Классный час.
Учитель начальных классов
высшей категории
Павина А.В.
Тема: «До свидания, осень!»
Цели и задачи:
закрепить, расширить и углубить знания детей по теме «Осень», обогатить знания учащихся дополнительным материалом, расширять представление об экологии, воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Форма проведения:
литературная композиция и викторина.
Оборудование:
презентация «Осенняя пора…», диск «Времена года» П.И.Чайковского, рисунок клёна, берёзы и дуба, листья этих деревьев (бумажные), листы бумаги и карандаши для каждой команды, изображение овощей для инсценировки, тест «;Лесные опасности», листы с заданием «Пословицы» каждой команде.
1 Организационное начало.
2. Вступительное слово учителя.
- Мы рады приветствовать наших гостей! Сегодня у нас Праздник Осени!
(Слайд №1. «Осенняя пора, очей очарованье…»)
(Слайд №2).
Эти слова А.С.Пушкина как нельзя лучше передают наше сегодняшнее настроение. Осень давала вдохновение многим писателям и поэтам.
(Слайды №3, 4, 5).
- Этим временем года восхищались и художники.
(Слайд №6. Левитан Исаак Ильич «Золотая осень).
3. Литературная композиция и викторина.
- А сколько месяцев длиться осень? (три)
- Послушайте загадки и угадайте месяцы по их приметам.
• Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь)
• Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды.
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)
• Поле чёрно-белым стало,
Падает то дождь, то снег,
А ещё похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)
(Слайд №7, 8, 9).
Ученик (под тихую музыку):
Поздняя осень. Солнце уже не греет. С каждым днём становится холоднее. Небо всё чаще заволакивают тёмные дождевые облака. Часто моросит мелкий холодный дождь, а иногда вместе с дождём идёт снег. Так хочется укутаться потеплее в мягкую шаль, поудобнее устроиться в кресле и взять в руки интересную книгу. Осень… Поздняя осень…
Ученик:
Закройте глаза и представьте, что вы в осеннем лесу: тишина, слышно, как падает последний листок. Не слышно птичьих голосов. Иногда увидишь ворону или сороку. Слышны порывы ветра. Пробежал испугавшийся заяц. Осень. Поздняя осень…
Ученик:
Если на деревьях
Листья пожелтели.
Если в край далёкий
Птицы улетели.
Если небо хмурится,
Если дождик льётся –
Это время года
Осенью зовётся…
- А куда хочется отправиться ясным осенним днём, подышать свежим воздухом, полюбоваться окружающей красотой? (в лес)
Ученик:
Нет ничего милее, бродить и думать здесь
Излечит, обогреет, накормит русский лес,
А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Средь зарослей дремучих покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться – и видно всё до дна,
Течёт вода-водица вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина. Орехи и цветы,
Душистая малина на кустиках густых.
Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший с зелёной бородой.
Жизнь кажется иною, и сердце не болит
Когда над головою, как вечность, лес шумит.
- А что мы называем лесом?
- А может быть у нас в классе есть знатоки природы? Предлагаю это проверить!
(Дети разделены на 3 команды. Место в жюри занимают родители, завуч и воспитатель.)
- Отгадайте загадку: весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (дерево)
- В лесу много деревьев – хвойных и лиственных. А кто сможет угадать породы деревьев по листьям?
(Слайды № 10, 11, 12, 13).
- По названиям этих деревьев мы и назовём наши команды: клён, дуб, берёзка.
(На доску вывешивается лист ватмана с нарисованными на нём деревьями – клёном, дубом и берёзой).
- За каждый правильный ответ команда будет получать лист своего дерева.
- А вот и первый вопрос.
(Слайд № 14, 15).
(Команды обсуждают вопросы, если ответ готов – поднимают руки. Отвечают команды по очереди. За правильный ответ команда прикрепляет листик к своему дереву.)
- Поэтами написаны изумительные стихи об осени. И настало время вспомнить эти стихи. Представитель каждой команды должен рассказать стихотворение об осени.
- Осень – время сбора урожая, а в лесу можно собрать разные грибы. Да вот беда – грибы попадаются и ядовитые.
Третье задание.
(Слайд №16. Разделите грибы на съедобные и несъедобные. Проверка. Слайд №17)
(Команды обсуждают вопрос и записывают на листке названия несъедобных грибов).
- Следующее задание связано со знанием устного народного творчества.
(Слайд №18 и листы с заданием каждой команде.)
(Команды должны соединить начала и концы шести пословиц).
- Осень. Улетели птицы в тёплые края… А какие птицы улетели?
(Команды пишут на листочках названия всех известных им перелётных птиц. Команда, правильно написавшая большее количество названий птиц, получает листок своего дерева).
- Следующий вопрос команды будут готовить друг для друга. Каждая команда придумывает две загадки на осеннюю тему или на тему леса – по одной каждой команде противников. За каждую правильную отгадку команда получает листик на дерево.
- Хорошо в лесу! Да только много вреда могут принести люди лесу! Следующее задание: команды должны нарисовать плакат «Как нельзя вести себя в лесу».
- А теперь соревноваться будут капитаны команд. Вам предстоит пройти тест. Вместо ответа на вопрос вы должны изобразить знак: треугольник, квадрат или круг.
(Тест «Лесные опасности» со слайда №3)
- Прогулка по лесу подходит к концу, мы возвращаемся домой. А дома переполох! Кто же у нас здесь шумит?
(выходят дети с рисунками картофеля, свёклы, горошка и т.д.)
- Как одним словом можно назвать всех, кого вы видите? (овощи)
(Инсценировка стихотворения Н. Семёновой «Спор овощей»).
Кто из нас, из овощей,
И вкуснее, и нежней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Выскочил горошек, ну и хвастунишка!
Я такой хорошенький
Зелёненький мальчишка!
Если только захочу, всех горошком угощу!
От обиды покраснев, свёкла проворчала:
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала…
Свёклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай –
Лучше свёклы нету!
Ты уж, свёкла, помолчи!
Из капусты варят щи,
А какие вкусные пироги капустные!
Зайчики-плутишки
Любят кочерыжки.
Угощу ребяток
Кочерыжкой сладкой.
Очень будете довольны
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
Я – румяная редиска,
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!
Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок
Крепким, сильным, ловким.
Тут надулся помидор
И промолвил строго:
Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного…
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.
Витаминов много в нём,
Мы его охотно пьём!
У окна поставьте ящик,
Поливайте только чаще.
И тогда, как верный друг,
К вам придёт зелёный … (лук)
Я приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я ваш друг,
Я – простой зелёный лук!
Я, картошка, так скромна –
Слова не сказала…
Но картошка так нужна
И большим, и малым!
Баклажанная икра
Так вкусна, полезна…
Спор давно пора кончать!
Спорить бесполезно!
Кто-то, кажется, стучит…
Это доктор Айболит!
Ну, конечно, это я!
О чём спорите, друзья?
Кто из нас, из овощей,
Всех вкусней и всех важней?
Кто нам при болезнях
Будет всех полезней?
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить.
Все без исключения,
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь,
Кто из вас нужнее!
• Итог:
- Ну вот и пришла пора подвести итоги – посчитаем листики на деревьях, побеждает команда, набравшая наибольшее количество листиков.
(Слово предоставляется жюри. Выявляется команда-победитель).
Используемая литература и интернет-ресурсы:
Л.И. Рудченко «Окружающий мир. 1-4 классы. Нестандартные уроки». Издательство «Учитель», Волгоград, 2008 г.
З.А. Клепинина «Окружающий мир. 1-4 класс. Сборник тестов для контроля уровня подготовки выпускников начальной школы». Издательство «Вентана – Граф», Москва, 2009 г.
Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир». К учебному комплекту А.А.Плешакова «Мир вокруг нас. 2класс».-М.: «Экзамен», 2009
http://www.lookatme.ru/assets/article_image-image/c1/1b/332215/article_image-image-article.jpg
http://baikal-viktoria.ucoz.ru/_ph/10/2/622691478.jpg
http://www.peoplephoto.ru/photoarhiv/resize.php?f=../images/205/IMG_7700.jpg&type=3
http://idb.katafi.com/P/0/3262.l.jpg
http://s02.radikal.ru/i175/1003/9e/8776cab692bc.jpg
http://s15.radikal.ru/i188/0907/d6/e647ab5bc1da.jpg
http://www.michigan.gov/images/mosquito_65147_7.jpg
http://stat11.privet.ru/lr/082cac56c15f9cf457bdc97949c20610
http://akak.ru/recipes/pictures/000/005/804_big.jpg
http://gorod.tomsk.ru/i/u/367/mushrooms-(39).jpg
http://www.rybalka.com/userfiles/upload/1165/1229684007.jpg
http://druidgor.narod.ru/travnik/img_trav/oblepiha.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/52/399/52399973_shepovneg.JPG
http://gallery.imagemaster.ru/data/media/3/N.jpg
http://www.faberwall.ru/data/media/6/www.faberwall.ru_-_01083.jpg
http://papa-vlad.narod.ru/Detskie_prezentatsii/nasekomye_i_ptitsy/Mukhi_4.files/slide0006_image006.jpg
http://www.stihi.ru/pics/2009/07/12/4439.jpg
http://www.stihi.ru/pics/2009/02/17/3699.jpg
http://www.newslab.ru/photoalbum/856/9832.jpg
http://www.mam2mam.ru/upload/blog/11d/%20xjnq.jpg http://image.absoluteastronomy.com/images/encyclopediaimages/r/ru/russula_sanguinea.jpg
http://www.artandphoto.ru/stock/photo1/914/7729.jpg
http://images01.olx.ru/ui/4/46/40/70614640_2--2010-1-89115541166-.jpg
http://i007.radikal.ru/0801/ac/a800b7eb31f7.jpg
http://blogs.privet.ru/user/orlenok72/85974586
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.