Рабочие листы по истории содержат рабочие материалы для 4 групп. Первая группа(наиболее мотивированные обучающиеся) анализирует версии происхождения Олимпийских игр, выводы оформляет в таблице. Вторая группа работает с текстом учебника и дополнительным материалом. Задача группы - определить правила проведения игр. Третья группа составляет программу Олимпийских игр. Четвертая - составляет характеристику олимпиоников.Приложение к уроку "Олимпийские игры" разработано по учебнику "История. Древний мир". Уколова В.И.
Тема 3. Расцвет Древней Греции. Урок 4.
Олимпийские игры. (Приложение к уроку)
Приложение 1.
Группа 1. Познакомьтесь с версиями о происхождении олимпийских Игр. Проанализируйте
сильные и слабые стороны каждой из них. Какая из версий вам кажется наиболее правильной и
почему?
Версия 1. Пелопс, сын Тантала, увидел красавицу Гиподамию дочь цара Эномая и решил просить
ее руки. Но оракул предсказал Эномаю гибель от руки мужа его дочери. Чтобы предотвратить
такую судьбу Эномай решил вообще не выдавать дочь замуж. Отказывать женихам без причины
Эномай не мог и придумал жестокое условие: он отдаст Гиподамию в жены лишь тому, кто победит
его в состязании на колеснице, но если он окажется победителем, то побежденный должен
поплатиться жизнью. Во всей Греции не было равных Эномаю в искусстве управлять колесницей, да
и кони его были быстрее ветра. Один за другим приходили во дворец Эномая молодые люди, не
боявшиеся лишиться жизни, лишь бы получить в жены прекрасную Гиподамию. И всех их убил
Эномай, а чтоб неповадно другим было приходить свататься, прибил головы погибших к дверям
дворца.
Это не остановило Пелопса. Он решил перехитрить жестокого царя. Тайно договорился с
возничим Эномая Миртилом о том, чтобы тот не вставлял чеку, удерживающую колесо на оси.
Во время состязаний колесница опрокинулась и жестокий царь замертво упал на землю.
С торжеством возвратился Пелопс в Пису, взял в жены прекрасную Гиподамию, завладел всем
царством Эномая и в честь своей победы устроил в Олимпии спортивный праздник, который решил
повторять раз в четыре года.
Версия 2. Легенда гласит, что Олимпийские игры придумал и организовал сын Зевса – Геракл,
который совершил двенадцать легендарных подвигов. В честь одного из этих подвигов, победы над
царем Авгием, и начали проводить Олимпийские игры. Геракл отмерил собственными стопами
дистанцию для бега, которая составляла 600 стоп. Так появилась распространенная мера длины в
Греции, которая называлась «стадии». От этого названия возникло известное на сегодняшний день
слово «стадион». Если переводить эту меру измерения в современные единицы, то получиться, что
дистанция для бега составляла 192 метра и 27 сантиметров. Легенда гласит, что долгое время
спортсмены выявляли победителей только в данном виде состязаний, пока Геракл не ввел другие
дисциплины. Одна из них – панкратион, достаточно суровый вид спорта, который соединяет в себе
кулачный бой и борьбу.
Версия 3. Олимпийские игры основал Зевс. В Олимпии около могилы Крона, Зевс организовал
соревнования по бегу, чтобы отпраздновал победу над своим отцом, сделавшую его властелином
мира.
Версия 4. В IX в. до н. э. тяжелые войны разоряли греческие государства. Ифит царь Элиды,
небольшого греческого государства, на территории которого находится Олимпия отправился в
Дельфы, чтобы посоветоваться с оракулом, как он, царь маленькой страны, может уберечь свой
народ от войны и грабежа. Дельфийский оракул посоветовал Ифиту: "Нужно, чтобы ты основал
Игры, угодные богам!" Ифит без промедления встретился со своим могущественным соседом
царем Спарты Ликургом. Очевидно, Ифит был хорошим дипломатом, так как Ликург решает, что
отныне Элида должна быть признана нейтральным государством. И все маленькие раздробленные
государства, бесконечно воюющие друг с другом, соглашаются с этим решением. Тотчас Ифит,
чтобы доказать свои миролюбивые стремления и отблагодарить богов, учреждает "атлетические
Игры, которые будут проходить в Олимпии каждые четыре года". Отсюда и название их
Олимпийские игры. Это произошло в 884 году до н. э.
Версии
Версия 1
Сильные стороны
Слабые стороны
История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1. Г.ВилючинскТема 3. Расцвет Древней Греции. Урок 4.
Олимпийские игры. (Приложение к уроку)
Версия 2
Версия 3
Версия 4
Вывод:________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1. Г.ВилючинскТема 3. Расцвет Древней Греции. Урок 4.
Олимпийские игры. (Приложение к уроку)
Группа 2. Правила проведения олимпийских Игр. (Учебник § 39, п 12, стр 104, приложение №2)
Приложение 2.
Олимпийская клятва:
На арене стояла статуя Зевса Клятвенного, которому приносили обещания. В правой руке
бог держал молнию это было предупреждением для тех, кто давал ложную клятву. Затем
в жертву приносили кабана, и начиналась церемония клятв атлетов.
«Я Калий сын Арифрона, афинянин, подтверждаю перед Зевсом, что тренировался, как
требуют древние традиции великого праздника, торжественно клянусь в том, что для
достижения победы не буду употреблять неправильных приемов...»
И все атлеты повторяли эти слова.
Затем к статуе подходили судьи. Еще раз напоминали, что в играх не должны участвовать
те, кто уличен в нечестном поступке. Они говорили: "Запрещается убивать противника,
прибегать к незаконным приемам, спорить с судьями.
А затем сами судьи поднимали руки к грозному божеству и тоже клялись: "Клятвенно
обещаю, буду выносить свои решения честно и неподкупно".
Сообщение писателя древности:
В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все – в
Олимпию! Священный мир объявлен. Дороги безопасны! Да победят сильнейшие!».
Незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им город. Весть об этом
разнеслась по всей Элладе, и спартанцам запретили целых 20 лет участвовать в играх.
Правила проведения Олимпийских игр:
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1. Г.ВилючинскТема 3. Расцвет Древней Греции. Урок 4.
Олимпийские игры. (Приложение к уроку)
Приложение №3.
Группа 3. Программа Игр. Виды соревнований.
Проанализируйте текст учебника § 39, п 1,2, стр 104, иллюстрации приложения №3.
Составьте программу Олимпийских игр.
Какие виды соревнований существовали в Древней Греции?
Порядок проведения Олимпийских игр был строгим: сначала было открытие Олимпиады.
Атлеты приносили жертву богам. Затем атлеты и судьи приносили клятву. После того, как
принесли жертву Богам, атлеты и судьи давали клятву. В храме зажигали священный огонь.
Первый и последний дни в основном были посвящены торжественным церемониям, второй,
третий и четвертый включали только разного рода соревнования.
В пятый заключительный день перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нём
лежали награды. Победители один за другим подходили к главному судье и получали заслуженные
награды. Глашатаи объявляли имя атлета и называли его родной город, а зрители восторженно
кричали «Слава победителю!»
Программа Олимпийских игр.
1.____________________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
4.________________________________________________________________________________
5.__________________________________________________________________________________
Подпишите иллюстрации.
1.___________________
История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1. Г.ВилючинскТема 3. Расцвет Древней Греции. Урок 4.
Олимпийские игры. (Приложение к уроку)
2.____________________
История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1. Г.ВилючинскТема 3. Расцвет Древней Греции. Урок 4.
Олимпийские игры. (Приложение к уроку)
История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1. Г.ВилючинскТема 3. Расцвет Древней Греции. Урок 4.
Олимпийские игры. (Приложение к уроку)
История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1. Г.Вилючинск
3.______________________________________________Тема 3. Расцвет Древней Греции. Урок 4.
Олимпийские игры. (Приложение к уроку)
4._________________________
5._______________________
История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1. Г.ВилючинскТема 3. Расцвет Древней Греции. Урок 4.
Олимпийские игры. (Приложение к уроку)
Группа 4. Герои олимпийских Игр.
Проанализируйте учебник § 39, п 3стр 104105, приложение №4.
Приложение №4.
1. Как называли победителей Олимпийских игр в Древней Греции? Как их чествовали?
2. Какими качествами должен был обладать атлет, чтобы стать победителем Игр?
Победитель Олимпийских игр получал вместе с оливковым венком и пурпурными лентами
всеобщее признание. Он становился одним из самых уважаемых людей в своем городе, его нередко
освобождали от государственных повинностей, давали прочие привилегии. Олимпионику
воздавались на родине и посмертные почести. А согласно введенной в 6 в. до н. э. практике,
трехкратный победитель Игр мог поставить свою статую в Альтисе. Первым из известных нам
олимпиоником стал Корэб из Элиды, одержавший победу в беге на один стадий в 776 до н. э.
Самым знаменитым и единственным за всю историю древних Олимпийских игр атлетом,
побеждавшим на 6 Олимпиадах, был «сильнейший среди сильных», борец Милон из Кротона.
Уроженец греческого городаколонии Кротон (юг современной Италии) и, по некоторым данным,
ученик Пифагора, он одержал свою первую победу на 60й Олимпиаде (540 до н. э.)
в соревнованиях среди юношей. С 532 до н. э. по 516 до н. э. он завоевал еще 5 олимпийских
титулов уже среди взрослых атлетов. В 512 до н. э. Милон, которому было уже больше 40 лет,
попытался завоевать свой седьмой титул, но уступил более молодому сопернику. Олимпионик
Милон являлся также неоднократным победителем Пифийских, Истмийских, Немейских Игр
и многих местных соревнований. Упоминания о нем можно найти в трудах Павсания, Цицерона
и др. авторов.
Другой выдающийся атлет Леонид из Родоса на четырех Олимпиадах подряд (164 до н. э
152 до н. э.) побеждал в трех «беговых» дисциплинах: в беге на один и на два стадия, а также в беге
с оружием. Астил из Кротона вошел в историю античных Олимпийских игр не только как один
из рекордсменов по числу побед (6 в беге на один и на два стадия на Играх с 488 до н. э.
по 480 до н. э.). Если на первой своей Олимпиаде Астил выступал за Кротон, то на двух
последующих за Сиракузы. Бывшие земляки отомстили ему за предательство: статую чемпиона
в Кротоне снесли, а его бывший дом превратили в тюрьму.
Многие олимпионики отличались исключительными физическими данными. Например,
чемпиону в беге на два стадия (404 до н. э.) Ласфену из Тебеи приписывается победа в необычном
состязании с лошадью, а Эгей из Аргоса, победивший в беге на длинные дистанции (328 до н. э.),
после этого бегом, не сделав в пути ни единой остановки, преодолел расстояние от Олимпии
до своего родного города, чтобы быстрее принести радостную весть землякам. Победы добивались
и за счет своеобразной техники. Так, чрезвычайно выносливый и подвижный боксер Меланком
из Карии, победитель Олимпийских игр 49 н. э., во время поединка постоянно держал руки
вытянутыми вперед, за счет чего он уходил от ударов противника, а сам при этом крайне редко
наносил ответные удары, — в конце концов, измотанный физически и эмоционально соперник
признавал свое поражение.
История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1. Г.ВилючинскТема 3. Расцвет Древней Греции. Урок 4.
Олимпийские игры. (Приложение к уроку)
А про победителя Олимпийских игр 460 до н. э. в долиходроме Ладаса из Аргоса говорили, что
он бежит настолько легко, что даже не оставляет следов на земле. В числе участников
и победителей Олимпийских игр были такие известные ученые и мыслители, как Демосфен,
Демокрит, Платон, Аристотель, Сократ, Пифагор, Гиппократ. Причем соревновались они не только
в изящных искусствах. К примеру, Пифагор был чемпионом по кулачному бою, а Платон —
в панкратионе.
Ответы:
1. Как называли победителей Олимпийских игр в Древней Греции? Как их чествовали?
______________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
2. Какими качествами должен был обладать атлет, чтобы стать победителем Игр?
______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1. Г.Вилючинск