Разработка и реализация в практической деятельности ролевой игры «Безразличие и сострадание»
Оценка 4.9

Разработка и реализация в практической деятельности ролевой игры «Безразличие и сострадание»

Оценка 4.9
docx
26.12.2021
Разработка и реализация в практической деятельности  ролевой игры «Безразличие и сострадание»
Разработка и реализация в практической деятельности.docx

Разработка и реализация в практической деятельности

 ролевой игры «Безразличие и сострадание»

Пояснительная записка

Безразличие – довольно любопытное явление. И почти всегда, во всех своих проявлениях окрашено негативом. Не то безразличие, которое больше нейтралитет, а то, которое – безучастие. Когда вмешательство или отзыв могли положительно повлиять на исход. Когда почти наверняка известно, что невмешательство повлечет за собой некую кризисную ситуацию. Вроде как инстинкт самосохранения подсказывает: не стоит, лучше остаться в стороне, так спокойнее. А лень ему вторит: зачем напрягаться?

Безразличие хуже всего. Оно в очередной раз позволяет пройти мимо чужого горя, не помочь ближнему. Единственное чувство, которое может спасти мир от безразличия – это сострадание. Сострадание – это способность человека с помощью энергии Любви, понять страдания другого человека и оказать ему помощь.   Далеко не всякий человек способен на сострадание. Для этого нужна Сильная личность. У кого эта сила проявлена через доброту, правдивость, человечность, тот и способен на сострадание. Данное качество характера и личности свойственно только духовно сильным и возвышенным людям. Это помощь другим людям абсолютно Бескорыстно.

Важно помочь молодым людям встать на путь благоприятного воздействия, на собственный внутренний мир само созидания. Проведение данной игры является одним из методов привлечения внимания детей к проблеме равнодушного отношения к миру и проявлениям безразличия. Сострадание должно стать  активной жизненной позицией, готовой стать реальной помощью другому.

Тема: Профилактическая работа по предупреждению травли и преследования среди школьников.

Цели:

Обучающая: утвердить в сознании молодых людей ориентацию на ответственное поведение за свои поступки;

Воспитательная: воспитать у учащихся чувство ответственности,  взаимопонимание в отношениях между людьми;

способствовать формированию моральных и нравственных качеств;

Развивающая: научить учащихся анализировать, сопоставлять, делать выводы;

развивать умение видеть и правильно оценивать проявления дискриминации и преодолевать трудности;

Методы: дискуссия, обсуждение, наглядное изображение.

Размер группы: от 15 до 20 человек.

Ресурсы: не требуются.

Время: 40-60 мин.

Схема проведения игры

1.     Организационный момент

2.     Постановка цели

3.     Формулирование темы

4.     Введение в игру

5.     Игровой процесс:

- выбор ситуаций

- обсуждение  и разбор ситуаций в каждой группе (анализ ситуаций, принятие решений)

- ответы на поставленные вопросы

6.     Разбор ситуаций каждой группы

7.     Подведение итогов игры. Анализ деятельности групп. Оценка эффективности работы участников и групп.

8.     Общая дискуссия

Ход деловой игры «Безразличие и сострадание»

(Участники приглашаются на деловую игру, но её название не сообщается. Сразу рассаживаются на группы по 4-5 человек. Желательно, чтобы участники группы были равны по социальному статусу, интеллектуальному развитию, а также психологически совместимы.)

Здравствуйте, уважаемые участники деловой игры.  Прошу Вас сегодня активно высказывать своё мнение и тогда наша встреча будет эффективной и плодотворной.

Наш разговор я хочу начать с притчи «Любовь и влюблённость».

– Ах, Любовь! Я так мечтаю быть такой же, как и ты! – Восхищенно повторяла Влюбленность. Ты намного сильнее меня.

– А ты знаешь, в чем моя сила? – спросила Любовь, задумчиво качая головой.

– Потому что ты важнее для людей.

– Нет, моя дорогая, совсем не поэтому, – вздохнула Любовь и погладила Влюбленность по голове. – Я умею прощать, вот что делает меня такой.

– Ты можешь простить Предательство?

– Да, могу, потому что Предательство часто идет от незнания, а не от злого умысла.

– Ты можешь простить Измену?

– Да, и Измену тоже, потому что, изменив и вернувшись, человек получил возможность сравнить, и выбрал лучшее.

– Ты можешь простить Ложь?

– Ложь – это меньшее из зол, глупышка, потому что часто бывает от безысходности, осознания собственной вины, или из нежелания делать больно, а это положительный показатель.

– Я так не думаю, бывают ведь просто лживые люди!!!

– Конечно бывают, но они не имеют ни малейшего отношения ко мне, потому что не умеют любить.

– А что еще ты можешь простить?

– Я могу простить Злость, так как она кратковременна. Могу простить Резкость, так как она часто бывает спутницей Огорчения, а Огорчение невозможно предугадать и проконтролировать, так как каждый огорчается по-своему.

– А еще?

– Еще могу простить Обиду – старшую сестру Огорчения, так как они часто вытекают одно из другого. Я могу простить Разочарование, так как за ним часто следует Страдание, а Страдание очищает.

– Ах, Любовь! Ты действительно удивительна! Ты можешь простить все-все, а я при первом же испытании гасну, как догоревшая спичка! Я так завидую тебе!!!

– И тут ты не права, малышка. Никто не может прощать все-все. Даже Любовь.

– Но ведь ты только что рассказывала мне совсем другое!!!

– Нет, то о чем я говорила, я на самом деле могу прощать, и прощаю бесконечно. Но есть на свете то, что не может простить даже Любовь.

Потому что это убивает чувства, разъедает душу, ведет к Тоске и Разрушению. Это причиняет такую боль, что даже великое чудо не может излечить ее. Это отравляет жизнь окружающим и заставляет уходить в себя.

Это ранит сильнее Измены и Предательства и задевает хуже Лжи и Обиды. Ты поймешь это, когда столкнешься с ним сама. Запомни, Влюбленность, самый страшный враг чувств…

(спросить детей) Как вы думаете, о чём идёт речь?

 – Равнодушие. Так как от него нет лекарства.

(слово РАВНОДУШИЕ записать на доске)

Давайте вместе подумаем и подберём ещё те чувства, которые приходят вместе с равнодушием.

(Эти слова записываются на доске ниже слова равнодушие. Можно сделать карточки с синонимами, чтобы дети смогли выбрать. Приложение № 1.)

Видя в людях эти чувства, по каким поступкам мы можем так судить?

(Ответы детей)

·  Иногда мы видим, как молодые люди мусорят на чисто выметенную улицу. В таких случаях люди делают им замечание? Если нет, то это говорит об их равнодушии?

·  А когда подростки издеваются над животным люди проходят мимо?

·  Когда в подъезде мужчины распивают спиртные напитки, их кто-нибудь останавливает и просить покинуть подъезд?

·  Если знакомый совершил правонарушение, обычно это умалчивается?

Спасибо за искренние ответы!

А теперь ответьте, почему у нас в обществе складывается такая картина?

(Ответы детей)

Безразличие хуже всего. Оно в очередной раз позволяет пройти мимо чужого горя, не помочь ближнему. Но есть чувство, которое может спасти мир от безразличия и жаль, что оно не у всех. Кто догадался, о чём это?

(Ответ детей) Сострадание.

(Слово СОСТРАДАНИЕ записывается на доске рядом со словом равнодушие. Если слово не подобрано, то задаются наводящие вопросы. Или возможно выбрать его из карточек.)

Аналогично, к слову безразличие подберём те  чувства, которые возникают вместе с состраданием.

(Слова записываются на доске ниже слова СОСТРАДАНИЕ. Или прикрепляются  карточки. Приложение № 1.)

Мы подошли к одним из самых наболевших проблем нашего времени. К каким?

(Ответ детей) Безразличие и сострадание.

(Пишется слово «и» между словами безразличие и сострадание, подчёркивается тема)

Безразличие – довольно любопытное явление. И почти всегда, во всех своих проявлениях окрашено негативом. Не то безразличие, которое больше нейтралитет, а то, которое – безучастие. Когда только сострадание влечёт вмешательство, которое  может положительно повлиять на исход ситуации. Когда почти наверняка известно, что невмешательство повлечет за собой некую кризисную ситуацию.

А бывает еще хуже безразличие. Когда, не предпринимая никаких действий по предотвращению конфликтов, позволяет издеваться над слабыми, еще и снимая все это безобразие на мобильный телефон.

В Средневековье была народная забава - смотреть казни на площадях. Теперь толпа жадно следит за чужим горем и самыми чудовищными страстями, безразличными режиссерами которых становимся порой мы сами.

Сегодня мы тоже будем смотреть чужое горе. Но надеюсь с другой стороны. С позиции сострадающих людей. И вы увидите собственными глазами, что зла в мире могло бы быть и меньше. Если бы окружающие люди вовремя это остановили.

https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=vhqtCLbqQjs

(видео сюжет)

Меня очень потрясли действия этих подростков, думаю, что у многих из вас, как и у меня проявились чувства сострадания.

Давайте подойдем к этим проблемам серьезно, без юмора.  Обсудим их сначала в группах. Каждой группе необходимо сосредоточиться на одной ситуации, в которой присутствует безразличие окружающих. Можно взять ситуацию из видео ролика, или знакомую вам из собственной жизни, или ту, которая заботит вас в настоящий момент.

 Четко её сформулировать, назвать суть проблемы так, как это видится вам самим.

×        назвать непосредственных участников действий;

×        приготовиться к устному описанию или к инсценировке одной ситуации с  двумя разными интерпретациями  в конце действия. Первая – где проявляется безразличие к происходящему.

Вторая – где окружающие проявляют сострадание к ближнему.

 

И ответить на вопросы:

(вопросы записаны не доске или на листочках у каждой группы)

×          Объясните подобное поведение всех участников данного действия?

×          Допустимо ли подобное поведение со стороны агрессора?

×          К каким последствиям приведет это действие всех участников?

×          Мешает ли девиантное поведение окружающим?

×          Какие последствия могут быть, если все окружающие будут безразличны к проблемам других?

×          Как вы можете повлиять на то, что бы такого безобразия стало меньше?

×          Какие пожелания будут у вас для своих ровесников?

×          На работу в группах вам даётся 15 минут.

(Игровой процесс:

Обсуждение ситуаций в группах. В процессе этого этапа задача ведущего – наблюдать за рабочими группами не вмешиваясь в их процесс обсуждения. Следует предоставить участникам допустимую самостоятельность. Лишь в тех случаях, когда игра заходит в тупик, можно дать совет, устранить неясность, но не стоит помогать участникам принимать решения. Для содействия группам можно предложить в помощь нормативные и правовые документы.

Можно прибегнуть к наблюдателям, которые фиксируют особенности поведения участников при работе в группах. Вся информация, отражающая деятельность групп заносится в специальные протоколы, которые после игры обрабатываются и анализируются ведущим и наблюдателями. Приложение № 2.

Не стоит постоянно напоминать участникам, сколько времени осталось, однако было бы разумно, если в кабинете, где проводится игра, висели часы.

Каждая команда после изучения «своей» ситуации продуцирует или инсценирует её для всех присутствующих. Анализирует и выводит общее заключение в виде ответов на поставленные вопросы.

После анализа деятельности каждой из групп важным является вынесение правильного (эффективного) решения в конкретной ситуации, соотнесение его с реальными обстоятельствами, обоснование принятия этого решения.)

После рассмотрения таких сложных ситуаций давайте проанализируем работу каждой из групп.

Почему принимались те или иные решения?

К каким результатам они привели?

Какая была самая большая проблема в решении данных ситуаций?

(Оценку эффективности групповой работы и исследование условий общения можно провести с помощью тестов. Приложения № 3 и № 4.)

А закончить нашу игру я хочу другой притчей «Бабочка и мудрец».

Был в древности один мудрец. У него было много последователей, многие у него учились. И вот как-то раз, два его ученика поспорили между собой. Один утверждал, что сможет задать мудрецу такой вопрос, который поставит его в тупик. Второй сказал, что это невозможно.

Ранним утром первый ученик пошел в поле и поймал там прекрасную маленькую бабочку. Зажал ее в ладонях так, чтобы не было ее видно. Придумал он хитростью одолеть учителя: "Я спрошу у него, жива ли бабочка, что в моих ладонях. Если он скажет, нет, то я разожму ладони, и она взлетит. Если же скажет да, то я раздавлю ее и, открыв ладони, он увидит лишь ее безжизненное тельце. Так он попадет в неловкую ситуацию, а я выиграю спор".

Пришел к своему мудрецу-учителю ученик и в присутствии всех спросил его:

- Учитель, мертва или жива бабочка в моих ладонях?

- Все в твоих руках...

А от себя хочу добавить, что окажись в той или иной ситуации, со стороны зрителя, каждый из вас может сделать такой же выбор. Остаться безразличным к чужому горю и пройти мимо, либо, проявив сострадание, подарить минуты радости нуждающимся или даже спасти чью-то жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационные источники:

http://nlpr.ru/node/178

https://pandia.ru/text/78/031/41261.php

https://studbooks.net/2046487/pedagogika/osnovnye_komponenty_klassifikatsiya_delovyh

https://studopedia.net/3_12250_klassifikatsiya-interaktivnih-igr.html

https://trepsy.net/delo/stat.php?stat=5044

https://studfiles.net/preview/1664870/

https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=vhqtCLbqQjs

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1


Безразличие

 холод
наплевательское отношение
бесчувствие
бездушие
тупость и др.

сострадание

милосердие

сочувствие

сожаление

сердоболие

гуманность и др.


  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

Протокол деятельности групп

 

 

1 группа

2 группа

3 группа

стратегии взаимодействия

 

 

 

 

эффективность взаимодействия

 

 

 

 

количество выдвинутых решений

 

 

 

 

степень реалистичности решений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

 

Оценка эффективности групповой работы

Обстановка в группе была дружеская, доброжелательная.

1234567

Обстановка в группе была напряженная, чувствовалось напряженное отношение друг к другу.

Характер обсуждения проблем в группе был конструктивным, критика была направлена на получение общего результата.

1234567

Характер обсуждения проблем в группе был недостаточно конструктивным, критика была направлена друг на друга.

Предложения принимались в зависимости от их содержания, а не от личности того, кто их вносил

1234567

Предложения принимались или отвергались в зависимости от личности того, кто их высказывал.

Группа работала как единое целое, члены группы взаимно помогали друг другу

1234567

Группа разбилась на части, которые фактически противостояли друг другу.

Решения принимались совместно, после того как все убедились в их правильности

1234567

Решения принимались одним – двумя членами группы, а мнение остальных не учитывалось.

Была полная возможность высказаться для всех членов группы

1234567

Многие члены группы не имели возможности высказать свое отношение к обсуждаемой вопросам.

Конечная цель работы группы ясна и понятна

1234567

Непонятно, для чего мы все здесь собрались.

Наша группа получила хороший результат

1234567

Наша группа фактически не получила результата.

В процессе работы сначала я чувствовал себя неуютно, но затем мое состояние улучшилось.

1234567

С начало и до конца чувствовал себя неуютно.

В группе я чувствовал себя уверенно, был полноправным ее членом.

1234567

В группе я чувствовал себя неуверенно, как посторонний.

 

Участникам деловой игры можно дать следующую инструкцию:
"Вам предлагается оценить, насколько эффективно действовала в игре ваша команда. Оценка производится по семибалльной шкале. Высказывание, расположенное на бланке слева, соответствует 1 баллу. Противоположное ему высказывание расположено справа и соответствует 7 баллам. Остальные оценки являются промежуточными и отражают степень близости к крайним оценкам. Нейтральная оценка соответствует 4 баллам. Вы должны обвести кружочком цифру, которая является Вашей оценкой по данному параметру. В каждой строке, таким образом, обводится одна цифра. Просим Вас работать внимательно и аккуратно, возможные исправления вносить четко.
Благодарим Вас за помощь в исследовании и надеемся, что проделанная работа позволила Вам глубже осмыслить результаты игры."


После получения бланков рассчитывается средний балл, по всем параметрам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4

Исследование условий общения

 

Климат

Холодный,

без личностный

3 2 1 0 1 2 3

Теплый, личностный

Атмосфера

Напряжения, угрозы

3 2 1 0 1 2 3

Свободы, безопасности

Контакт

Плохой,

большая дистанция

3 2 1 0 1 2 3

Близкий контакт, понимание

Характер

Борьба, игра

3 2 1 0 1 2 3

Сотрудничество, помощь

Взаимовлияние

Отношения доминирования – подчинения, иерархия

3 2 1 0 1 2 3

Равность позиций

Коммуникация

Однонаправленная

3 2 1 0 1 2 3

Разнонаправленная

Контроль

Власть

3 2 1 0 1 2 3

Самоконтроль

 

После получения бланков рассчитывается средний балл, по всем параметрам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия по итогам выполнения аттестационной работы

Деловая игра «Безразличие и сострадание» составлена и проведена 27 марта 2019 года Давыдовой Татьяной Ивановной на базе МБОУ «ВСШИ» в 8 классе. В игре приняло участие 10 человек. На занятии наблюдателем присутствовала Балуева Татьяна Валерьевна (воспитатель 6 «А» класса), поэтому  мой анализ работы дополнительно строится ещё и на самооценке детей, и  на наблюдениях Татьяны Валерьевны.

Функции деловой игры эмоционально-воспитательные.

Игра характеризуется социально значимым видом деятельности вне зависимости от внутреннего склада и настроения участников, они не могут не принимать участия в игре, так как сами условия исключают пассивную позицию.

Игра проводилась с очень ограниченным временем (40 мин. – один академический час).

Сценарий игры находит отражение проблематичности в обществе, и в частности, в данном классе. Мы часто слышим от подростков такие слова как: «мне все равно», «сам виноват», «меня это не интересует» - это все говорит об их безразличии. Это одна из главных проблем современного общества, которая ожидает нас везде, где бы мы ни были. Поэтому данная игра составлена исходя реальной необходимости в помощи по формированию нравственных и этических норм поведения в этом классе.

Правила игры - отражают характеристики реальных процессов и явлений, имеющих место в прототипах моделируемой действительности. В игре дети адекватно отражали "должностную картину" той ситуации, которую смоделировали сами.

Группами были выбраны следующие ситуации:

 I – неадекватное время препровождение старшеклассников на перемене;

 II – не допустимое поведение некоторых учащихся на уроках;

 III – вымогательство подростками денег у малышей.

В I и II группах обсуждение ситуаций и результатов игры почти всеми игроками было активное, открытое и раскрепощённое, более пас­сивное поведение было у участников III группы.

В игре ребята не скрывали свое истинное отношение к человеку или проблеме, были открыты, правдивы, искренни в обсуждениях. Имел место случай, что дети признавались в своём безразличии, испытывая чувство вины.

У одного участника из I группы было предвзятое отношение к ситуации, но, в ходе обсуждений и анализа, согруппники смогли его переубедить и  найти правильный выход из ситуации.

Данная игра прошла в непринужденной обстановке, в совместной творческой деятельности.

Деловая игра поспособствовала в формировании чувства сострадания  и чуткости к окружающим, внимания к их проблемам и переживаниям и, конечно же, в помощи. Помогла предотвратить дезориентацию подростков в реальных ситуациях с не допустимыми формами поведения. А так же содействовала формированию стойких моральных убеждений.

Но так же есть и минусы в проведении игры. Для полноценной и более плодотворной работы с подростками хотелось глубже раскрыть тему безразличия, но стечение обстоятельств (нехватка времени) не дало более значимого результата. По той же причине не проведены с детьми тест по оценке эффективности групповой работы и тест исследование условий общения. Поэтому выводы сделаны по эмоциональному контакту в группах и по высказываниям самих детей. Работа прошла с очень малым количеством участников (половина класса), так как другие учащиеся были задействованы в прохождении дистанционной олимпиады.


 

Скачано с www.znanio.ru

Разработка и реализация в практической деятельности ролевой игры «Безразличие и сострадание»

Разработка и реализация в практической деятельности ролевой игры «Безразличие и сострадание»

Размер группы: от 15 до 20 человек

Размер группы: от 15 до 20 человек

Да, и Измену тоже, потому что, изменив и вернувшись, человек получил возможность сравнить, и выбрал лучшее

Да, и Измену тоже, потому что, изменив и вернувшись, человек получил возможность сравнить, и выбрал лучшее

Эти слова записываются на доске ниже слова равнодушие

Эти слова записываются на доске ниже слова равнодушие

Когда только сострадание влечёт вмешательство, которое может положительно повлиять на исход ситуации

Когда только сострадание влечёт вмешательство, которое может положительно повлиять на исход ситуации

Мешает ли девиантное поведение окружающим? ×

Мешает ли девиантное поведение окружающим? ×

Был в древности один мудрец. У него было много последователей, многие у него учились

Был в древности один мудрец. У него было много последователей, многие у него учились

CLbqQjs

CLbqQjs

Безразличие холод наплевательское отношение бесчувствие бездушие тупость и др

Безразличие холод наплевательское отношение бесчувствие бездушие тупость и др

1 группа 2 группа 3 группа стратегии взаимодействия эффективность взаимодействия количество выдвинутых решений степень реалистичности решений Приложение № 3

1 группа 2 группа 3 группа стратегии взаимодействия эффективность взаимодействия количество выдвинутых решений степень реалистичности решений Приложение № 3

Оценка эффективности групповой работы

Оценка эффективности групповой работы

В процессе работы сначала я чувствовал себя неуютно, но затем мое состояние улучшилось

В процессе работы сначала я чувствовал себя неуютно, но затем мое состояние улучшилось

Приложение № 4 Исследование условий общения

Приложение № 4 Исследование условий общения

Рефлексия по итогам выполнения аттестационной работы

Рефлексия по итогам выполнения аттестационной работы

Данная игра прошла в непринужденной обстановке, в совместной творческой деятельности

Данная игра прошла в непринужденной обстановке, в совместной творческой деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2021