Разработка 8

  • docx
  • 16.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Функция у=ах2 (а≠0)_..docx

 

Тема урока: Функция у=ах2 (а≠0)

 

Цели урока: создать условия для формирования представлений об области определения функции, возрастании и убывании функции, симметричности графика, параболе, её вершине и оси; способствовать развитию умений формулировать основные понятия темы, определять свойства квадратичной функции, зависимые и независимые переменные, принадлежность точки графику, промежутки знакопостоянства, определять по рисунку коэффициент а, монотонность функции, вершину параболы, вычислять значения функции при заданных значениях аргумента и наоборот; строить графики функций, записывать уравнение параболы, симметричной у=ах2 относительно оси Ох

Задачи урока: Образовательные:

- изучить свойства функции и уметь  исследовать функцию;

- формировать навыки построения графика функции в ходе урока и самостоятельной работе;

- развивать умения и навыки учащихся работать самостоятельно с теоретическим и практическим материалом на уровне анализа и вычленения главного.

 Развивающие:

- формировать информационно – коммуникативные умения (добывать, обрабатывать, формировать информацию);

- развивать критическое мышление;

- развивать познавательную активность.

 Воспитательные:                                                                                                    

 - содействовать расширению кругозора;

- развивать: самостоятельность и творчество, чувство ответственности, толерантности; умения общаться и работать в команде, аргументировано отстаивать свои взгляды.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними;

восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации;

выделяют и формулируют познавательную цель;

осуществляют поиск и выделение необходимой информации;

структурируют знания;

осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме

определяют основную и второстепенную информацию;

самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

интересуются чужим мнением и высказывают свое;

с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

умеют слушать и слышать друг друга;

проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;

учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом;

обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию;

устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.

Регулятивные УУД:

сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона;

выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения;

оценивают  достигнутый  результат;

ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

ЛичностныеУУД:

уважение личности и ее достоинства;

готовность к равноправному сотрудничеству;

любовь к природе;

экологическое сознание;

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Тип урока: комбинированный Форма: фронтальная и индивидуальная  Методы: репродуктивный, практический, частично-поисковый

Средства: видеопроектор, классная доска, раздаточный дидактический материал. учебник

 

Ход урока

 

Этап урока

 

Время

Содержание деятельности

П

Л

К

Р

учителя

 

 

 

 

1.Организация начала урока

1 мин

Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку, отмечает отсутствующих, задает рабочее настроение

 

 

 

 

 

2.Мотивация учебной деятельности

1 мин

Сообщает тему урока и предлагает учащимся самим сформировать цели урока

 

 

 

 

 

3.Проверка домашнего задания

5 мин

Проверяет наличие письменного домашнего задания у нескольких человек

 

 

 

 

 

 

 

4.Актуализация опорных знаний

5 мин

Устная работа математический диктант (Левитас)

 

Первое задание.

Задание 1. Распределите данные функции на две группы: , , ,

приложение1                                  

 

 

- По какому признаку вы разделили функции на две группы?

- В первой группе функции в которых содержится , а во второй - .

 

- Верно. А теперь обратите внимание на слайд . Здесь изображены два рисунка. С помощью графиков функций какой группы можно получить данные рисунки?

 

- Первый рисунок может быть получен с помощью функций первой группы, а второй – функций второй группы.

 

- Правильно. А как называются функции, которые вы объединили во второй группе?

- Верно. С линейной функцией и квадратичной функцией   вы уже знакомы. Сегодня на уроке мы познакомимся с квадратичной функцией , где а - некоторое число, в начале урока вы такие функции отобрали в отдельную группу. Запишем тему нашего урока «Функция , её свойства и график».

- Давайте подумаем, какие цели мы ставим перед собой на сегодняшний урок.

Учитель обобщает и корректирует сформулированные учениками цели, после чего они появляются на слайде

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Изучение нового материала

10 мин

Учащиеся работают в группах.

Мы рассматривали функции у ах2. Каким был коэффициента в этих функциях?

Какая тогда возникает проблема?

Итак, постройте график функции у=ах2, где а˂0.

Исследуйте эту функцию и сравните с функцией у=ах2, где а›0. (Области определения и значений, промежутки монотонности и знакопостоянства, чётность, непрерывность, поведение при х→∞, график.)

Презентация исследования одной группы, другие группы оппонируют и дополняют.

Общий вывод.

Для исследования свойств функции учащимся в группах предлагается выполнить задание на карточках (Приложение 2).

приложение2

1 группа: Построить по точкам график функции .

2 группа: Построить по точкам график функции .

3 группа: Построить по точкам график функции

4 группа: Построить по точкам график функции

5 группа: Построить по точкам график функции .

6 группа: Построить по точкам график функции .

 Учащимся необходимо построить график предложенной функции.

- Посмотрите на графики этих функций. Они отличаются от графика известной вам функции (график на слайде 4) и между собой.

Каждая группа работает со своим заданием. График функции строится на клетчатой бумаге формата А4, с изображенной системой координат.

Результат работы каждой группы размещается на доске.

Каждая группа получает план работы  (Приложение 3).

 Учащиеся выполняют предложенные задания и делают вывод о свойствах функции Представитель каждой группы перечисляет сделанные выводы.

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

Показать руками как будет выглядеть та или иная парабола

 

 

 

 

 

6.Первичная проверка усвоения знаний

5 мин

А теперь попробуем на практике применить полученные знания.

Задание. Подберите математическую запись функции для каждого графика.

Задание. Выполните указания карточки. Озаглавьте полученный рисунок. Если необходимо, дорисуйте необходимые элементы.

Приложение 4

Подберите математическую запись для каждого графика функции

 

Приложение 6

 

 

 

 

 

7.Первичное закрепление знаний

Подготовка к ОГЭ и ВПР

10 мин

1.Постройте график функции

2. Постройте график функции у=х ∙│х

По­строй­те гра­фик функ­ции

https://oge.sdamgia.ru/formula/61/610e32ade7b369cd9218813307bd719cp.png

 

и опре­де­ли­те, при каких зна­че­ни­ях https://oge.sdamgia.ru/formula/4a/4a8a08f09d37b73795649038408b5f33p.png пря­мая https://oge.sdamgia.ru/formula/5d/5dff4c58922e7a4186824c35108b790cp.png будет пе­ре­се­кать по­стро­ен­ный гра­фик в трёх точ­ках.

Ре­ше­ние.

Вы­де­лим пол­ный квад­рат:

https://oge.sdamgia.ru/formula/71/716f1710282f6625cb247f558f7790e0p.png

Сле­до­ва­тель­но, гра­фик функ­ции https://oge.sdamgia.ru/formula/a4/a4b64474a56a6a48c687521beca6e2b0p.png по­лу­ча­ет­ся из гра­фи­ка функ­ции https://oge.sdamgia.ru/formula/6e/6e3935bb1907e05aef6649527518e040p.png сдви­гом на (2; −4). По­стро­им на https://oge.sdamgia.ru/formula/1e/1ea2b5f14016a63c578de574d369a19cp.png

Гра­фик функ­ции https://oge.sdamgia.ru/formula/38/3834b3329ac3b80649da65bc64575bbap.png по­лу­ча­ет­ся из гра­фи­ка функ­ции https://oge.sdamgia.ru/formula/5c/5c7a27826eb8e82cafac80703fa07513p.png рас­тя­же­ни­ем в 5 раз и от­ра­же­ни­ем через ось Ox. По­стро­им на https://oge.sdamgia.ru/formula/09/0997ebe7d95e7d8249216a31ec04b60dp.png.

https://oge.sdamgia.ru/get_file?id=13233&png=1

 

Из гра­фи­ка видно, что пря­мая https://oge.sdamgia.ru/formula/5d/5dff4c58922e7a4186824c35108b790cp.png будет иметь с гра­фи­ком ровно три точки пе­ре­се­че­ния при https://oge.sdamgia.ru/formula/4a/4a8a08f09d37b73795649038408b5f33p.png при­над­ле­жа­щем мно­же­ству: https://oge.sdamgia.ru/formula/82/82fb4048b8025d5cfc8300aacdce6f19p.png

 

Ответ: (0; 5).

 

 

 

 

 

 

Работа по учебнику

 

№444, 445 Д, 446, 448 д, ж

 

 

 

 

 

9.Подведение итогов урока. Рефлексия

2 мин

Ребята, чем запомнился вам этот урок? Какое значение он для вас имеет?

Все известно вокруг,
Тем не менее,
На Земле еще много того,
Что достойно порой удивления,
И твоего, и моего.

Обобщение всего сказанного на уроке. Выставление оценок за урок.

Большое спасибо за урок! Мне очень понравилось сегодня  с вами работать!

Урок окончен. До свидания.

 

 

 

 

 

10.Информация о домашнем задании

1 мин

Учитель сообщает домашнее задание. Комментирует задания.

1.§37  2.1(на оценку 3) №597; 598; 2.2 (на оценку 4) №600; 601 3.творческое задание: найти предметы окружающие нас в жизни по форме похожие на параболу