Теория работы с деформированными текстами включает понятия о видах упражнений, методике проведения уроков и примерах заданий. Деформированный текст — это искажённый текст: с нарушением последовательности изложения мыслей, с пропуском или искажением каких-то слов, предложений, без которых текст непонятен. Цель таких упражнений — помочь учащимся осознать структуру связного текста, привлечь внимание к логической стороне речи, развивать умение передавать мысли в нужной последовательности.
Виды
Некоторые виды упражнений для работы с деформированными текстами:
· Восстановление текста по картинному плану. Ученики самостоятельно восстанавливают текст после предварительной словарной работы. В 3–4 классах работа усложняется: предлагается картинный план с одной пропущенной картинкой, затем с двумя (остаются лишь опорные).
· Восстановление текста по демонстрации действий и инсценировкам. События происходят на глазах у учеников, материал увязывается с программой по формированию грамматического строя языка и развитию устной речи. Можно использовать, например, сценки из жизни класса.
· Восстановление текста по впечатлениям, событиям из личного опыта. Готовит учащихся к самостоятельному, связному и последовательному изложению своих мыслей. Дети соотносят свои впечатления с их письменным выражением.
Методика
Некоторые рекомендации для учителей:
· Продумывать визуальные опоры. Например, восстанавливая текст повествовательного характера, обращать внимание на логику событий: повествование можно проиллюстрировать серией картинок, например, в виде комикса.
· Давать предложения в визуальном виде: записывать на доске, проецировать на экран или выдавать каждому ученику (предварительно тиражировать).
· При первом выполнении упражнения после ознакомительного чтения рекомендуется провести беседу по содержанию предложений.
· Усложнять задачи на каждом уроке. На определённом этапе можно провести взаимопроверку путём обмена тетрадями, после чего каждый называет удачные заголовки и хорошее начало текста.
Примеры
Некоторые задания для работы с деформированными текстами:
· Расположить предложения так, чтобы получился связный текст. Например, расположить предложения: «Он жалобно разевал клюв и вертел головой», «Каждое утро мы с сестрой бегали на речку».
· Составить предложения из слов и записать текст, озаглавить его. Например, из данных слов составить предложения, записать текстом, текст озаглавить.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.