разработка урока

  • docx
  • 31.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала opustel_kolhoznyy_sad_0.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

  Классный час.                            

     

 

 

 

 

Учитель начальных классов

высшей категории

Павина А.В.                                                                                

 

 

 

 

 

 

Тема:  «До свидания, осень!»

Цели и задачи:

закрепить, расширить и углубить знания детей по теме «Осень», обогатить знания учащихся дополнительным материалом, расширять представление об экологии, воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Форма проведения:

литературная композиция и викторина.

Оборудование:

презентация «Осенняя пора…», диск «Времена года» П.И.Чайковского, рисунок клёна, берёзы и дуба, листья этих деревьев (бумажные), листы бумаги и карандаши для каждой команды, изображение овощей  для инсценировки, тест «;Лесные опасности», листы с заданием «Пословицы» каждой команде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  Организационное начало.

2. Вступительное слово учителя.

- Мы рады приветствовать наших гостей! Сегодня у нас Праздник Осени!

(Слайд №1. «Осенняя пора, очей очарованье…»)

(Слайд №2).

Эти слова А.С.Пушкина как нельзя лучше передают наше сегодняшнее настроение. Осень давала вдохновение многим писателям и поэтам.

(Слайды №3, 4, 5).

- Этим временем года восхищались и художники.

(Слайд №6. Левитан Исаак Ильич «Золотая осень).

3. Литературная композиция и викторина.

- А сколько месяцев длиться осень? (три)

- Послушайте загадки и угадайте месяцы по их приметам.

      Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришёл?   (Сентябрь)

      Всё мрачней лицо природы:

Почернели огороды.

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса.

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?   (Октябрь)

      Поле чёрно-белым стало,

Падает то дождь, то снег,

А ещё похолодало –

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?     (Ноябрь)

(Слайд №7, 8, 9).

 Ученик (под тихую музыку):

Поздняя осень. Солнце уже не греет. С каждым днём становится холоднее. Небо всё чаще заволакивают тёмные дождевые облака. Часто моросит мелкий холодный дождь, а иногда вместе с дождём идёт снег. Так хочется укутаться потеплее в мягкую шаль, поудобнее устроиться в кресле и взять в руки интересную книгу. Осень… Поздняя осень…

Ученик:

Закройте глаза и представьте, что вы в осеннем лесу: тишина, слышно, как падает последний листок. Не слышно птичьих голосов. Иногда увидишь ворону или сороку. Слышны порывы ветра. Пробежал испугавшийся заяц. Осень. Поздняя осень…

Ученик:

 Если на деревьях

Листья пожелтели.

Если в край далёкий

 Птицы улетели.

Если небо хмурится,

Если дождик льётся –

Это время года

Осенью зовётся…

 

- А куда хочется отправиться ясным осенним днём, подышать свежим воздухом, полюбоваться окружающей красотой? (в лес)

 

Ученик:

Нет ничего  милее, бродить и думать здесь

Излечит, обогреет, накормит русский лес,

А будет жажда мучить,

То мне лесовичок

Средь зарослей дремучих покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться – и видно всё до дна,

Течёт вода-водица вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина. Орехи и цветы,

Душистая малина на кустиках густых.

Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.

 Здесь где-то бродит леший с зелёной бородой.

Жизнь кажется иною, и сердце не болит

Когда над головою, как вечность, лес шумит.

- А что мы называем лесом?

- А может быть у нас в классе есть знатоки природы? Предлагаю это проверить!

(Дети разделены на 3 команды. Место в жюри занимают родители, завуч и воспитатель.)

- Отгадайте загадку: весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (дерево)

 

- В лесу много деревьев – хвойных и лиственных. А кто сможет угадать породы деревьев по листьям?

 

(Слайды № 10, 11, 12,     13).

 

- По названиям этих деревьев мы и назовём наши команды: клён, дуб, берёзка.

 

(На доску вывешивается лист ватмана с нарисованными на нём деревьями – клёном, дубом и берёзой).

 

- За каждый правильный ответ команда будет получать лист своего дерева.

 

- А вот и первый вопрос.

 

(Слайд № 14, 15).

 

(Команды обсуждают вопросы, если ответ готов – поднимают руки. Отвечают команды по очереди. За правильный ответ команда прикрепляет листик к своему дереву.)

 

- Поэтами написаны изумительные стихи об осени. И настало время вспомнить эти стихи. Представитель каждой команды должен рассказать стихотворение об осени.

 

- Осень – время сбора урожая, а в лесу можно собрать разные грибы. Да вот беда – грибы попадаются и ядовитые.

Третье задание.

 

(Слайд №16. Разделите грибы на съедобные и несъедобные. Проверка. Слайд №17)

(Команды обсуждают вопрос и записывают на листке названия несъедобных грибов).

 

- Следующее задание связано со знанием устного народного творчества.

 

(Слайд №18 и листы с заданием каждой команде.)

(Команды должны соединить начала и концы шести пословиц).

 

- Осень. Улетели птицы в тёплые края… А какие птицы улетели?

(Команды пишут на листочках названия всех известных им перелётных птиц. Команда, правильно написавшая большее количество названий птиц, получает листок своего дерева).

 

- Следующий вопрос команды будут готовить друг для друга. Каждая команда придумывает две загадки на осеннюю тему или на тему леса – по одной каждой команде противников. За каждую правильную отгадку команда получает листик на дерево.

 

- Хорошо в лесу! Да только много вреда могут принести люди лесу! Следующее задание: команды должны нарисовать плакат «Как нельзя вести себя в лесу».

 

- А теперь соревноваться будут капитаны команд. Вам предстоит пройти тест. Вместо ответа на вопрос вы должны изобразить знак: треугольник, квадрат или круг.

 

(Тест «Лесные опасности» со слайда №3)

 

- Прогулка по лесу подходит к концу, мы возвращаемся домой. А дома переполох! Кто же у нас здесь шумит?

(выходят дети с рисунками картофеля, свёклы, горошка и т.д.)

- Как одним словом можно назвать всех, кого вы видите? (овощи)

 

(Инсценировка стихотворения Н. Семёновой «Спор овощей»).

 

Кто из нас, из овощей,

И вкуснее, и нежней?

Кто при всех болезнях

Будет всех полезней?

 

Выскочил горошек, ну и хвастунишка!

 

Я такой хорошенький

Зелёненький мальчишка!

Если только захочу, всех горошком угощу!

 

От обиды покраснев, свёкла проворчала:

 

Дай сказать хоть слово мне,

Выслушай сначала…

Свёклу надо для борща

И для винегрета.

Кушай сам и угощай –

Лучше свёклы нету!

 

Ты уж, свёкла, помолчи!

Из капусты варят щи,

А какие вкусные пироги капустные!

Зайчики-плутишки

Любят кочерыжки.

Угощу ребяток

Кочерыжкой сладкой.

 

Очень будете довольны

Съев огурчик малосольный.

А уж свежий огуречик

Всем понравится, конечно!

 

Я – румяная редиска,

Поклонюсь  вам низко-низко.

А хвалить себя зачем?

Я и так известна всем!

 

Про меня рассказ недлинный:

Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок

И грызи морковку –

Будешь ты тогда, дружок

Крепким, сильным, ловким.

 

Тут надулся помидор

И промолвил строго:

 

Не болтай, морковка, вздор,

Помолчи немного…

Самый вкусный и приятный

Уж, конечно, сок томатный.

 

Витаминов много в нём,

Мы его охотно пьём!

 

У окна поставьте ящик,

Поливайте только чаще.

 И тогда, как верный друг,

К вам придёт зелёный …  (лук)

 

Я приправа в каждом блюде

И всегда полезен людям.

Угадали? Я ваш друг,

Я – простой зелёный лук!

 

Я, картошка, так скромна –

Слова не сказала…

Но картошка так нужна

И большим, и малым!

 

Баклажанная икра

Так вкусна, полезна…

 

Спор давно пора кончать!

Спорить бесполезно!

 

Кто-то, кажется, стучит…

 

Это доктор Айболит!

 

Ну, конечно, это я!

О чём спорите, друзья?

 

Кто из нас, из овощей,

Всех вкусней и всех важней?

Кто нам при болезнях

Будет всех полезней?

 

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить.

Все без исключения,

В этом нет сомнения!

В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь,

Кто из вас нужнее!

 

      Итог:

- Ну вот и пришла пора подвести итоги – посчитаем листики на деревьях, побеждает команда, набравшая наибольшее количество листиков.

(Слово предоставляется жюри. Выявляется команда-победитель).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература и интернет-ресурсы:

Л.И. Рудченко «Окружающий мир. 1-4 классы. Нестандартные уроки». Издательство «Учитель», Волгоград, 2008 г.

З.А. Клепинина «Окружающий мир. 1-4 класс. Сборник тестов для контроля уровня подготовки выпускников начальной школы». Издательство «Вентана – Граф», Москва, 2009 г.

Тихомирова Е.М. Тесты по  предмету «Окружающий мир». К учебному комплекту А.А.Плешакова «Мир вокруг нас. 2класс».-М.: «Экзамен», 2009

http://www.lookatme.ru/assets/article_image-image/c1/1b/332215/article_image-image-article.jpg

http://baikal-viktoria.ucoz.ru/_ph/10/2/622691478.jpg

 http://www.peoplephoto.ru/photoarhiv/resize.php?f=../images/205/IMG_7700.jpg&type=3

http://idb.katafi.com/P/0/3262.l.jpg

http://s02.radikal.ru/i175/1003/9e/8776cab692bc.jpg

 http://s15.radikal.ru/i188/0907/d6/e647ab5bc1da.jpg

 http://www.michigan.gov/images/mosquito_65147_7.jpg

http://stat11.privet.ru/lr/082cac56c15f9cf457bdc97949c20610

http://akak.ru/recipes/pictures/000/005/804_big.jpg

http://gorod.tomsk.ru/i/u/367/mushrooms-(39).jpg

http://www.rybalka.com/userfiles/upload/1165/1229684007.jpg

http://druidgor.narod.ru/travnik/img_trav/oblepiha.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/52/399/52399973_shepovneg.JPG

 http://gallery.imagemaster.ru/data/media/3/N.jpg

http://www.faberwall.ru/data/media/6/www.faberwall.ru_-_01083.jpg

http://papa-vlad.narod.ru/Detskie_prezentatsii/nasekomye_i_ptitsy/Mukhi_4.files/slide0006_image006.jpg

http://www.stihi.ru/pics/2009/07/12/4439.jpg

 http://www.stihi.ru/pics/2009/02/17/3699.jpg

http://www.newslab.ru/photoalbum/856/9832.jpg

http://www.mam2mam.ru/upload/blog/11d/%20xjnq.jpg   http://image.absoluteastronomy.com/images/encyclopediaimages/r/ru/russula_sanguinea.jpg

http://www.artandphoto.ru/stock/photo1/914/7729.jpg

http://images01.olx.ru/ui/4/46/40/70614640_2--2010-1-89115541166-.jpg

 http://i007.radikal.ru/0801/ac/a800b7eb31f7.jpg

 http://blogs.privet.ru/user/orlenok72/85974586

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru