Задание: Прочитайте ряды слов. Сгруппируйте слова по общим признакам, найдите «4-е лишнее».
Дождь, слякоть, время, дождевик;
Добрый, имя, отзывчивый, радостный;
Пустыня, пламя, дерево, блистать
«4-й лишний»
Время
Имя
Пламя
Есть история про племя.
Лишь весной наступит время,
Племя мирно сеет семя,
Хоть пахать и сеять – бремя.
У коровы полно вымя.
Папуаске нужно имя
Для сынишки сочинить
И корову подоить,
А вожак их - ногу в стремя,
Прилепив перо на темя,
Над собою поднял знамя,
Раздувает распри пламя:
Призывает всех опять
Не работать – воевать.
Но не хочет племя вновь
Проливать напрасно кровь.
Всем милее верный путь.
Сказку нашу не забудь!
Есть история про племя.
Лишь весной наступит время,
Племя мирно сеет семя,
Хоть пахать и сеять – бремя.
У коровы полно вымя.
Папуаске нужно имя
Для сынишки сочинить
И корову подоить,
А вожак их - ногу в стремя,
Прилепив перо на темя,
Над собою поднял знамя,
Раздувает распри пламя:
Призывает всех опять
Не работать – воевать.
Но не хочет племя вновь
Проливать напрасно кровь.
Всем милее верный путь.
Сказку нашу не забудь!
Лаборатория
«Открытие нового»
Цель:
Выяснить , почему 10 существительных на –МЯ и
существительное 2-го склонения ПУТЬ называются
РАЗНОСКЛОНЯЕМЫМИ?
В чём особенность их склонения?
Памятка «Как работать в группе»
Будьте уважительны и добры к каждому члену группы. Выслушивайте каждого. Говорите по существу.
Внимательно прочитайте, прослушайте задание. Уточните, всё ли каждому понятно в этом задании.
Обсудите поставленный вопрос в группе. Сформулируйте ответ точно, грамотно и красиво.
Запишите ответ.
При необходимости обратитесь за разъяснением к учителю.
Группа №1
Группа №4
Цель: Выяснить, в каких падежах и в каком числе у существительных на –мя к корню прибавляется суффикс –ен- (-ён-). Сделать вывод.
Группа №5
Цель: Выяснить, в каком падеже во множественном числе в словах СЕМЯ, СТРЕМЯ к корню прибавляется суффикс –ян-. Сделать вывод.
Группа №1
И.п. | Стремя | Путь | Зима |
Р.п. | Стремени | Пути | Зимы |
Д.п. | Зиме | ||
В.п. | Стремя | Путь | Зиму |
Т.п. | Стременем | Путём | Зимой |
П.п. | О стремени | О пути | О зиме |
Группа №2
И.п. | Бремя | Путь | Солнце |
Р.п. | Бремени | Пути | Солнца |
Д.п. | Бремени | солнцу | |
В.п. | Бремя | Путь | солнце |
Т.п. | Бременем | Путём | солнцем |
П.п. | О бремени | О пути | О солнце |
Группа №2
И.п. | Бремя | Путь | Солнце |
Р.п. | Бремени | Пути | Солнца |
Д.п. | Бремени | солнцу | |
В.п. | Бремя | Путь | солнце |
Т.п. | Бременем | Путём | солнцем |
П.п. | О бремени | О пути | О солнце |
Группа №3
И.п. | Вымя | Путь | Ночь |
Р.п. | Вымени | Пути | Ночи |
Д.п. | Вымени | ||
В.п. | Вымя | Путь | Ночь |
Т.п. | Выменем | Путём | Ночью |
П.п. | О вымени | О пути | О ночи |
Группа №3
И.п. | Вымя | Путь | Ночь |
Р.п. | Вымени | Пути | Ночи |
Д.п. | Вымени | ||
В.п. | Вымя | Путь | Ночь |
Т.п. | Выменем | Путём | Ночью |
П.п. | О вымени | О пути | О ночи |
Группа №4
И.п. | Знамя | Знамёна |
Р.п. | Знамени | Знамён |
Д.п. | Знамени | Знамёнам |
В.п. | Знамя | Знамёна |
Т.п. | Знаменем | Знамёнами |
П.п. | О знамени | О знамёнах |
Группа №4
И.п. | Знамя | Знамёна |
Р.п. | Знамени | Знамён |
Д.п. | Знамени | Знамёнам |
В.п. | Знамя | Знамёна |
Т.п. | Знаменем | Знамёнами |
П.п. | О знамени | О знамёнах |
Группа № 5
И.п. | Семена | Стремена |
Р.п. | Семян | Стремян |
Д.п. | Семенам | Стременам |
В.п. | Семена | Стремена |
Т.п. | Семенами | Стременами |
П.п. | О семенах | О стременах |
Группа № 5
И.п. | Семена | Стремена |
Р.п. | Семян | Стремян |
Д.п. | Семенам | Стременам |
В.п. | Семена | Стремена |
Т.п. | Семенами | Стременами |
П.п. | О семенах | О стременах |
Работа с учебником
П.45, стр.136
Сравните свой вариант правила с правилом в учебнике?
Почему 10 существительных ср. р. на –мя и существительное 2 склонения называются разносклоняемыми?
«Соколиный глаз»
Задание: Выпишите разносклоняемые существительные. Выделите суффиксы и окончания.
По семени и плод. До поры, до времени не сеют семени. Не по темени, так по макушке. Большого пламени не задуешь. Пожалел темени, так ударил в косицу. Не в золоте богатство, а в добром имени.
«Соколиный глаз»
Семени (Д.п. на –мя)
времени (Р.п. на –мя)
семени (Р.п. на –мя)
темени (Д. п. на –мя)
пламени(Р.п. на –мя)
темени (Р.п. на –мя)
имени (П.п. на –мя)
Постепенно морским прибоем разрушило берега.До определенного момента мальчик пытался решить задачу сам и не просил о помощи.Рядом проскакали казаки эти всю войну. Подсказка: до поры до времени, стремя в стремя, со временем.
Прочитайте. Сформулируйте задание.
Со временем
До поры до времени
Стремя в стремя
«Мозаика»
«Корректор»
Найди и исправь ошибки.
Время было в обрез.
У тебя нет время поговорить со мной.
Сколько время ?
Стояли у знамя .
Времени
времени
времени
Который час?
знамени
Рефлексия
Сегодня я узнал(а)….
Было интересно…
Я выполнял(а)…
Я могу…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
По семени и плод. До поры, до времени не сеют семени. Не по темени, так по макушке. Большого пламени не задуешь. Пожалел темени, так ударил в косицу. Не в золоте богатство, а в добром имени.
«Объясни смысл»
Ресурсы
Русский язык: учеб. для 6 класса /(Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.).-М.:Просвещение, 2012.
Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы.
Толковый словарь под ред. С.И.Ожегова
В.В.Волина Русский язык (Серия «Учимся играя»).-изд-во «Арго», 1996.
Презентация составлена по материалам книги Татьяны Рик «Здравствуй, имя существительное!»М.;РИО «САМОВАР», 1995 г.
источник шаблона: //http://pedsovet.su/
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.