Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Аксайского района
Рассветовская средняя общеобразовательная школа
Методическая разработка участника
Всероссийского дистанционного конкурса среди классных руководителей
Тема: «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»
Форма проведения: классный час
Адресат: учащиеся 1-4 класса (6-11 лет)
Автор-составитель: Миронец Татьяна Васильевна
учитель начальных классов
классный руководитель 4а класса
стаж классного руководства 6 лет
Классный час «С чего начинается Родина?»
Цель: систематизация представлений обучающихся о своей малой родине, как о месте, где человек родился и о своей стране, где он вырос и живёт.
Задачи:
1. Воспитательная: пробудить интерес и желание больше узнать о родном крае, своей малой Родине.
2. Образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родина;
3.Развивающая: развивать у детей речь, кругозор, внимание; умение работать с источниками информации.
Оборудование: карта России, материалы детских сочинений, выставка рисунков, толковый словарь Ожегова (4 шт) фонограммы песен «С чего начинается Родина?», гр. Непоседы «Моя Россия», Н. Бабкина «Гуляю, гуляю»; дерево пожеланий, эмблемы команд, сундучок, презентация мероприятия.
Подготовительный этап:
Учащиеся получают домашнее задание: собрать сведения об истории своего края и изложить в форме мини-сочинения «С чего начинается Родина?». Нарисовать рисунки.
На доске вывешена карта России, на которой, все присутствующие мероприятия, отметили место, где они родились.
Перед занятием класс делится на группы по 4 – 6 человек с помощью выбора эмблемы команды.
Ход мероприятия
Учитель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Мы рады видеть Вас в нашем маленьком, но уютном доме 4 «а» класса Рассветовской средней школы. Пусть сегодняшняя встреча с нами подарит Вам праздник и принесет море положительных эмоций.
Ребята, помните, мы писали с вами сочинения на тему «С чего начинается Родина?». Я ваши работы прочитала, сочинения получились очень интересные, спасибо вам за ваш творческий труд. Я предлагаю прослушать несколько отрывков из сочинений. (Сочинения на экране).
Дети читают сочинения.
Учитель: В своих сочинениях вы пытались ответить на вопрос, что для вас значит Родина. Что человек называет своей Родиной? (Ответы детей) Откуда произошло само слово родина?
Сейчас вы будете работать в группах. Правила работы в группе вы знаете. (Правила группы разложены на партах). Давайте обратимся к толковым словарям. Откройте словари и уточните значение этого слова. (Дети зачитывают определение). Работа в группе.
Ответы детей: В толковом словаре говорится, что слово «Родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного рода. А само слово «род» обозначает древнейшего бога славян Рода.
- Родители, родня, родственники, родичи, Родина – слова с одним корнем, близким по смыслу.
Учитель: Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёзка, и песни под гармонь, и степь с ковылём. Это место, где ты родился и вырос. Город со своими улицами, кварталами, аллеями и парками. Город, историей которого мы гордимся! И маленькая деревушка в одну улицу. Деревушка с красивым необычным названием. Родина – это и наши предки, наши мамы и папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь.
Учитель: Ребята, а что можно сказать о нашей стране, глядя на карту.
Ответы детей: Глядя на карту, мы видим, что Российская Федерация занимает достаточно большую территорию. Наша страна кажется необъятной, просторы её бескрайними. Берега России омывают моря трёх океанов – Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического. Границы России проходят и суше, и по морю. В России много полноводных рек и больших озёр, высоких гор и широких равнин; Глядя на карту, можно увидеть, сколько полезных ископаемых таят в себе недра земли.
Учитель: Да, ребята, Россия – необъятная страна. Она очень красива и богата. И всё это наша Родина.
Ученик читает стихотворение Зинаиды Александровой:
Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Учитель: Давайте вернёмся к нашим сочинениям. Вот ещё несколько фрагментов. Что общего между сочинениями? А в чём различие?
А что значит малая Родина?
Ответы детей: Малая – потому, что это маленькая частичка моей необъятной страны, здесь живут родные моему сердцу люди и т.д
Учитель: Малая Родина – это понятие каждый понимает по-своему. Ясно одно – Родиной мы называем то место, где наши воспоминания, где наши мысли. Это то, с чем связаны самые лучшие моменты жизни.
Перед началом занятия я попросила вас на карте отметить то место, где вы родились. Посмотрите на карту, большинство флажков расположено в одном месте. А как называется эта часть нашей страны?
Ответы детей: Ростовская область, Донской край.
Учитель: Ростовская область – это частица нашей великой Родины – России. Давайте посмотрим на карте на нашу малую Родину – Ростовскую область. (Просмотр ролика о Ростовской области)
Учитель: В 1793 году впервые карте появляется название «Земля войска Донского». В конце XYIII века были проведены границы этой «Земли». Всего через три десятка лет наша область получает новое название – Область войска Донского. Это название сохранялось вплоть до Октябрьской революции
С 1920 по 1924 год территория нашего края почти полностью входила в состав Донской области. Затем до 1934 года она являлась частью Северо -Кавказского, а три последующих года Азово-Черноморского края. 13 сентября 1937 года Ростовская область получила своё название.
Ребята, представьте, что к нам в Ростовскую область приехали дети из других стран. Они ничего не знают о Донском крае. Вам нужно убедить их, что приехали они к нам не зря. У нас много интересного с точки зрения истории, географии, экологии и культуры. У нас с вами 4 группы: географы, историки, экологи и культурологи. На столах находятся тексты. Ваша задача выбрать интересные факты о нашем крае и зачитать их нам.
(Тексты даны в Приложении1)
Доклады команд.
Учитель: Вы хорошо представили наш край и наши зарубежные друзья – обязательно к нам приедут.
Жителей Дона отличал особый диалект, и сейчас мы с вами отгадаем загадки. Представьте, что я казачка. (достаю казачий платок _ зануздалку, набрасываю его на плечи) и говорить я с вами буду как казаки. Вы должны будете отгадать о чём я говорю, а подсказка будет моя загадка. (Заранее готовлю сундучок, в котором спрятаны ответы на загадки: монета, фартук, вязаные носки, игрушка петуха, тапочки,рис)
1. Маленька, кругленька, из кармана в карман скачет, Весь мир обскачет, Ни к чему сама не годна, А всем нужна. (Монета - дробь)
2. Перед работой его надевают,
И чаще, чем платье, мама стирает,
В школе нам без него никуда,
Особенно на уроках труда. (Фартук – завеска)
3. Вяжем на ножки
Из шерсти одёжку.
Пятка двойная,
Резинка цветная. (Носки – карнетки)
4. Не княжеской породы,
А ходит с короной;
Не ратный ездок,
А с ремнём на ноге;
Не сторожем стоит,
А всех рано будит. (Петух - кочет)
5. Не разлить друзей водой.
За одним идет другой.
Целый день слетают с пят.
Под кроватью ночью спят.
(Тапочки – чувяки)
6. В воде растет,
Уборки ждет.
Годен для каши,
Ест его Маша.
Годен для плова.
Ест его Вова. (рис – сарацинское пшено)
Молодцы, ребята!
Учитель: Дон без песен и плясок, что виноградная лоза без гроздьев. Приглашаю всех на казачий флешмоб. Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной. (Н. Бабкина «Гуляю, гуляю»)
Учитель:Да, ребята, наш край по-своему неповторим, у нас красивая природа, интересная история… Жители нашего края, как и все россияне, соблюдают народные традиции, честно трудятся на благо страны, охраняют природу. Здесь, как и по всей стране заботятся о детях и пожилых людях, чтят ветеранов войны, труда и знаменитых людей. Мы счастливые люди!
Наша Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Листья – наши мечты и желания. Давайте подумаем, какими конкретными делами мы можем выразить свою любовь к Родине. Запишите свои мечты на листочках. Они у вас на столах и прикрепите их к этому дереву.
Дети записывают на заранее приготовленных листочках свои мечты и желания, и озвучивая прикрепляют к дереву
Вот так, плечом к плечу, как на дереве листик к листику, мы будем творить историю нашей страны, нашей Родины!
Подведение итога
Учитель: Ребята, вернёмся к вопросу " С чего начинается Родина?". Мы смогли на него ответить? Так что же значит для вас Родина?
(Дети отвечают)
Учитель:
Тебя в стране любимой ждут
Походы, игры и науки,
И каждый шаг твой берегут
Её заботливые руки.
В конце мероприятия дети исполняют песню «Моя Россия».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.