1. Пояснительная записка.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа «Азбука нравственности» составлена на основе программы Л. В. Мищенковой «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо», и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями.
Проблеме духовно-нравственного развития в современном обществе отводится особое значение. И связано это с тем, что в настоящее время потеряны моральные ориентиры, обеспечивающие такие понятия, как совесть, честь, долг. Произошло усиление криминогенной обстановки, наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек.
В начальной школе перед учителем стоит задача: открыв путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных ценностей младшего школьника, имеющего внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение к собственному «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряемым формам поведения.
Актуальность программы определяется тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы.
Данная программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся начального звена направлена на
- формирование позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья;
- воспитание у детей соответствующих ценностей, знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России;
- раскрытие способностей и талантов учащихся,
- подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Курс «Азбука нравственности рассчитан на 101 час, из них в 1 классе – 33ч., 2-4 классы – 34 ч. (1 раз в неделю).
2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности».
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно‑нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Азбука нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
-на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
-на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
-на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Стремиться приходить на помощь, быть чуткими и отзывчивыми.
7. Сострадать животным, не обижать их.
8. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
9. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
10. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны знать:
1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
2. Заповеди и правила этикета.
3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).
4. Афоризмы.
Уметь:
1. Замечать красоту природы.
2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
3. Выполнять общение.
4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны знать:
1. Правила этики и культуры речи.
2. Каким должен быть воспитанный человек.
3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.
5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
7. . О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
Уметь:
1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
3. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
4. Быть сострадательными к чужому горю.
5. Не обижать животных и птиц.
6. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
7. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
8. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
9. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
10. Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности программы «Азбука нравственности».
1. Игровая (игра с ролевым акцентом, игра с деловым акцентом);
2. Познавательная (беседы, интеллектуальные игры, исследовательские проекты, конференции);
3. Проблемно-ценностное общение (этические беседы, дискуссии);
4. Досуговое общение (культпоходы, концерты, театральные инсценировки);
5. Художественное творчество (выставки, фестивали искусств в классе и школе);
6. Социальное творчество (акции, коллективно-творческие дела, социально-образовательные проекты);
7. Трудовая деятельность (трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры);
8. Спортивно-оздоровительная деятельность (участие в спортивных мероприятиях класса и школы, беседы о ЗОЖ);
9. Туристско-краеведческая деятельность (образовательные экскурсии, туристские походы по родному краю, посещение краеведческого музея).
3. Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Азбука нравственности».
Цель программы:
-создать условия для воспитания настоящего духовно- богатого, социально- активного гражданина своей Родины;
-воспитать нравственную личность, способную к самопознанию, саморазвитию и самовыражению;
-обеспечить достижение учащимися первого уровня воспитательных результатов;
-начать формирование второго уровня воспитательных результатов;
Задачи программы:
- сформировать систему нравственных ценностей;
- сформировать первоначальное представление о моральных нормах и правилах поведения в школе, семье, между поколениями, представителями социальных групп на основе толерантности;
- формировать экологически воспитанную личность;
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;
- создать в классе благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития, самореализации и развития творческих способностей;
- обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся;
- содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело;
- воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Отечества;
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьёй, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии;
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество (мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Основные направления программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся «Азбука нравственности»
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представления о вере, духовной культуре и светской этике.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость.
4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: уважение к родителям, забота о старших и младших, здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
4. Личностные, метапредметные результаты.
· Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Выпускник получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
· Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
· Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
· Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Азбука нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
5. Содержание курса внеурочной деятельности «Азбука нравственности».
Содержание курса включает в себя следующие циклы;
- « Я и школа»;
- «Я и окружающие»;
- «Я и семья»;
- «Я и природа»;
- «Я и книга»;
- «Я и животные»;
- «Я и здоровье».
1 класс. (33 ч.)
«Я и школа» (2 ч.)
Здравствуй школа! Вот и стали мы учениками…
«Я и окружающие»(19 ч.)
Учимся работать в команде. О хорошем и плохом. Клуб «Выручайка». О дружбе. «Здравствуй!» Профессий много есть на свете. Учимся приходить на помощь. О рабочих руках и трудолюбии. Зайкина избушка. Учимся вежливости. Новогодняя сказка. Познакомьтесь: это Я! Сказка о солнечном зайчике. Учимся быть добрыми. Когда люди радуются. Я расту! Сказка о весёлой пчёлке. Как у зайчонка зуб болел. Приглашаем гостей.
«Я и семья»(1ч.)
Поезд везёт подарки мамам.
«Я и природа»(5 ч.)
Венок осени. Клуб любителей природы. В городе Лекарственных растений. Экскурсия по городу Лекарственных растений продолжается. Солнышко.
«Я и книга»(4 ч.)
В мире любимых сказок. Снегурочка. По страницам русской народной сказки «Лиса и Волк». К. И. Чуковский и его произведения « Краденое солнце».
«Я и животные»(1 ч.)
Нам нравится гулять по зоопарку…
«Я и здоровье»(3 ч.)
В царстве Мойдодыра. На пороге лета. На рыбалке.
2 класс (34 ч.)
«Я и школа»(1ч.)
О культуре поведения в школе.
«Я и окружающие»(12 ч.)
Не надо больше ссориться. Учимся дружить. Учимся обсуждать проблему. Слушаем сказку. Занимательный журнал «Имена». Колечко красоты. Цветик-семицветик. Спешим на помощь бабке Ёжке. День космонавтики. Ох уж этот ветер!.. Кем быть? О профессии и трудолюбии.
«Я и семья»(2 ч.)
Под крышей дома моего. Давайте, друзья, потолкуем о маме.
«Я и природа» (8 ч.)
Времена года. Отправляемся в путешествие. Во саду ли, в огороде. Зима в лесу. Лепим снеговика. Тропинка. Школа насекомых. Лето в загадках.
«Я и книга»(8 ч.)
Узнай меня! Девочка и разбойники. По страницам русской народной сказки «Царевна – лягушка». И снова сказка. Волшебники и волшебные предметы. Животные с книжных страниц. Сказочные фанты. И снова сказочные фанты.
«Я и животные» (2 ч.)
Белый пёс в сиреневый цветочек. Поговорим о собаках.
«Я и здоровье»(3 ч.)
Тише, пожалуйста! Экскурсия в медицинский кабинет. Для чего нужны нам глазки.
3 класс (34 ч.)
«Я и окружающие»(11ч.)
О себе, о дружбе, о друзьях. О добре и зле. « У камина». Клуб «Выручайка». В мире профессий. Что такое зима? Принцессы Шарля Перро. Учимся работать в микрогруппе. Хлеб – наше богатство. Берегите время! «Ромашка».
«Я и семья»(1ч.)
Роза для мамы
«Я и природа»(7 ч.)
И снова об осени. Выглянуло солнышко… Что за праздник без цветов… Зимушка-зима. Бабочек весёлый хоровод. Цветочная карусель. В гостях у белочки.
«Я и книга»(10 ч.)
Путешествие в сказку. Посылка от сказочных героев. Эдуард Успенский. Слушаем сказку. В гости к друзьям в Простоквашино. Знаменитые малыши. Нейзнайка. Да здравствуют книги! Клуб «Белая ворона». И снова клуб «Белая ворона». Фея Фантаста.
«Я и животные»(4 ч.)
О кошках и собаках. О животном не очень приятном. Экзотические животные. Театр кошек Юрия Куклачёва.
«Я и здоровье»(3 ч.)
Письмо дедушки Морфея. Наши страхи. Зимние забавы.
4 класс (34 ч.)
«Я и школа» (2 ч.)
С днем знаний!
«Я и окружающие» (17 ч.)
И это тоже я! О профессиях и трудолюбии. В который раз о дружбе. В который раз о дружбе. Как выбирать друзей. Накануне новогодних праздников. О рыцарстве. День рождения старой ели. О совести. Учимся быть щедрыми. Настроение. На экономической волне. Приглашение к разговору. Игры в самих себя. Учимся шутить. Живи, не требуя награды. Покуда сердца стучат.
«Я и семья» (2 ч.)
Семейный калейдоскоп. Наши бабушки.
«Я и природа» (5 ч.)
Осенняя сказка. Экологическая карусель. Люди! Берегите природу! Путешествие капельки. Полюбуйся, весна наступает.
«Я и книги» (3 ч.)
Берегите книгу. Сказки Г.-Х. Андерсена. О Робинзоне Крузо.
«Я и животные» (1ч.)
Кошки.
«Я и здоровье» (5 ч.)
Мы – за здоровый образ жизни. О режиме дня. Будь здоров! Секреты здоровья. О вреде курения.
6. Тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности».
1 класс.
№ п\п |
Тема |
Кол-во часов |
Цикл |
Воспитание качеств |
1. |
Здравствуй, школа! |
1 |
Я и школа |
Ответственности, самостоятельности |
2. |
Вот и стали мы учениками… |
1 |
Я и школа |
Бережного отношения к школьным принадлежностям. |
3. |
Учимся работать в команде. |
1 |
Я и окружающие |
Чувства коллективизма.
|
4. |
О хорошем и плохом. |
1 |
Я и окружающие |
Умения находить выход из неприятных ситуаций. |
5. |
Клуб «Выручайка» |
1 |
Я и окружающие |
Доброты, стремления приходить на помощь. |
6. |
О дружбе. |
1 |
Я и окружающие |
Желания быть другом. |
7. |
В царстве Мойдодыра. |
1 |
Я и окружающие |
Потребности в соблюдении гигиенических правил |
8. |
«Здравствуй!» |
1 |
Я и окружающие |
Умения слышать и понимать окружающих |
9. |
Венок Осени. |
1 |
Я и природа |
Умение видеть красоту природы, восхищаться ею |
10. |
Профессий много есть на свете. |
1 |
Я и окружающие |
Уважения к людям, своим трудом приносящим пользу обществу |
11. |
В мире любимых сказок. |
1 |
Я и книга |
Стремление к чтению художественной литературы, доброты и отзывчивости |
12. |
Учимся приходить на помощь.. |
1 |
Я и окружающие |
Стремление приходить на помощь, быть чутким и отзывчивым |
13. |
О рабочих руках и трудолюбии. |
1 |
Я и окружающие |
Желания быть созидателем |
14. |
Зайкина избушка. |
1 |
Я и окружающие |
Справедливости, доброты, отзывчивости |
15. |
Учимся вежливости. |
1 |
Я и окружающие |
Стремления быть вежливым и добрым |
16. |
Новогодняя сказка. |
1 |
Я и окружающие |
Бережного отношения к природе, чувства доброты и сострадания. |
17. |
Познакомьтесь: это Я! |
1 |
Я и окружающие |
Стремления к изучению себя как личности |
18. |
Снегурочка. |
1 |
Я и книга |
Стремление к чтению художественной литературы. |
19. |
Сказка о солнечном зайчике |
1 |
Я и окружающие |
Доброты, отзывчивости |
20. |
Учимся быть добрыми. |
1 |
Я и окружающие |
Бережного отношения к вещам |
21. |
ПО страницам русской народной сказки «лиса и Волк». |
1 |
Я и книга |
Стремление к чтению художественной литературы. |
22. |
Когда люди радуются. |
1 |
Я и окружающие |
Стремления быть полезным окружающим |
23. |
Я расту! |
1 |
Я и окружающие |
Умения отличать хорошие поступки от неблаговидных |
24. |
Поезд везёт подарки мамам. |
1 |
Я и семья |
Любви и уважения к маме |
25. |
Сказка о весёлой пчёлке. |
1 |
Я и окружающие |
Доброжелательности, заботливости, желания помочь |
26. |
Клуб любителей природы. |
1 |
Я и природа |
Бережного отношения к природе. |
27. |
Как у зайчонка зуб болел. |
1 |
Я и окружающие |
Сострадания. |
28. |
Приглашаем гостей. |
1 |
Я и окружающие |
Доброжелательности. |
29. |
В городе Лекарственных растений. |
1 |
Я и природа |
Бережного отношения к природе. |
30. |
Экскурсия по городу Лекарственных растений продолжается. |
1 |
Я и природа |
Бережного отношения к природе. |
31. |
На пороге лета. |
1 |
Я и здоровье |
Стремления к здоровому образу жизни |
32. |
О рыбалке. |
1 |
Я и здоровье |
Стремления к здоровому образу жизни |
33. |
К. И. Чуковский и его произведения. |
1 |
Я и книга |
Стремление к чтению художественной литературы. |
|
ИТОГО |
33 |
|
|
2 класс.
№ п\п |
Тема |
Кол-во часов |
Цикл |
Воспитание качеств |
1. |
О культуре поведения в школе |
1 |
Я и школа |
Культуры общения
|
2. |
Под крышей дома моего |
1 |
Я и семья |
Любви к родственникам, чувства благодарности к старшим членам семьи |
3. |
Времена года |
1 |
Я и природа |
Умение видеть красоту природы, восхищаться ею |
4. |
Отправляемся в путешествие |
1 |
Я и природа |
Бережного отношения к природе
|
5. |
Узнай меня! |
1 |
Я и книга |
Стремление к чтению художественной литературы. |
6. |
Не надо больше ссорится |
1 |
Я и окружающие |
Толерантности, доброжелательного отношения к окружающим |
7. |
Учимся дружить |
1 |
Я и окружающие |
Умения находить способы примирения; толерантности, дружелюбия |
8. |
Белый пёс в сиреневый цветочек |
1 |
Я и животные |
Доброты, отзывчивости, любви к животным, опрятности |
9. |
Учимся обсуждать проблему |
1 |
Я и окружающие |
Доброты, справедливости, желания приходить на помощь |
10. |
Во садк ли в огороде |
1 |
Я и природа |
Бережного отношения к земле |
11. |
Слушаем сказку |
1 |
Я и окружающие |
Стремления быть нужным, полезным окружающим |
12. |
Поговорим о собаках |
1 |
Я и животные |
Доброжелательного отношения к животным |
13. |
Тише, пожалуйста!.. |
1 |
Я и здоровье |
Толерантности
|
14. |
Занимательный журнал «Имена» |
1 |
Я и окружающие |
Уважительного отношения к имени |
15. |
Колечко красоты |
1 |
Я и окружающие |
Стремление к внутреннему самосовершенствованию |
16. |
Девочка и разбойники |
1 |
Я и книга |
Стремление к чтению художественной литературы, искать выход из любой жизненной ситуации |
17. |
Экскурсия в медицинский кабинет |
1 |
Я и здоровье |
Уважения к труду медицинского работника |
18. |
Зима в лесу |
1 |
Я и природа |
Умения замечать красоту природы |
19. |
По страницам русской народной сказки «Царевна – лягушка» |
1 |
Я и книга |
Стремление к чтению художественной литературы. |
20. |
Для чего нам нужны глазки |
1 |
Я и здоровье |
Стремления к соблюдению гигиены глаз |
21. |
И снова сказка |
1 |
Я и книга |
Стремление к чтению художественной литературы. |
22. |
Давайте, друзья, поговорим о маме |
1 |
Я и семья |
Чувства любви и уважения к маме |
23. |
Лепим снеговика |
1 |
Я и природа |
Наблюдательности, интереса к изучению природы |
24. |
Цветик - семицветик |
1 |
Я и окружающие |
Доброты, отзывчивости |
25. |
Волшебники и волшебные предметы |
1 |
Я и книга |
Стремление к чтению художественной литературы. |
26. |
Животные с книжных страниц |
1 |
Я и книга |
Стремление к чтению художественной литературы. |
27. |
Спешим на помощь к бабке Ёжке |
1 |
Я и окружающие |
Доброты, отзывчивости |
28. |
День космонавтики |
1 |
Я и окружающие |
Гордости за наших соотечественников – первых космонавтов |
29. |
Тропинка |
1 |
Я и природа |
Бережного отношения к природе
|
30. |
Ох уж этот вечер!.. |
1 |
Я и окружающие |
Доброты, отзывчивости, сочувствия |
31. |
Сказочные фанты |
1 |
Я и книга |
Стремление к чтению художественной литературы. |
32. |
И снова сказочные фанты |
1 |
Я и книга |
Стремление к чтению художественной литературы. |
33. |
Школа насекомых |
1 |
Я и природа |
Чувства благодарности к полезным насекомым за их труд |
34. |
Кем быть? |
1 |
Я и окружающие |
Уважение к труду |
|
ИТОГО |
34 |
|
|
3 класс.
№ п\п |
Тема |
Кол-во часов |
Цикл |
Воспитание качеств |
1. |
Путешествие в сказку |
1 |
Я и книга |
Стремление к чтению художественной литературы |
2. |
И снова об осени… |
1 |
Я и природа |
Умения восхищаться красотой природы |
3. |
О себе, о дружбе, о друзьях… |
1 |
Я и окружающие |
умения понимать особенности переживаний другого |
4. |
О добре и зле |
1 |
Я и окружающие |
Стремления к самосовершенствованию |
5. |
Посылка от сказочных героев |
1 |
Я и книга |
Любви к чтению художественной литературы |
6. |
Письмо дедушки Морфея |
1 |
Я и здоровье |
Стремления к здоровому образу жизни |
7. |
Эдуард Успенский |
1 |
Я и книга |
Стремление к чтению художественной литературы |
8. |
Выглянуло солнышко… |
1 |
Я и природа |
Толерантного отношения к осенним невзгодам |
9. |
О кошках и собаках |
1 |
Я и животные |
Доброго отношения и чувства ответственности за домашнего питомца |
10. |
«У камина» |
1 |
Я и окружающие |
Умения обсуждать проблему; доброжелательности, честности, толерантности, понимания, отзывчивости |
11. |
Клуб «Выручайка» |
1 |
Я и окружающие |
Интереса к чтению художественной литературы; стремления приходить на помощь нуждающимся |
12. |
Слушаем сказку |
1 |
Я и книга |
Стремление к чтению художественной литературы |
13. |
О животном не очень приятном |
1 |
Я и животные |
Терпимого отношения к лягушкам и жабам |
14. |
В гости к друзьям из Простоквашино |
1 |
Я и книга |
Стремление к чтению художественной литературы |
15. |
Что за праздник без цветов… |
1 |
Я и природа |
Умения видеть красоту цветов и восхищаться ею |
16. |
В мире профессий |
1 |
Я и окружающие |
Уважения к труду
|
17. |
Наши страхи |
1 |
Я и здоровье |
Умения находить выход из критической ситуации; чувства ответственности за свои поступки |
18. |
Что такое зима? |
1 |
Я и окружающие |
Умения принимать чужую точку зрения на проблему и высказывать свою |
19. |
Знаменитые малыши. Незнайка. |
1 |
Я и книга |
Стремление к чтению художественной литературы |
20. |
Экзотические животные |
1 |
Я и животные |
Доброжелательного отношения к представителям фауны |
21. |
Зимушка-зима |
1 |
Я и природа |
Чувства любования красотой русской природы |
22. |
Зимние забавы |
1 |
Я и здоровье |
Стремления к здоровому жизни
|
23. |
Да здравствуют книги! |
1 |
Я и книга |
Умения выражать благодарность книгам и людям, создавшим их |
24. |
Роза для мамы |
1 |
Я и семья |
Уважения к матери, чувства доброты, любви, заботы и благодарности |
25. |
Принцессы Шарля Перро |
1 |
Я и окружающие |
Лучших женских качеств
|
26. |
Клуб «Белая ворона» |
1 |
Я и книга |
Любви к чтении. художественной литературы |
27. |
И снова клуб «Белая ворона» |
1 |
Я и книга |
Любви к чтении. художественной литературы |
28. |
Бабочек весёлый хоровод |
1 |
Я и природа |
Бережного отношения к окружающей среде |
29. |
Театр кошек Юрия Куклачёва |
1 |
Я и животные |
Любви к домашним животным |
30. |
Учимся работать в микрогруппе |
1 |
Я и окружающие |
Доброжелательности, сплочённости, толерантности |
31. |
Фея Фантаста |
1 |
Я и книга |
Стремление к чтению художественной литературы |
32. |
Хлеб – наше богатство |
1 |
Я и окружающие |
Бережного отношения к хлебу, уважения к людям, выращивающим хлеб |
33. |
Берегите время! |
1 |
Я и окружающие |
Бережного отношения ко времени |
34. |
Цветочная карусель |
1 |
Я и природа |
Любви к природе
|
|
ИТОГО |
34 |
|
|
4 класс.
№ п\п |
Тема |
Кол-во часов |
Цикл |
Воспитание качеств |
1. |
С днем знаний! |
1 |
Я и школа
|
Любовь и уважение к школе |
2. |
Осенняя сказка |
1 |
Я и природа |
Умение восхищаться красотой природы |
3. |
Семейный калейдоскоп. |
1 |
Я и семья |
Развитие этических чувств: стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения; доброе отношение к семье |
4. |
И это тоже я! |
1 |
Я и окружающие |
Понимание чувств других людей
|
5. |
О профессиях и трудолюбии. |
1 |
Я и окружающие |
Уважение к людям различных профессий |
6. |
В который раз о дружбе. |
1 |
Я и окружающие |
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение |
7. |
В который раз о дружбе |
1 |
Я и окружающие |
Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения |
8. |
Мы – за здоровый образ жизни. |
1 |
Я и здоровье |
Стремление к здоровому образу жизни. |
9. |
Как выбирать друзей. |
1 |
Я и окружающие |
Развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения |
10. |
О режиме дня. |
1 |
Я и здоровье |
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
11. |
Экологическая карусель. |
1 |
Я и природа |
Бережное отношения к природе
|
12. |
Накануне новогодних праздников. |
1 |
Я и окружающие |
Развитие внимания, мышления, воображения, уважение к русским традициям |
13. |
Берегите книгу. |
1 |
Я и книга |
Развитие внимания, мышление, память, бережное отношение к книге. |
14. |
О рыцарстве. |
1 |
Я и окружающие |
Развитие доброжелательного отношения к девочкам. |
15. |
День рождения старой ели. |
1 |
Я и окружающие |
Развитие чувства доброты, отзывчивости |
16. |
Будь здоров! |
1 |
Я и здоровье |
Развитие бережного отношения к своему здоровью |
17. |
Люди! Берегите природу! |
1 |
Я и природа |
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
18. |
О совести. |
1 |
Я и окружающие |
Умение выходить из неприятных ситуаций с достоинством, желание исправлять допущенные ошибки в отношениях с окружающими |
19. |
Учимся быть щедрыми. |
1 |
Я и окружающие |
Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, доброты, щедрости |
20. |
Путешествие капельки. |
1 |
Я и природа |
Бережное отношение к воде
|
21. |
Настроение. |
1 |
Я и окружающие |
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
22. |
На экономической волне. |
1 |
Я и окружающие |
Развитие внимания, смысловой памяти, бережливости |
23. |
Секреты здоровья. |
1 |
Я и здоровье |
Развитие стремления к здоровому образу жизни, внимания, мышления, воображения. |
24. |
Кошки. |
1 |
Я и животные |
Чувство ответственности за прирученное живое существо |
25. |
Приглашение к разговору. |
1 |
Я и окружающие |
Развитие чувства доброты, отзывчивости, стремления быть настоящим и прилежным учеником |
26. |
Полюбуйся, весна наступает. |
1 |
Я и природа |
Развитие умения видеть прекрасное в природе, любоваться весенними картинами. |
27. |
Наши бабушки. |
1 |
Я и семья |
Развитие чувства благодарности и уважения к бабушкам. |
28. |
Игры в самих себя. |
1 |
Я и окружающие |
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, воспитание чувства уважения к самому себе. |
29. |
Сказки Г.-Х. Андерсена |
1 |
Я и книги |
Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения |
30. |
Учимся шутить. |
1 |
Я и окружающие |
Развитие чувства такта по отношению к окружающим, внимания, воображения |
31. |
Живи, не требуя награды. |
1 |
Я и окружающие |
Развитие чувства сострадания и милосердия |
32. |
Покуда сердца стучатся. |
1 |
Я и окружающие |
Развитие чувства гордости за великую Победу и благодарности ветеранами |
33. |
О Робинзоне Крузо. |
1 |
Я и книги |
Развитие настойчивости в достижении цели, способности сохранять мужество, стойкость в сложных жизненных ситуациях. |
34. |
О вреде курения. |
1 |
Я и здоровье |
Стремление к здоровому образу жизни. |
|
ИТОГО |
34 |
|
|
6. Научно – методическое обеспечение программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности».
1. А.Г.Асмолов, Г.В.Бумеранская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», пособие для учителя. М; Просвещение, 2009г.
2. Л. В. Мищенкова «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо», Программа, методическое пособие; -М., РОСТ - книга, 2013г.
3. Л. В. Мищенкова «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо», рабочая тетрадь в 2-х частях; - М., РОСТ – книга, 2013г.
4. Закон РФ «Об образовании».
5. Интернет – ресурсы
6. Мультимедийный фонд
7. Э. Козлов «Азбука нравственности», ж-л «Воспитание школьника», 2007 г. № 1-9.
8. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России. М; Просвещение, 2011 г.
9. Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).М; Просвещение, 2009 г.
10. Примерная программа внеурочной деятельности обучающихся начального образования.
11. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ( стандарт второго поколения).
12. В.Г.Черемисина «Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста», Кемерово, КРИПКиПРО, 2010 г.
7. Формы контроля и критерии оценки результатов:
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Итоговый контроль в формах:
• тестирование;
• практические работы;
• творческие работы;
• анкетирование родителей и учащихся;
• моделирование и решение жизненных ситуаций.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
• степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
• поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
8. Материально-техническая база:
1. Компьютер;
2. Медиапроектор;
3. Информационная доска;
4. Магнитофон;
5. Цветные мелки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.