Рассказы Чехова
Оценка 4.6

Рассказы Чехова

Оценка 4.6
docx
31.05.2021
Рассказы Чехова
Урок внеклассного чтения. Рассказы А.П.Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня»..docx

Урок литературы в 7 классе

Тема: Урок внеклассного чтения. Рассказы А.П.Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня».

Цели урока:

·         Выявление особенностей чеховского юмора.

·         Помощь учащимся увидеть, с помощью каких художественных деталей автор показывает смешное и грустное в рассказах.

·         Развитие навыков анализа художественного произведения, выразительного чтения.

·         Способствование развитию абстрактного мышления, аналитических и творческих способностей учащихся.

·         Создание особого эмоционального настроя во взаимодействии с реальностью слов, помощь учащимся в написании творческих работ.

Образовательные задачи:

·         Выяснить при помощи рассказов А.П. Чехова, каким бывает смех.

·         При выявлении роли художественных деталей в рассказах выяснить, всегда ли читателю смешно, когда смеётся писатель.

·         Узнать особенности чеховского юмора.

Тип урока: урок внеклассного чтения с элементами урока-мастерской.

Ход урока

Оргмомент.

I. Вступительное слово учителя.

Человек – существо чувствительное, эмоциональное. Веселится, когда ему хорошо, легко на душе. И печалится, если что-то не ладится, если вдруг навалилась беда. И это естественно. Так же естественно, как смеёмся над комедией или грустим вместе с героями трагедии. Чем тоньше художник, тем более сложное и противоречивое чувство возникает при знакомстве с его произведениями. Так, например, у А.П. Чехова смешное грустно, а грустное смешно.

II. Подготовительная работа.

1. Показ слайда №1. (Портрет А.П. Чехова и слова Ф.М. Достоевского о творчестве А.П. Чехова)

«…Если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он волнуется благороднейшими идеями, а высмотрите лучше его, когда он смеётся. Хорошо смеётся человек – значит хороший человек. Смех – есть самая верная проба души», - говорил писатель Ф.М. Достоевский. Эти слова можно с уверенностью отнести и к рассказам А.П. Чехова.

2. У.: Посмотрите на фотографии весёлых и грустных людей. (Слайд 3-8)

(Показываются фотографии смешных и грустных людей на слайдах)

– Что вы чувствуете, рассматривая фотографии?

– Что можете сказать об изображённых людях?

3. У.: Разделите страницу пополам.

– В одну колонку запишите слово «смех» и те ассоциации, которые возникают у вас, когда вы слышите или произносите это слово.

Все учащиеся читают свои слова.

– В другую колонку запишите слово «грусть» и те ассоциации, которые возникают у вас, когда вы слышите или произносите это слово.

Учащиеся читают свои записи.

4. У. : Мы сегодня говорим о смешном и грустном в рассказах А.П. Чехова. Но прежде чем мы обратимся непосредственно к текстам, давайте выясним, что означают эти понятия: смешное и грустное, трагическое и комическое. Поможет нам в этом словарь. К какому словарю мы обратимся? (Толковому)

Работа со словарями.

Идёт показ слайдов со словами. (Слайд 9)

(Каждая группа должна найти толкование значений одного из слов)

Вывод:

Комическое – это то же, что и смешное, только более сильно выраженное.

Трагическое – то же, что и грустное, только более эмоциональное. В жизни очень часто эти понятия находятся рядом.

III. Групповая работа с текстом.

У.: Вот теперь мы можем обратиться к текстам рассказов.

1. У.: Определите, какой рассказ А.П. Чехова начинается так:

«Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке.» («Хамелеон»)

«Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонка в пестрядинной рубахе и латаных портах..» («Злоумышленник»)

«Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажжённых фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки.» («Тоска»)

«На днях я пригласил гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. Нужно было посчитаться». («Размазня»)

2. У.: Сейчас вы получите задание к каждому рассказу и иллюстрации к нему.

Подготовьте выступление по своим заданиям.

Задание к рассказу «Хамелеон»

(Слайд 10 с иллюстрациями к рассказу)

·         Рассмотрите иллюстрации и найдите в тексте описание эпизода. Какая из иллюстраций наиболее точно отражает содержание рассказа?

·         Как вы понимаете смысл названия рассказа? Кто такой хамелеон?

·         Какая деталь помогает раскрыть хамелеонство Очумелова?

·         Что в рассказе показалось смешным, а что грустным?

Задание к рассказу «Злоумышленник». (Слайд 11)

·         Кого называют злоумышленником? Кто изображён на иллюстрациях?

·         Почему А.П. Чехов сказал, что отпустил бы мужичка?

·         Какую роль играет в рассказе гайка, которую открутил Денис Григорьев?

·         Над чем смеётся Чехов в рассказе и что его огорчает?

Задание к рассказу «Тоска» (Слайд 12 )

·         Какой момент изображён на рисунке?

·         Почему именно с описания зимнего пейзажа начинает Чехов свой рассказ?

·         Кому изливает Иона Потапов своё горе? Как это связано с эпиграфом?

·         Какие чувства пытается передать автор своим читателям?

Задание к рассказу «Размазня» (Слайд 13)

·         Какие эпизоды рассказа изобразила юная художница Таня Юдицкая?

·         Как вы понимаете определение, данное человеку: «размазня»?

·         Как вы думаете, кому сочувствует автор и кого он осуждает?

·         Весёлый или грустный этот рассказ Чехова?

Учащиеся представляют результаты групповой работы.

IV. Физкультминутка.

Быстро дружно встали все!
Вправо-влево наклонились
И друг к другу повернулись!
Поприветствовали дружно!
А теперь работать нужно!

V. Подведение итогов групповой работы.

1. У.: Проанализировав рассказы, какие выводы можно сделать в соответствии с темой урока?

·         Все рассказы небольшие по содержанию.

·         Во всех рассказах существенную роль играет деталь.

·         Все в той или иной мере смешны и грустны.

·         Из каждого рассказа можно вынести какой-то урок для себя и сейчас, в наше время.

2. Как вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Смех – дело серьёзное»? (Слайд 14, со словами)

3. А.П. Чехов по профессии врач. Как вы думаете, помогала ли его профессия писать рассказы?

VI. Творческая работа (мини-сочинение).

У.: Сейчас я предлагаю вам написать мини-сочинение: «Какие уроки я вынес для себя из ситуаций, представленных Чеховым?

Начните свои работы так (запись на доске):

·         Я понял (а), что …

·         Мне было трудно …

·         Мне понравилось…

По желанию зачитать 1-2 работы или по одной от каждой группы.

VII. Подведение итогов урока

Домашнее задание:


 

Урок литературы в 7 классе Тема:

Урок литературы в 7 классе Тема:

Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель

Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021