Работа с деформированными текстами

  • docx
  • 25.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Работа с деформированными текстами.docx

Теория работы с деформированными текстами включает понятия о видах упражнений, методике проведения уроков и примерах заданий. Деформированный текст — это искажённый текст: с нарушением последовательности изложения мыслей, с пропуском или искажением каких-то слов, предложений, без которых текст непонятен. Цель таких упражнений — помочь учащимся осознать структуру связного текста, привлечь внимание к логической стороне речи, развивать умение передавать мысли в нужной последовательности. 

Виды

Некоторые виды упражнений для работы с деформированными текстами:

·         Восстановление текста по картинному плану. Ученики самостоятельно восстанавливают текст после предварительной словарной работы. В 3–4 классах работа усложняется: предлагается картинный план с одной пропущенной картинкой, затем с двумя (остаются лишь опорные).

·         Восстановление текста по демонстрации действий и инсценировкам. События происходят на глазах у учеников, материал увязывается с программой по формированию грамматического строя языка и развитию устной речи. Можно использовать, например, сценки из жизни класса.

·         Восстановление текста по впечатлениям, событиям из личного опыта. Готовит учащихся к самостоятельному, связному и последовательному изложению своих мыслей. Дети соотносят свои впечатления с их письменным выражением.

 Методика

Некоторые рекомендации для учителей:

·         Продумывать визуальные опоры. Например, восстанавливая текст повествовательного характера, обращать внимание на логику событий: повествование можно проиллюстрировать серией картинок, например, в виде комикса.

·         Давать предложения в визуальном виде: записывать на доске, проецировать на экран или выдавать каждому ученику (предварительно тиражировать).

·         При первом выполнении упражнения после ознакомительного чтения рекомендуется провести беседу по содержанию предложений.

·         Усложнять задачи на каждом уроке. На определённом этапе можно провести взаимопроверку путём обмена тетрадями, после чего каждый называет удачные заголовки и хорошее начало текста.

Примеры

Некоторые задания для работы с деформированными текстами:

·         Расположить предложения так, чтобы получился связный текст. Например, расположить предложения: «Он жалобно разевал клюв и вертел головой», «Каждое утро мы с сестрой бегали на речку».

·         Составить предложения из слов и записать текст, озаглавить его. Например, из данных слов составить предложения, записать текстом, текст озаглавить.