разработка глаголы

  • doc
  • 26.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала разработка глаголы.doc

Тема урока: Спряжение глаголов. I и II спряжение глаголов.

Тип урока : изучение нового материала

 

Цель: дать понятие о  I и II спряжении глагола;

           учить определять тип спряжения.

 

Ход урока

1. Чистописание

- Какие буквосочетания вам знакомы?

- Что вы знаете о глаголе?

2. Актуализация знаний по теме.

- Прочитайте стихотворение З.Александровой

 

Цвести за мельницей кувшинки,

Стоять в воде, как поплавки,

Мы поплыть туда на спинке,

Сплести прохладные венки.

 

- Легко ли вы прочитали текст стихотворения? Что помешало?

- А что необходимо сделать, чтобы оно зазвучало красиво?

- Выпишите в тетрадь глаголы в нужной временной форме, выделите окончания, укажите время, число, лицо глаголов.

 

      Цветут, стоят, поплывём, сплетём.

- В форму какого времени вы поставили глаголы?

Прочитайте гл.настоящего вр., будущего.

- Что нового о глаголах настоящего и будущего времени вы узнали на прошлом уроке?

- Сегодня на уроке мы продолжим работать по теме «Спряжение глаголов» и узнаем сколько типов спряжения существует в ру. яз.

3. Работа по теме урока

- Что такое спряжение глаголов?

- А все ли из вас могут спрягать глаголы?

- Проспрягайте любой из этих  глаголов ( работа на доске и в тетрадях)

 

 

 

 Я        сплету                                   Я          стою

 Ты     сплетёшь                             Ты       стоишь

 Он     сплетёт                                 Он       стоит

        Мы    сплетём                                Мы     стоим

 Вы     сплетёте                               Вы      стоите

 Они   сплетут                                 Они    стоят

 

- Понаблюдайте, как изменяются окончания глаголов,  выделите их.

- Сравните окончания левого и правого столбиков. Что заметили? ( окончания ударные)

 

у

ю

ёшь

ишь

ёт

ит

ём

им

ёте

ите

ут

ят

 

 

 

 

 

 

- Обратите внимание на гласную букву в окончании. Что ещё заметили?

(проверка спряжения других глаголов)

- Прочитайте окончания, которые у вас получились при спряжении других глаголов

- По своим личным окончаниям глаголы делятся на группы.

Прочитайте сведения о языке в учебнике на стр.78 (глаголы I и II спряжения)

- Рассмотрим таблицу и понаблюдаем, чем раличаются окончания глаголов

I и II спряжения.

 Стр.79, таблица

- Какие  личные окончания глаголов I и II спряжения одинаковы? Чем различаются личные окончания глаголов I и II спряжения?

- Определите, к какому типу спряжения относятся глаголы из стихотворения.

Цветут, стоят, поплывём, сплетём.

Упр.56

- Всегда ли по личному окончанию глагола можно определить его лицо и число?

Составьте  грамматмческую задачу: расскажите всё,что можете  о глаголе по окончанию

– ишь  ( 2 лицо, ед.ч., II)

 - ем ( мн.ч.,1 лицо, I)

- у

- Как быть в этом случае? (проспрягать глагол)

- Давайте поупражняемся в определении спряжения глаголов. Запишите в два столбика по типу спряжения.

С . дит, в . зёшь, кр . чат, п . ёт, ун . су, м . лчите, кл . ют, цв . тут, б . гу,

 г .в .рим, чита . шь        (записывают в два столбика)

 

Iспряжение

IIспряжение

везёшь

сидит

цветут

кричат

клюют

молчите

поёт

бегу

унесу

говорим

- Были ли у вас трудности в выполнении задания? (  бегу, унесу, читаешь) Как справились с ними?

- Почему затруднялись в определении спряжения глагола ЧИТАЕШЬ?

- Какие глаголы легче писать с ударным или безударным окончанием? Является ли безударное окончание глагола орфограммой?

- А мы сегодня работаем с какими окончаниями?

Ударные окончания –это говорящие окончания. О чем они говорят нам?(ук какому спр.относится глагол)

4. Закрепление. Работа с текстом.

- Про читайте текст. Озаглавьте его. Выполните задание.

- На сколько частей можно разделить текст? О чем говорится в первой части? Выполните задание.

- Объясните постановку знака препинания в 3 предложении. Дайте характеристику предложения, разберите его.