Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Оценка 5
Рабочие тетради
doc
библиотека
Взрослым
23.04.2017
Предлагаемая рабочая тетрадь составлена согласно Госстандартом в соответствие с рабочей программой производственного обучения «Каменщик» и предназначена как для индивидуальной, так и для групповой деятельности. Данное пособие может быть использовано при изучении, повторении и обобщении учебного материала, предназначенного для обучающихся, по профессии «Каменщик». В ней содержатся информация, вопросы и задания по 15 темам производственного обучения, характеризующим особенности каменных работ.
рабочая тетрадь для производственного обучения каменщиков.doc
Департамент образования и науки Тюменской области
ГАПОУ Тюменской области
«Ишимский многопрофильный техникум»
отделение с. Викулово
ТЕХНОЛОГИЯ КАМЕННЫХ РАБОТ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ Введение
Производственное обучение технологии каменных работ относится к
предметам специального цикла и является одним из основных, на котором
обучающиеся получают практические навыки осваиваемой профессии
«Каменщик».
Предлагаемая рабочая тетрадь составлена согласно Госстандартом в
соответствие с рабочей программой производственного обучения «Каменщик» и
предназначена как для индивидуальной, так и для групповой деятельности.
Рекомендуется обучающимся дневной формы обучения для закрепления
работ», и
теоретических знаний по предметам: «Технология каменных
практических знаний.
Предлагаемая тетрадь по структуре и содержанию следует за учебником
Пособие по программированному обучению каменным работам автора Неелов В.А.
Тетрадь предполагает самостоятельную параллельную работу обучающихся с
содержанием учебника. Задания в рабочей тетради представлены в разных
формах: тестовой с выбором ответа, на составление технологических схем,
классификацию и обобщение различных фактов, решение расчетных задач
различных типов.
В рабочей тетради представлена специально выстроенная система вопросов и
практических заданий к предметному содержанию учебного материала.
Данное пособие может быть использовано при изучении, повторении и
обобщении учебного материала, предназначенного для обучающихся, по
профессии «Каменщик».
Пониманию обучающимися материала, развитию их мышления способствует
систематическая и целенаправленная работа с материалом в тетради и с
учебником.
Основная цель производственного обучения состоит в том, чтобы
обучающиеся осознали непрерывный процесс технологии каменных работ,
приобрели теоретические знания и овладели практическими умениями и
навыками.
Мастер должен сформировать и развить умения обучающихся
самостоятельно и творчески подходить к выполнению работы, производить
экономические расчёты и находить оптимальный путь при решении задач, работать
с технологическими картами.
В результате изучения профессии «Каменщик» обучающиеся должны
знать: 1. Основные свойства стеновых материалов и растворов,
а также
гидроизоляционных материалов, применяемых для изоляции фундаментов и
стен.
2. Простые системы кладки и перевязки швов.
3. Приемы кладки простых стен.
4. Способы расстилания раствора на стене, раскладки кирпича и забутки.
5. Основные виды деталей и сборных конструкций, применяемых при возведении
каменных зданий и сооружений.
6. Требования к качеству кирпичной кладки и сборных железобетонных
конструкций, монтируемых в каменных зданиях.
7. Правила работы пневматическим и электрифицированным инструментом.
8. Технологию монтажа железобетонных перемычек.
9. Назначение инвентаря, инструмента, приспособлений, их устройство и правила
эксплуатации.
10. Правила чтения чертежей и составления эскизов.
11. Сведения по технологии монтажа конструкций здания.
12. Передовые приемы работ и материалы организации труда рабочего места
каменщика.
13. Строительные нормы и правила (СНиП) на строительство, приемку каменных и
монтажных работ.
14. Нормы и правила охраны труда, пожарную безопасность и производственную
санитарию.
уметь:
1. Выполнять кладку простых стен из кирпича и мелких блоков под штукатурку и
с расшивкой швов по ходу кладки.
2. Выполнять кладку фундамента из кирпича и железобетонных блоков.
3. Выполнять кладку стен и углов зданий.
4. Заполнять каркасы стен.
5. Устраивать фундаментов из бутового камня и кирпичного щебня под залив.
6. Устраивать цементную стяжку.
7. Устраивать горизонтальную гидроизоляцию фундамента рулонными
материалами.
8. Заделывать кирпичом и бетоном борозды, гнезда и отверстия.
9. Пробивать проемы в кирпичных, бетонных и бутовых стенах при помощи
механизированного инструмента.
10. Разбивать кладку мостовых опор при помощи механизированного инструмента.
11. Пробивать гнезда, борозды и отверстия механизированным инструментом.
12. Выполнять монтаж в каменных зданиях железобетонных перемычек над
оконными и дверными проемами и нишами.
13. Выполнять кладку и ремонт каменных конструкций.
14. Читать рабочие чертежи, чертежи проектов производства работ и другую
техническую документацию.
15. Бережно обращаться с инструментом, механизмами. Экономно расходовать
материалы и электроэнергию. 16. Применять передовые методы труда и способы организации рабочего места.
17. Соблюдать правила охраны труда, производственной санитарии, пожарной
безопасности и правила внутреннего распорядка.
Формирование комплексной системы контроля знаний и умений
по производственному обучению
Контроль знаний в рабочей тетради осуществляется с помощью тестирования.
Разработана система тестирования, которая удовлетворяет следующим требованиям:
объективность результатов тестирования,
полнота охвата материала,
Используются два разных типа тестирования: выбор одного из нескольких вариантов
включение элементов обучения в процессе тестирования;
ответов и установление соответствия между элементами из двух групп.
Данная форма тестирования подходит больше для самопроверки и закрепления
материала, чем для контрольного теста на оценку.
В разделах даются технологические схемы, которые нужно заполнить или составить
самим. Это позволяет активизировать и систематизировать материал, изучить алгоритм
последовательности технологических процессов.
Кроме того, для проверки знания терминологии используются терминологические
кроссворды. Цель применения кроссворда – создание элемента состязательности (кто
быстрее), формирование интереса к изучаемому.
Задание предлагается для выполнения на различных этапах занятия: при повторении
материала и закреплении новых знаний, для домашней работы.
Обучающиеся самостоятельно или в паре, проводят самоконтроль и взаимоконтроль
выполненных заданий.
Наиболее эффективные способы взаимодействия мастера
с обучающимися при использовании Рабочей тетради
Эффективное средство
воздействия на учащихся
Нацеленность учащихся на
составление плана в процессе
изложения (анализа)
материала мастером
Ориентирование учащихся на
выражение знаний в схемах,
таблицах, рисунках
Ориентирование учащихся на
соотнесение информации из
Цель
Полученный результат
Обучить умению выделять в
информации главное,
существенное. Повысить
внимание и любознательность.
Вовлечь в активную работу на
занятии
Обучить способам
концентрации и переноса
изученного материала в схемы,
таблицы и.т.д.
Обучить способам переноса
знаний из одной области в
Овладение большинством
учащихся умениями
составлять план, выделять
существенные моменты в
информации
Умение учащихся
использовать учебный
материал
Способность большинства
учащихся соотносить различных источников
другую
Ориентирование учащихся на
раскрытие сущности понятий,
законов, формул в виде
целостного логического
обоснования
Создание проблемных
ситуаций
Обучить логическому
рассказу, представлению
обоснований абстрактной
информации на примере
анализа конкретных фактов
Обучить способам
выдвижения и обоснования
гипотез в ходе овладения
новой информацией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
информацию из различных
источников и располагать её в
системе
Умение связывать абстрактное
с конкретным и выражать
знания в должной системе
Умение учащихся овладевать
информацией
самостоятельным путём
Итак, можно выделить основные преимущества рабочей тетради при
организации теоретических и практических учебных знаний в сравнении с
традиционными подходами:
системный подбор постепенно усложняющихся заданий;
экономия времени учащихся за счет выполнения работы непосредственно
на страницах тетради;
возможность решения большего числа упражнений.
В начале практического занятия, на вводном инструктаже обучающиеся
повторяют теоретический материал. На повторение теоретического блока
обучающимся дается 2025 минут. Мастер указывает обучающимся, которые
работают с тетрадями, на каких основных вопросах им следует заострить свое
внимание, что следует повторить из теории.
После повторения теоретического материала обучающиеся должны ответить
на вопросы, содержащиеся в практикоориентировочном тесте по данной теме.
Целью проведения такого опроса является контроль освоения теоретического
материала как структурной единицы всего учебного материала, диагностирование
проблем и их коррекция. На проведение теста отводится не более 10 минут.
В случае набора необходимого количества правильных ответов обучающиеся
приступают к выполнению практических заданий. Мастер формирует основы
профессиональной деятельности, руководит практической работой в ходе
текущего инструктажа.
В конце вводного инструктажа мастер, привлекая обучающихся к оценке и
самооценке своего труда на всех этапах занятия.
Рабочие тетради являются вполне современным способом ведения учебного
процесса и совершенствуются. Несомненные преимущества налицо: проверка
усвоения материала, контроль мыслительной деятельности обучающихся,
проверка полученных знаний, сами лекции и вводный инструктаж проходят более
разнообразно. Вследствие этого повышается интерес аудитории, появляется
возможность исправлять ошибки в момент, когда они делаются, повышается познавательная самостоятельность обучающихся. Такой тип обучения и контроля
наиболее подойдёт, как для очной, так и заочной формы обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журавлёв И.П., Лапшин П.А. «Каменщик»: учебное пособие для учащихся
лицеев и училищ. – РостовнаДону: «Еникс», 2003 г. – 407 с.
2. Журавлёв И.П., Лапшин П.А. «Каменщик»: учебное пособие для учащихся
профессиональных лицеев и училищ. – РостовнаДону: «Феникс», 2008 г. –
409 с.
3. Искусство кирпичной кладки: популярное издание / Под редакцией М.О.
Лукьянов, М.И. Марченко. – Москва: «Цитадель», 2000 г. – 174 с.
4. Ищенко И.И. «Каменные работы»: учебник. – Москва, «Высшая школа»,
1987 г. – 239 с.
5. Кругликов Г.И. «Настольная книга мастера профессионального обучения:
учебное пособие для студентов среднего профессионального образования. –
Москва: Издательский центр «Академия», 2006 г. – 272 с.
6. Лукин А.А. «Технология каменных работ»: учебное пособие для начального
Издательский центр
– Москва:
профессионального образования.
«Академия», 2009 г. – 256 с.
7. Методическая документация в строительстве (МДС 511.2001).
8. Неелов В.А. Пособие по программированному обучению каменным работам.
– Москва «Высшая школа», 1986 г. – 139 с.
9. Неелов В.А. Иллюстрированное пособие для подготовки каменщиков.
Издательство Стройиздат, 2001 г. – 272 с.
10.Смирнов Б.Б.
учебное пособие для учащихся
профессиональнотехнических училищ. – РостовнаДону: «Феникс», 2000 г.
–317 с.
«Каменщик»:
11.Чичерин И.И. «Общестроительные работы»: учебник. – Москва:
Издательский центр «Академия», 2009 г. – 416 с. Дорогие друзья!
Эта тетрадь поможет вам пополнить и закрепить знания по основам теории
технология каменных работ. В ней содержатся информация, вопросы и задания
по 15 темам производственного обучения, характеризующим особенности
каменных работ.
Предлагаемые задания рассчитаны на вашу самостоятельность в учебной
деятельности и предусматривает работу, как с тетрадью, так и с учебником и
дополнительной литературой. Вам предоставляется возможность высказать
собственное мнение по изученной проблеме.
В поисках ответов на эти вопросы и задания, вы сможете лучше понять
главное, проконтролировать себя, выяснить, что вы знаете и умеете, а что надо еще
повторить.
Желаю вам интересной работы!
Условные обозначения
´– Вопрос на размышление, вспоминание и закрепление
т4– Тест, закрепление теоретических знаний 4– Работа с книгой, справочной литературой
У@ – Упражнение
– Исследовательские и творческие задания
– Решите задачу
К – Отгадайте кроссворд
4З/Э – Задание на эрудицию
СОДЕРЖАНИЕ
1. Раздел: «Выполнение каменных работ»
1.1. Тема: Вводное занятие
1.2. Тема: Охрана труда, пожарная безопасность в учебных мастерских
1.3. Тема: Ознакомление со строительным производством
1.4. Тема: «Инструменты, приспособления и инвентарь»
1.5. Тема: «Установка порядовок, натягивание причалок»
1.6. Тема: «Приготовление растворов»
1.7. Тема: «Виды кладок, правила разрезки»
1.8. Тема: «Кирпичная кладка по однорядной (цепной) системе перевязки швов»
1.9. Тема: «Кирпичная кладка по многорядной системе перевязки швов»
1.10. Тема: «Кирпичная кладка по трехрядной системе перевязки швов» 1.11. Тема: «Кладка из керамических пустотелых камней»
1.12. Тема: «Кладка стен из искусственных и природных камней»
1.13. Тема: «Кладка из силикатных камней»
1.14. Тема: «Декоративная кладка стен»
1.15. Тема: «Кладка бутовых фундаментов с устройством гидроизоляции»
1. Раздел: «Выполнение каменных работ»
1.1. Тема: «Вводное занятие»
Строитель одна из древнейших профессий: со времён первобытной
общины человек строил кров, чтобы защититься от стихийных бедствий, палящего солнца либо
пронизывающего ветра.
В нашей стране очень много профессий, связанных со строительством. Одна из них –
Каменщик.
Немного истории: Ремесло каменщика — одно из древнейших. Каменные строения
существуют с первобытных времён. Древний мир оставил нам немало уникальных, величественных сооружений, тайны, строительства которых до сих пор не изведаны. Тонкости
профессионального мастерства часто передавались из поколения в поколение. Самые
красивые города мира: Венеция, Париж, СанктПетербург, — все это дело рук каменщиков.…
Мы нередко любуемся строгими линиями высотных зданий жилых домов,
величественными заводскими корпусами и целыми промышленными комплексами, обликом
преображенных городов и сел. Этодело искусных рук каменщика.
Каменщик наших дней это строительный рабочий, возводящий здания и сооружения
из природных и искусственных строительных материалов. Производственные операции
каменщик выполняет при помощи ручных инструментов: кельмы, молоточкакирочки, ковша
лопаты, расшивки. Каменщик бережно относится к своим инструментам, хранит их в
специальном чемодане чистыми и сухими, так как состояние инструментов влияет на
производительность труда и качества.
Массовость и уникальность профессии: Степень сложности труда каменщика определяется
уровнем его квалификации. В задачи простых рабочих часто входит самая тяжёлая работа —
приготовление и доставка раствора, кладка кирпича и т. п. Необходимые операции
выполняются каменщиками с помощью ручных инструментов. Руководство бригадой рабочих
каменщиков осуществляет квалифицированный мастер, который не выполняет подсобные
работы. Существует также специализация каменщикамонтажника — он осуществляет не
только кирпичную кладку, но и установку железобетонных перекрытий, крыши, сборных
конструкций. В зависимости от уровня квалификации каменщика определяется его заработная
плата, но даже низкоквалифицированный труд оплачивается высоко и всегда пользуется
стабильным спросом.
Риски профессии: Овладеть мастерством каменщика не так уж легко. Для успешной работы
необходим целый ряд качеств: хороший глазомер, ловкость и согласованность работы рук,
развитые мышечные ощущения для того, чтобы осуществлять ровную кладку. Каменщик
должен умело распределять внимание, чтобы не допустить брака в работе или несчастного
случая. Это не так просто, если учесть, что каменщик вынужден долгое время производить
однотипные движения. Для возведения сложных конструкций, таких как арки, колонны или
своды, необходимо точно соблюдать архитектурный замысел, уметь понять его техническую и
художественную стороны. Поскольку каменщики чаще всего работают в бригадах, нужно
уметь работать в команде и подчинять свои действия ведущему каменщику.
2й разряд
Характеристика работ. Выполнение простейших работ при кладке и ремонте каменных
конструкций зданий, мостов, промышленных и гидротехнических сооружений. Кладка
кирпичных столбиков под половые лаги. Приготовление растворов вручную. Очистка кирпича от
раствора. Пробивка гнезд, борозд и отверстий в кирпичной и бутовой кладке вручную. Разборка
вручную бутовых фундаментов, кирпичной кладки стен и столбов. Засыпка каналов или коробов
порошкообразными материалами или минеральной ватой. Зацепка поддонов, контейнеров,
железобетонных изделий и других грузов инвентарными стропами за монтажные петли, скобы,
крюки и т.п. Должен знать: Основные виды стеновых материалов. Способы приготовления растворов.
Способы пробивки гнезд и отверстий в кладке. Правила разборки кладки фундаментов, стен и
столбов. Виды стропов и захватных приспособлений. Основные виды такелажной оснастки.
Правила перемещения и складирования грузов малого веса.
3й разряд
Характеристика работ. Выполнение простых работ при кладке и ремонте каменных
конструкций зданий, мостов, промышленных, гидротехнических и других сооружений. Кладка
простых стен из кирпича и мелких блоков под штукатурку или с расшивкой швов по ходу
кладки. Устройство фундаментов из бутового камня и кирпичного щебня под залив, цементной
стяжки. Заделка кирпичом и бетоном борозд, гнезд и отверстий. Кладка забутки кирпичных
стен. Приготовление строительных растворов. Устройство горизонтальной гидроизоляции
фундамента рулонными материалами. Расстилание подогретого раствора на горизонтальных
поверхностях возводимых стен при кладке методом замораживания. Разборка кладки
фундаментов, стен, столбов с помощью пневматического и электрифицированного инструмента.
Пробивка гнезд, борозд и отверстий в кирпичной и бутовой кладке механизированным
инструментом. Зацепка поддонов, контейнеров и других грузов инвентарными стропами за
монтажные петли, скобы, крюки и т.п.
Должен знать: Простые схемы кладки и перевязки швов; правила и способы кладки стен, в том
числе каменной кладки в зимних условиях методом замораживания, искусственного подогрева в
тепляках и на растворах с химическими добавками; основные виды стеновых материалов и
растворов и их свойства; способы приготовления растворов; способы расстилания растворов на
стене, раскладки кирпича и забутки; устройство и правила работы с пневматическим и
электрифицированным инструментом; требования к качеству каменной кладки; основные виды
такелажной оснастки и правила строповки, перемещения и складирования грузов.
´
1. Дайте краткое определение:
К а м е н щ и к – это
´
2. Кто осуществляет руководство бригадой рабочихкаменщиков?
____________________
3. Подберите стихи, пословицы и фразы о профессии каменщик. ´
4. Какая ещё существует специализация каменщика, и что, кроме как кирпичной кладки он
ещё осуществляет?
´
5. Какие качества необходимы для успешной работы каменщика?
´
6. Поскольку каменщик работает в бригаде, что он должен уметь?
´
7
Дайте квалификационную характеристику каменщика 2го разряда.
Х а р а к т е р и с т и к а р а б о т
П е р е ч и с л и т е , ч т о д о л ж е н з н а т ь к а м е н щ и к :
а)
б)
в)
г)
д)
е)
П е р е ч и с л и т е , ч т о д о л ж е н у м е т ь к а м е н щ и к :
а)
б)
в)
г)
д)
е)
ж)
з)
и) 1.2. Тема: «Охрана труда, пожарная безопасность в учебных
мастерских»
Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой
деятельности, включающая в себя правовые, социальноэкономические, организационно
технические, санитарногигиенические, лечебнопрофилактические, реабилитационные и иные
мероприятия.
Кроме того, охрана труда рассматривается в юридической литературе ещё с нескольких
позиций:
1. Как основной принцип трудового права и трудовых правоотношений.
2. Как система законодательных актов, а также предупредительных и регламентирующих
социальноэкономических, организационных, технических, санитарногигиенических и лечебно
профилактических мероприятий, технических средств и методов, направленных на обеспечение
безопасных условий труда. (ГОСТ 12. 0.00280).
Элементы системы
Необходимо отметить, что охрану труда нельзя отождествлять с техникой безопасности,
производственной санитарией, гигиеной труда, ибо они являются элементами охраны труда, её
составными частями.
Таким образом в состав системы охраны труда входят следующие элементы:
Техника безопасности (ТБ) — свод правил и положений, направленный на обеспечение
условий безопасного труда и/или проведения какихлибо других работ, а также мероприятия,
направленные на устранения факторов, причиняющих вред здоровью.
Инструктаж
Инструктаж техники безопасности производится, как правило, во время приобретения
профессионально и/или специального образования. Так же правила техники безопасности
публикуются в соответствующих той или иной специальности учебных пособиях. По характеру и
времени проведения, инструктажи подразделяют на:
1.
2.
3.
4.
5.
Вводный
Первичный на рабочем месте
Повторный
Внеплановый
Целевой
Электробезопасность — состояние защищённости работника от вредного и опасного
воздействия электротока, электродуги, электромагнитного поля и статического электричества.
Электробезопасность — система организационных мероприятий и технических средств,
предотвращающих вредное и опасное воздействие на работающих электрического тока и
электрической дуги. Электробезопасность включает в себя правовые, социальноэкономические,
организационнотехнические,
лечебнопрофилактические,
реабилитационные и иные мероприятия. Правила электробезопасности регламентируются
правовыми и техническими документами, нормативнотехнической базой. Знание основ
электробезопасности обязательно для персонала, обслуживающего электроустановки и
электрооборудование.
санитарногигиенические,
Пожарная безопасность — состояние защищённости личности, имущества общества и
государства от пожаров.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Элементами системы обеспечения пожарной безопасности (СОПБ) являются органы
государственной власти, органы местного самоуправления, организации, крестьянские
(фермерские) хозяйства и иные юридические лица независимо от их организационноправовых
форм и форм собственности, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной
безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Лица, ответственные за нарушение требований пожарной безопасности, иные граждане за
нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области
пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или
уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
4
1. Дайте краткие определения следующим понятиям:
Т е х н и к а б е з о п а с н о с т и – это
П о ж а р н а я б е з о п а с н о с т ь – это
Э л е к т р о б е з о п а с н о с т ь – это
К о г д а з а п р е щ а е т с я р а б о т а т ь о б у ч а ю щ и м с я в л а б о р а т о р и и ?
К
2. Составьте кроссворд по теме.
3. Придумайте эмблему своей профессии, и зарисуйте её. 1.3. Тема: «Ознакомление со строительным производством»
Обучающиеся знакомятся со строительным объектом и проходят инструктаж о требованиях
безопасности труда и правилах поведения на строительстве. Инструктаж проводит инженерно
технический работник строительной организации
Знакомство со строительным объектом начинается с растворного узла, так как обучающиеся
возможно могут участвовать в приготовлении или переработке готовых растворов.
Обучающимся показывают, где располагаются составляющие раствора, как их хранят,
подготавливают, отмеривают и подают в растворосмесители, каким способом готовый раствор
подают на рабочие места. Попутно напоминают о необходимости бережно относиться к
раствору, не допуская его потерь в момент разгрузки емкостей. Рассказывают о правилах
складирования и перевозки кирпича, о порядке доставки на рабочее место, о необходимости
бережного отношения к нему, показывают место, где его хранят.
Так же мастер знакомит обучающихся с содержанием и фронтом работ, сроками их
выполнения, рассказывает об организации труда на строительстве, знакомит с передовыми
рабочими, рассказывает о значении данного строительного объекта, сроках выполнения работ,
задачах, стоящих перед коллективом.
Строительная система, состоящая из несущих и ограждающих или совмещенных
конструкций, образующих наземный замкнутый объем, предназначенный для пребывания или
проживания людей и для выполнения разных производственных процессов, называется зданием.
Строительная система, состоящая из несущих и иногда из ограждающих конструкций,
предназначенная для выполнения разных производственных процессов, а также хранения
материалов, изделий, оборудования, перемещения грузов, называется с о о р у ж е н и е м .
Классификация зданий. По своему назначению здания подразделяются на жилые,
общественные и производственные.
К жилым зданиям относятся квартирные дома для постоянного проживания людей и
общежития для проживания в течение срока работы или учебы.
Общественные здания предназначены для социального обслуживания населения и для
размещения административных учреждений и общественных организаций.
Производственные здания
служат для размещения промышленных и
сельскохозяйственных производств и обеспечения необходимых условий для труда людей и
эксплуатации технологического оборудования. К промышленным относятся здания заводов и
фабрик, предприятий транспорта, энергетики и др.; к сельскохозяйственным — здания для
содержания скота, птицы, овоще и зернохранилища.
В зависимости от материала, из которого возведены стены, различают здания каменные,
железобетонные, деревянные, причем деревянные здания по конструкции могут быть
панельными, объемноблочными, щитовыми, каркасными, брусчатыми и бревенчатыми, т. е.
рублеными из бревен.
По виду и размерам материала и способу производства работ здания бывают из мелких
штучных элементов (кирпичные) и из крупноразмерных элементов — крупноблочные,
крупнопанельные.
В зависимости от числа этажей различают здания мало и многоэтажные. К малоэтажным
зданиям относятся дома высотой до трех этажей, к многоэтажным — высотой от четырех
этажей и более.
Этажом называется часть здания по высоте, ограниченная полом и перекрытием или
полом и покрытием. Этаж с отметкой пола помещений не ниже планировочной отметки
(тротуара, отмостки) называют надземным. Этаж с отметкой пола ниже планировочной отметки (тротуара, отмостки), но не более чем
на половину высоты расположенных в нем помещений называют цокольным. В том случае, когда
пол находится ниже отмостки более чем на половину высоты расположенных в нем помещений,
этаж называют подвальным. Мансардный этаж предназначен для размещения помещений внутри
свободной части чердака с утеплением ограждающих конструкций (стен, перекрытий, крыши).
Здания должны соответствовать своему назначению, создавать хорошие условия для
проживания и работы в них, быть прочными, долговечными, безопасными в пожарном отношении
и удовлетворять санитарнотехническим требованиям.
Конструкции стен,
перекрытий должны соответствовать теплотехническим,
звукоизоляционным и другим требованиям к ним.
Капитальность зданий характеризуется классами долговечности и огнестойкости.
Долговечность зданий определяется сроком службы основных конструктивных элементов.
По долговечности здания разделяют на четыре класса: к первому классу относят здания
со сроком службы более 100 лет, ко второму — со сроком службы более 50 лет, к третьему —
более 20 лет, к четвертому — до 20 лет.
Класс долговечности здания обеспечивается применением материалов, имеющих
необходимую морозо влаго и биостойкость, стойкость против коррозии и высокой
температуры.
Огнестойкость характеризуется способностью строительных элементов и конструкций
сохранять несущую способность, а также сопротивляться распространению огня.
Участок кладки с установленными рядом поддонами с кирпичом, ящиками с раствором,
подмостями образуют рабочее место каменщика. Правильная организация рабочего места
обеспечивает высокую производительность труда.
Рабочее место каменщика при кладке стен имеет ширину 2,5...2,6 м и делится на зоны:
рабочую — шириной до 700 мм, где перемещается каменщик в процессе кладки; складирования
кирпича, ящиков с раствором — шириной 1600 мм; свободную (для прохода).
При кладке глухих участков стен поддоны с кирпичом и ящики с раствором чередуют.
При кладке простенков напротив проемов размещают ящики с раствором, при этом
длинную сторону ящиков располагают перпендикулярно возводимой стене.
При кладке облегченных стен материалы для кладки размещают в чередующемся
порядке: кирпич, ящики с материалом для засыпки пустот и ящики с раствором. Чтобы удобно
было подавать раствор, расстояние между ящиками с раствором не должно превышать 3,6 м.
Запас кирпича и других кладочных материалов на рабочем месте, которые подают до
начала Смены, должен соответствовать 2...4часовой потребности в них. Раствор в ящики
загружают перед началом кладки с расчетом на 40...45 мин работы. В процессе кладки запас
материалов и раствора пополняют. Рис. 1. Конструктивная схема многоэтажного здания
4
1. Перечислите основные архитектурноконструктивные элементы здания:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
´
2. Дайте классификацию зданий по назначению:
а)
б)
в)
г)
д) ´
3. Дайте классификацию зданий по сроку службы:
а)
б)
в)
г)
д)
е)
´
4. Дайте характеристику рабочему месту каменщика:
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
´
5. Дайте квалификационную характеристику каменщика 3го разряда.
Х а р а к т е р и с т и к а р а б о т –
П е р е ч и с л и т е , ч т о д о л ж е н з н а т ь к а м е н щ и к :
а)
б)
в)
г)
д)
е)
П е р е ч и с л и т е , ч т о д о л ж е н у м е т ь к а м е н щ и к :
а)
б)
в)
г)
д)
е)
ж)
з)
и) Рис. 2. Схема организации рабочего места каменщика при кладке стен
т4 I. Заполнить пропуски, выбрав правильные ответы.
I. Рабочее место каменщика включает в
себя…...
а) участок стены, где производится кладка
……………………………………………………….. б) рабочую зону, где находится каменщик
………………………………………………………..
………………………………………………………..
в) зону, где складируется необходимый
запас кирпича и раствора
II. Указать порядок размещения материалов на рабочем месте каменщика:
1. При кладке столбов – …………………………...
а) поддоны с кирпичом слева от каменщика
……………………………………………………….. б) ящики с раствором справа от каменщика
2. При кладке глухих стен – …………………….… в) ящики с раствором чередуются с
……………………………………………………….. кирпичом
3. При кладке стен с проёмами напротив
простенков размещают…………………………….
………………………………………………………..
г) ящики с раствором
д) поддоны с кирпичом
III. Указать на плане рабочего места каменщика (см. рис. 2 б):
а) 400
1. Толщину выкладываемой стены……………………………………………………..мм
б) 510
2. Ширину рабочей зоны………………………………………………………………..мм
3. Ширину зоны складируемых материалов…………………………………………..мм
в) 700
4. Расстояние между поддонами с кирпичом и ящиками с раствором………………мм г) 1600
IV. Производительность труда каменщика
зависит от правильной организации рабочего
места, т.е. …………………………………………. б) рационального размещения кладочных
……………………………………………………….. материалов (кирпича, раствора)
………………………………………………………..
……………………………………………………….. процессе кладки
а) наличие необходимого запаса кирпича
и раствора
в) поддержания чистоты и порядка в У@ II. Дополните схему.
Участок кладки вместе с установленными рядом поддонами с кирпичом,
ящики раствора и подмостями образуют рабочее место каменщика
Рабочее место каменщика ширина 2,52,6 метра
Зона рабочая
Зона складирования
Зона свободная
У@ III. Установите соответствие колонок, соединив стрелками подписи и эскизы.
Организация рабочего места
каменщика при выполнении
кладки простенков
Организация рабочего места
каменщика при выполнении
кладки глухих участков стен
Организация рабочего места
каменщика при выполнении
кладки столбов
Организация рабочего места
каменщика при выполнении
кладки углов стен
1.4 Тема:
«Инструменты,
приспособления и инвентарь»
Технология выполнения кирпичной кладки требует от каменщика не только обеспечения
монолитности и прочности кладки, но и соблюдения геометрических размеров конструкции в
соответствии с проектом.
Процесс кладки состоит из ряда производственных и контрольноизмерительных операций,
выполняемых при помощи соответствующих инструментов и приспособлений.
Комбинированной кельмой (рис. 3, а) разравнивают раствор, заполняют растворомвертикальные
швы и подрезают излишки раствора в наружных швах.
Молотоккирочку (рис. 3, б) используют для рубки и тески кирпича.
Растворной лопатой (рис. 3, в) подают, расстилают и перемешивают раствор.
Расшивки (рис. 3, г, д) применяют для обработки и уплотнения фасадных швов. .
Шнурпричалку толщиной 3 мм натягивают по грани стены; по шнуру видно, какое положение
должен иметь каждый укладываемый кирпич.
Причальные скобы или гвозди применяют для закрепления шнура к стене.
Правильность поверхностей кладки, горизонтальность рядов и толщину швов проверяют
контрольноизмерительными инструментами.
Катушкуотвес (рис. 4, а) используют для проверки вертикальности кладки. Катушка состоит из
барабана с рукояткой и скобы, внутри которой находится «собачка» с пружиной для зак
репления шнура.
Рис. 3. Инструменты для производства каменной кладки
а — кельма, б — молотоккирочка, в — растворная лопата, г — расшивка для разделки
выпуклых швов, д — расшивка для разделки вогнутых швов Рис. 4. Контрольноизмерительные инструменты и приспособления для производства каменной
кладки
а — отвес, б — стальная рулетка, в — складной метр, г — правило, д — угольник, е — шаб
лон, ж — порядовка из алюминиевого уголка
Стальной рулеткой или складным метром (рис. 4, б, в) пользуются для разметки и проверки
проемов, простенков и других элементов кладки.
Уровень необходим для проверки горизонтальности и вертикальности рядов кладки.
Правило (рис. 4, г) предназначено для проверки лицевой поверхности кладки. Правило
изготовляют из алюминиевого листа в виде замкнутого прямоугольника или из отфугованного
бруска длиной 1,5...2 м.
Рис. 5. Инвентарь, используемый при производстве кирпичной кладки
а — раздаточный бункер c растворным ящиком, б — самозатягивающийся захват для подачи
кирпича без поддона, в — поддон на опорных брусьях, г — поддон с крючьями; раздаточный
бункер, 2 — ручка секторного затвора, 3 — растворный ящик
Угольник (рис. 4, д) служит для контроля правильности углов кладки.
Шаблон (рис. 4, е) используют для сортировки кирпича. Порядовки с отверстиями (рис. 4, ж), соответствующими толщине рядов кладки, помогают
обеспечить горизонтальность кладки и одинаковую толщину горизонтальных швов.
Изготавливают из уголка, трубы или деревянных реек длиной 1,83 м, на которых нанесены
деления через каждые 77 мм. Она снабжается устройством для перестановки и фиксирования
причалки в новом положении.
Механизированный инструмент:
1) электромолотки и тромбовки;
2) пневмомолотки со сменными насадками.
При выполнении кирпичной кладки используют различный инвентарь (рис. 5):
металлические растворные ящики вместимостью 0,1...0,27 м3;
бункер с двухчелюстным затвором вместимостью 0,75 м3 для подачи кладочного раствора;
поддоны, контейнеры, специальные захваты для подачи стеновых материалов к рабочему месту.
Рациональный набор инструментов, приспособлений, инвентаря, контрольноизмерительных
приборов называют нормокомплек том. Такой технологический комплект рассчитан на
определенный численноквалификационный состав звена или бригады для выполнения заданного
объема работы. Оснащение бригад каменщиков нормокомплектом способствует повышению
качества и производительности труда.
Подмости и леса
С одного уровня каменщик может вести кладку до 1,2 м, в связи с чем кладка по высоте этажа
разделяется на ярусы от 0,81,2 м.
Подмости – временные устройства, устанавливаемые на перекрытие и позволяющие выполнить
кладку в пределе этажа.
1. Стоячие подмости – состоят из выдвижных трубчатых стоек, деревянных прогонов и щитов
настила, располагаемых на высоте 1,2; 2,4; 2,7; 3,2 м.
2. Панельные подмости – пространственная конструкция из металлических ферм высотой около
1 м. К верхнему поясу на болтах укреплен деревянный настил, а к нижней части шарнирно
прикреплены откидные опоры высотой около 1 м, которые служат для наращивания подмостей.
3. Переносные площадкиподмости – состоят из металлической опорной части и настила. Их
используют при кладке стен лестничных клеток, стен лоджий, при работе в стесненных
условиях.
Трубчатые леса – временные устройства, предназначенные для возведения кладки на всю
высоту здания, а также для возведения одноэтажных промышленных и сельскохозяйственных
зданий. С их помощью производится оштукатуривание, облицовка, окрашивание стен (до 6 м).
1. Безболтовые трубчатые леса – каркас, состоящий из двух рядов трубчатых стоек высотой 2,4
м и диаметром 60 мм, ригелей того же диаметра с крюками и анкерами для крепления к стенам.
По ходу каменной кладки стойки трубчатые леса наращивают, связывают ригелями и
перекладывают с нижних ярусов настил на верхний (до 40 м).
2. Болтовые трубчатые леса – состоят из стоек и прогонов. Стойки между собой соединяю с
помощью втулок, а ригели со стойками – хомутами на болтах.
3. Леса из объемных элементов – состоят из вертикальных этажерок и панелей рабочего настила
с ограждением. Все элементы лесов монтируют и разбирают с помощью кранов.
´
1. Дайте характеристику рабочему месту каменщика: __________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
´
2. Что измеряют контрольноизмерительными инструментами?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
´
3. Дайте характеристику трубчатым лесам:
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
´
4. Дайте характеристику подмостям:
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
У@
I. Заполнить пропуски в табл. 1.
Таблица 1
Инструменты, приспособления и инвентарь
для производства кирпичной кладки
Инструменты
для производства
кладки
для контроля
качества кладки
Приспособления
Инвентарь
………………………. ………………………. ………………………… ……………………….
………………………. ………………………. ………………………… Контейнеры для
кирпича
………………………. ………………………. ………………………… ……………………….
………………………. ………………………. ………………………… ……………………….
Швабровка
Инвентарный короб
……………………….
………………………. т4 II. Заполнить пропуски, выбрав правильные ответы.
I. Указать инструменты, необходимые каменщику при кладке:
1. Наружной версты – ……………………………………………...............
……………………………………………………………………………….
2. Наружной версты под штукатурку –…………………………………… в) расшивка
……………………………………………………………………………….
3. Забутки – ……………………………………………................................ д) складной метр
II. Назвать приспособления, используемые каменщиком при кладке:
1. Глухого участка наружной стены –…………………………………….
……………………………………………………………………………….
2. Участка стены с проемами –…………………………………………….
……………………………………………………………………………….
а) кельма
б) молотоккирочка
г) растворная лопата
а) порядовки
б) причальные скобы
в) шнур причалка
г) правило
д) разметочные шаблоны
III. При кладке простенков используют инвентарь:
……………………………………………………………………………….. б) контейнер для кирпича
IV. Для проверки качества выложенного простенка
необходим………
………………………………………………………………………………..
а) растворный ящик
в) уровень
г) метр складной
д) отвес
К
III. Отгадайте кроссворд.
1
2
3
7
8
5
6
10
11
12
1
4
9 13
По горизонтали:
1 Приспособление, которое используют для сортировки кирпича
2 Приспособление, Побразной формы закрепляющееся в швах кладки
3 Инструмент, предназначенный для проверки лицевой поверхности кладки
4 Инструмент, используемый для разметки и проверки проёмов и простенков
5 Инструмент, для рубки и тёски кирпича
6 Инвентарь, используемый для подачи кладочного раствора
7 Инструмент, для подачи, расстилания и перемешивания раствора
Инструмент, для разравнивания раствора, заполнения раствором вертикальных
швов
8
9 Инвентарь, используемый при подаче стеновых материалов к рабочему месту
10 Инструмент, служащий для контроля правильности углов кладки
11 Инструмент, используемый для разметки и проверки элементов кладки
12 Инструмент, для обработки и уплотнения фасадных швов
13 Инструмент, для проверки вертикальности элементов кладки
По вертикали:
1 Определённый набор инструментов, приспособлений, контрольноизмерительных приборов и
средств механизации называют (…) У@ IV. Укажите нзвание и назначение приведённых в табл. 2 инструментов.
Наименование
Эскиз
Назначение
Наименование
Эскиз
Назначение
Производственный инструмент
Контрольноизмерительный инструмент
Растворная
лопата
Перелопачивание, подача и
расстилание раствора
Уровень
Проверка вертикальности и
горизонтальности кладки
Таблица 2
Швабровка
Правило
Предназначена для очистки от
выступившего из швов раствора и
затирки внутренней поверхности
вентиляционных и дымовых
каналов в кирпичной стене или
трубе
Проверка качества кирпичной
кладки 1.5. Тема: «Установка порядовок, натягивание причалок»
Каменная кладка — дело не простое, поэтому чтобы сохранить постоянную толщину,
правильность кладки по рядам, выдержать точное направление требуется ряд приспособлений:
шнурпричалка, порядовка и многое другое. Порядовка — это рейка 1 сечением 50х50 или
70х50 мм и длиной до 1,8...2 м, на которой через каждые 77 мм нанесены деления (засечки)
соответственно толщине ряда кладки. В размер 77 мм входят высота кирпича (65 мм) и толщина
шва (12 мм). Порядовки применяют для разметки рядов кладки, фиксирования отметок низа и
верха оконных и дверных проемов, перемычек, прогонов, плит перекрытий и других элементов
кладки.
К поверхности стен порядовки приставляют (рис. 6,б) таким образом, чтобы стороны, на
которых размечены ряды кладки, были обращены внутрь зданий (в сторону каменщика).
Порядовку крепят в кладке Побразными стальными держателями 2 в виде скоб с поперечной
планкой. Делают это следующим образом. В горизонтальные швы по ходу кладки через каждые
6...8 рядов по высоте вводят скобыдержатели, располагая их один над другим. Скобы должны
войти в стену своими концами и поперечной планкой (разрез Б—Б). Уложив над вторым
держателем одиндва ряда кирпичей, в скобы вставляют порядовку и закрепляют ее
деревянными клиньями 3. К порядовкам крепят шнурпричалку с помощью двойной скобы
(разрез А—Л), которая удерживается на рейке порядовки натяжением причалки и в результате
трения между скобой и порядовкой. Порядовку снимают вместе с держателями, не вынимая
клиньев. Для этого ее осторожно раскачивают в плоскости, перпендикулярной поверхности
стены. Держатели, преодолевая сопротивление раствора, выходят из горизонтальных швов
кладки, и порядовку поднимают вверх вместе с ними.
Инвентарные порядовки делают также из металлического углового профиля 60х60х5 мм.
На ребрах уголкапорядовки нарезаны деления глубиной 3 мм через каждые 77 мм или
просверлены отверстия для закрепления причалки.
Рис. 6. Инвентарная деревянная порядовка (а) и крепление порядовки к кладке (б)
I — рейка, 2 — держатель, 3 — клин.
Затем к порядовкам натягивают шнурпричалку. Причалка выполняется из крученого
шнура толщиной 3 мм и назначение ее обеспечить прямолинейность рядов кладки. При
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Рабочая тетрадь по производственному обучению "Технология каменных работ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.