Распростр и нераспростр предложения
Оценка 4.6

Распростр и нераспростр предложения

Оценка 4.6
docx
31.05.2021
Распростр и нераспростр предложения
Предложения распространённые и нераспространённые.docx

Урок русского языка в 8 классе

Тема: Предложения распространённые и нераспространённые

Цели: вывести ребят на самостоятельное определение различий между распространенными и нераспространенными предложениями, дать практически почувствовать художественную функцию данных типов предложения в письменной речи; развивать умение выполнять синтаксический разбор предложения; воспитывать чувство уважения к русскому языку.

Ход урока

Оргмомент.

Проверка домашнего задания.

1 этап урока: конструирование высказываний по заданной схеме, осмысление учащимися роли второстепенных членов предложения в конкретизации мысли и в передаче различных настроений.

1.       Классу дается основа: Лес шумел. Надо распространить данную основу по схеме:

опред. подл. обст. сказ.

Ученики читают свои варианты. Учитель просит записать общий вариант предложения и поставить напротив него знак вопроса:

Пустой лес печально звенел.             ?

2.       Аналогичное задание с основой: Озеро замерло. (Замерзшее озеро грустно замерло.)

3.       Теперь обращаем вопросы, вынесенные на поля.

·         Проанализируйте общие примеры. Что изменилось в этих предложениях по сравнению с их же нераспространенным вариантом? (появляется более конкретная картина, язык ярче рисует образ леса; появилось настроение.)

·         Какое?

·         Грустное, печальное, тоскливое.

Учитель просит определить настроение в тех распространенных предложениях, которые сами составили. Идет небольшое устное обсуждение.

2 этап урока: формирование так использовать в собственной речи второстепенные члены предложения, чтобы с их помощью реализовывать свой авторский замысел. Развитие способности учащихся передавать настроение своего высказывания.

По той же отработанной схеме составить распространенные предложения с любой основой. Каждый желающий может задать всему классу свою основу и настроение, которое несет его высказывание. Остальные учащиеся пробуют уже не только по заданной основе, схеме, но и определенному настроению построить свое высказывание. Таким образом, задача усложняется.

Ученик дает основу: Собака запрыгала.и т.д.

Важно обсудить с ребятами, какой из вариантов наиболее удачен и почему.

3 этап урока: закрепление темы на уровне текста; анализ роли нераспространенных предложений в художественном тексте.

1.       Учитель дает  классу основы из отрывка из повести А.С.Пушкина «Пиковая дама», просит, распространив данные основы, соединить их в тексте, который бы мог быть связан с самой повестью, а мог бы быть абсолютно произвольным.

Все было тихо.

Пробило 12.

Он был спокоен.

Карета подъехала и остановилась.

Люди побежали.

Раздались голоса.

Дом осветился.

Он окаменел.

Учитель отмечает, что при необходимости можно включить в текст предложения и с другими, заранее не заданными, основами.

2.       Через некоторое время ученики читают свои варианты.

3.       После небольшой устной оценки услышанных вариантов учитель читает пушкинский вариант. Приведем его.

Время шло медленно. Всё было тихо. В гостиной пробило двенадцать; по всем комнатам часы одни за другими прозвонили двенадцать,— и всё умолкло опять. Германн стоял, прислонясь к холодной печке. Он был спокоен; сердце его билось ровно, как у человека, решившегося на что-нибудь опасное, но необходимое. Часы пробили первый и второй час утра,— и он услышал дальний стук кареты. Невольное волнение овладело им. Карета подъехала и остановилась. Он услышал стук опускаемой подножки. В доме засуетились. Люди побежали, раздались голоса и дом осветился. В спальню вбежали три старые горничные, и графиня, чуть живая, вошла и опустлась в вольтеровы кресла. Германн глядел в щелку: Лизавета Ивановна прошла мимо его. Германн услышал ее торопливые шаги по ступеням ее лестницы. В сердце его отозвалось нечто похожее на угрызение совести и снова умолкло. Он окаменел.

 

Итоги урока.

Как мы видим, практически все основы, с которыми работали учащиеся на уроке, так и остаются в авторском варианте нераспространенными; кроме того, здесь достаточное количество предложений с очень небольшим числом второстепенных членов. Почему? Какова роль этих нераспространенных предложений в ткани художественного текста?

Выставление оценок.

Домашнее задание: попробуйте написать рассказ, миниатюру, эссе, используя только нераспространенные предложения, попытаться передать с их помощью определенное состояние героя, ту или иную атмосферу повествования.


 

Урок русского языка в 8 классе

Урок русского языка в 8 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021