РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
психологическая работа +1
Взрослым
26.04.2018
Исследование синдрома эмоционального выгорания у педагогов. В работе была исследована проблема: какие факторы в наибольшей мере влияют на развитие синдрома эмоционального выгорания у преподавателей образовательных учреждений и возможна ли целенаправленная коррекция данного синдрома у педагогов? Практическая значимость работы: данное исследование поможет получить психолого-педагогический опыт проведения тренингов, направленных на психокоррекцию синдрома эмоционального выгорания, а так же уменьшить его выраженность у педагогов образовательных учреждений, принявших участие в эксперименте. Так же знания о способах преодоления синдрома позволит данным преподавателям в дальнейшем бороться с факторами провоцирующих этот синдром. Результаты исследования можно будет использовать педагогам-психологам в работе, направленной на коррекцию синдрома эмоционального выгорания преподавателей других учебных заведений. Данный материал может стать опорой для практических психологов, которые занимаются проведением тренингов по преодолению синдрома эмоционального выгорания специалистов других сфер деятельности (врачи, социальные работники, воспитатели детских садов и школьные учителя).
Науч.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Шуйский филиал ИвГУ
Кафедра психологии и социальной педагогики
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)
РАБОТА ПЕДАГОГАПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Направление подготовки:
44.03.02 Психологопедагогическое образование
Направленность (профиль)
образовательной программы:
Выпускную квалификационную работу
выполнила:
Психология и социальная педагогика
студентка 4 курса заочной формы обучения
факультета
психологии
_______________ Кондратович Надежда Сергеевна
педагогики
и
Руководитель выпускной
квалификационной работы:
доктор психологических наук, доцент
_______________ Зобнина Татьяна Венеровна
«Рекомендовать к защите»
Работа защищена с оценкой
_____________________________
Заведующий кафедрой психологии и социальной
педагогики ________________
Кузьменко И.В.
протокол заседания кафедры № ____
от «_____» _______________ 20___ г.
Председатель государственной экзаменационной
комиссии __________________ Зобков В.А.
«_____» _____________________20___ г.
1 Шуя, 2016
Содержание
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1 Теоретический анализ трудов по проблеме особенностей синдрома
эмоционального выгорания у педагогов………………………………………...7
1.2 Характеристика профессиональной деятельности педагогов…………….12
1.3 Проявление синдрома эмоционального выгорания в педагогической
профессии………………………………………………………………………...16
1.4 Методика коррекционной работы с педагогами по снижению синдрома
эмоционального выгорания……………………………………………………..19
Выводы по 1 главе…………………………………………………………...…..23
Глава 2. Исследование синдрома эмоционального выгорания у педагогов
2.1 Организация и методы исследования ………………...…………………....24
2.2 Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
эксперимента…………………………………………………………… ….…..27
Выводы по главе 2……………………………………………………………….32
Глава 3. Результаты формирующего эксперимента…………………………...41
3.1.
Содержание коррекционной программы для преподавателей
«Преодоление синдрома эмоционального выгорания»……………………….41
3.2
Результаты контрольного этапа эксперимента………..……………......44
Выводы по 3 главе……………………………………………………………….46
Заключение……………………………………………………………………….48
Список литературы………………………………………………………………50
Приложение…………………………………………………………………..…..55
Актуальность исследования синдрома эмоционального выгорания у
Введение
педагогов, обуславливается ее высокой социальной значимостью и широкой
распространенностью. Проблема психологического благополучия учителя
является одной из актуальных проблем социальной работы и современной
педагогической психологии. В связи с этим большое значение приобретает
2 изучение феномена выгорания, как психологического явления, оказывающего
негативное воздействие на психофизическое здоровье и эффективность
деятельности педагога.
Профессиональной деятельности принадлежит существенное место в
жизни человека. При этом роль профессии носит не только позитивный, порой
негативный и даже разрушительный характер по отношению к личности.
Одним из таких последствий является синдром эмоционального выгорания,
снижающий эффективность профессиональной деятельности и пагубно
влияющий на личность и здоровье.
Педагоги наиболее подвержены возникновению синдрома
эмоционального выгорания. К основным факторам, обуславливающим их
выгорание, относят ежедневную психическую перегрузку, высокую
ответственность за учеников, самоотверженную помощь, дисбаланс между
интеллектуальноэнергетическим
моральноматериальным
затратами,
вознаграждением, ролевыми конфликтами и поведением «трудных» учащихся.
С учетом данной проблемы была выбрана тема выпускной
квалификационной работы, в которой будут исследоваться факторы,
оказывающие наибольшее влияние на развитие синдрома эмоционального
выгорания.
Проблема исследования: какие факторы в наибольшей мере влияют на
развитие синдрома эмоционального выгорания у преподавателей
образовательных учреждений и возможна ли целенаправленная коррекция
данного синдрома у педагогов?
Целью исследования является изучение синдрома эмоционального
выгорания, разработка и апробация программы его коррекции у
преподавателей образовательных учреждений.
Объект исследования: синдром эмоционального выгорания у
педагогов.
Предмет исследования: особенности синдрома эмоционального
выгорания у преподавателей образовательных учреждений.
Гипотезами исследования послужили следующие предположения:
3 на развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние
личностные качества педагогов, такие как невротичность, раздражительность,
застенчивость, эмоциональная лабильность;
при использовании составленной коррекционной программы,
учитывающей факторы возникновения синдрома эмоционального выгорания у
конкретных преподавателей, наблюдается снижение выраженности синдрома
эмоционально выгорания, а также снижение уровня невротичности,
депрессивности,
Этому
способствует создание благоприятного фона, чувства коллективизма, помощь
эмоциональной лабильности.
застенчивости,
в осознании негативных последствий стресса и, в первую очередь,
возможностей, связанных с раскрытием ресурсов личности, переживающей
стресс, которые помогут избавиться от деструктивного влияния синдрома
эмоционального выгорания.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научной психологопедагогической литературы,
посвященной проблемам эмоционального выгорания, состояния
стресса, стрессоустойчивости, тревожности и влияния этих
состояний на эффективность деятельности.
2. Охарактеризовать профессиональную деятельность педагога.
3. Рассмотреть проявление синдрома эмоционального выгорания
педагогов.
4. Провести исследование уровня эмоционального выгорания
педагогов.
5. Определить методику коррекционной работы с педагогами по
снижению синдрома эмоционального выгорания.
6. Составить и апробировать программу, направленную на коррекцию
синдрома эмоционального выгорания у преподавателей, принявших
участие в исследовании, выявить ее эффективность.
Теорикометодологические основы исследования:
в работе
использовались требования к личности преподавателя, сформулированные
Пидкасистым П.И., Юзефавичусом Т.А., Крутецким В.А., Щербаковым А.И.,
4 Гоноболиным Ф.Н.,. Теплов Б.М. положения в трудах КанКалика В.А.,
Овчаровой Р.В., Митиной Л.М., Медведевой Н.И. об адаптации работников
сферы образования к условиям профессиональной деятельности. В своей
работе мы опирались на исследования факторов эмоционального выгорания
таких авторов как: Кондо К., Фрейденберг Х. Дж., Бойко В.В., Роджерс К.Р.,
Шредер Х., Ковальчук В.И.
Методологические принципы:
принцип системности, предполагающий, что любые психические
явления являются целой системой взаимодействующих друг с другом
компонентов;
принцип активности, с позиции которого человек является активным
созидателем собственной жизни и инициатором преобразования окружающего
мира;
принцип детерминизма, предполагающий, что у любого психического
явления есть факторы, порождающие его.
База исследования: исследование синдрома эмоционального выгорания
было проведено на базе МКОУ Заволжский лицей города Заволжск
Ивановской области.
Методы исследования:
теоретические (анализ психологический и психологопедагогической
литературы, периодических изданий, индукция, дедукция, моделирование);
эмпирические
(анкетирование,
тестирование,
психолого
педагогический эксперимент);
методы математикостатической обработки результатов исследования
(определение значений критерия Хиквадрат, критерия Uкритерия Манна
Уитни, парного tкритерия Стьюдента).
Практическая значимость работы: данное исследование поможет
получить психологопедагогический опыт проведения тренингов,
направленных на психокоррекцию синдрома эмоционального выгорания, а так
же уменьшить его выраженность у педагогов образовательных учреждений,
принявших участие в эксперименте. Так же знания о способах преодоления
синдрома позволит данным преподавателям в дальнейшем бороться с
5 факторами провоцирующих этот синдром. Результаты исследования можно
будет использовать педагогампсихологам в работе, направленной на
коррекцию синдрома эмоционального выгорания преподавателей других
учебных заведений. Данный материал может стать опорой для практических
психологов, которые занимаются проведением тренингов по преодолению
синдрома эмоционального выгорания специалистов других сфер деятельности
(врачи, социальные работники, воспитатели детских садов и школьные
учителя).
Объем и структура работы: работа содержит введение, 3 главы,
заключение, список литературы, приложения.
Глава 1 Теоретический анализ трудов по проблеме особенностей
синдрома эмоционального выгорания у педагогов
Эмоциональное выгорание – это комплекс особых психических
проблем, возникающих в связи с профессиональной деятельностью. Самое
известное описание синдрома эмоционального выгорания дала Маслач К.:
Эмоциональное выгорание – это синдром эмоционального истощения,
деперсонализации и снижение личностных достижений, который может
возникать среди специалистов, занимающихся разными видами помогающих
профессий.
Бойко В.В. считает, что эмоциональное выгорание – это выработанный
личностью механизм психологической защиты в форме полного или
частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие
воздействия [9,с.10]. С одной стороны оно позволяет дозировать и экономно
использовать энергетические ресурсы, с другой – выгорание отрицательно
сказывается на выполнении работы и отношениях с партнерами.
6 Синдром эмоционального выгорания имеет медикосоциальную
значимость, поскольку он снижает качество профессиональной деятельности.
Важное проявление синдрома эмоционального выгорания – это
нарастающее недовольство собой, развивающееся безразличие и апатия,
уменьшение чувства личной успешности, уменьшение ощущения ценности
своей деятельности.
Значительный вклад для синдрома эмоциональное выгорание вносит
поглощенность работой. Слишком сильная поглощенность означает то, что
выполняя свою работу, человек становится высокочувствительным ко всему,
что бросает тень на его профессиональную компетентность. Стресс, в
профессиональной жизни усиливается больше, если он дополняется
домашними и социальными стрессами. Так же на него влияют социальные
образы и нормы поведения.
Механизм развития синдрома эмоционального выгорания схематично
представлен КитаевСмыком Л.А. и Бобровой Э.С. Они считают, что общие
закономерности социальнопсихологический проявлений стресса происходят
изза того, что каждый человек является воплощением противоречий между
личным и общественным. Как недостаток общения, так и превышение
эволюционно установившихся норм скученности людей вызывает у них
дистресс. Психологическая сущность требует от человека претворения в
жизнь альтруистических тенденций. Но, ни один человек со своим
индивидуальным сознанием не может полностью отказаться от своих
эгоистических мотивов. Постоянное уравновешивание этих двух тенденций
является источником многочисленных проявлений стресса, в свою очередь
ведущих к прогрессу или регрессу личности. Помимо социальных и
личностных факторов большую роль играют такие состояния как
самочувствие, психофизиологические и медикофизиологические факторы.
По мнению КитаевСмыка Л.А. эмоциональное выгорание представляет
собой симптомокомплекс, в котором выделяется ряд компонентов [18, с.24
25]:
7 1. Нарушение эмоциональной сферы в виде «упрощения» эмоций;
2. Тенденция к «конфронтации с клиентом»;
3. Потеря ценностей ориентации и др.
Синдрому эмоционального выгорания подвержены лица из чисел тех,
кто по роду своей профессии должны общаться с людьми.
Негативные изменения в общении при синдроме эмоционального
выгорания КитаевСмык Л.А. представил в виде трех компонентов.
Первый компонент – возникновение склонности к конфронтации с
лидирующим концептом. Это может проявляться в активизации непризнания
авторитета руководителя,
в
раздражительности, грубости, вспыльчивости, в нетерпимости к ранее
в нежелании подчиняться приказам,
несущественным неоптимальным действия и личностным особенностям
коллег по общению.
Второй компонент – это социальнонегативные изменения общения:
возникновение неприязни к психологическим нагрузкам, связанным с
ответственностью за других людей или перед другими людьми. Это ведет к
уклонению от ответственности за любое дело, не рассматриваемое как личное.
Третий компонент – это отчуждение от интересов группы,
возникновение представления о снижении значимости общих целей.
Возрастает склонность замыкаться в кругу личных дел и интересов.
Хронический стресс вызывает стрессовое уменьшение активности
общения, возникающее за счет ухудшения функционального состояния и
самочувствия. В результате дистресса (апатия, снижение умственной и
физической активности, чувство дискомфорта и т.д.).
В этот момент снижается значимость собственной персоны и отношения
к себе и окружающих людей. Человек пренебрегает своим внешним видом,
гигиеной своего тела, регулярным питанием и т.д.
Исследователи синдрома эмоционального выгорания отмечают, что его
развитие носит стадиальный характер. В развитии синдрома эмоционального
выгорания, по мнению польского психолога Рогинской Т.И. согласно
концепции Буриша М. можно выделить несколько главных фаз [44, с.8595]:
8 1 фаза: проявляется повышенная активность, чрезмерное участие в
деятельности, чувство незаменимости и последующим за ним, чувство
усталости, бессонницы.
2 фаза: снижается уровень собственного участия к ученикам,
сотрудникам и остальным окружающим. Возрастает требование к другим
людям.
3 фаза: сопутствуется эмоциональными реакциями депрессивного
характера (апатия, чувство вины, снижение самооценки) или агрессивного
характера (обвинение других,
конфликтность, подозрительность).
несогласие идти на компромисс,
4 фаза: сопутствуется деструктивным поведением, когда заметными
становятся изменения в сфере интеллекта (ригидность мышления, снижение
концентрации, отказ от воображения и т.д.), мотивационной сфере
(отсутствие заинтересованности в эффективности работы, отсутствие
инициативы), а так же в сфере социальных эмоций (избегание неформальных
контактов, скука, одиночество, безразличие к проблемам других).
5 фаза: происходят психосоматические изменения (снижение
иммунитета, бессонница, повышенное давление, головные боли, тахикардия,
пищеварительные расстройства, зависимость от кофеина).
6 фаза: сопровождается разочарованием, отрицательной жизненной
установкой, чувством беспомощности и бессмысленности жизни, отчаянием.
Развитию данного состояния способствует работа в одном и том же
напряженном ритме, с большой эмоциональной нагрузкой личностного
взаимодействия с тяжелым контингентом. Так же развитию синдрома
способствует должного вознаграждения (материального и психического) за
выполненную работу, изза чего человек начинает думать, что его работа не
имеет ценности для общества.
Если сосредоточится на основных причинах, то их можно объединить в
3 группы факторов [46, с.75]:
Личностное. Можно отметить некую предрасположенность личности к
синдрому эмоционального выгорания. Например, интроверты, люди с
9 заниженной самооценкой и пессимисты чаще подвержены депрессиям и
эмоциональному истощению. Люди с чувством юмора, с высоким уровнем
уважения более позитивны и устойчивы к негативному влиянию стрессов.
Организационные. Неопределенное содержание работы, изменение
требований к персоналу, изменения ритма работы, изменение организационной
структуры, переход к новым технологиям – все это может запустить реакцию.
Спусковым механизмом служат два условия [18, с.46]:
1. присутствие внутреннего конфликта между требованиями
организации и привлекательностью работы в ней;
2. несоответствие между новыми требованиями, ожиданиями и
реальными возможностями сотрудника (страх несоответствия).
Ролевые. Противоречивые требования к сотруднику, неопределенность
его статуса и роли в организации, ролевая перегруженность (отсутствие права
на ошибку, необходимость соответствовать непостижимым стандартам и т.д.)
– накопление этих стрессов напрямую связаны с компонентами выгорания.
Будто вирус, синдром эмоционального выгорания способен охватить
целые организации. Учитывая вышесказанное, все люди подвергаются
влиянию одних и тех же факторов, поэтому те сотрудники, которые попали в
состояние эмоционального выгорания, в состоянии распространить
негативизм, угнетенность, плохое настроение и т.д. на своих коллег. В случае
если «сгорел» руководитель организации – вместе с ним начинают «сгорать»
другие руководители, а за ними и сотрудники. Виной отсутствия боевого духа
организации чаще всего является эмоциональное истощение руководителя.
Игнорировать факт эмоционального выгорания нельзя, так как это
приводит к снижению эффективности работы сотрудника и его потере.
Фрейденберг говорил, что такое состояние развивается у людей, которые
относятся к перфекционистам, людей склонных к сочувствию, склонных к
мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями. В этом случае синдром
эмоционального выгорания может представлять собой механизм
психологической защиты в форме частичного или полного исключения эмоций
в ответ на психотравмирующие воздействия.
10 1.2 Характеристика профессиональной деятельности педагогов
В каждом образовательном учреждении есть люди, способные к
профессиональному и личностному росту, которые помогают своим
воспитанникам с интересом идти на занятия, преодолевать отчуждения от
школы. Этим людям не только удается делать обучение более эффективным,
но и получать удовольствие от своей деятельности. Изучение их личностных
особенностей и анализ результатов отечественных и зарубежных исследований
профессиональной компетенций педагога позволило выделить блок
профессионально важных качеств, среди которых есть ценностные
ориентации, психоэмоциональное состояние, стиль преподавания, самооценка
и многое другое.
На основе исследований был создан психологически портрет педагога.
Хороший педагог справедлив, честен пред собой, своими учениками,
коллегами, умеет налаживать контакт с каждым учеником. Настоящий
педагог способен лавировать между жесткостью и мягкостью в зависимости
от ситуации. Умеет задавать вопросы, показывать свою компетентность в
преподаваемом предмете и демонстрировать желание помочь учащимся.
Любит и умеет экспериментировать, ищет новые методы и формы работы.
Хорошему педагогу присуще положительное восприятие себя, учеников,
коллег.
Обратим внимание на требования к умениям педагога,
характеризующие различные аспекты его работы. На основе анализа
психологопедагогической литературы и собственного опыта можно
сформулировать следующие группы умений:
Проектировочные умения, заключающиеся в планировании своего курса,
в предвидении возможных затруднений со стороны учащихся при усвоении
материала. Нахождение методов и приемов, необходимых для преодоления
трудностей учащимися, способствующих успешному овладению знаниями,
умениями и навыками. Он должен уметь корректировать свою деятельность, в
11 Выбирать
зависимости от реакции учеников на преподавание.
иллюстрированный материал по всему курсу и дифференцировать подход при
обучении учащихся.
Конструктивное умение, заключается в отборе и разработке композиции
содержания информации, проектировании деятельности учащихся, в которой
необходимая информация может быть усвоена, проектирование дальнейшей
работы и поведения для эффективного взаимодействия с учениками. Педагог
должен отбирать и структурировать учебные материалы, проигрывать
различные варианты построения занятия в условиях системных предписаний,
технических средств, определенного времени, в течение которого должна
быть решена конкретная задача, отбирать формы организации, методы и
средства обучения и многое другое.
Организационное умение, заключается в организации информации в
процессе ее сообщения ученикам и организации различных видов
деятельности учеников таким образом, чтобы результаты соответствовали
целям системы собственной деятельности и поведения
в процессе
взаимодействия с учениками. Педагог должен уметь организовывать свое
время, индивидуальную работу учеников, коллективную деятельность
учеников, осуществлять взаимодействие в учебной работе с учениками и т.д.
Коммуникативное умение, заключается во взаимоотношениях в
коллективе. Рассматривается в двух аспектах:
1. взаимоотношения по горизонтали (педагог – учащийся);
2. взаимоотношения по вертикали (руководитель педагогической
системы – коллега).
Он должен строить взаимодействие учеников и педагога в зависимости
от целей, содержания, форм организации, методов обучения, индивидуально
воздействовать на учащегося в ходе изложения учебного материала,
устанавливать доброжелательное доверительное взаимоотношение с
учащимися и т.д.
Гностическое умение, является стержнем всех вышеназванных умений.
Он включает в себя анализ и изучение особенностей процесса и результатов
12 собственной деятельности, изучение и анализ деятельности и способности
воздействия на других людей с учетом их возрастных и типологических
особенностей (извлекать новые знания из различных источников, исследование
самостоятельная работа с различными
собственной деятельности,
существенное при отборе и
источниками,
структурировании учебного материала, анализировать педагогические
выделять главное,
ситуации и т.д.).
В таком случае, педагог должен быть незаурядной личностью,
мастерски владеющей искусством общения, убеждения, диалога, иметь
острый ум, солидную эрудицию во всех сферах жизни и знаний. Каждый
специалист обязан знать все тонкости управления человеком, владеть
обширными гуманитарными знаниями.
К сожалению, все люди не идеальны и у каждого есть свои недостатки.
Правда не все их осознают и зачастую пытаются искать причины своих неудач
в других людях, обстоятельствах. Однако, педагоги профессионалы – это
люди, прекрасно осознающие свои достоинства и недостатки. Осознавая их,
они стараются использовать свои достоинства и свести к минимуму
последствия своих недостатков.
По мнению Болдырева Н.И. для выполнения большого многообразия
функций преподавателю необходимы следующие умения:
устанавливать деловые отношения с администрацией школы, с
родителями, общественностью;
информационные умения и навыки;
умение ярко, выразительно и логично излагать свои мысли;
умение убедить, привлечь к себе, сделать своим сторонником.
Таким образом, обобщая теоретический и эмпирический материал,
приведенный в данной главе, можно констатировать, что профессия педагога
причисляется к «группе риска» по эмоциональному выгоранию, так как
профессия учитель стоит в ряду социальных профессий, что включает в себя
межличностное отношение, а наиболее полному раскрытию педагога служат
13 коммуникативные и профессионально важные качества,
подвергаются деформации в результате эмоционального выгорания.
которые
14 1.3 Проявление синдрома эмоционального выгорания в
педагогической профессии
Профессия педагог относится к духовно опасным профессиям. На
педагога смотрят как на человека, не имеющего права на ошибку, именно это
затрудняет профессиональный и личностный рост педагога, ведет его к
эмоциональному выгоранию.
Изза условий происходящих изменений все более высокие требования
предъявляются к профессиональным знаниям, умениям и навыкам педагога, а
так же к уровню его личностного саморазвития. Все это влияет на
психологическое самочувствие педагога.
В своей профессиональной деятельности педагог общается с учениками,
общение педагога
Профессиональное
родителями,
коллегами.
характеризуется следующими факторами: протяженностью по времени,
эмоциональной насыщенностью,
результатами совместной работы,
интенсивностью. По признанию отечественных специалистов педагогическая
деятельность – один из наиболее деформирующих личность человека видов
профессиональной деятельности. Экономические проблемы (маленькая
заработная плата, недостаточная техническая оснащенность школ), социально
психологические проблемы (падение престижа педагогической профессии),
делают работу педагога чрезвычайно психоэмоционально напряженной.
Падение престижа учительства, его труда негативно сказывается на
самочувствии педагогов, на оценке ими собственного труда. Все это приводит
к таким долгосрочным и труднокорректируемым последствиям, как низкая
мотивация на педагогическую деятельность.
Проявление состояния эмоционального выгорания в педагогической
деятельности имеет ряд отличительных особенностей:
высокая эмоциональная включенность в деятельность;
жесткие временные рамки (урок, четверть, учебный год);
отсутствие осознания обратной связи между процессом обучения и
получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;
15 жесткий контроль со стороны администрации и ответственность перед
родителями, обществом за результат своей деятельности;
неотрегулированность организационных моментов в педагогической
деятельности (нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное
стимулирование).
Анализ психических состояний во время проявления синдрома
эмоционального выгорания показывает, что эмоциональное выгорание
является сложным состоянием, включающим в себя несколько составляющих,
имеющих негативную эмоциональную окраску.
Если учесть, что в школе происходит эмоциональное, социальное и
психическое становление личности, то требования к учителю предъявляются
особые, призванные обеспечить это становление. Оценка профессиональной
компетентности педагога, поиск эффективных моделей, методов, форм
обучения.
В жизни человек сталкивается с различными стрессовыми ситуациями.
Одни из них относятся к окружающей среде (токсины, холод, жара), другие
имеют психологическую природу (депрессия, снижение самооценки), третьи
имеют социологическую природу (смерть близкого человека, безработица),
остальные философского характера (цель, смысл жизни, правильное
использование времени). В любом случае на любой тип стресса организм
отреагирует одинаково.
Профессия педагог может быть отнесена к разряду стрессогенных,
требующего самообладания и саморегуляции [56, с.5763]. Проявление
стресса в деятельности педагога разнообразны и обширны. В первую очередь
можно выделить фрустрированность,
депрессию,
тревожность,
эмоциональную ригидность и эмоциональное опустошение – это цена
ответственности, которую платит педагог.
Маркова А.К.
считает,
что работе педагога характерны:
информационный стресс, возникающий в ситуациях информационных
перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать
16 верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за
их последствия; эмоциональный стресс, когда под влиянием опасности, обид
возникают эмоциональные сдвиги, изменения в мотивации, характере
деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения.
В работе Бойко В.В. можно увидеть следующие данные: из 7300
педагогов образовательных учреждений, риск патологии сердечнососудистой
системы отмечен у 29.4% педагогов, заболевания сосудов головного мозга у
37,2% педагогов, 57,8% обследованных педагогов имеют нарушение
деятельности желудочнокишечного тракта. Выявленные соматические
патологии сопровождаются клиникой неврозоподобных нарушений.
Невротические расстройства выявились в 6070% случаев. Сторона здоровья
педагога обусловлена такими факторами как социальными, экономическими,
жилищнобытовыми, а так же роль играет психологическое напряжение,
сопровождающее профессиональные будни педагога. Не удивительно, что
педагоги прибегают к различным механизмам психологической защиты.
Таким образом, можно сделать вывод, что синдром эмоционального
выгорания, стресс стали одной из больших проблем общества. Предпосылкой
возникновения синдрома эмоционального выгорания послужили: возросший
темп жизни, неуверенность, сдерживание эмоциональных проявлений, высокое
требование к деятельности педагога и т.д. В совокупности или отдельно (в
зависимости от интенсивности) стресс,
вызывают
формирование выраженных и длительных стрессовых состояний, что ведет к
накапливаясь,
риску развития целого ряда заболеваний.
17 1.4 Методика коррекционной работы с педагогами по снижению
синдрома эмоционального выгорания
Коррекционная работа и профилактические меры при синдроме
эмоционального выгорания во многом похожи: то, что может быть
использовано при терапии уже развившегося синдрома, может быть
использовано для защиты от развития данного синдрома.
Коррекционные мероприятия должны быть направлены на снятие
стрессов, рабочего напряжения, повышения профессиональной мотивации,
выравнивание баланса между затраченными силами и получаемым
вознаграждением. При появлении признаков синдрома эмоционального
выгорания необходимо обратить внимание на улучшение условий труда
(организационный уровень), личностные реакции.
Большая роль в борьбе с синдромом лежит на самом работнике.
Сотрудник сможет достичь снижения степени выраженности данного
синдрома, при условии выполнения данных рекомендаций:
1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Достижение
краткосрочных целей помогают повысить степень самовоспитания, а
так же повысить долгосрочную мотивацию.
2. Использование таймаутов. Отдых от работы и других нагрузок очень
важен для обеспечения физического и психического благополучия.
3. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Такие умения и
навыки, как релаксация, определение целей и положительная
внутренняя речь, способствуют снижению уровня стресса.
4. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Для этого
существуют различные курсы повышения квалификации,
неформальные и профессиональные объединения, конференции, где
встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где
можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы. Такое
сотрудничество дает ощущение более широкого мира.
18 5. Избегание ненужной конкуренции. Слишком большое стремление к
успеху создает тревогу, делает человека излишне агрессивным.
6. Эмоциональное общение. Когда человек анализирует свои чувства и
делится ими с другими, негативизм значительно снижается. Когда
работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те
могут найти решение возникшей проблемы.
7. Поддержание хорошей физической формы. Между телом и разумом
существует тесная связь. Хронический стресс воздействует на
человека, поэтому важно поддерживать физическую форму с
помощью правильного питания и физических упражнений.
Психологическая работа по устранению синдрома эмоционального
выгорания должна включать три основных направления:
1. Направление должно быть нацелено на снятие стрессовых состояний,
обучение техникам
формирование навыков саморегуляции,
расслабления и контроля физического и психического состояния,
повышения стрессоустойчивости.
2. Развитие навыков вербального и невербального общения, которые
необходимы для налаживания благоприятных взаимоотношений с
коллегами и администрацией. Поспособствовать этому может
проведение с сотрудниками групповых тренинговых занятий по
развитию коммуникативных навыков.
3. Сглаживание негативного влияния профессиональных и личностных
факторов. Необходима работа по развитию у сотрудников умения
урегулировать конфликтные ситуации, способности достигать
направленных целей, пересматривать систему ценностей и мотивов,
личностному
препятствующих
профессиональному
и
самосовершенствованию и др. Поспособствуют этому разного рода
например по обретению уверенности в себе,
тренинги,
самораскрытию, личностному росту, способности к принятию
решений и т.п.
19 Путями выявления и коррекции синдрома являются анкетирование,
тренинги, беседы.
При синдроме эмоционального выгорания применяются групповые
формы работы, медитации, тренинги для вырабатывания уверенного
поведения. Упор в работе делается на различных особенностях
терапевтических взаимоотношений, реакциях, трудностях, неудачах, которые
консультанты или психотерапевты сами выносят на обсуждение. Ведущими
являются психологи и психотерапевты, группа профессионалов встречается
несколько раз в месяц (продолжительностью 1,52 часа) на протяжении
нескольких лет. На групповых занятиях можно делиться мыслями и
чувствами. Занятия в группах позволяет участникам прояснить стереотипы
действий, препятствующие решению проблем, устанавливать эффективные
взаимоотношения с пациентами. В работе семинара могут использоваться
ролевые игры, приемы эмпатического слушания, невербальной коммуникации
и др.
Рекомендации для коррекции синдрома эмоционального выгорания:
поддерживать оптимальный уровень самооценки;
не бояться допусти ошибку в работе;
ставить достижимые цели;
не принимать на свой счет выпады детей и родителей;
максимально избегать факторов, вызывающих сильный стресс;
контролировать эмоциональное переживание;
контролировать свои слова и чувства;
производить приятное впечатление;
стремится быть полезным.
Среди методов укрепления эмоциональноволевой устойчивости
наиболее известными являются аутогенная,
тренировки.
эмоциональноволевая
В результате проведенного исследования можно сделать следующие
Выводы по 1 главе
выводы:
20 Эмоциональное выгорание – комплекс особых психических проблем,
возникающих у человека в связи с его профессиональной деятельностью.
Эмоциональное выгорание – это синдром эмоционального истощения,
деперсонализации и снижение личностных достижений, который может
возникать среди специалистов, занимающихся разными видами помогающих
профессий.
Этот синдром можно сравнить с вирусом, потому как все люди
подвергаются влиянию одних и тех же факторов, и те сотрудники, которые
попали в состояние эмоционального выгорания, в состоянии распространить
негативизм, угнетенность, плохое настроение и т.д. на своих коллег, из этого
следует, что синдром эмоционального выгорания способен охватить целые
организации.
Синдром эмоционального выгорания один из самых больших проблем
современного общества, особенно тех профессий, в которых предполагается
отношение человекчеловек. В процессе работы с людьми таким профессиям в
большей степени приходится жертвовать своими внутренними ресурсами и
вследствие этого организм, в том числе и психика очень быстро переходит в
стадию дезадаптации. Это в свою очередь очень быстро истощает организм.
Так же причинами развития синдрома эмоционального выгорания являются:
возросший темп жизни, неуверенность в себе, сдерживание эмоциональных
проявлений и т.п.
Профессия педагог входит в группу риска по развитию синдрома
эмоционального выгорания, требующая своевременной профилактики, но
чаще всего коррекции. Мероприятия по коррекции включают: умеренную
нагрузку, рациональный режим дня, улучшение рабочей атмосферы в
коллективе и др.
Глава 2. Исследование синдрома эмоционального выгорания у педагогов
2.1 Организация и методы исследования
21 Исследования синдрома эмоционального выгорания у педагогов
проводились в соответствии с намеченной целью и ранее указанными
задачами.
Объект исследования: синдром эмоционального выгорания.
Предмет исследования:
степень выраженности синдрома
эмоционального выгорания у педагогов.
База исследования: исследование синдрома эмоционального выгорания
было проведено на базе МКОУ Заволжский лицей города Заволжск
Ивановской области.
Испытуемыми стали 40 педагогов, с разной продолжительностью
работы в данной сфере. Из них 37 педагогов – женщин и 3 мужчин. Возраст
испытуемых от 2665 лет. Средний возраст составляет 44,2года.
Тестирование проходило небольшими группами или индивидуально.
Испытуемым выдавались инструкции и бланки ответов. После все данные
были обработаны и сведены в таблицы.
Исследование проходило в 3 этапа:
1 этап заключался в выявлении социальнодемографических
характеристик испытуемых.
2 этап заключался в выявлении уровня сформированности синдрома
эмоционального выгорания.
3 этап заключался в проведении анализа результатов исследования,
впоследствии чего были сделаны выводы.
Методы и методики исследования:
1. Анкетирование. С помощью его была получена социально
демографическая информация об испытуемых.
2. «Диагностика эмоционального выгорания» Бойко В.В., благодаря
которой была получена информация об уровне сформированности и
фазы развития синдрома.
Методика «Диагностика эмоционального выгорания» состоит из
опросного листа, состоящая из 84 суждений. Истолкование результатов
проводилось в 3 этапа, включающего в себя 4 симптома. Пользуясь ключом,
осуществляются следующие подсчеты:
22 1. Определяется сумма баллов для каждого симптома.
9 и менее баллов симптом не сформировался;
1015 баллов – симптом на стадии формирования;
16 и более баллов – симптом сформировался.
2. Подсчитываются баллы для каждого из показателей симптомов для
трех фаз.
36 и менее баллов – фаза не сложилась;
3760 баллов – фаза складывается;
61 и более баллов – сложившаяся фаза.
3. Имеются итоговые показания синдрома эмоционального выгорания.
4. Методика «Многофакторный личностный опросник FPI»
Многофакторный личностный опросник FPI. Авторы И. Фаренберг, Х.
Зарг, Р. Гампел (модифицированная форма “B”). Опросник и его структура
соответствуют традиционным личностным опросникам: содержит вопросы,
высказывания, касающиеся способов поведения, состояний, ориентаций,
навыков и физических трудностей, на которые испытуемый отвечает
“согласен” или “нет”. Опросник предназначен для диагностики таких
личностных свойств как: невротичность (шк. I); спонтанная агрессивность
(шк. II); депрессивность (шк. III); раздражительность (шк. IV); общительность
(шк. V); уравновешенность (шк. VI); реактивная агрессивность (шк. VII);
застенчивость (шк. VIII); открытость (шк. IX); экстраверсия – интроверсия
(шк. X); эмоциональная лабильность (шк. XI); маскулинизмфеминизм (шк.
XII). Этот опросник предназначен для широкого круга испытуемых, возможно
индивидуальное и групповое предъявление.
2.2 Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
В таблице 1 презентованы результаты исследований степени
эксперимента
эмоционального выгорания у педагогов. По данной таблице видно, что у
каждого испытуемого разное количество баллов, как в фазах, так и в общем
количестве баллов.
Степень эмоционального выгорания педагогов
23
Таблица 1 1 фаза
2 фаза
3 фаза
№
Должность
1
2
3
4
о
г
о
т
и
1
2
3
4
о
г
о
т
и
1
2
3
4
о
г
о
т
и
л
л
а
б
.
щ
б
О
а
п
п
у
р
Г
а
п
п
у
р
г
I
а
п
п
у
р
Г
I
I
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Преподаватель
предметник
Е.В. (ж), 26 лет,
стаж 4г.
Английский
Преподаватель
предметник
Т.С. (ж), 27 лет,
стаж 4г.
Математика
Преподаватель
нач. кл.
Е.А. (ж), 39 лет,
стаж 10 лет
Преподаватель
нач. кл.
С.Ю. (ж), 54 лет,
стаж 32 лет
Преподаватель
предметник
О.В. (ж), 42 лет,
стаж 19 лет
Английский
Преподаватель
нач. кл.
Р.В. (ж), 52 г.,
стаж 30 лет
Преподаватель
предметник
Н.В. (ж), 46 лет,
стаж 24 г.
Музыка
Преподаватель
предметник
Т.И. (ж), 42 г,
стаж 19 лет
Рус. яз., литра
Преподаватель
предметник
О.В. (ж), 42 г,
стаж 19 лет
Английский
Преподаватель
нач. кл.
Е.В. (ж), 59 лет,
стаж 36 лет
Преподаватель
предметник
Г.А. (ж), 51 г,
стаж 33 г
Технология
Преподаватель
нач. кл.
Н.А. (ж), 55 лет,
стаж 30 лет
Преподаватель
нач. кл.
Г.А. (ж), 55 лет,
стаж 33 г.
3
2
0
2
0
0
10
8
15
10
8
8
4
3
5
3
0
1
7
0
8
5
10
0
7
10
7
7
17
8
7
5
7
10
5
13
17
10
5
17
8
15
10
24
10
8
7
6
8
5
10
0
7
(1)
8
(1)
24
(2)
42
(2)
11
(1)
30
(1)
21
(1)
37
(2)
35
(1)
40
(2)
38
(2)
42
(2)
40
(2)
0
0
0
3
7
22
20
0
9
7
0
6
7
0
17
17
2
10
20
12
7
10
20
17
17
0
5
25
15
7
8
15
5
5
8
20
15
7
8
15
15
12
8
2
22
9
6
17
5
12
28
5
3
(1)
7
(1)
44
(2)
51
(2)
42
(2)
54
(2)
47
(2)
45
(2)
38
(2)
45
(2)
37
(2)
44
(2)
50
(2)
24
2
0
0
5
7 (1)
17
5
8 (1)
23
3
0
0
8
15
15
0
5
0
15
8
0
0
7
8
5
8
8
8
5
0
10
6
2
3
10
4
2
2
2
с
3
3
3
6
3
10
4
5
8
13
8
5
8
8
8
10
21
(1)
35
(1)
31
(1)
21
(1)
23
(1)
19
(1)
14
(1)
19
(1)
23
(1)
23
(1)
34
(1)
89
128
84
105
91
101
87
104
98
109
124
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.