Тема урока: Спряжение глаголов. I и II спряжение глаголов.
Тип урока : изучение нового материала
Цель: дать понятие о I и II спряжении глагола;
учить определять тип спряжения.
Ход урока
1. Чистописание
- Какие буквосочетания вам знакомы?
- Что вы знаете о глаголе?
2. Актуализация знаний по теме.
- Прочитайте стихотворение З.Александровой
Цвести за мельницей кувшинки,
Стоять в воде, как поплавки,
Мы поплыть туда на спинке,
Сплести прохладные венки.
- Легко ли вы прочитали текст стихотворения? Что помешало?
- А что необходимо сделать, чтобы оно зазвучало красиво?
- Выпишите в тетрадь глаголы в нужной временной форме, выделите окончания, укажите время, число, лицо глаголов.
Цветут, стоят, поплывём, сплетём.
- В форму какого времени вы поставили глаголы?
Прочитайте гл.настоящего вр., будущего.
- Что нового о глаголах настоящего и будущего времени вы узнали на прошлом уроке?
- Сегодня на уроке мы продолжим работать по теме «Спряжение глаголов» и узнаем сколько типов спряжения существует в ру. яз.
3. Работа по теме урока
- Что такое спряжение глаголов?
- А все ли из вас могут спрягать глаголы?
- Проспрягайте любой из этих глаголов ( работа на доске и в тетрадях)
Я сплету Я стою
Ты сплетёшь Ты стоишь
Он сплетёт Он стоит
Мы сплетём Мы стоим
Вы сплетёте Вы стоите
Они сплетут Они стоят
- Понаблюдайте, как изменяются окончания глаголов, выделите их.
- Сравните окончания левого и правого столбиков. Что заметили? ( окончания ударные)
у |
ю |
ёшь |
ишь |
ёт |
ит |
ём |
им |
ёте |
ите |
ут |
ят |
- Обратите внимание на гласную букву в окончании. Что ещё заметили?
(проверка спряжения других глаголов)
- Прочитайте окончания, которые у вас получились при спряжении других глаголов
- По своим личным окончаниям глаголы делятся на группы.
Прочитайте сведения о языке в учебнике на стр.78 (глаголы I и II спряжения)
- Рассмотрим таблицу и понаблюдаем, чем раличаются окончания глаголов
I и II спряжения.
Стр.79, таблица
- Какие личные окончания глаголов I и II спряжения одинаковы? Чем различаются личные окончания глаголов I и II спряжения?
- Определите, к какому типу спряжения относятся глаголы из стихотворения.
Цветут, стоят, поплывём, сплетём.
Упр.56
- Всегда ли по личному окончанию глагола можно определить его лицо и число?
Составьте грамматмческую задачу: расскажите всё,что можете о глаголе по окончанию
– ишь ( 2 лицо, ед.ч., II)
- ем ( мн.ч.,1 лицо, I)
- у
- Как быть в этом случае? (проспрягать глагол)
- Давайте поупражняемся в определении спряжения глаголов. Запишите в два столбика по типу спряжения.
С . дит, в . зёшь, кр . чат, п . ёт, ун . су, м . лчите, кл . ют, цв . тут, б . гу,
г .в .рим, чита . шь (записывают в два столбика)
Iспряжение |
IIспряжение |
везёшь |
сидит |
цветут |
кричат |
клюют |
молчите |
поёт |
бегу |
унесу |
говорим |
- Были ли у вас трудности в выполнении задания? ( бегу, унесу, читаешь) Как справились с ними?
- Почему затруднялись в определении спряжения глагола ЧИТАЕШЬ?
- Какие глаголы легче писать с ударным или безударным окончанием? Является ли безударное окончание глагола орфограммой?
- А мы сегодня работаем с какими окончаниями?
Ударные окончания –это говорящие окончания. О чем они говорят нам?(ук какому спр.относится глагол)
4. Закрепление. Работа с текстом.
- Про читайте текст. Озаглавьте его. Выполните задание.
- На сколько частей можно разделить текст? О чем говорится в первой части? Выполните задание.
- Объясните постановку знака препинания в 3 предложении. Дайте характеристику предложения, разберите его.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.