"Работа по слоговым рядам"

  • doc
  • 01.07.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Работа со слоговыми рядами.doc

Работа со слоговыми рядами

Ряды слогов, предлагаемые для воспроизведения, должны состоять из звуков, хорошо произносимых ребёнком.

Последовательность слоговых упражнений с постепенным их усложнением за счёт составляющих элементов:

а) прямые слоги с одинаковыми гласными: МА-ПА-ТА;

б) прямые слоги с одинаковыми согласными и разными гласными: ТА-ТО-ТУ;

в) обратные слоги с разными согласными: АП-АМ-АХ;

г) обратные слоги с разными гласными и согласными: ОП-УХ-АМ;

д) закрытые и открытые слоги с разными гласными и согласными: ПА-АМ-АХ, АТ-ФО-УХ-ЭИ.

Кроме того, количество слогов для запоминания постепенно увеличивается с двух до четырёх; сначала их произносят медленно, но постепенно темп речи ускоряется. При дифференциации в слоги включаются родственные звуки: РА-ЛА-РА-ЛА..., ЛО-РО-ЛО-РО; более сложное задание — ряды слогов с измененной последовательностью составляющих элементов: РА-ЛА-ЛА-РА, ЛО-РО-ЛО-ЛО, РУ-РУ-ЛУ-РУ и т. п.

Игровые приёмы в работе со слогами

1. «Не пропусти слог».

Детям предлагается показать фигурку-символ (шарик, фонарик...), когда прозвучит заданный слог в ряду других, например МА: МА-ПА-ТА-МА-ФА-МА-ВА-КА-МА... Во избежание узнавания слога по артикуляции губ обучающий прикрывает рот экраном.

2. «Живые слоги».

Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.

3. «Цепочка».

Слоги произносятся по очереди: ПА-ТА-МА-ПА-ТА-МА... ТО-ПУ-АХ...

4. «Посчитай».

Ребята воспроизводят хлопками услышанное количество слогов.

5. «Вспомни чужой голосок».

Обучающий показывает изображения животных и птиц; дети произносят звукоподражания, например, корове, барану и курице: МУ-БЭ-КО-ВО; картинки убираются, слоги повторяются по памяти.

6.«Какой слог лишний?»

Слоговые ряды: КО-КО-КУ-ВО, АХ-АХ-АХ-АХ.

7. «Запомни и повтори».

Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки: СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-ЗО-СО-ЗО, СУ-ЗУ-СУ-СУ.

Упражнения на анализ рядов изолированных гласных и слогов являются подготовительными, облегчающими узнавание звука в слове и деление слов на слоги.