«Путешествие по Солнечной системе»
СП ГБОУООШ №4
«Детский сад №9»
Воспитатель: Иванова Т.Ю.
2021г.
Конспект занятия
Цель: продолжать формирование представлений детей о Солнечной системе и о космосе в целом.
Задачи:
Образовательные:
- дать детям представление о том, что Земля – наш общий дом;
- дать элементарное представление о строении Солнечной системы, о Вселенной; - познакомить детей с особенностями планет Солнечной системы;
- формировать умение детей ясно и последовательно излагать свои мысли, давать полные ответы на вопросы воспитателя;
- пополнять и активизировать словарь детей, формировать навыки речевого общения.
Развивающие:
- развивать умение наблюдать, делать выводы;
- развивать любознательность и познавательную активность;
- развивать мыслительную деятельность и творческий подход в поиске способов решения проблемных вопросов или ситуаций.
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, к изучению космического пространства;
- воспитывать инициативу и самостоятельность.
Предварительная работа
|
Слушание: · «Колыбельная медведицы» Е.Крылатов – Ю.Яковлев · «Млечный путь» А.Рыбников – И.Кохановский · «Песня о звёздах» А.Рыбников – Ю.Ким |
||
Познавательное развитие
|
Рассматривание иллюстраций, фотографий и репродукций. Отгадывание загадок. Беседы: · «Этот загадочный космос» · «Первый космонавт» Дидактические игры: · «Хочешь стать космонавтом?» · «Большие и маленькие планеты» · «Угадай по описанию» · «Сравни картинки» · «Сходство и различие» · «Что лишнее?» · «чего не стало?»
Исследовательская деятельность: · «Как Земля вращается вокруг Солнца» О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом» · «Вращающаяся Земля» (как Земля вращается вокруг своей оси) · «Далеко – близко» (расстояние от солнца и температура воздуха) · «Чем ближе, тем быстрее» (время обращения планет вокруг Солнца) Конструирование: · «Звёзды и кометы» (Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа, с.180) · «Космодром» |
||
Речевое развитие |
Энциклопедии: Бэрнхем Р. «Атлас Вселенной для детей» Дорожкин Н.Я. «Космос» Порцевский К.А. «Моя первая книга о космосе»
|
Стихотворения: Я.Аким «Береги свою планету» О.Высоцкая «Космонавт» А.Матутис «Ракета и я» В.Степанов «Космонавт», «Астроном» Ж.Парамонова «Забавная Астрономия для малышей» |
Рассказы: В.Баруздин «Первый человек в космосе» Бороздин В. «Звездолётчики» , «Первый в космосе». Я. К. Голованов «Дорога на космодром» В. Кащенко «Созвездие драконов» П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп» Е.Левитан «Малышам о звёздах и планетах» |
|
Связная речь: · Составление рассказа по картине, по серии картинок, по схеме · Составление и отгадывание загадок, · Пересказ коротких рассказов · Составление творческих рассказов «Что можно увидеть из космоса», «Расскажи о своей планете» Словесные игры · «Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте» · «Скажи наоборот» · «Похожие слова» · «Какой, какая, какое?» |
||
социально-коммуникативное развитие
|
Беседы: · «Жизнь людей на космическом корабле» · «Можно ли смотреть на Солнце?» (как сберечь зрение) |
||
|
Изготовление бортового журнала, карт звёздного неба и других атрибутов для сюжетно-ролевых игр Познакомить детей с профессиями: космонавт, учёный-астроном, инженер-конструктор. |
||
|
Сюжетно-ролевые игры: «Полёт в космос», «Исследователи космоса». Пластические этюды: «Парим в космосе» Хороводные игры: · «Звёздный хоровод» · «Угадай планету» |
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель:
В тёмном небе звёзды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано маленькими сверкающими точками. Вы, конечно, догадались это звезды.
Что представляет собой звезда?
Это громадные раскаленные газовые шары, похожие на наше солнце. Они светятся, но не греют, потому что находятся очень далеко от Земли, поэтому они кажутся нам такими маленькими. Для того чтобы ориентироваться в звездном небе, люди дали имена некоторым самым ярким звездам и объединили звезды в созвездия, которые можно сравнить с изображением предметов и животных.
Ребенок: Есть в небе звездочка одна, какая не скажу.
Но каждый вечер из окна я на нее гляжу.
Она мерцает ярче всех и в небе где-нибудь,
Сейчас, наверное, пилот по ней сверяет путь!
Воспитатель:
Как называется эта звезда? (Полярная звезда) В каком созвездии находится Полярная звезда? (в созвездии Малой медведицы)
Графическое упражнение «Соедини точки»
Попробуем соединить звездочки в этих созвездиях и посмотрим, что получится
.
Ребенок: Вот Медведица Большая
Кашу звездную мешает
Большим ковшом
В котле большом.
А рядом тускло светится
Малая Медведица,
Маленьким ковшиком
Собирает крошечки!
Воспитатель:
Отгадайте загадку, тогда вы узнаете, что еще можно увидеть на небе.
Ночью по небу гуляю,
Тускло Землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня... (Луной)!
Луна - это спутник Земли.
А что же такое Земля?
Дети: Земля - это планета.
Воспитатель:
Верно. Мы говорили, что Земля - это родной дом, а Солнечная система - родной город, в которой находится наш дом. В этом солнечном городке есть и другие планеты.
Все эти планеты объединены в Солнечную систему. Почему эту систему назвали - Солнечной?
Потому, что все планеты вращаются вокруг Солнца. Солнце - это большая горячая звезда, она согревает и освещает планеты.
У каждой планеты свой собственный путь.
Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.
Вокруг Солнца вращаются наши планеты.
По-разному все они Солнцем согреты.
Дидактическая игра «Солнечная система»
Помогите мне вернуть планеты на свою орбиту.
На этой планете такая жара,
Что там оказаться опасно, друзья! (Меркурий)
А эту планету холод страшный сковал,
Теплом ее солнечный луч не достал. (Плутон)
А эта планета нам всем дорога,
Нам жизнь подарила планета....(Земля)
К планете Земля две планеты близки.
Дружок, имена их скорей назови. (Венера, Марс)
А эта планета гордится собой,
Поскольку, считается самой большой. (Юпитер)
Планета кольцами окружена
И этим от всех отличилась она. (Сатурн)
А что за планета Зеленого цвета? (Уран)
Царь морской названье той планете дал,
Он именем своим ее назвал. (Нептун)
Кружиться хоровод планет,
У каждой свой размер и цвет.
Для каждой путь определен,
Но только на Земле мир жизнью заселен.
Человека всегда интересовал загадочный мир Космоса. Есть ли воздух на других планетах, есть ли там животные, растения. Первым человеком, покорившим космос, был советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.
-12 апреля 1961 года впервые в мире Ю.Гагарин совершил успешный полет вокруг Земли на космическом корабле. Этим подвигом гордится наша страна.
Полет продолжался 1 час 48 минут. Корабль «Восток» совершил один оборот вокруг Земли.
Чем занимаются космонавты во время полета? Они ведут медицинские, технические наблюдения, изучают поверхность Земли, Луны, других планет. Сообщают о приближающихся ураганах, тайфунах, стихийных бедствиях, уточняют прогноз погоды, обеспечивают спутниковую теле, радио связь.
Физкультминутка «Космонавт»
Раз-два, стоит ракета. Три-четыре, скоро взлет. Чтобы долететь до Солнца Космонавтам нужен год. Но дорогой нам не страшно, Каждый ведь из нас атлет Пролетая над землею Ей передадим привет. |
(поднимают руки вверх) (разводят руки в стороны) (круг руками) (берутся руками за щеки, качают головой) (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево) (сгибают руки в локтях) (разводят руки в стороны) (поднимают руки вверх и машут) |
Каким должен быть космонавт? Я буду называть качества, а вы к каждому моему слову подберите другое слово, обозначающее противоположное качество.
Речевая игра «Скажи наоборот»
Ленивый - трудолюбивый
Злой - добрый
Слабый - сильный
Медлительный - быстрый
Неряшливый - аккуратный
Грустный - веселый
Нервный - спокойный
Старый - молодой
Трусливый - смелый
Неуклюжий — ловкий
Все качества, которые перечислили вы, присуще космонавту.
Вы бы хотели стать космонавтами?
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая (ракета)
Воспитатель:
Ребята, я предлагаю вам стать конструкторами. Давайте пройдём в конструкторское бюро, и построим космический корабль-ракету. (Дети строят из модулей ракету).
Упражнение на ориентировку в пространстве.
Положить
Воспитатель: Наша ракета готова к старту. Осталось только набрать экипаж. А для этого надо пройти испытание.
Задание: «Образуй множественное число». Например: ракета-…ракеты; комета – …кометы; планета-…планеты; космонавт-…космонавты, с созвездие-… созвездия. - Ребята, какие созвездия вы знаете?
Первый ребенок:
Мы сейчас все космонавты,
Как Гагарин, как Титов
Экипаж ракеты нашей
В космос вылететь готов.
Второй ребенок:
Ждут нас быстрые ракеты для полета на планеты.
На какую захотим, на такую полетим.
Начинаем отсчет: 10,9,8,7... 1,пуск.
Третий ребенок:
Летит в космические дали
Наш космонавт вокруг Земли,
Хоть в корабле малы окошки,
Все видит он, как на ладошке:
Степной простор, морской прибой,
А может быть и нас с тобой.
Второй ребенок: Командир корабля, доложите обстановку!
Первый ребенок: Все в полном порядке!
Третий ребенок: Разрешите выход в открытый космос!
Первый ребенок: Разрешаю! Внимание невесомость!
Воспитатель:
Мы в космосе, и сейчас у нас состояние невесомости. А вы знаете, что это такое? Невесомость – странное состояние, когда сам космонавт и его вещи ничего не весят и плавают в корабле, словно рыбы в аквариуме. Там нет ни верха, ни низа. Там пролитая вода не растекается лужицей по полу, а собирается в шар, и шар висит в воздухе. Когда ракета с огромной скоростью уносит человека от Земли, он становится очень тяжёлым, а в космосе человек не весит ни грамма. Встаньте и попробуйте полетать: медленно, плавно, красиво под музыку. А теперь возьмите платочки, они нежные и легкие, подбрасывайте их и ловите всеми частями тела: плечиками, ручками, носиком, коленками, носочками.
Понравилась вам невесомость? Занимаем свои места в ракете и летим домой.
Звучит фонограмма
Воспитатель: Вот мы и вернулись. Понравилось вам наше путешествие?
Дети: Да
Воспитатель:
· Что нового вы узнали?
· Что больше всего вам понравилось?
Я очень рада, что вы вернулись из путешествия в хорошем настроении.
Предлагаю вам на память создать звездное небо.
Рисование на молоке
Нам потребуется:
· пипетка.
Что делаем:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.