Работа со звуками Ц - Ч -
1. Покажите ребенку картинки с изображением предметов или игрушек, в названии которых есть звук ц или ч (ц и ч). Предложите произнести слова так, чтобы ясно слышались эти звуки:
цццыпленок — чччайник, куриццца — очччки, огуреццц — ключчч, цццепочччка.
2. Прочитайте ребенку текст «Измени слово»; проследите, чтобы он не только правильно выполнил задание, но и четко произносил звуки ч и ц.
ИЗМЕНИ СЛОВО
Маленькую девочку звали Таня. Она всегда произносила свое имя так, что в нем слышался звук ч. Как она себя называла? (Ребенок отвечает: «Танечка».) Все окружающие ее предметы она называла так, что слышался звук ч: мамина кофта — кофточка, совок, с которым любила играть,— совочек, лента, которую мама вплетала ей в косу, называла ... Как? («Ленточка».) А как она называла вазу? («Вазочка».) Чашку? («Чашечка».) Собаку? («Собачка».) Ложку? («Ложечка».) И детей, с которыми она играла, звала так, что в их имени был звук ч. Когда Таня просила у Марины куклу, она говорила: «Мариночка, дай мне, пожалуйста, твою куклу». Лену она называла ... Как? («Леночка».) Оксану? («Оксаночка».) А как она называла Тамару? Раю? Вову? Нину? Свету? (Ребенок отвечает.)
У Тани был брат. Звали его Костя. А как звала его Таня? Таня называла своего брата Косточкой. Костя очень обижался за это на свою сестру и всегда поправлял ее. Ему нравился больше звук ц, и он произносил слова так, чтобы в них вместо звука ч был звук ц. Скажет Таня: «Это блюдечко». Костя обязательно поправит: «Не блюдечко, а блюдце». Назовет Таня лису — лисичкой, Костя исправит: «Не лисичка, а лисица». Таня называет зайчик, он — заяц, Таня говорит: «Курочка, овечка, огурчик, пальчик, колечко». А-как сказал бы Костя? (Ребенок произносит слова со звуком ц. Взрослый следит, чтобы звуки он произносил четко.)
3. Поупражняйте ребенка в четком произнесении звуков ц и ч в чистоговорках.
Ча-ца-ца — стоит мальчик у крыльца.
Ца-ча-ча — растет птенчик у грача.
У волчицы волчата, у курицы и у цапли цыплята.
4. Предложите ребенку отгадать загадки и определить, какой Из звуков — ц или ч — есть в слове-отгадке.
Два близнеца, два братца на нос верхом садятся. (Очки.)
Он упрямый и пузатый, больно бьют его ребята.
Отчего беднягу бьют — оттого, что он надут. (Мяч.)
Зимой беленький, летом серенький.
Никого не обижает, а всех сам боится. (Заяц.)
Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник.) *
5. Предложите ребенку выделить во фразах сначала слова, в которых есть звук ц, а затем со звуком ч.
Курица вывела на прогулку цыплят.
У цапли вывелись птенцы.
Девочка везет тачку.
Девочка пьет чай из чашки.
Пчела сидит на цветке.
Солнце показалось из-за тучи.
Мальчик поливает цветы.
Бабочка сидит на цветке.
У куклы есть чашка с блюдцем.
Скучная картина!
Тучи без конца.
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
/А. Плещеев/
6. Выучите с ребенком поговорки, объясните их значение.
Дело мастера боится.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Кончил дело — гуляй смело.
7. Выучите стихотворения, следите за тем, чтобы ребенок читал их выразительно, четко произносил отрабатываемые звуки.
А зимой
В реке вода
Не боится Холода.
Быстро спрячется
Под лед
И течет себе, течет.
/В. Соломин/
ПТИЦА
Два крыла петух развел,
Стал петух гордиться: —
Я,— сказал он,—
Не орел.
Но немножко птица.
Если очень захочу,—
Закричу и полечу.
/Г. Остер/
МИШКА
Замело пути-дороги
Белым снегом за селом.
Мишка сладко спит в берлоге.
Там, где частый бурелом.
В небе звездочка искрится,
В колокольчик полночь бьет.
Мишке бочка мёда снится
Снова в ночь под
Новый год.
/Е. Александрова/
Солнце ласково смеется,
И с пригорка звонко льется
Светит ярче, горячей.
Разговорчивый ручей.
/Я. Колас, перевод с белорусского Е. Благининой/
Запомните считалку.
Начинается считалка:
На дубу — Скворец и галка.
Улетел домой скворец.
И считалочке — Конец.
8. Проверьте, как ребенок различает на слух и в произношении звуки ч и ц. Для этого рассмотрите с ним рисунок «В магазине». Пусть он также перечислит слова-названия игрушек со звуком ц, при рассматривании рисунков «Елка» и «Елка в «Детском мире» — слова-названия со звуком ч.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.