Ф.И.______________________________
«История одного города» - в сущности,
сатирическая история
русского общества», - писал И.С.Тургенев.
Тема_______________________________________________________________________________
Художественная сатира на современные писателю порядки в романе «История одного города» (отрывок)
Цели урока:______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Примечание: на уроке предполагается групповая работа. Для этого в начале урока учащимся раздаются определения, а на столах лежат термины. Детям необходимо правильно соотнести определение и термин. Проверяют себя по рабочим листам. Таким образом, собирается 6 групп.
Сатира – разновидность литературы, специфическими формами обличающая и высмеивающая пороки людей и общества.
Гротеск – причудливое смешение в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического – для более впечатляющего выражения творческого замысла.
Гипербола – средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления; внешне эффектная форма подачи изображаемого.
Сравне́ние — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.
Иносказание — выражение, заключающее в себе скрытый смысл, употребляется, как литературный прием.
Эзопов язык – различные способы иносказательно выразить ту или иную мысль, которую прямо высказать нельзя, например, из-за цензуры.
Алогизм — как литературный прием
введение в литературную речь всякого рода логически бессмысленных моментов, нелепости в литературной речи, разрушение логических и причинных связей. Алогизм связан обычно с установкой на комическое, иронию, гротеск, иррациональное.
История создания романа «История одного города»
Посмотрите видео, заполните в предложенном тексте пропуски. (Видео с РЭШ, урок 12)
В 1849г. М.Е. Салтыков-Щедрин был арестован по делу_____________________________________ и выслан в ___________________ с правом нахождения на государственной службе. Там он познакомился с бытом___________________________________________________. Вернувшись в ___________________ после смерти ________________________, М.Е. Салтыков-Щедрин решает описать увиденное в ____________________. Тогда и возник образ______________________________________, как воплощение _________________________________строя. В 18__г. роман печатается в журнале_____________________
_______________. Автор представляет своё произведение как найденные тетради_____________________, живших в XVIII веке. Цари и министры представлены в образе___________________________.
___________________________
Слова для справок: «Отечественные записки», кружок Петрашевского, Николай I, самодержавно-помещичий, Глупов, Вятка, Александр I, российские города, Петербург, градоначальники, летописцы, «Современник».
Основная проблема романа__________________________________________________________________
группа 1
Группа 2 Характеристика головотяпов
Группа 3 Что принесло
головотяпам самовластие? (+ цитата)
Группа 4 Звукоизобразительные характеристики головотяпов
Звукоизобразительная характеристика головотяпов |
Черты характера |
Галденье |
|
Смех |
|
Вздохи |
|
Вопли |
|
Плач |
|
Рыдания |
|
Группа 5 Звукоизобразительная характеристика князей
Звукоизобразительная характеристика князей |
Черты характера |
Поучил жезлом (удары) |
|
Палил из пушек |
|
Крик |
|
Восклицания |
|
Группа 6 Найти черты сказки
1.________________________________________________________________________________________
2._______________________________________________________________________________________
3._________________________________________________________________________________________
4._________________________________________________________________________________________
5._______________________________________________________________________________________
6._________________________________________________________________________________________
Тест
Вариант – 1
1. Что такое гротеск?_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Как назывался древний народ, «живший далеко на севере…»?____________________________
3. Зачем этот народ приглашал князя?_________________________________________________
_________________________________________________________________________________
4. Кто стал править этим народом?___________________________________________________
_________________________________________________________________________________
5.Каким словом начались «Исторические времена»?_______________________________________
_________________________________________________________________________________
Вариант – 2
1. Что такое гипербола?_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Как жили соседствующие народы друг с другом?______________________________________
3. Как назвали князья этот народ?______________________________________________________
4. Чего лишился народ с приходом князя?_______________________________________________
5. 5.Каким словом начались «Исторические времена»?_______________________________________
Раздаточный материал
Сатира
Гротеск
Гипербола
Сравне́ние
Иносказание
Эзопов язык
– разновидность литературы, специфическими формами обличающая и высмеивающая пороки людей и общества.
_____________________________________________________________________________________________
– причудливое смешение в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического – для более впечатляющего выражения творческого замысла.
_____________________________________________________________________________________________
– средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления; внешне эффектная форма подачи изображаемого.
____________________________________________________________________________________________
— троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель — выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.
___________________________________________________________________________________________
— выражение, заключающее в себе скрытый смысл, употребляется, как литературный прием.
_____________________________________________________________________________________________
– различные способы иносказательно выразить ту или иную мысль, которую прямо высказать нельзя, например, из-за цензуры.
____________________________________________________________________________________________
– разновидность литературы, специфическими формами обличающая и высмеивающая пороки людей и общества.
_____________________________________________________________________________________________
– причудливое смешение в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического – для более впечатляющего выражения творческого замысла.
_____________________________________________________________________________________________
– средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления; внешне эффектная форма подачи изображаемого.
____________________________________________________________________________________________
— троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель — выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.
___________________________________________________________________________________________
— выражение, заключающее в себе скрытый смысл, употребляется, как литературный прием.
_____________________________________________________________________________________________
– различные способы иносказательно выразить ту или иную мысль, которую прямо высказать нельзя, например, из-за цензуры.
____________________________________________________________________________________________
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.