Работа над ритмами
В подготовительных классах учат детей отделять один слог от ряда слогов, а на специальных фронтальных занятиях — определять на слухо-зрительной и слуховой основе количество звучаний в пределах трех.
По мере того как дети овладевают этими умениями, педагог приступает к целенаправленной работе над воспроизведением ритма звучаний.
Далее учат воспроизводить вначале двусложные ритмы (типа ТАта и таТА), а затем и трехсложные (типа TAmama, шаТАша, mamaTA).
С этой целью проводятся разнообразные упражнения, в ходе которых дети отхлопывают, отстукивают ритмы, изображают их дирижированием.
Важно, чтобы движение на ударный слог отличалось от движения на безударный.
Вначале воспроизведение слога, находящегося под ударением, сопровождается движением не только более длительным, широким, но и каче- ственно другим, например:
- сидя ударять ладошками по коленям, произнося безударный слог па, и кулачками по полу — ударный — ПА (при воспроизведении дву- сложных ритмов паПА или ПАпа);
- сидя или стоя хлопать в ладоши на безударный слог — та и по ногам
— на ударный — ТА (при воспроизведении трехсложных ритмов ТА-nama, maTAma, mamaTA);
- сидя ударять мячом о пол, произнося безударный слог — та, вытягивать руки с мячом вперед—на ударный слог — ТА (воспроизводя двух-, трехсложные ритмы);
- стоя, держа руки, сжатые в кулаки, у груди, на безударный слог руки резко опустить вниз — па, на ударный отвести в стороны-вниз — ПА (при воспроизведении двух-, трехсложных ритмов).
В случаях когда тот или иной ребенок затрудняется в воспроизведении ритма, педагог выполняет упражнение вместе с ним, его руками.
Постепенно движения при произнесении ударного и безударных слогов начинают отличаться только по амплитуде и длительности, например, при отхлопывании ритмов, их отстукивании (рукой или ногой), дирижировании и т.п.
В процессе занятия учат воспроизведению повторяющихся ритмов типа ТАтаТАтаТА-та или папаПАпапаПАпапаПА. При этом они могут ходить по кругу, шагать на месте, хлопать в ладоши и т.п.
По мере того как дети овладевают этим умением, упражнения усложняются: им предлагается сочетать произнесение повторяющихся ритмов с изменением силы голоса или темпа воспроизведения, например:
- отхлопывать ритм ПАпаПАпаПАпа в разном темпе: медленно, в нормальном темпе и быстро;
- шагать на месте, произнося ритм ТА-mamaTAmama тихим голосом и слегка поднимая ноги, голосом нормальной громкости и средним
- подниманием ног, громким с высоким поднятием колен.
Предлагаются также упражнения в воспроизведении ритма слов, фраз, простых стихов, например:
mamaTOmamaTO — молоко, молоко, mamamaTETmamamaTET — велосипед, велосипед, шаТУтата таТО — на улице тепло.
Дети отхлопывают эти ритмы, отстукивают, воспроизводят дирижированием; в них, как правило, сохраняется ударный гласный.
Детей учат не только воспроизводить ритм слов, но и подбирать их по ритму, предложенному педагогом. Например, узнавать, ритм какого из трех
— пяти слов отхлопал взрослый: каша, весна, тапочки, собака, виноград.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.