Работа со звуками Ц - Ч -
Оценка 4.7

Работа со звуками Ц - Ч -

Оценка 4.7
docx
28.10.2021
Работа со звуками  Ц - Ч -
Работа со звуками Ц Ч.docx

Работа со звуками  Ц - Ч -

 

1. Покажите ребенку картинки с изображением предметов или игрушек, в названии которых есть звук ц или ч (ц и ч). Предложите произнести слова так, чтобы ясно слышались эти звуки:

 

цццыпленок — чччайник, куриццца — очччки, огуреццц — ключчч, цццепочччка.

 

2. Прочитайте ребенку текст «Измени слово»; проследите, чтобы он не только правильно выполнил задание, но и четко произносил звуки ч и ц.

 

ИЗМЕНИ СЛОВО

 

Маленькую девочку звали Таня. Она всегда произносила свое имя так, что в нем слышался звук ч. Как она себя называла? (Ребенок отвечает: «Танечка».) Все окружающие ее предметы она называла так, что слышался звук ч: мамина кофта — кофточка, совок, с которым любила играть,— совочек, лента, которую мама вплетала ей в косу, называла ... Как? («Ленточка».) А как она называла вазу? («Вазочка».) Чашку? («Чашечка».) Собаку? («Собачка».) Ложку? («Ложечка».) И детей, с которыми она играла, звала так, что в их имени был звук ч. Когда Таня просила у Марины куклу, она говорила: «Мариночка, дай мне, пожалуйста, твою куклу». Лену она называла ... Как? («Леночка».) Оксану? («Оксаночка».) А как она называла Тамару? Раю? Вову? Нину? Свету? (Ребенок отвечает.)

 

У Тани был брат. Звали его Костя. А как звала его Таня? Таня называла своего брата Косточкой. Костя очень обижался за это на свою сестру и всегда поправлял ее. Ему нравился больше звук ц, и он произносил слова так, чтобы в них вместо звука ч был звук ц. Скажет Таня: «Это блюдечко». Костя обязательно поправит: «Не блюдечко, а блюдце». Назовет Таня лису — лисичкой, Костя исправит: «Не лисичка, а лисица». Таня называет зайчик, он — заяц, Таня говорит: «Курочка, овечка, огурчик, пальчик, колечко». А-как сказал бы Костя? (Ребенок произносит слова со звуком ц. Взрослый следит, чтобы звуки он произносил четко.)

 

3. Поупражняйте ребенка в четком произнесении звуков ц и ч в чистоговорках.

 

Ча-ца-ца — стоит мальчик у крыльца.

Ца-ча-ча — растет птенчик у грача.

У волчицы волчата, у курицы и у цапли цыплята.

 

4. Предложите ребенку отгадать загадки и определить, какой Из звуков — ц или ч — есть в слове-отгадке.

 

Два близнеца, два братца на нос верхом садятся. (Очки.)

 

Он упрямый и пузатый, больно бьют его ребята.

Отчего беднягу бьют — оттого, что он надут. (Мяч.)

 

Зимой беленький, летом серенький.

Никого не обижает, а всех сам боится. (Заяц.)

 

Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник.) *

 

5. Предложите ребенку выделить во фразах сначала слова, в которых есть звук ц, а затем со звуком ч.

 

Курица вывела на прогулку цыплят.

У цапли вывелись птенцы.

Девочка везет тачку.

Девочка пьет чай из чашки.

Пчела сидит на цветке.

Солнце показалось из-за тучи.

Мальчик поливает цветы.

Бабочка сидит на цветке.

У куклы есть чашка с блюдцем.

 

Скучная картина!

Тучи без конца.

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца...

/А. Плещеев/

 

6. Выучите с ребенком поговорки, объясните их значение.

 

Дело мастера боится.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Кончил дело — гуляй смело.

7. Выучите стихотворения, следите за тем, чтобы ребенок читал их выразительно, четко произносил отрабатываемые звуки.

 

А зимой

В реке вода

Не боится Холода.

Быстро спрячется

Под лед

И течет себе, течет.

/В. Соломин/

 

ПТИЦА

 

Два крыла петух развел,

Стал петух гордиться: —

Я,— сказал он,—

Не орел.

Но немножко птица.

Если очень захочу,—

Закричу и полечу.

/Г. Остер/

 

МИШКА

 

Замело пути-дороги

Белым снегом за селом.

Мишка сладко спит в берлоге.

Там, где частый бурелом.

В небе звездочка искрится,

В колокольчик полночь бьет.

Мишке бочка мёда снится

Снова в ночь под

Новый год.

/Е. Александрова/

 

Солнце ласково смеется,

И с пригорка звонко льется

Светит ярче, горячей.

Разговорчивый ручей.

/Я. Колас, перевод с белорусского Е. Благининой/

 

Запомните считалку.

 

Начинается считалка:

На дубу — Скворец и галка.

Улетел домой скворец.

И считалочке — Конец.

 

8. Проверьте, как ребенок различает на слух и в произношении звуки ч и ц. Для этого рассмотрите с ним рисунок «В магазине». Пусть он также перечислит слова-названия игрушек со звуком ц, при рассматривании рисунков «Елка» и «Елка в «Детском мире» — слова-названия со звуком ч.


 

Работа со звуками Ц - Ч - 1

Работа со звуками Ц - Ч - 1

Предложите ребенку выделить во фразах сначала слова, в которых есть звук ц, а затем со звуком ч

Предложите ребенку выделить во фразах сначала слова, в которых есть звук ц, а затем со звуком ч

В небе звездочка искрится, В колокольчик полночь бьет

В небе звездочка искрится, В колокольчик полночь бьет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2021