Рабочие материалы по теме "Анализ поэтического текста"
Оценка 5
Рабочие листы +1
doc
искусство +1
8 кл—11 кл
05.05.2017
Не секрет, что анализ стихотворения вызывает у учеников определенные трудности, которые объясняются разными причинами: и малой начитанностью, и отсутствием лингвистической зоркости, и разным восприятием произведения. Единого подхода к оценке поэтического текста не существует, а значит, нет и единого алгоритма анализа. Поэтому возникла необходимость дать детям некоторые ориентиры, отталкиваясь от которых, можно дать интерпретацию стихотворению.В рабочие материалы включена схема анализа стихотворения, средства художественной выразительности
рабочие материалы для анализа поэтического текста.doc
Схема анализа художественного своеобразия поэтического
текста.
I
В чем своеобразие лирики автора и ее значимость как явления национальной культуры?
Как воспринимается стихотворение, какие чувства и мысли вызывает?
Как творческая история стихотворения в контексте творческой биографии автора
помогает войти в художественный мир стихотворения?
II
1. Имеет ли стихотворение название?
Что в нем отражено?
Кто адресат посвящения (если оно есть)?
В чем смысл посвящения?
2. Как построено стихотворение?
Если оно делится на строфы, то сколько их?
Каковы они по форме?
Как связаны между собой?
3. Как звучит начало стихотворения?
Какая нарисована картина и с помощью каких художественных средств?
Если в стихотворении есть лирический герой, то каков его внутренний мир,
состояние?
Что с ним происходит? С помощью каких художественных средств это
изображено?
4. Как движется поэтическая мысль от начала финалу?
Как передается движение: с помощью лирического сюжета, смены картин, интонации
и т. д.?
Какие мотивы возникают и в каких образах воплощаются?
Каковы особенности стиха и их смыслообразующая роль?
Какие ассоциации возникают? Почему?
Как они углубляют восприятие?
Как развивается поэтическая мысль и в какой момент достигает кульминации?
Какими художественными средствами это изображено?
5. Каков итог лирического высказывания?
Находит ли лирический конфликт свое разрешение?
Какими поэтичесними средствами это выражено?
Как достигается автором эмоциональносмысловая целостность стихотворения?
III
Как и на основании чего можно оценивать мастерство автора стихотворения? В
чем традиционность, а в чем новаторство его манеры? Как вписывается стихотворение в творчество автора в целом, в общекультурный
контекст?
Изобразительновыразительные средства
в художественной речи.
Изобразительновыразительные средства используются при оформлении текста
с целью сделать его эстетически привлекательным, доставляющим удовольствие.
Существуют общие и специальные средства выразительности.
Общие средства выразительности.
В числе общих средств выразительности надо назвать следующие:
многозначные слова, слова в переносном значении, архаизмы, неологизмы, слова,
придуманные автором, термины, стилистически окрашенная лексика, оценочная
лексика, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, вводные слова, ряды однородных
членов, фразеологизмы, афоризмы, цитаты, примеры, пословицы и поговорки и т.п.
Специальные средства выразительности.
К специальным средствам относят тропы и риторические фигуры.
1. Тропы – слова, употребляемые в переносном значении, несущие
эстетическую нагрузку в тексте.
Эпитет – образное, необычное, неожиданное определение предмета или
явления, подчеркивающее какойлибо из его существенных признаков:
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Сравнение – оригинальное, необычное сопоставление, уподобление двух
предметов или явлений. Сравнение выявляет не любой, а важный признак
сравниваемых объектов:
Анчар, как грозный часовой,
Стоит один во всей вселенной.
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Метафора – перенос значения с одного понятия на другой на основе условного
сходства:
идет дождь, убитый горем, пустых небес прозрачное стекло, багровый
костер заката.
Олицетворение – разновидность метафоры, в которой неодушевленные
предметы, явления природы, понятия наделяются признаками человека или
какоголибо другого живого существа: К ней прилегла в опочивальне
Ее сиделка – тишина.
Метонимия замена слова или понятия другим, имеющим причинную связь с
первым:
Я три тарелки съел.
Еще бокалов жажда просит.
Синекдоха – разновидность метонимии, в которой значение
переносится с одного предмета на другой по принципу их количественного
соотношения:
Скажите: скоро ль нам Варшава
Предпишет гордый свой закон?
Там стонет человек от рабства и цепей…
Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какоелибо действие или
явление:
Не видел тебя целую вечность, слезы в три ручья, сто раз тебе повторять.
Литота – преуменьшение, обратная гипербола:
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
Аллегория – иносказание, передача одного явления через другое. Часто
используется в сказках, баснях:
лиса аллегория хитрости, волк – жадности, заяц – трусости.
Перифраза – замена слова описательным выражением:
Северная Пальмира вместо Петербург, царь зверей вместо лев.
Стилистические средства изобразительности (фигуры речи).
Антитеза – противопоставление:
Ты и убогая, ты и обильная,
Ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь!
Инверсия – необычный порядок слов в предложении:
И курганов зеленеет убегающая цепь.
Градация – расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию:
Каждый день, каждый час, каждую секунду думаю о тебе.
Оксюморон – сочетание слов, противоположных по смыслу: Живой труп, горячий снег, грустная радость, сладкая горечь.
Синтаксический параллелизм – одинаковое, сходное построение смежных
фраз, предложений:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало.
Параллелизм является одной из форм повторения и часто дополняется повтором
отдельных слов в строке.
Анафора – единоначатие, повторение начальных слов.
Эпифора – одинаковая концовка:
«Все мое», сказало злато;
«Все мое», сказал булат.
«Все куплю», сказало злато;
«Все возьму», сказал булат.
Парцелляция – особое членение предложения, неполные предложения:
У Аксиньи беда стряслась. Большая.
Риторические фигуры: вопрос, восклицание, обращение.
Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык?
Мечты, мечты! Где ваша сладость!
Русь! Русь! Куда стремишься ты?
Гипофора – это вопросноответный ход, объединяющий риторический вопрос
и ответ, вопросраздумье.
Фонетические изобразительновыразительные средства.
Аллитерация – повторение согласных звуков:
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Ассонанс – повторение гласных звуков:
Дыша духами и туманами, она садится у окна.
План комплексного анализа текста.
1. Стиль (степень эмоциональности и яркости авторской позиции)
2. Ведущий тип речи (тема и основная мысль разворачиваются в тексте по
законам данного типа речи) Тема текста.
Основная мысль.
3. Композиция текста.
4. Изобразительновыразительные средства.
Тропы.
Стилистические фигуры.
5. Проблема, поднимаемая автором в тексте.
6. Авторская позиция.
Цель комплексного анализа текста – понимание авторского замысла.
Рабочие материалы по теме "Анализ поэтического текста"
Рабочие материалы по теме "Анализ поэтического текста"
Рабочие материалы по теме "Анализ поэтического текста"
Рабочие материалы по теме "Анализ поэтического текста"
Рабочие материалы по теме "Анализ поэтического текста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.