Рафаэль Санти1483–1520
Великий итальянский живописец, график,
архитектор. Прожил всего лишь 37 лет, но за это время создал множество картин и фресок. Сюжеты произведений художника разнообразны, но особенно его привлекал религиозный жанр, в частности образ Мадонны (у Санти насчитывается более 40 портретов Богоматери).Великий Мастер Мадонн!
Поиски уравновешенной композициибыли чуть ли не главной задачейв мастерской Перуджино. Для достижениягармоничности картины старалисьеё «очистить» от посторонних деталей.
Сама композиция строилась по простымгеометрическим схемам. Онидолжны были помогать зрителюпонимать картину.
На картине изображена Дева Мария
с младенцем на коленях;
в правой руке — небольшая книга, к
которой обращено её внимание.
Книга является символом священного писания,
которое извещает
о трагической судьбе Христа.
Заглядывая в книгу, Младенец держит
в левой руке щегленка,
привязанного к лапке за ниточку –
весьма распространенную в то время
детскую игрушку. «Мадонна Солли»
является ранней работой Рафаэля и отражает
влияние его учителя Перуджино.
«Мадонна Солли»
1504
«Три грации»1504
На картине изображены три Грации, — Невинность, Красота и Любовь, — каждая держит в руке совершенный золотой шар, символ совершенства. Иногда шары интерпретируются как золотые яблоки, которые Геракл в своем 11-м подвиге должен был получить из сада Гесперид.
Группа фигур трех Граций основана на римской скульптуре семьи Пикколомини, которая перевезла статую из своего римского дворца в Сиену. Примерно в это же время в Сиене находился Рафаэль, помогая с оформлением библиотеки Пикколомини, где скульптура была выставлена.
Жесткое композиционное решение
алтарного образа вместе
с тщательной прописанностью лиц
свидетельствуют о том,
что художник постепенно
превосходит манеру Перуджино.
В то же время эти картины
несут на себе отпечаток
первых посещений Рима и Флоренции.
«Коронование Богоматери»
1502-1503 г. Ватикан, Пинакотека
Ранняя работа Рафаэля
и очень напоминает работы Перуджино.
Святой Себастьян изображен в половину
роста как прекрасный,
роскошно одетый молодой человек.
Он держит в руке стрелу,
символ своей мученической смерти.
Мизинец изящно изогнут.
Его голова немного наклонена,
он выглядит спокойным, мечтательным,
возможно немного грустным.
Рафаэль использует необычную композицию
для одного из наиболее часто
изображаемых христианских святых
и мучеников. Традиционно для того времени
Севастьяна изображали в полный рост
юношей с повязкой на бедрах привязанным
к столбу и пронизанным стрелами.
Известно, что он был из знатного рода,
уверовал во Христа.
Римский император
приговорил его к казни.
Юношу привязали к столбу
в Колизее, и отряд легионеров
пустил в него тысячу стрел.
Севастьяна оставили умирать.
«Святой Севастьян»
1502-1503
Крест воспринимался как синоним выбора.
Характер изображения на картине "Распятие"
далек от драматизма,
скорее лирический и одухотворенный.
Распятого окружают грациозные ангелы,
собирающие в чаши капли
драгоценной Крови Спасителя.
Они касаются кончиками пальцев
легких облачков, легко паря над землей.
Длинные ленты их поясов закручиваются,
завитки заполняют пространство
между крестом и фигурами ангелов,
подчеркивая их сопричастность к распятию.
Рафаэль Санти
«Распятие»
1502-1503 гг.
Дерево, масло.
Национальная галерея, Лондон.
Вслед за своими учителями художник воспринимал
тондо (круглая
по форме картина или барельеф )как самый уравновешенныйи гармоничный формат.
Рафаэль Санти
«Святое семейство под пальмой»1506
Рафаэль Санти
«Мадонна Террануова»1504-1505г.г.
Однако художникпонимает, чтоуравновешеннаястатичнаякомпозициячасто мертва,и ищет средства
динамизациикартины. И находит ее
С помощью диагонального
движения.
Рафаэль Санти«Битва св. Георгияс драконом»
1505
Рафаэль Санти «Женский портрет» (Донна Велата)1516
Картина демонстрирует
блестящее мастерство
автора, и по праву признана
одной из лучших в живописи.
Это знаменитая «Донна Велата»
(«Дама под покрывалом») –
воплощённая рафаэлевская идея
женской красоты и индивидуальности.
О судьбе портрета известно крайне мало.
Интересный факт: долгое время авторство
картины не было установлено,
и только в 1839 году выяснилось,
что она принадлежит кисти Рафаэля.
Личность красавицы на портрете
тоже окутана тайной. Некоторые
исследователи видят сходство
этого лица с лицом
«Сикстинской мадонны»,
что свидетельствует о том,
что знаменитый образ Мадонны
копировался с вполне реальной женщины.
Но это не более, чем предположение.
Сам Рафаэль признавался,
что все его живописные символы
идеальной женской красоты
складываются из множества
жизненных впечатлений.
Как и на иконе
необычайноточно полотно решенов цветовом отношении.
Синий плащ Богоматериотражает ее связь с небом.
Зеленый цвет занавесасловно отмечает границумиров – небесного и земного.
Духовное богатство св. Сикстаотражено в золотом одеянии.
Белоснежные лица-облака –символ чистоты.
Красный – цветжертвенной крови Христа.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.