Рабочий лист. Морфемы
Теория
Прочитайте информацию. Заполните пропуски.
Слова состоят из морфем.
Морфема – это часть _________________.
В слове могут быть такие морфемы: ______________ , ______________, ________________ , ______________ .
Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено ______________ лексическое значение.
Приставка – это значимая часть слова, которая находится ________________________________ и служит для ___________________ новых слов.
Суффикс – это значимая часть слова, которая находится ________________________________ и служит для ___________________ новых слов.
Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует ____________ слова и служит для _____________ слов в предложении.
Задания
Упражнение 1
Выпишите из текста отдельно однокоренные слова и формы слова.
Уметь читать – большое наслаждение. Для настоящего книголюба чтение – это насущная потребность. Читать интересно и увлекательно. Ведь погрузиться в мир книги словно прожить одновременно много разных жизней.
Однако быть читателем не только удовольствие, но и большое искусство. Каждый ли владеет им? Богатства художественной литературы неисчерпаемы. Каждый ли умеет ими пользоваться?
Книга не увеселитель, не затейник. Она просветитель и воспитатель.
«Литература – это изящная словесность». Так выражались наши предки. Яркий и образный строй и прекрасный по выразительности язык – главные слагаемые и сущность понятия художественности.
Однокоренные слова |
Формы слова |
Группа 1: __________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________
|
Группа 1: __________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________
|
Группа 2: __________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________
|
Группа 2: __________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________
|
Группа 3: __________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________
|
Группа 3: __________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________
|
Группа 4: __________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________
|
|
Группа 5: __________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________
|
|
Упражнение 2
Дополните рассказ глаголами, образованными от слова «шёл» с подходящими приставками.
Путешествие кота Пыжика
Кот Пыжик ________________ из |
__________________он к |
Кот _______________через |
Но тут перед ним возникла, которую он _______________ вокруг. |
Потом он _______________на извилистую
|
Он _______________ по ней и увидел
|
Кот в неё _______________ , потом_________________ до |
Поднявшись по ступенькам, он_________________ на |
Там его ждал приятель – кот Василий, с которым они вместе _____________ гулять.
|
Упражнение 2
Образуйте от данных глаголов новые с помощью указанных приставок.
|
Под- |
Пере- |
За- |
Об- (о-) |
На- |
Ходить |
|
|
|
|
|
Лететь |
|
|
|
|
|
Рисовать |
|
|
|
|
|
Писать |
|
|
|
|
|
Шить |
|
|
|
|
|
Лить |
|
|
|
|
|
Упражнение 3
Образуйте от данных слов новые слова при помощи указанных суффиксов. Какие значения имеют суффиксы?
1) Образуйте существительные при помощи суффиксов -ок-, -ек-, -ик-, -чик-.
Гриб |
|
Стул |
|
Ключ |
|
Горох |
|
Орех |
|
Кот |
|
Борщ |
|
Слон |
|
Сын |
|
Колокол |
|
Карман |
|
Пояс |
|
Значение суффиксов: __________________________________________________________________
2) Образуйте существительные при помощи суффиксов -чик-, -щик- (-льщик), -тель-.
Учить |
|
Создать |
|
Грузить |
|
Мечтать |
|
Пилить |
|
Носить |
|
Строить |
|
Перевозить |
|
Переводить |
|
Летать |
|
Точить |
|
Переплетать |
|
Значение суффиксов: ______________________________________________________________________
3) Образуйте прилагательные при помощи суффиксов -оват-, -еват-
Белый |
|
Сладкий |
|
Горький |
|
Кислый |
|
Рыжий |
|
Пышный |
|
Синий |
|
Толстый |
|
Серый |
|
Большой |
|
Бледный |
|
Красный |
|
Значение суффиксов: ______________________________________________________________________
4) Образуйте существительные с помощью суффикса -ищ-.
Рука |
|
Дом |
|
Нос |
|
Человек |
|
Нога |
|
Кот |
|
Глаза |
|
Штаны |
|
Усы |
|
Сапог |
|
Значение суффикса: ______________________________________________________________________
Упражнение 4
Найдите для каждого корня подходящий ему суффикс (некоторые суффиксы даны вместе с окончанием в скобках). Запишите слова, выделив в них морфемы.
Корни |
Получившиеся слова |
-чист- |
|
-лен- |
|
-чуд- |
|
-бел- |
|
-пек- |
|
-пен- |
|
-москв- |
|
-гон- |
|
-зим- |
|
-руч- |
|
Суффиксы: -арь-, -ич-, -ушк(а), -тяй-, -ак-, -ищ(а), -щик-, -ёк-, -юл(я), -оват(ый).
Упражнение 5
Определите, какие слова изменяются (для этого определите часть речи). В изменяемых словах выделите окончания.
Слово |
Часть речи |
Изменяется или нет |
Снова |
наречие |
нет |
Новый |
прилагательное |
да |
вверх |
|
|
орфограмма |
|
|
летит |
|
|
начало |
|
|
красивое |
|
|
увижу |
|
|
на лекции |
|
|
перелезла |
|
|
шестиклассник |
|
|
сначала |
|
|
увлекательная |
|
|
чащоба |
|
|
участвуем |
|
|
сиреневый |
|
|
слева |
|
|
Упражнение 6
Прочитайте «вредный совет» Григория Остера. Выпишите выделенные слова и выполните их морфемный разбор.
|
Если
вас зовут обедать -
Гордо прячьтесь под диван
И лежите там тихонько,
Чтоб не сразу вас нашли.
А когда из-под дивана
Будут за ноги тащить -
Вырывайтесь и кусайтесь,
Не сдавайтесь без борьбы.
Если всё-таки достанут
И за стол посадят вас -
Опрокидывайте чашку,
Выливайте на пол суп,
Зажимайте рот руками,
Падайте со стула вниз,
А котлеты вверх бросайте -
Пусть прилипнут к потолку.
Через месяц люди скажут
С уважением о вас:
"С виду он худой и хилый,
Но зато характер тверд".
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.