Рабочий материал для психологов основной школы по манипулированию
Оценка 4.6

Рабочий материал для психологов основной школы по манипулированию

Оценка 4.6
docx
06.06.2023
Рабочий материал для психологов основной школы по манипулированию
Материал по манипулированию.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Институт повышения квалификации и переподготовки работников профессионального образования (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский  государственный технологический университет»

 

 

 

Итоговая квалификационная работа

по курсу: Современные педагогические технологии профессионального обучения. Обучение в деятельности

Разработка плана урока по дисциплине «Социальная психология»

 

Тема: Манипулятивный стиль общения

(методика направляющего текста)

 

 

 

 

Выполнили:

Мансурова С.А. преподаватель психологии

Быкадорова Н.С. преподаватель менеджмента

 

Проверил:

Чуб Е.В., к.п.н., доцент

зав.каф. МиМПО

ИПКиПРПО-СибГТУ

 

 

 

 

Дисциплина: Социальная психология

Тема: Стили общения. Манипулирование.

Тип урока: Сообщение новых знаний

Цель урока:

1) раскрыть один из видов неконструктивного общения – манипулирование;

2) дать представление об особенностях манипулятивного стиля общения, проанализировать его проявления в поведении; причины, заставляющие людей использовать этот стиль, основные приемы манипуляции.

Задачи урока:

}  Развивающая – развивать навыки распознавания и противостояния манипулированию со стороны других людей

}  Воспитательная –  способствовать  развитию умения отстаивать свою точку зрения,  воспитанию социально-психологических свойств личности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ход урока

Этапы

Фазы ПРД

цель

ПД

время

Содержание деятельности

Метод и форма

Средства обучения

 

 

 

 

 

преподаватель

студент

 

 

1.Организационный момент

 

Проверить готовность студентов к уроку

0

2

Проверяет готовность студентов к уроку

Готовится к уроку

 

 

2.Сообщение темы и целей урока. Знакомство с поставленной задачей

задание

Мотивировать студентов на выполнение задания

1

3

Сообщает тему урока, мотивирует на выполнение задания, выдает направляющий текст, инструктирует студентов по работе с направляющим текстом

Записывает тему урока, знакомится с напр. текстом

 

Направляющий текст

3.Теотретическая работа

информирование

Освоение новых знаний

1

25

Выдает необходимые дид. матер. Дает инструкции по заполнению  схемы

По мере изучения теоретич. материала, заполняет схему и переносит в тетрадь

групповая

ИЛ-1- ИЛ-6

4.оценка теоретической работы

информирование

Самооценивание студентами уровня усвоения теоретического материала

1

15

Выдает студентам эталон тестовых заданий и оценочный лист, дает инструкции по заполнению оценочного листа

Сверяют свои ответы с эталоном, заполняют оценочный лист

Групповая работа

Эталон тестовых заданий и оценочный лист

5.планирование

Планирование и принятие решения

Планирование студентами хода выполнения задания

1-2

10 минут

Консультирует студентов

Работает с направляющим текстом, отвечает на предложенные вопросы

Индивидуальная работа

Направ. текст

6.Выполнение и контроль

выполнение

Выполнение поставленной задачи

2

20

Консультирует студентов по оформлению

Выполняют задание по вопросам, опираясь на схему

Индивидуальная работа

схема

контроль

Контроль за правильностью выполнения задания

1-2

10

Организует взаимоконтроль

Осуществляет взаимоконтроль и заносит полученные баллы в оценочный лист

Работа в парах

Оценочный лист

7.Оценка и заключение

оценка

Подведение итоговой отметки за урок

1

3

Консультирует студентов по переводу баллов отметку, подводит итоги урока

Переводят полученные баллы за урок в отметку

Индивидуальная работа

Оценочный лист

 


                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Направляющий текст

В техникуме стали появляться случаи манипулирования между студентами. Вам необходимо опираясь на конкретные ситуации определить тип манипулирования, причину и способы противостояния в зависимости от возможных последствий.

1 случай. В группе А студенты Иванов, петров, Сидоров систематически вымогают небольшие суммы денег у своих одногруппников.

2 случай. В группе Б староста настраивая студентов друг против друга пытается повысить свой социальный авторитет.

3 Случай. В группе В студент Козлов сообщает преподавателям о всех нарушителя среди одногруппников, тем самым пытаясь расположить педагогов к себе  для успешной сдачи сессии.

Информирование: всю необходимую информацию для выполнения задания вы можете найти на информационных листах (ИЛ-1, ИЛ-2, ИЛ-3, ИЛ-4, ИЛ-5, ИЛ-6). Проконтролируйте уровень усвоения изученной вами информации при выполнении тестовых заданий (тестовое задание 1-5).

Планирование: письменно ответьте на предложенные вопросы  и в группах обсудите вариативность ответов друг друга.

1.     Каковы причины данного случая манипулирования?

2.     К какому типу можно отнести студентов-манипуляторов?

3.     Опишите, какие приемы манипулирования были использованы?

4.     Спланируйте возможное поведение манипулятора.

5.     Выберите оптимальный способ противостояния манипуляторам.

Принятие решения: Совместно заполните листы тестовых заданий, опираясь на свои ответы, полученные на этапе планирования. Проверьте правильность заполнения листов тестовых заданий по эталону, прикрепленному на доске.

Выполнение: в соответствии с листами тестовых заданий ответьте индивидуально на предложенные в планировании вопросы.

Контроль: проконтролируйте качество своих ответов с помощью эталона  задания направляющего теста.

Оценка: оцените качество ответов опираясь на эталонный лист

Информационный лист – 1
 
Манипулирование – это распространенный стиль межличностного общения, целью которого является воздействие на организацию деятельности другого человека для получения определенной выгоды

Информационный лист – 2

Причины манипулирования


1. Недоверие. (Человек никогда не доверяет себе полностью. Сознательно или подсознательно он верит, что его спасение в других. Однако и другим он полностью не доверяет.)
2. Любовь. (Любовь – это победа, достичь которой нелегко. Это власть, которая позволяет манипулятору сделать из другой личности вещь.)
3. Неопределенность. (Человеку трудно переносить неопределенность, и он стремится преобразовать ситуацию в выгодную для себя сторону.)
4. Нежелание выдавать свои истинные эмоции и вступать в близкие отношения.
5. Желание получить одобрение, понравиться всем и каждому.

Информационный лист - 3
Типы манипуляторов

1.     Пассивный манипулятор прикидывается беспомощным и вялым. Преднамеренно демонстрирует свою слабость, бьет на жалость

2.     Активный манипулятор пытается управлять другими людьми с помощью активных методов, таких как угрозы, шантаж, заставляя уступить

3.     Соревнующийся манипулятор воспринимает жизнь как постоянный турнир. Бросает вызов и не позволяет выйти из игры

4.     Безразличный манипулятор играет в безразличие, старается уйти, устраниться от контактов. Демонстрирует, что его уже ничто не интересует и исход дела для него не важен, при этом заметно, что он обижен

Информационный лист – 4

Манипулятор может использовать следующие приемы


1. Обрушить на окружающих мешанину чувств, доводя их до полной растерянности.
2. Приберечь эмоции про запас, чтобы воспользоваться ими в удобный момент.
3. Приукрашивать нормальные чувства и отношения и пытаться представить их как свою добродетель, большую заслугу.
4. Применять угрозы («Ага! Вы так! Ну так я брошу школу!»)
5. Сознательно или бессознательно спекулировать хорошим отношением к себе («Ты меня не любишь, иначе бы ты…»)
6. Постоянно прибегать к сравнениям себя с другими, в которых звучит скрытый упрек («У всех есть, а у меня….»). Этот трюк часто используют дети, манипулируя своими родителями, когда рассказывают, что у всех знакомых есть, например, компьютер, а у них – «несчастных» - до сих пор нет.
7. Шантажировать вас («А я расскажу…»).
8. Настраивать людей друг против друга.
9. Демонстрировать свое подавленное состояние, вольно или невольно взывая к сочувствию. Бывает даже так называемая демонстративная депрессия.

Информационный лист – 5

Возможные последствия  противостояния:


1. Преждевременные извинения.
2. Отказ принимать борьбу всерьез.
3. Бегство, стремление избежать конфронтации лицом к лицу, например отмалчивание в ответ на упреки.
4. Использование интимных знаний о партнере.
5. Цепное реагирование: «примешивание» не относящихся к делу вопросов для того, чтобы организовать атаку.
6. Намеренное создание и усиление чувства эмоционального дискомфорта.
7. Предательство.
8. Косвенное нападение, например на некую персону, идею, которые дороги партнеру, - «удар рикошетом».
9. Они могут притворяться, что соглашаются с точкой зрения партнера, но делают это только ради кратковременного мира.
10. Дают обещания, но не делают никаких попыток их выполнить.
11. Требуют намного большего, чем партнер может дать.

Информационный лист – 6

1.Прежде всего попытайтесь понять, кто перед вами, т.е. разгадать манипулятора (иногда уже такая разгадка может «отрезвить» его). А дальше решайте – принимать его игру или нет. Если по каким-то причинам вы не хотите или не можете ее принять, скажите ему об этом прямо, но дипломатично. Порой этого бывает достаточно, чтобы заинтересованный в общении с вами человек сменил свою тактику.

2.Если вдруг такой открытый разговор не дал результата, а общения все же не избежать, то здесь главное правильно – не поддаваться на провокации, не «заводиться», сохранять хладнокровие и достоинство. Одна из самых эффективных техник воздействия на партнера – техника игнорирования. Всегда можно что-то не услышать, не заметить, не придать значения, т.е. обесценить. А обесценить усилия и «искусство» манипулятора – это уже немало.

 

                  

 

 

 

 

 


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2023