Рабочий лист по теме "Морфемика" для 5 класса
Оценка 4.6

Рабочий лист по теме "Морфемика" для 5 класса

Оценка 4.6
docx
27.11.2024
Рабочий лист по теме "Морфемика" для 5 класса
Rabochiy_list_Morfemika(1).docx

Рабочий лист. Морфемы

Теория

Прочитайте информацию. Заполните пропуски.

Слова состоят из морфем.

Морфема – это часть _________________.

В слове могут быть такие морфемы: ______________ , ______________, ________________ , ______________ .

Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено ______________ лексическое значение.

Приставка – это значимая часть слова, которая находится ________________________________ и служит для ___________________ новых слов.

Суффикс – это значимая часть слова, которая находится ________________________________ и служит для ___________________ новых слов.

Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует ____________ слова и служит для _____________ слов в предложении.

 

Задания

Упражнение 1

Выпишите из текста отдельно однокоренные слова и формы слова.

Уметь читать – большое наслаждение. Для настоящего книголюба чтение – это насущная потребность. Читать интересно и увлекательно. Ведь погрузиться в мир книги словно прожить одновременно много разных жизней.

Однако быть читателем не только удовольствие, но и большое искусство. Каждый ли владеет им? Богатства художественной литературы неисчерпаемы. Каждый ли умеет ими пользоваться?

Книга не увеселитель, не затейник. Она просветитель и воспитатель.

«Литература – это изящная словесность». Так выражались наши предки. Яркий и образный строй и прекрасный по выразительности язык – главные слагаемые и сущность понятия художественности.

 

 

Однокоренные слова

Формы слова

Группа 1: __________________________________

___________________________________________

___________________________________________

 

Группа 1: __________________________________

___________________________________________

___________________________________________

 

Группа 2: __________________________________

___________________________________________

___________________________________________

 

Группа 2: __________________________________

___________________________________________

___________________________________________

 

Группа 3: __________________________________

___________________________________________

___________________________________________

 

Группа 3: __________________________________

___________________________________________

___________________________________________

 

Группа 4: __________________________________

___________________________________________

___________________________________________

 

 

Группа 5: __________________________________

___________________________________________

___________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение 2

Дополните рассказ глаголами, образованными от слова «шёл» с подходящими приставками.

Путешествие кота Пыжика

https://kartinkin.net/uploads/posts/2022-02/1645725348_3-kartinkin-net-p-domik-kartinki-3.jpgКот Пыжик  ________________ из

https://papik.pro/uploads/posts/2021-09/1630688902_11-papik-pro-p-rechka-risunok-detskii-11.jpg__________________он  к

https://a.d-cd.net/IUAAAgJfCuA-960.jpgКот  _______________через

Но тут перед ним возникла, которую он _______________  вокруг.

https://i.pinimg.com/736x/73/14/c1/7314c11578d88edde308a2fcd838c8cd.jpgПотом он _______________на извилистую 

 

https://papa-joy.ru/upload/iblock/a16/a16315c58d8beb851eeab9ea39df50e7.jpgОн _______________  по ней и увидел

 

Кот в неё _______________ , потом_________________ до

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1657335/pub_5f97ddee24d0d15a664f61f1_5f97de91b2613332b0cdf86b/scale_1200

Поднявшись по ступенькам, он_________________ на

https://pro-dachnikov.com/uploads/posts/2021-10/1633508325_38-p-eskiz-kukhni-foto-39.jpg

Там его ждал приятель – кот Василий, с которым они вместе _____________ гулять.

 

 

 

 

Упражнение 2

Образуйте от данных глаголов новые с помощью указанных приставок.

 

Под-

Пере-

За-

Об- (о-)

На-

Ходить

 

 

 

 

 

Лететь

 

 

 

 

 

Рисовать

 

 

 

 

 

Писать

 

 

 

 

 

Шить

 

 

 

 

 

Лить

 

 

 

 

 

Упражнение 3

Образуйте от данных слов новые слова при помощи указанных суффиксов. Какие значения имеют суффиксы?

1) Образуйте существительные при помощи суффиксов -ок-, -ек-, -ик-, -чик-.

Гриб

 

Стул

 

Ключ

 

Горох

 

Орех

 

Кот

 

Борщ

 

Слон

 

Сын

 

Колокол

 

Карман

 

Пояс

 

Значение суффиксов: __________________________________________________________________

 

 

 

 

2) Образуйте существительные при помощи суффиксов -чик-, -щик- (-льщик), -тель-.

Учить

 

Создать

 

Грузить

 

Мечтать

 

Пилить

 

Носить

 

Строить

 

Перевозить

 

Переводить

 

Летать

 

Точить

 

Переплетать

 

Значение суффиксов: ______________________________________________________________________

3) Образуйте прилагательные при помощи суффиксов -оват-, -еват-

Белый

 

Сладкий

 

Горький

 

Кислый

 

Рыжий

 

Пышный

 

Синий

 

Толстый

 

Серый

 

Большой

 

Бледный

 

Красный

 

Значение суффиксов: ______________________________________________________________________

4) Образуйте существительные с помощью суффикса -ищ-.

Рука

 

Дом

 

Нос

 

Человек

 

Нога

 

Кот

 

Глаза

 

Штаны

 

Усы

 

Сапог

 

Значение суффикса: ______________________________________________________________________

Упражнение 4

Найдите для каждого корня подходящий ему суффикс (некоторые суффиксы даны вместе с окончанием в скобках). Запишите слова, выделив в них морфемы.

Корни

Получившиеся слова

-чист-

 

-лен-

 

-чуд-

 

-бел-

 

-пек-

 

-пен-

 

-москв-

 

-гон-

 

-зим-

 

-руч-

 

Суффиксы: -арь-, -ич-, -ушк(а), -тяй-, -ак-, -ищ(а), -щик-, -ёк-, -юл(я), -оват(ый).

Упражнение 5

Определите, какие слова изменяются (для этого определите часть речи). В изменяемых словах выделите окончания.

Слово

Часть речи

Изменяется или нет

Снова

наречие

нет

Новый

прилагательное

да

вверх

 

 

орфограмма

 

 

летит 

 

 

начало 

 

 

красивое

 

 

увижу

 

 

на лекции

 

 

перелезла

 

 

шестиклассник

 

 

сначала

 

 

увлекательная

 

 

чащоба

 

 

участвуем

 

 

сиреневый

 

 

слева

 

 

 

Упражнение 6

Прочитайте «вредный совет» Григория Остера. Выпишите выделенные слова и выполните их морфемный разбор.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 
 


Если вас зовут обедать -
Гордо прячьтесь под диван
И лежите там тихонько,
Чтоб не сразу вас нашли.
А когда из-под дивана
Будут за ноги тащить -
Вырывайтесь и кусайтесь,
Не сдавайтесь без борьбы.
Если всё-таки достанут
И за стол посадят вас -
Опрокидывайте чашку,
Выливайте на пол суп,
Зажимайте рот руками,
Падайте со стула вниз,
А котлеты вверх бросайте -
Пусть прилипнут к потолку.
Через месяц люди скажут
С уважением о вас:
"С виду он худой и хилый,
Но зато характер тверд".


 

Рабочий лист. Морфемы Теория

Рабочий лист. Морфемы Теория

Однокоренные слова Формы слова

Однокоренные слова Формы слова

Упражнение 2 Дополните рассказ глаголами, образованными от слова «шёл» с подходящими приставками

Упражнение 2 Дополните рассказ глаголами, образованными от слова «шёл» с подходящими приставками

Упражнение 2 Образуйте от данных глаголов новые с помощью указанных приставок

Упражнение 2 Образуйте от данных глаголов новые с помощью указанных приставок

Образуйте существительные при помощи суффиксов -чик-, -щик- (-льщик), -тель-

Образуйте существительные при помощи суффиксов -чик-, -щик- (-льщик), -тель-

Упражнение 4 Найдите для каждого корня подходящий ему суффикс (некоторые суффиксы даны вместе с окончанием в скобках)

Упражнение 4 Найдите для каждого корня подходящий ему суффикс (некоторые суффиксы даны вместе с окончанием в скобках)

Упражнение 6 Прочитайте «вредный совет»

Упражнение 6 Прочитайте «вредный совет»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2024