Разработка тематических физкультминуток с учетом возрастных особенностей.
Оценка 5

Разработка тематических физкультминуток с учетом возрастных особенностей.

Оценка 5
doc
15.12.2020
Разработка тематических физкультминуток  с учетом возрастных особенностей.
зачет3.doc

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области Верх-Алеусская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.В.Некрасова

 

 

"Разработка
тематических
 физкультминуток с 
учетом возрастных
 особенностей"

 

 

Подготовила:

Карманова Татьяна Александровна

 

 

 

 

2020г


 

Разработка тематических физкультминуток

 с учетом возрастных особенностей.

 

 

Тема: «Физкультминутка – как форма двигательной активности детей дошкольного возраста».

Задачи: Создании условий для полноценного, всестороннего развития детей дошкольного возраста,  охраны и укрепления их физического и психического здоровья, в том числе эмоционального благополучия с использованием физкультминуток при проведении образовательной деятельности детей дошкольного возраста.

Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания. Одной из таких форм являются физкультурные минутки.

     Умственное утомление распознается, прежде всего, по снижению внимания. В результате длительного статического напряжения у ребенка сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение, что приводит к нарушению осанки, отрицательно сказывается на работе жизненно важных функций организма, в итоге негативно отражается на здоровье дошкольника.

Методика проведения физкультминуток и физкультурных пауз

Физкультминутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста.

Цель проведения физкультурной минутки — повысить или удер­жать умственную работоспособность детей на занятиях (по счету, развитию речи и т. п.), обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагруз­ку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти рабо­тающей руки.

Исходя из этого, для физкультурной минуты составляют комплекс, включающий в себя 3—4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища), активизирующие дыха­ние и кровообращение. Выполняются они в течение 1,5—2 минут.

Дети дошкольного возраста, выполняя упражнения, не умеют правильно сочетать движения с ритмом дыхания, часто задержива­ют дыхание. Стихотворные физкультминутки помогают решить эти проблемы. Чтобы научить детей правильно дышать при выполнении упражнений, предложите им при опускании рук вниз, при приседа­ниях, наклонах, произносить звуки или слова. Например, при накло­не вперед протяжно произнести звук «ш-ш-ш»: как шипят гуси, как сдувается лопнувший шарик и т. д.

На эффективность проведения физкультминуток влияет качест­венная и глубоко продуманная предварительная работа педагога по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно. Музыкальное сопровождение (бубен, барабан, фортепиано, аудиозаписи)  оставит неизгладимый след в памяти дошкольников или  будет способствовать наиболее яркому восприятию движений.

 

Физкультурные паузы отличаются от физкультминуток преж­де всего длительностью и проводятся в течение 6—10 минут (6—8 упражнений). Но главное их отличие заключается в том, что во время проведения физкультминуток при помощи не­скольких гимнастических упражнений локального воздейст­вия решаются более частные задачи, например снятие утом­ления с мышц спины, мобилизация нервной системы детей на определенную работу и др. При проведении физкультурных пауз, кроме достижения этих же целей, обеспечивается неко­торое снижение умственного утомления, улучшается память и внимание у занимающихся. Для этого можно применить ком­плексы общеразвивающих упражнений, танцевально-ритмическую гимнастику или ритмические танцы.

Физкультурные мини-паузы — самая короткая форма актив­ного отдыха и выполняются в течение 20—30 секунд (до 1 ми­нуты). Однако, применяя упражнение или специальный прием, повторенный несколько раз в ограниченное время, можно эф­фективно снять заторможенное состояние с нервных центров коры головного мозга или напряжение с отдельных мышечных групп и усилить кровообращение.

В жизни мы часто прибегаем к физкультурным мини-пау­зам, не замечая этого. Так, при долгом и напряженном пись­ме, работе на пишущей машинке, компьютере мы жмуримся, смыкаем веки на несколько секунд или смотрим куда-нибудь вдаль и вновь принимаемся за работу. В быту, работая накло­нясь вперед, мы выпрямляемся и, потягиваясь, прогибаемся назад и вновь беремся за свое дело. Чаще всего физкультурные мини-паузы проходят по изометрическому типу, то есть без особого перемещения. Мы расслабляем мышцы, совершаем движения головой, встряхиваем кистями, выполняем дыха­тельные упражнения, гимнастику для глаз или элементы мас­сажа (трем глаза, брови, кисти рук, спину).

Все малые формы активного отдыха объединяет одна цель — восстановить работоспособность, внимание, снять умственное и мышечное утомление, предупредить нарушение осанки, повы­сить эмоциональный уровень воспитанников — то есть в короткие сроки обеспечить срочный активный отдых детей. Однако опре­деленные группы упражнений можно порекомендовать для сле­дующего целенаправленного применения.

Все упражнения малых форм активного отдыха можно раз­делить (классифицировать) по направленности и воздействию на организм человека.

Группа упражнений общего воздействия способствует активи­зации нервной, мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма ребенка. Предотвращает застойные явления в ногах, брюшной полости, области малого таза и грудной клетки. Преимущественно состоит из разнообразных динамических уп­ражнений, выполняемых по большой амплитуде.

 

Показ и объяснение  проведения  физкультминуток педагогами ДОУ.

 

1. Группа упражнений, применяемая при утомлении плечевого пояса, шеи, рук, способствует снижению напряжения, улуч­шению кровообращения, уменьшению чувства усталости и болевых ощущений этих групп мышц. Комплексы состоят в ос­новном из элементов самомассажа, динамических упражне­ний для мышц спины, шеи, рук, которые сочетаются с упраж­нениями на расслабление мышц.

Группа упражнений, направленная на восстановление работо­способности кистей и пальцев рук, применяется в тех случаях, когда на эти мелкие мышечные группы приходится значитель­ная нагрузка динамического и статического характера. Это может быть во время письма, лепки, рисования и других заня­тий. В комплексах используются упражнения на расслабление, растягивание, а также самомассаж мышц и связок пальцев, ла­донной и тыльной стороны кисти и лучезапястного сустава.

Физкультминутка: «Лягушки»

И.П. сидя за столом, или сидя на полу на пятках.

Мы – лягушки-попрыгушки,               Четыре хлопка ладонями по столу.

Неразлучные подружки.                      Руки перед грудью, пальцы в «замок».

Животы зеленые,                                  руки поднять вверх, ладонями кверху.

С детства закаленные.                          Руки в стороны, предплечья поднять вверх, пальцы сжать в кулак.

Не грустим мы и не плачем,                 Кисти рук вправо-влево, пальцы раскрыты, ладони вперед перед собой.

Дружим, не ругаемя,                            Дружеские рукопожатия то правой рукой сверху, то левой рукой сверху.

Целый день по лужам скачем,              Четыре хлопка ладонями по столу.

Спортом занимаемся.                           Хлопок перед собой, руки поднять вверх.

 

2. Группа упражнений, применяемая при утомлении глаз, спо­собствует расслаблению глазодвигательных мышц и мышц, воз­действующих на хрусталик, снижает их напряжение, улучшает кровообращение глаз и циркуляцию внутриглазной жидкости, что создает благоприятные условия для функционирования ор­гана зрения, предупреждает его переутомление. Комплексы уп­ражнений могут включать повороты, круговые движения глазно­го яблока в различных направлениях, упражнения для век, эле­менты самомассажа, прогревание глаз ладонями.

Физкультминутка:  «Бабочка»

И.П. сидя на пятках, или в позе лотоса, или за столом

Спал цветок                                     Закрыть глаза, расслабиться,

И вдруг проснулся,                         помассировать веки, слегка

надавливая на них по часовой стрелке и против нее.

     Больше спасть не захотел               Поморгать глазами.

     Встрепенулся, потянулся,               Руки поднять вверх (вдох).

                                                              Посмотреть на руки.

                                                              Руки согнуты в стороны (выдох).

     Взвился вверх и полетел.                Потрясти кистями, посмотреть

вправо-влево.

 

3. Группа упражнений, способствующая повышению возбуди­мости нервной системы или мобилизирующего характера, исполь­зуется при монотонной работе на занятии, а также при разучива­нии нового материала, требующего усидчивости и внимания. В комплексах используются упражнения динамического харак­тера с определенной физической нагрузкой на различные груп­пы мышц, самомассаж ударного характера. Такие упражнения выполняются в быстром темпе, что способствует притоку крови к коре головного мозга и другим органам ребенка.

Физкультминутка «Пляски»

И.П. – стоя возле стола

Вот какой веселый пляс              Поочередно ноги поставить на пятку, вперед, руки на пояс.

Начинается у нас!                        Полуприсяд с поворотами туловища направо-налево.

Не стоит никто на месте,             Нога на пятку в сторону, руки согнуты в стороны, то же с другой ноги.

Все танцуют с нами вместе,        Приседая и вставая, колени вправо-влево «Твист».

Все ногами топают,                    Притопы ногами, руки на пояс.

Все в ладоши хлопают!              Два хлопка перед собой. Два хлопка о колени.

Вот веселые дела -                       Руки вытянуть в стороны, прогнуться.

Группа наша в пляс пошла!        Притоп правой, левой ногой, руки на пояс.

 

4. Группа упражнений, направленная на активизацию внима­ния, переключает с одной деятельности на другую, может яв­ляться подготовительным этапом к изучению нового учебного материала. В комплексы упражнений могут входить упражне­ния на координацию движений, чувство ритма, темпа.

Упражнения, содействующие формированию и укреплению осанки, направлены на укрепление мышц туловища, они ис­пользуются и для выпрямления и разгрузки позвоночника. В комплексы входят упражнения типа потягивания, прогибания и выгибания спины, наклоны и повороты туловища и упражнения статического характера на сохранение правиль­ной осанки. Для профилактики нарушения осанки дозировка таких упражнений может быть увеличена.

Физкультминутка: «Лебеди»

И.П. – стоя возле стола

Лебеди летят,                              Ходьба на месте с подниманием рук через

Крыльями шумят.                       стороны вверх и вниз (держать осанку).

Прогнулись на водой,                 Наклон вперед, прогнувшись, руки в стороны.

Качают головой.                         Повороты головы.

Прямо и гордо                             Выпрямиться, руки за спину – проверить

Умеют держаться.                       осанку, пауза 3-4 сек.

И очень бесшумно                      Руки вниз – потянуться вверх.

На место садятся.                        Сесть на стул, туловище держать прямо.

 

5. Упражнения, направленные на расслабление мышц, и ды­хательные применяются при напряженной умственной и фи­зической работе на уроке или в конце учебного дня. В ком­плексы входят упражнения на потряхивание, раскачивание различных звеньев тела, посегментное расслабление рук, по­звоночника с последующим его выпрямлением. Дыхательные упражнения могут выполняться в обычно принятой форме или с акцентом выдоха, задержкой дыхания, движениями рук, помогающими работать грудной клетке.

Комплекс упражнений «Змея»

И.П. – сидя за столом, локти на столе, ладони вместе.

Шуршит змея,                                      Вдох – зигзаобразно поднять руки вверх, ладони вместе.

Ш-ш-ш.                                                 Выдох, зигзообразно опустить руки вниз под стол, ладони вместе.

Шипит змея,                                          Вдох – повторить поднимание рук.

Ш-ш-ш.                                                 Выдох – повторить опускание рук.

Ползет, ползет, старается.                    Вдох – развести руки в стороны, ладонями вверх.

Ш-ш-ш.                                                 Выдох – опуская ладони вниз, руки скрестно на грудь.

Обманчив тихий шорох и покой          Вдох – повторить – руки скрестно на грудь

 

 


Литература

 

1.     ФГОС ДО.

2.     Л.И. Пензулаева «Физкультурные занятия в детском саду» (по всем возрастам).

3.     И.Е. Аверина «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ».

4.     В.И. Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников».

5.     Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилева «Физкульт–привет минуткам и паузам!».

6.     Л.И. Пензулаева «Подвижные игры и игровые забавы».

7.     И.С. Лопухина «Логопедия, речь, ритм, движения».

8.     СанПиН 2.4.1.3049-13


9.    

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Разработка тематических физкультминуток с учетом возрастных особенностей

Разработка тематических физкультминуток с учетом возрастных особенностей

Музыкальное сопровождение (бубен, барабан, фортепиано, аудиозаписи) оставит неизгладимый след в памяти дошкольников или будет способствовать наиболее яркому восприятию движений

Музыкальное сопровождение (бубен, барабан, фортепиано, аудиозаписи) оставит неизгладимый след в памяти дошкольников или будет способствовать наиболее яркому восприятию движений

Показ и объяснение проведения физкультминуток педагогами

Показ и объяснение проведения физкультминуток педагогами

Больше спасть не захотел

Больше спасть не захотел

Лебеди летят,

Лебеди летят,

Литература 1. ФГОС ДО

Литература 1. ФГОС ДО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2020