыл пенал), _________________________________________
В стенгазете, чуть не в каждой, __________________________________________
Обо мне упоминал. __________________________________________
Я упал и весь промок – ___________________________________________
Он мне высохнуть помог. ___________________________________________
Он для милого дружка ___________________________________________
Не жалел и пирожка, ____________________________________________
Откусить мне дал когдато, ____________________________________________
А теперь поставил в счёт. ____________________________________________
И меня к нему, ребята, ____________________________________________
Чтото больше не влечёт
______________________________________________
Урок 15. Что значит быть моральным
1.Проанализируй действия героев рисунка. Найди
своё место среди героев, поставь в кружочке значок
.
2.Вставь пропущенное слово.
Добро и зло проявляется в ___________________
людей. Добродетель – это _______________ выбор
наилучшего поведения.
Быть моральным – это значит
_____________________.
Примером морального поведения в
быть
обществе
_____________________________________________.
может
3.Оцени сказочных героев. Кто из них обладает
добродетельными качествами (Д), а кто
порочными (П)?
Урок 16. Подведение итогов. (Проверь себя)
Итоговый тест. Желаю удачи!
1. Наука, которая рассматривает поступки и
отношения между людьми с точки зрения
представлений о добре и
зле.___________________________________________
2.Система норм и ценностей, регулирующих
поведение людей. _____________________________________________
3.Нравственная ценность, которая относится к человеческой
деятельности.__________________________
4.Выражает стремление человека к добру._______________
_____________________________________________________ 5.Действие, результатом которого оказывается причинение зла себе и другим
людям. __________________
____________________________________________________
6.Способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и
общества. ___________________
______________________________________________________
7.Способность человека отвечать за собственный свободный выбор.
_____________________________________
8.Моральное правило, регулирующее отношения между людьми при
распределении благ, наград, наказаний, доходов и т.п.
________________________________________
9.Нравственная жизненная позиция, которая требует от человека совершения
бескорыстных поступков ради других людей или общих целей.
________________________________
10.Отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах.
____________________________________
МОЛОДЕЦ!
Урок 18. Род и семья исток нравственных отношений
Задание 1.
поясняющие, что значит для автора семья.
Прочитай стихотворение, найди и подчеркни строчки,
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Задание 2. Восстанови высказывания известных людей о семье
Любовь, к, основа, родителям, добродетелей, всех (Цицерон)
________________________________________________________________
Нет, святее, и, любви, бескорыстнее, ничего, матери (В.Г. Белинский)
__________________________________________________________________
Задание 3. Укажи последовательность родственных связей в семье
МАТ
Ь
БАБУШК
А
ПРАВНУ
К
ПРАБАБУШ
КА
ВНУ
К
СЫ
Н
НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК
Урок 19.
ЗАДАНИЕ 1
1. Прочитайте статью в учебнике (с. 40 – 41)
2. Заполните схему: Признаки нравственного поступка ЗАДАНИЕ 2.
Игра «Черно – белый мир» .
На «чёрной» части
отражающие тёмную сторону жизни, а на другой – светлую сторону жизни.
напишите поступки,
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
ЗАДАНИЕ 4.
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
Задание 3. Вспомни сказку А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который
живёт на крыше». Проанализируй вместе с родителями одну из
проделок Карлсона с точки зрения нравственного поступка.
Урок 20. Золотое правило нравственности
Задание 1 Давайте вспомним
ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ
1.Помогай другу в беде.
2.Умей с другом разделить радость.
3. Не смейся над недостатками друга.
4.Останови друга, если он делает чтото плохое.
5.Умей принять помощь и совет.
6.Не обманывай друга. 7.Не предавай своего друга.
8.Умей признавать свои ошибки, помириться с другом.
9.Относись к другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились
Одно из этих правил называется золотым. Какое и почему? (Напиши)
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_____
Задание 2. Отгадай загадки.
Один болтун,
Другой свистун,
Третий едун,
Два брата видаки,
А два слышаки,
Два брата бегуна
Да два брата ухвати.
За худое жди худа,
За доброе -
_____________
Нет _______________
ищи, а нашёл –
береги.
Используя словаотгадки, составь пословицу.
Домашнее задание.
Оцени поступки сказочных героев с точки
зрения
ЗОЛОТОГО ПРАВИЛА НРАВСТВЕННОСТИ. ________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
________
___________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
______________
Урок 21. СТЫД, ВИНА, ИЗВИНЕНИЕ.
Нет людей чисто беленьких или чисто черненьких – люди все пестрые.
(А.М. Горький)
ЗАДАНИЕ 1. Прочитай притчу «У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все
способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после
каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб.
Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был
утыкан гвоздями.
Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться.
Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю.
И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это
произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.
– Что ты плачешь? – спросил его отец. – Ведь гвоздей больше нет?
– Гвоздейто нет, а дырки остались, – ответил сын.»
Ответь на вопрос: Почему сын плакал?
________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 2. Представьте ситуацию, в которую вы попали :
«Вчера у вас в классе была контрольная работа по математике. Сегодня учитель
объявил результаты, тебе – «пять»! Однако когда раздали тетради и вы вновь
рассмотрели свою работу, то увидели, что учитель не заметил в ней очень грубую
ошибку. Никакой пятерки тут и быть не может!
Пятерка получена совершенно незаслуженно. Ваша работа в лучшем случае на
«четыре», а то и вовсе на «три».
Как вы поступите?
o никому ничего не скажете;
o обязательно скажете;
o если скажете, то когда: непременно при всем классе;
o наедине одному учителю?
Какое чувство заставит вас признаться? ________________________
ЗАДАНИЕ 3. 1. Выберите утверждение, которое вы считаете верным.
o В мире нет ни Добра, ни Совести.
o А есть ли в мире Добро и Совесть!?
o Нет, всетаки в мире есть Добро и Совесть.
o В мире есть Добро и Совесть.
o Добро и Совесть правят миром!
o
2.Игра «Собери пословицу»
В ком стыд,
Как ни мудри,
Совесть без зубов
а совести не перемудришь.
его дома не было
в том и совесть
загрызёт
Когда совесть раздавали,
Задание 4.
определения:
Прочитай текст учебника, найди и выпиши следующие СТЫД ________________________________________________
_______________________________________________________
ВИНА _________________________________________________
_______________________________________________________
Задание 5. Что может вызвать у человека чувство стыда?
а) невыполненное обещание;
б) верны все варианты;
в) обман;
г) ссора;
д) твой вариант ответа _________________________________
Задание 6. Чтобы избавиться от чувства вины надо:
а) почитать интересную книгу;
б) найти нового друга;
в) забыть о плохом поступке;
г) извиниться перед тем, кого обидел.
Задание 7. Подбери дветри пословицы, в которых бы говорилось о стыде и
вине, запиши их в тетрадь.
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
___________________________________________
Урок 22. Честь и достоинство Задание 1. Прочти стихотворение
Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой,
Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются с тобой.
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег.
Тогда весь мир ты примешь, как владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь человек. (Р. Киплинг.)
Какими качествами должен обладать человек, чтобы гордится этим званием
Человек_______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Задание 2. Прочти цитаты. Как ты их понимаешь?
Человек должен быть честным по натуре, а не по обстоятельствам.
Марк Аврелий
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
________________________________________________________________
Можно быть честным человеком, не будучи великим; но нельзя быть великим
человеком, не будучи честным. Из «Энциклопедии афоризмов»
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________
Задание 3. Прочтите небольшой отрывок из сборника «Всемирное
остроумие» и подумайте, влияют события и обстоятельства на наше
поведение, на наши принципы?
Честный и благородный спартанец
Однажды продавали в рабство партию спартанцев, взятых в плен. Один
покупатель спросил у пленника, которого собирался купить:
— Будешь ли ты, если я тебя куплю, честным человеком?
— Я буду им всё равно, купишь ли ты меня или не купишь, — ответил
спартанец. УРОК 23. Совесть.
Задание 1. Читаем стихотворение «ЧТО ТАКОЕ СОВЕСТЬ»
Мама, что такое совесть?
Совесть, дочка, это повесть
Про хорошие дела –
Жизнь их нам с тобой дала.
Кто по совести живет,
Никого не подведет.
Совесть – клад души твоей.
Яркий лучик света в ней.
Это путеводный свет.
Он спасет тебя от бед.
Он в тебе всегда горит.
Он твой самый прочный щит.
• Как ты думаешь, где в человеке живет совесть?__________________________________
Задание 2. Как ты поступишь в данной ситуации?
Одноклассник допустил ошибку на доске. Ты заметил и
__________________________________________________________________
Ты нечаянно толкнул одноклассника__________________________________
Тебе кто – то случайно наступили на ногу. Тебе больно_________________________
Тебя посадили за парту с тем, кто тебе не симпатичен__________________
Ты, идя по классу, смахнул тетрадь и другие вещи. Что ты будешь делать?
________________________________________________________________
Ты услышал, как тебя обозвали_______________________________________
Леша, Рома долго болеют, ты_______________________________________
Задание 3.Заглянем в кладезь мудрости. Подберите нужное выражение
1 Поступать вопреки своим убеждениям на совесть
2. Жить честно, справедливо против совести
3 Делать чтолибо хорошо без зазрения совести
4. Жить спокойно, без угрызения совести по совести
ЗАДАНИЕ 4.
Попробуй изобразить совесть в виде какогонибудь символа. Урок 24.Нравственный образ богатыря.
Идеал – высшее совершенство.
Жалок тот, кто живет без идеала.
И.С. Тургенев
Задание 1. Прочитайте отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина о
богатырях русских:
А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их коням землю Русскую,
Не затмить им солнце наше красное.
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит, не шелохнется!
Напиши имена русских богатырей:
________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание 2. Пользуясь текстом учебника (с. 50 – 51), выведи правила
честного богатырского поединка.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте пословицы. Выберите одну, которая, повашему, четко
формулирует тему нашего урока. Подчеркни её.
Кто смел, тот на коня сел.
Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
На Руси не все караси, есть и ерши.
Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать. Богатырь умрёт — имя его останется.
Славна богатырями земля русская.
Урок 25. Нравственные идеалы
Задание 1. Войти в замок сможет тот, кто обладает рыцарскими
качествами. Напиши их, используя текст учебника (с. 52)
Задание 2. Какие качества из приведенного ниже списка подходят к
понятиям «джентльмен» и «леди», а какие нет?
Приветливость, пунктуальность, равнодушие, легкомыслие, неуклюжесть,
образованность, элегантность, верность слову, эгоизм, патриотизм.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
________ Домашнее задание
Порассуждай на тему:
«Только взрослый человек или даже мой сверстник может называться
рыцарем, джентльменом, леди?»
___________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
______________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____ Урок 26. Образцы нравственности в культуре Отечества
Задание 1.
«культура России».
Пользуясь текстом учебника (с. 54), восстанови понятие
–
Культура России
это пример
__________________________, сокровищница знаний,
________________________________,
_____________________________ и устойчивых норм-
образцов
____________________________________________.
Задание 2.
высказыванием.
Соедини иллюстрации с соответствующим
Защита Родины есть и
защита своего достоинства.
(Н. Рерих)
Для человека с талантом и
любовью к труду не
существует преград. (Л.
Человек по своей природе
есть существо
общественное. (Аристотель)
1. В чём выражается нравственное отношение к
Задание 3. Проверь себя.
Отечеству?
o В любви к своему народу;
o в добрых чувствах к природе родного края;
o в труде на благо Родины;
o верны все варианты. 2. Что можно назвать образцом нравственности?
o Победу в школьной олимпиаде;
o знание законов государства;
o умение достигать цели любой ценой;
o дела, направленные на общее благо людей.
Домашнее задание.
Кто из членов твоей семьи является для тебя образцом нравственного
поведения (патриот, коллективист, труженик, воин)? Подготовь рассказ об
этом человеке.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
_________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
________________________________________________________ Урок 27. Этикет
1.Выпиши из текста учебника (с. 57): допустимые и
недопустимые правила общения.
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
__________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
__________________________
2.Составь пословицы. Соедини линией.
У себя как хочешь,
Хоть не богат,
молчание – золото
по делам гляди
В деревню, где живут одноногие,
а гостям рад
Слово – серебро,
По одежде не суди,
Не дорог подарок –
дорога любовь
а в гостях – как велят
надо идти на одной ноге
Задание 3. Выбери наиболее точное, на твой взгляд, определение этикета.
Этикет - это своеобразный кодекс
Этикет - это своеобразный кодекс
хороших манер и правил поведения
хороших манер и правил поведения
Этикет отражает правила
Этикет отражает правила
поведения, присущие той или иной
поведения, присущие той или иной
традиции
традиции
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.