МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Институт повышения квалификации и переподготовки работников профессионального образования (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский государственный технологический университет»
Итоговая квалификационная работа
по курсу: Современные педагогические технологии профессионального обучения. Обучение в деятельности
Разработка плана урока по дисциплине «Социальная психология»
Тема: Манипулятивный стиль общения
(методика направляющего текста)
Выполнили:
Мансурова С.А. преподаватель психологии
Быкадорова Н.С. преподаватель менеджмента
Проверил:
Чуб Е.В., к.п.н., доцент
зав.каф. МиМПО
ИПКиПРПО-СибГТУ
Дисциплина: Социальная психология
Тема: Стили общения. Манипулирование.
Тип урока: Сообщение новых знаний
Цель урока:
1) раскрыть один из видов неконструктивного общения – манипулирование;
2) дать представление об особенностях манипулятивного стиля общения, проанализировать его проявления в поведении; причины, заставляющие людей использовать этот стиль, основные приемы манипуляции.
Задачи урока:
} Развивающая – развивать навыки распознавания и противостояния манипулированию со стороны других людей
} Воспитательная – способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения, воспитанию социально-психологических свойств личности
Ход урока
Этапы |
Фазы ПРД |
цель |
ПД |
время |
Содержание деятельности |
Метод и форма |
Средства обучения |
|
|
|
|
|
|
преподаватель |
студент |
|
|
1.Организационный момент |
|
Проверить готовность студентов к уроку |
0 |
2 |
Проверяет готовность студентов к уроку |
Готовится к уроку |
|
|
2.Сообщение темы и целей урока. Знакомство с поставленной задачей |
задание |
Мотивировать студентов на выполнение задания |
1 |
3 |
Сообщает тему урока, мотивирует на выполнение задания, выдает направляющий текст, инструктирует студентов по работе с направляющим текстом |
Записывает тему урока, знакомится с напр. текстом |
|
Направляющий текст |
3.Теотретическая работа |
информирование |
Освоение новых знаний |
1 |
25 |
Выдает необходимые дид. матер. Дает инструкции по заполнению схемы |
По мере изучения теоретич. материала, заполняет схему и переносит в тетрадь |
групповая |
ИЛ-1- ИЛ-6 |
4.оценка теоретической работы |
информирование |
Самооценивание студентами уровня усвоения теоретического материала |
1 |
15 |
Выдает студентам эталон тестовых заданий и оценочный лист, дает инструкции по заполнению оценочного листа |
Сверяют свои ответы с эталоном, заполняют оценочный лист |
Групповая работа |
Эталон тестовых заданий и оценочный лист |
5.планирование |
Планирование и принятие решения |
Планирование студентами хода выполнения задания |
1-2 |
10 минут |
Консультирует студентов |
Работает с направляющим текстом, отвечает на предложенные вопросы |
Индивидуальная работа |
Направ. текст |
6.Выполнение и контроль |
выполнение |
Выполнение поставленной задачи |
2 |
20 |
Консультирует студентов по оформлению |
Выполняют задание по вопросам, опираясь на схему |
Индивидуальная работа |
схема |
контроль |
Контроль за правильностью выполнения задания |
1-2 |
10 |
Организует взаимоконтроль |
Осуществляет взаимоконтроль и заносит полученные баллы в оценочный лист |
Работа в парах |
Оценочный лист |
|
7.Оценка и заключение |
оценка |
Подведение итоговой отметки за урок |
1 |
3 |
Консультирует студентов по переводу баллов отметку, подводит итоги урока |
Переводят полученные баллы за урок в отметку |
Индивидуальная работа |
Оценочный лист |
Направляющий текст
В техникуме стали появляться случаи манипулирования между студентами. Вам необходимо опираясь на конкретные ситуации определить тип манипулирования, причину и способы противостояния в зависимости от возможных последствий.
1 случай. В группе А студенты Иванов, петров, Сидоров систематически вымогают небольшие суммы денег у своих одногруппников.
2 случай. В группе Б староста настраивая студентов друг против друга пытается повысить свой социальный авторитет.
3 Случай. В группе В студент Козлов сообщает преподавателям о всех нарушителя среди одногруппников, тем самым пытаясь расположить педагогов к себе для успешной сдачи сессии.
Информирование: всю необходимую информацию для выполнения задания вы можете найти на информационных листах (ИЛ-1, ИЛ-2, ИЛ-3, ИЛ-4, ИЛ-5, ИЛ-6). Проконтролируйте уровень усвоения изученной вами информации при выполнении тестовых заданий (тестовое задание 1-5).
Планирование: письменно ответьте на предложенные вопросы и в группах обсудите вариативность ответов друг друга.
1. Каковы причины данного случая манипулирования?
2. К какому типу можно отнести студентов-манипуляторов?
3. Опишите, какие приемы манипулирования были использованы?
4. Спланируйте возможное поведение манипулятора.
5. Выберите оптимальный способ противостояния манипуляторам.
Принятие решения: Совместно заполните листы тестовых заданий, опираясь на свои ответы, полученные на этапе планирования. Проверьте правильность заполнения листов тестовых заданий по эталону, прикрепленному на доске.
Выполнение: в соответствии с листами тестовых заданий ответьте индивидуально на предложенные в планировании вопросы.
Контроль: проконтролируйте качество своих ответов с помощью эталона задания направляющего теста.
Оценка: оцените качество ответов опираясь на эталонный лист
Информационный лист – 1
Манипулирование – это распространенный стиль межличностного общения, целью
которого является воздействие на организацию деятельности другого человека для
получения определенной выгоды
Информационный лист – 2
Причины манипулирования
1. Недоверие. (Человек никогда не доверяет себе полностью. Сознательно
или подсознательно он верит, что его спасение в других. Однако и другим он
полностью не доверяет.)
2. Любовь. (Любовь – это победа, достичь которой нелегко. Это власть,
которая позволяет манипулятору сделать из другой личности вещь.)
3. Неопределенность. (Человеку трудно переносить неопределенность, и он
стремится преобразовать ситуацию в выгодную для себя сторону.)
4. Нежелание выдавать свои истинные эмоции и вступать в близкие отношения.
5. Желание получить одобрение, понравиться всем и каждому.
Информационный лист - 3
Типы манипуляторов
1. Пассивный манипулятор прикидывается беспомощным и вялым. Преднамеренно демонстрирует свою слабость, бьет на жалость
2. Активный манипулятор пытается управлять другими людьми с помощью активных методов, таких как угрозы, шантаж, заставляя уступить
3. Соревнующийся манипулятор воспринимает жизнь как постоянный турнир. Бросает вызов и не позволяет выйти из игры
4. Безразличный манипулятор играет в безразличие, старается уйти, устраниться от контактов. Демонстрирует, что его уже ничто не интересует и исход дела для него не важен, при этом заметно, что он обижен
Информационный лист – 4
Манипулятор может использовать следующие приемы
1. Обрушить на окружающих мешанину чувств, доводя их до полной растерянности.
2. Приберечь эмоции про запас, чтобы воспользоваться ими в удобный момент.
3. Приукрашивать нормальные чувства и отношения и пытаться представить их как
свою добродетель, большую заслугу.
4. Применять угрозы («Ага! Вы так! Ну так я брошу школу!»)
5. Сознательно или бессознательно спекулировать хорошим отношением к себе («Ты
меня не любишь, иначе бы ты…»)
6. Постоянно прибегать к сравнениям себя с другими, в которых звучит скрытый
упрек («У всех есть, а у меня….»). Этот трюк часто используют дети, манипулируя
своими родителями, когда рассказывают, что у всех знакомых есть, например,
компьютер, а у них – «несчастных» - до сих пор нет.
7. Шантажировать вас («А я расскажу…»).
8. Настраивать людей друг против друга.
9. Демонстрировать свое подавленное состояние, вольно или невольно взывая к
сочувствию. Бывает даже так называемая демонстративная депрессия.
Информационный лист – 5
Возможные последствия противостояния:
1. Преждевременные извинения.
2. Отказ принимать борьбу всерьез.
3. Бегство, стремление избежать конфронтации лицом к лицу, например отмалчивание
в ответ на упреки.
4. Использование интимных знаний о партнере.
5. Цепное реагирование: «примешивание» не относящихся к делу вопросов для того,
чтобы организовать атаку.
6. Намеренное создание и усиление чувства эмоционального дискомфорта.
7. Предательство.
8. Косвенное нападение, например на некую персону, идею, которые дороги
партнеру, - «удар рикошетом».
9. Они могут притворяться, что соглашаются с точкой зрения партнера, но делают
это только ради кратковременного мира.
10. Дают обещания, но не делают никаких попыток их выполнить.
11. Требуют намного большего, чем партнер может дать.
Информационный лист – 6
1.Прежде всего попытайтесь понять, кто перед вами, т.е. разгадать манипулятора (иногда уже такая разгадка может «отрезвить» его). А дальше решайте – принимать его игру или нет. Если по каким-то причинам вы не хотите или не можете ее принять, скажите ему об этом прямо, но дипломатично. Порой этого бывает достаточно, чтобы заинтересованный в общении с вами человек сменил свою тактику.
2.Если вдруг такой открытый разговор не дал результата, а общения все же не избежать, то здесь главное правильно – не поддаваться на провокации, не «заводиться», сохранять хладнокровие и достоинство. Одна из самых эффективных техник воздействия на партнера – техника игнорирования. Всегда можно что-то не услышать, не заметить, не придать значения, т.е. обесценить. А обесценить усилия и «искусство» манипулятора – это уже немало.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.