РАБОТА С КОХЛЕАРНО-ИМПЛАНТИРОВАННЫМИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ВОСПИТАННИКАМИ В УСЛОВИЯХ СЛУХО-РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по адоптивным образовательным программам №1 г. Энгельса».
Глухой ребёнок с КИ получает возможность научиться понимать речь и говорить. Сегодня уже не возникает сомнения, что кохлеарная имплантация является самым эффективным методом реабилитации глухих детей. Тема актуальна и в связи с тем, что в медицинских центрах России, где проводятся операции кохлеарной имплантации дети не проходят послеоперационную реабилитацию. Послеоперационная реабилитация – самый длительный и трудоёмкий этап. Её цель – научить ребёнка слышать и понимать речь с помощью импланта, а также говорить. Как показывает опыт, важнейшую роль в успешной реабилитации детей с кохлеарным имплантом играет организация этого процесса по месту жительства (семья, местные специалисты). Для организации обучения имплантированных детей должны соблюдаться два основных условия: ребенок должен постоянно находиться в нормальной речевой среде и получать систематическую коррекционную помощь.
Коррекционную помощь оказывают опытные педагоги: учитель – дефектолог, учитель начальных классов, педагог – психолог, педагог второй половины дня (воспитатель), музыкальный руководитель, педагог по физической культуре, педагоги дополнительного образования. Имплантированные дети посещают музыкально-ритмические занятия, фронтальные занятия в слуховом кабинете по развитию речевого слуха, групповые и индивидуальные занятия по психокоррекции, а также индивидуальные коррекционные занятия по формированию произношения и развитию слухового восприятия.
Широкие возможности для развития общения учащихся между собой открываются в тех случаях, когда урок ведет «маленький учитель». Он становится центральной фигурой на уроке: дает задания, следит за работой учащихся, оценивает их деятельность, принимает от них отчет; а учитель оказывается, как бы в стороне. Но совершенно очевидно, что именно учитель руководит и направляет деятельность всех учеников в классе, но уже не непосредственно, а через «маленького учителя». В целях слухоречевой реабилитации детей с КИ роль «маленького учителя» предлагалась именно этим обучающимся. Приём используется на этапах проведения организационного момента, обобщения по теме.
В нашей школе обучаются 11 кохлеарно имплантированных обучающихся воспитанников, из них 2 человека имеют лёгкую умственную отсталость, 2 человека-ЗПР, 1 ребёнок-гипоксически-ишемическое поражение ЦНС, также у одного обучающегося воспитанника имеется F83 и энцефалопатия, и 5 человек не имеют сопутствующих заболеваний. В этом учебном году кохлеарный имплант получила Алина, учащаяся 7 »А» класса.
Все дети индивидуальны и речь у них развивается и воспринимается индивидуально. И на всё это влияет много факторов: сохранность интеллекта, возраст, когда они были имплантированы и конечно слухоречевая среда.
Слухоречевая среда обеспечивает формирование познавательной деятельности обучающихся и их слухоречевой развитие как единого целого, наиболее полное приобщение к социуму, усвоение духовно-культурных ценностей общества, что содействует наиболее полной социальной адаптации неслышащих детей.
Тютюнник Ю. В.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.