Разработка дидактического материала по теме: "Деепричастие"
Оценка 5

Разработка дидактического материала по теме: "Деепричастие"

Оценка 5
doc
25.01.2022
Разработка дидактического материала по теме: "Деепричастие"
дидактич матер.doc

Задание. Допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия и деепричастные обороты.

Перед нами картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды, ___________________, устремляются вниз с огромной высоты. Они, _________, неостановимо бегут наперегонки, ______________. Вот они, __________,переливаются под лучами солнца, а вот, __________, сливаются с темными скалами.Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая, _______, веками удивляет человека?

Объясните постановку знаков препинания в тексте?

5.Правописание деепричастий.

1. Дождь барабанил по крыше точно сердясь и (не)годуя на кого-то. (А. Чехов)

2.(Не)зная броду, не суйся в воду.( Пословица)

3.Море шумит (не)умолкая ни на минуту.                 

4. (Не)погрузившись в воду плавать не научишься.(Пословица)

Перестроить  предложения, используя деепричастные обороты.

1.Волны играют друг с другом, клокочут.

2.Неукротимая стихия бушует и сокрушает все на своем пути.

3.Водопад рушится вниз, дрожит и рассыпается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока.

ФИО учащегося______________                                       Дата____________

Тема «Деепричастие».

1.Стихотворение  Р.Саути «Лодорский водопад» .

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь.

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

                            

 

Вопросы:

1.Сколько предложений в тексте?

2. Почему же мы называем это предложение текстом?

 3.Назовите глагол или глаголы, обозначающие основное действие?

 4.С помощью какой формы автор, уточняет действие, выраженное   глаголом.

 5.С какой целью автор использует деепричастия?

6. Выписать из стихотворения 5 деепричастий .

     Разобрать по составу.

    Определить, от какого глагола образовано.

     Указать признаки.

 

2.Задание. Допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия и деепричастные обороты. Можно воспользоваться материалом прочитанного стихотворения.

Перед нами картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды, ___________________, устремляются вниз с огромной высоты. Они, _________, неостановимо бегут наперегонки, ______________. Вот они, __________,переливаются под лучами солнца, а вот, __________, сливаются с темными скалами.Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая, _______, веками удивляет человека?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки для индивидуальной работы.

1.     Раскрыть скобки.

(Не)зная ничего; (не)чувствуя опасности; (не)думая ни о чём; идти(не)спеша; остановиться (не)дойдя до места; ничего (не)жалея; (не)говоря лишних слов; (не)мог (не)знать; (не)отрывая глаз; (не)доумевая по поводу случившегося.

 

 

2.     Раскрыть скобки.

Работать (не)покладая рук, (не)беспокоиться ни о чем, (не)подозревая об опасности, (не)заметив ничего, (не)решаясь приблизиться; (не)спуская  глаз, ответить (не)подумав,(не)веря своим ушам, (не)страшась (не)взгод, бежать (не)чувствуя ног.

 

 

3.Раскрыть скобки.

           Люблю дорожкою лесною,(не)зная сам куда, брести.(А.Майков)

          Седые тучи, влаги (не)щадя, стремятся к югу за ушедшим летом. (С.Бунин)

(Не)работая, сыт не будешь.(Пословица)

Медсестра, (не)годуя, вбежала в палату.(В.Костин)

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1.     Разумовская М.М.  Русский язык, учебник для 6 класса- М.: Дрофа, 2008

 

2.     Полежаева Е.А.  Современные открытые уроки русского языка. 7 класс.- Ростов- на- Дону: изд-во Феникс, 2002

 

 

3.     Угроватова  Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 7 классе.- Калининград: редкая книга,1996.

 

4.     Цветкова Г.В.  Занимательные материалы по русскому языку.7 класс-

Волгоград: ИТД «Корифей», 2006

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ урока.

 

Представленный  урок – это урок обобщения и систематизации знаний по одной из трудных тем курса 6 класса «Деепричастие».

 

На данном уроке были решены следующие задачи:

1.Обучающие:

-обобщение и систематизация сведений о деепричастии:

-закрепление практического умения находить деепричастия и  деепричастные обороты, ставить знаки препинания при них;

- совершенствование навыков конструирования предложений с деепричастными оборотами.

2.Развивающие:

-Развитие зрительной и слуховой памяти;

-развитие творческих способностей;

-развитие внимания;

- развитие быстроты мышления;

- развитие логики.

3.Воспитывающие:

  -воспитание чуткого отношения к русскому языку, к красоте и выразительности речи, интереса к его изучению.

 

На этапе создания мотивации обучения использовалась загадка, что позволило определить цель урока и восстановить в памяти учеников признаки  деепричастия .

 

Содержание урока построено на одной сквозной линии «вода», которая объединяет все этапы урока, и направлено на реализацию языковой, речевой и правописной компетенций. 

Речевая компетенция: на уроке используются тексты для различного вида работ: комплексного анализа  и редактирования .

Правописная компетенция: постановка знаков препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами, правописание НЕ с деепричастиями.

Языковая компетенция: знать признаки деепричастий и уметь находить их в предложениях; правильно использовать деепричастия для точного выражения мыслей в конкретной речевой ситуации.

 

В целях экономии времени на каждого ученика распечатаны текст стихотворения Р.Саути «Лодорский водопад», деформированный текст по картине Айвазовского ( см. Технологическую карту) ; задание на дом .

 

На уроке используются различные виды деятельности учащихся: чтение, слушание, письмо; имеет место как коллективная, так и индивидуальная работа.

 

 

 

Контроль проводится по следующим параметрам:

-устная коллективная работа по поэтическому тексту;

-письменная индивидуальная работа с текстом по картине;

- коллективная и индивидуальная работа по исправлению грамматических ошибок;

-индивидуальная работа с карточками.

 

В содержании урока предусматривается работа повышенной трудности: постановка знаков препинания при деепричастиях во фразеологических оборотах.

 

В течение урока дети наблюдали за тем, как используются  выразительные возможности деепричастий, и поэтому  домашнее задание является логическим продолжением работы на уроке: составить текст из предложенных и собственных деепричастий и деепричастных оборотов.

 

Анализируемый урок призван подготовить учащихся к контрольной работе, которая будет дана на следующем уроке.

 

Данный урок является итоговым при изучении темы «Деепричастие», но этапы урока могут быть использованы на любом уроке изучаемой темы.

 

 

 


Задание. Допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия и деепричастные обороты

Задание. Допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия и деепричастные обороты

Технологическая карта урока.

Технологическая карта урока.

Сколько предложений в тексте? 2

Сколько предложений в тексте? 2

Карточки для индивидуальной работы

Карточки для индивидуальной работы

Литература. 1. Разумовская

Литература. 1. Разумовская

Анализ урока. Представленный урок – это урок обобщения и систематизации знаний по одной из трудных тем курса 6 класса «Деепричастие»

Анализ урока. Представленный урок – это урок обобщения и систематизации знаний по одной из трудных тем курса 6 класса «Деепричастие»

Контроль проводится по следующим параметрам: -устная коллективная работа по поэтическому тексту; -письменная индивидуальная работа с текстом по картине; - коллективная и индивидуальная работа по исправлению…

Контроль проводится по следующим параметрам: -устная коллективная работа по поэтическому тексту; -письменная индивидуальная работа с текстом по картине; - коллективная и индивидуальная работа по исправлению…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2022