Разнообразные приёмы работы определения проблемы в тексте в рамках подготовки к ГИА и ЕГЭ
Оценка 5

Разнообразные приёмы работы определения проблемы в тексте в рамках подготовки к ГИА и ЕГЭ

Оценка 5
Карточки-задания
docx
русский язык
9 кл
20.05.2021
Разнообразные приёмы работы определения проблемы в тексте в рамках подготовки к ГИА и ЕГЭ
Дидактический материал для подготовки учеников к ЕГЭ и ГИА. Работа с текстом: нахождение проблемы в тексте. Карточки для работы.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.docx

 

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

 

 

 

 

Разнообразные приёмы работы            определения проблем в тексте

с учащимися 9 – 11 классов  

 в рамках подготовки к ГИА и ЕГЭ (сочинение)

 

 

 

 

                             

 

 

 

 

 

                                                                  Автор: Алжибаева Лариса Николаевна,  

                                                                  учитель русского языка и литературы,

                                                                 «Красноярская школа № 9» (отделение)

 

 

 

 

Красноярск, 2021 г.

                                        Пояснительная записка

 

Предлагаемое пособие включает дидактический материал, а также некоторые методические рекомендации по подготовке учеников  9 – 11 классов к написанию сочинения в рамках ОГЭ и ГИА.

 

Цель педагогического опыта: формирование умений и навыков работы с текстом при подготовке к  успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

 

Задачи

Используя  разнообразные виды деятельности:

1) сформировать умения воспринимать информацию текстов разных стилей и типов речи;

2) научить учеников, анализируя содержание читаемого текста,  вычленять отдельно взятую проблему;

3) развить навыки в использовании различных приёмов для осмысления текста и вычленении в нём одной из проблем.

 

Виды деятельности при осмыслении и нахождении проблемы в тексте:

1. Коллективная деятельность учеников при работе в группах;

2. Работа в парах;

3. Индивидуальная работа учащихся с текстом. (При этом надо помнить, что всякое новое действие должно быть подготовлено).

 

Актуальность.

Актуальность данного опыта работы обусловлена трудностями, возникающими на практике при подготовке учащихся к написанию сочинения. Именно разнообразные приёмы работы с текстом являются основным видом деятельности учителя и ученика на этапе подготовки к формированию умений и навыков воспринимать информацию, анализировать, находить и выделять одну из проблем текста. Опыт работы по данной теме позволяет добиваться положительных результатов при сдаче ГИА и  ЕГЭ, способствует развитию познавательных и творческих способностей учащихся.

 

Приёмы осмысления учебных текстов и выделение в них одной из проблем:

 

1.Нахождение проблемы в тексте по тезису и контраргументам;

2. Нахождение в тексте ответов на вопросы для определения проблемы;

3. Замена приведённых в тексте примеров автора своими примерами;

4. Формулирование учащимися вопросов по материалам текста;

5. Выделение часто повторяющихся в тексте слов;

6 Работа с иллюстрацией к тексту;

7. Краткий пересказ текста.

 

Заключение.

 

Хочется отметить, что начинать готовить учащихся к ГИА и ЕГЭ нужно с 5 класса, так как данные приёмы работают и в среднем звене школы, необходимо лишь изменять тексты и задания, учитывая возрастные особенности детей и их индивидуальность.

 

Изначально у учащихся, кроме карточек с текстом, должен быть дидактический материал с определениями, что такое «проблема» текста, что значит этика, эстетика и т. д., чтобы исключить путаницу школьников в понятиях.

ПРОБЛЕМА – сложный вопрос или задача, требующая решения, исследования

Проблемы могут носить разный характер: общественный, политический, личный, эстетический, педагогический, этический и т. д.

ПРОБЛЕМАТИКА – совокупность проблем произведения

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ТЕЗИС – главная мысль, которую автор старается обосновать

 АРГУМЕНТЫ – это доказательства, подтверждающие тезис: факты, примеры, объяснения, утверждения

КОНТРАРГУМЕНТЫ – довод, опровергающий мысль автора

ТЕМА   главное, о чём хотел сказать читателю автор

 
              

 

 

 

 

 

 

                        

 

 

 

ЭТИКА – наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле

ЭСТЕТИКА  – восприятие человеком прекрасного и его отношение к этому

ПОЛИТИКА – совокупность отношений между людьми в обществе, связанных с властью и управлением

ПЕДАГОГИКА –  наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека в соответствии с поставленными целями

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


КАРТОЧКА № 1

 

Нахождение проблемы в тексте по тезису и контраргументам

ТЕКСТ

(1)Человек должен быть интеллигентен. (2)А если его профессия не требует интеллигентности?(3)А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? (4)А если окружающая среда не позволяет? (5)А если интеллигентность сделает его белой вороной среди сослуживцев, друзей, родных будет просто мешать его сближению с другими людьми?

(6)Нет, нет и нет! (7)Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. (8)Она нужна прежде всего самому человеку.

                                                                                 (По Д. С. Лихачёву)

ЗАДАНИЕ

1. Прочти текст и найди тезис и контраргументы, которые выдвинул автор, запиши номера этих предложений без запятых

2. Опираясь на тезис и контраргументы, определи, какую проблему поднимает автор

 

ОТВЕТ

              

1.        

2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

КАРТОЧКА № 2

Нахождение в тексте ответов на вопросы для определения проблемы

                                                   ТЕКСТ

Язык – это продукт общественной деятельности, это отличительная особенность общества.

А зачем нужен язык? Для чего нужна человеку членораздельная речь?

Во-первых,  для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения.

Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закрепить и сохранить коллективный опыт человечества, достижения общественной практики.

Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.

Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, переживания. Например, в стихах человек передаёт самые сокровенные мысли и чувства. И это всё благодаря языку.

                                                                                               (А. А. Леонтьев)

ЗАДАНИЕ

1. О чём говорится в тексте?

2. Зачем, с какой целью создаются тексты подобного рода? 

ОТВЕТ

1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

КАРТОЧКА № 3

Замена приведённых в тексте примеров автора своими примерами

                                                     ТЕКСТ

Анфиса Дмитриевна Малухина по распределению приехала в наш посёлок в 1960-м  и начала вести в нашем классе историю. Эти уроки и я, и все мои одноклассники помним до сих пор!

Мы постоянно делали и слушали интереснейшие доклады: по импрессионизму и по голландцам, по современной литературе и классической музыке. Ну и про кино тоже.

Анфиса Дмитриевна выделялась: красный диплом в институте, энциклопедизм, высокий рост, красота, коса до пят, аристократизм, юмор, щедрость!

Вы навсегда остались в наших сердцах, дорогая, любимая Анфиса Дмитриевна!

                                                                                 (По Н. Гарлановой)

ЗАДАНИЕ

1. Замени своими примерами описание любимого учителя. Как  звали учителя? Чем этот учитель запомнился тебе и полюбился?

 2. Подумай: почему ты  полюбил этого учителя? Запиши

 

ОТВЕТ

1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.___________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 4

Формулирование учащимися вопросов по материалам текста

ТЕКСТ

«Возлюби себя, как ближнего своего…» Поэт призывал к этому иронично, философ – всерьёз, но любовь к себе – это, действительно, первая обязанность человека. Никто, конечно, не любит самодовольных, а многие прекрасные люди страдают от недовольства собой. Но человек, себя совсем не любящий, - страшен.

Только тот, кто уверенно, без ломаний любит себя, способен любить других. Посмотрите на самых обаятельных, добрых и открытых людей, и вы убедитесь, что это так! Они любят себя так спокойно, что им не приходится поддерживать эту любовь никаким самоутверждением; им не надо слишком уж скрывать недостатки, не надо бояться насмешек и осуждения.

Эта любовь естественна. А потому не заметна, в ней нет ничего вымученного. Такие вот люди – всегда любимцы, они показывают, что любовь к себе ничего не имеет общего с самодовольством и совсем не то, что называют себялюбием, эгоцентризмом…

                                                                                               (По В. Леви)

ЗАДАНИЕ

1. Сформулируй  5 вопросов по тексту и запиши их

2. По своим вопросам сформулируй основную мысль текста и запиши её

                                                    

                                                     ОТВЕТ

1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 5

Выделение часто повторяющихся в тексте слов

ТЕКСТ

Осень в этом году стояла – вся напролёт – сухая и тёплая. Берёзовые рощи долго не желтели. Долго не увядала трава. Только голубеющая дымка (её зовут в народе «мга») затягивала плёсы на Оке и отдалённые леса.

«Мга» то сгущалась, то бледнела. Тогда сквозь неё проступали, как через матовое стекло, туманные видения вековых ракит на берегах, увядшие пажити и полосы изумрудных озимей.

Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала. Звуки эти заполняли всё пространство между рекой и небосводом. Это курлыкали журавли. (…)

Я бросил вёсла и смотрел на журавлей.

За несколько дней до этой встречи с журавлями один московский журнал попросил  написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре.

Сейчас на реке мне подумалось, что шедевры существуют не только в искусстве. Но и в природе.

                                                                                              (По К. Паустовскому)

ЗАДАНИЕ

1. Подчеркни в тексте слова, которые встречаются 3 раза

2. Определи по словарю значение слова «шедевр»

3. На основе подчёркнутых слов, определи  проблему, которую  поднимает автор?

ОТВЕТ

2.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 6

Работа с иллюстрацией к тексту

ТЕКСТ

Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробилась сквозь снег в мох, достала там с осени спрятанные два ореха, тут же их съела — я скорлупки нашёл. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку.

 

Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах ореха через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расстояние между ними.

 

Но самое удивительное — она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке!

http://s1.fotokto.ru/photo/full/35/350682.jpg                                                                                            (М. Пришвин)

 

                          

 

 

 

 

 

                                                     ЗАДАНИЕ

                          

1. Прочти текст и рассмотри фотографию белки в лесу. Что ты почувствовал, глядя на фото?

2. Белочка- часть природы. Какие советы ты дашь, чтобы природа радовала нас и дальше. Запиши их

ОТВЕТ

2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 7

 

Краткий пересказ текста

ТЕКСТ

Откуда взялась человеческая совесть? Практика нашей сегодняшней жизни показывает. что, как правило, бессовестные побеждают совестливых. Бессовестные нападают коварно и неожиданно, а совесть не готова к нападению – ведь она сторожит не врага, а нас самих. И тем не менее она продолжает жить как высшее свойство человеческой души.(…)

Зависит ли совесть человека от степени его цивилизованности? Вряд ли. Я встречал в деревнях старушек, имеющих самые дикие самые дикие представления о реальном состоянии мира и при этом живущих по законам самой утончённой совести. И встречал людей высокообразованных, не стеснявших себя в выборе средств.

Можно ли воспитать совесть? Кроме редчайших уродов, совесть, хоть и слабо выраженная, есть у каждого человека. Если человек со слабо выраженной совестью попадёт в коллектив, которым дорожит, он старается придерживаться общепринятых нравственных норм. (…) Но это уже воспитание, и, как во всяком воспитании, правильное поведение становится привычкой.

А самое опасное для страны – это государственная бессовестность.  На ложь государства народ отвечает тысячекратной ложью, полностью отказываясь от выполнения своих гражданских обязанностей. От этого у государства дела идут хуже, и оно, стараясь скрыть это, снова лжёт. Народ отвечает на новую ложь соответственно. И так до бесконечности, до анархии и бунта…

                                                                                      (По Ф. Искандеру)

ЗАДАНИЕ

1. Определи стиль и тип речи в тексте. Запиши

2. Перескажи этот текст 2 раза

3. Определи проблему, которую ставит автор. Запиши её

 

ОТВЕТ

1._________________________________________________________________

2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Пояснительная записка Предлагаемое пособие включает дидактический материал, а также некоторые методические рекомендации по подготовке учеников 9 – 11 классов к написанию сочинения в рамках

Пояснительная записка Предлагаемое пособие включает дидактический материал, а также некоторые методические рекомендации по подготовке учеников 9 – 11 классов к написанию сочинения в рамках

Заключение. Хочется отметить, что начинать готовить учащихся к

Заключение. Хочется отметить, что начинать готовить учащихся к

КАРТОЧКА № 1 Нахождение проблемы в тексте по тезису и контраргументам

КАРТОЧКА № 1 Нахождение проблемы в тексте по тезису и контраргументам

КАРТОЧКА № 2 Нахождение в тексте ответов на вопросы для определения проблемы

КАРТОЧКА № 2 Нахождение в тексте ответов на вопросы для определения проблемы

КАРТОЧКА № 3 Замена приведённых в тексте примеров автора своими примерами

КАРТОЧКА № 3 Замена приведённых в тексте примеров автора своими примерами

КАРТОЧКА № 4 Формулирование учащимися вопросов по материалам текста

КАРТОЧКА № 4 Формулирование учащимися вопросов по материалам текста

КАРТОЧКА № 5 Выделение часто повторяющихся в тексте слов

КАРТОЧКА № 5 Выделение часто повторяющихся в тексте слов

КАРТОЧКА № 6 Работа с иллюстрацией к тексту

КАРТОЧКА № 6 Работа с иллюстрацией к тексту

КАРТОЧКА № 7 Краткий пересказ текста

КАРТОЧКА № 7 Краткий пересказ текста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2021