Разработка урока литературы в старших классах "Рассказ В.Тихонова «Последняя пуля»
Оценка 4.8

Разработка урока литературы в старших классах "Рассказ В.Тихонова «Последняя пуля»

Оценка 4.8
doc
08.02.2022
Разработка урока литературы в старших классах "Рассказ В.Тихонова «Последняя пуля»
последняя пуля разработка.doc

    Тема урока «Рассказ В.Тихонова «Последняя пуля» (старшие классы)

 

 

Цели урока:

1.              воспитание у учащихся чувства уважения к прошлому, к подвигу народа в Великой Отечественной войне

2.              развитие коммуникативных навыков

3.              развитие умения анализировать текст, видеть авторскую позицию

 

Ход урока

Слово учителя: Добрый день, ребята! Думаю, что сегодняшний наш разговор даст пищу для размышлений, затронет ваши сердца, станет уроком нравственности. Предлагаю вашему вниманию высказывания известных писателей, философов. Какая общая нравственная идея сближает данные афоризмы? (на слайде презентации)

Тот, кто не помнит своего прошлого, осужден на то, чтобы пережить его вновь.

                                                                       Джордж Сантаям

 

Если сердце молчит, отказывает и память.

                                                                     Авессалом Подводный

 

Музыка жизни умолкает, если оборвать струны воспоминаний.

                                                                             Джером

 

Нам дана короткая жизнь, но память об отданной за благое дело жизни вечна.

                                                                                Цицерон

 

Что такое «память» в понимании этих известных людей? Что значит память для вас, зачем она необходима человеку? Какой из афоризмов ближе вашему мироощущению? (ответы детей) Мне близка точка зрения В.И.Даля, который замечал: «Память- это свойство души хранить сознанье о былом». Память – это нравственная категория, которая связывает прошлое и настоящее, дает возможность извлечь уроки и предотвратить ошибки.

Хорошо, что человек наделен памятью, это не только дар небес, но еще и большая моральная ответственность.

С чего начинается память – с берез?

С речного песочка? С дождя на дороге?

А если - с убийства? А если – со слез!

А если – с воздушной тревоги!

А если с визжащей пилы в облаках,

Со взрослых, в пыли распростертых!

А если с недетского знания – как живое

Становится мертвым!

И в пять, и в пятнадцать, и в двадцать пять лет-

Войной начинается память!

Эти строки К.Симонова я хотела бы предпослать к видеосюжету, который предлагаю вашему вниманию. Посмотрите сюжет и сформулируйте ту проблему, которая поднята в нем? (в сюжете показаны фрагмент из фильма «Гости из будущего», когда герой продает ордена Великой Отечественной войны скупщику, фрагмент из программы «Вести»  об акте вандализма над памятником героям Великой Отечественной войны в Ульяновской области, фрагмент о незаконном исключении ветерана Великой Отечественной войны из очереди на квартиру; после данных фрагментов могила Неизвестного солдата у Кремлевской стены, небольшая хроника военных действий, сюжет заканчивается вечным огнем у Кремлевской стены) (данный сюжет может быть сделан учителем на свое усмотрение, это только идея)

( идет обсуждение посмотренного сюжета)

На мой взгляд, в данном сюжете поднята проблема духовного разорения наших современников, попирается память о войне, забываем о тяжелых испытаниях, выпавших на долю нашего народа. Страшно, но это происходит!

О бездушном отношении к памяти, о равнодушии и параличе сердца рассказ нашего современника, жителя г.Воронежа  В.Тихонова «Последняя пуля». Сегодня этот рассказ – в центре нашего внимания, попытаемся совместно поразмышлять над данным произведением, осмыслить авторскую позицию и высказать свою точку зрения.

Постройте ассоциативный ряд к слову «ПУЛЯ», раскрывая его смыслы. Что дает уточнение «последняя»? «Последняя пуля» - кусочек металла, который обрывает жизнь человека, таких пуль было много в фронтовой жизни героя Петра Степановича, но последнюю он получает в мирное время.

Обратимся к первым строчкам рассказа. Какое настроение создает такое начало? Обратите внимание на детали. Что скрывается во фразе « Дождь не считался ни со старостью, ни с заслугами, временная вседозволенность это ему позволяла»? (ответы детей). Психологический пейзаж готовит читателя к осознанию того, что в мире людей царит равнодушие, с которым сталкивается герой рассказа, участник Великой Отечественной войны.

Перед нами мужчина, который прошел всю войну, который всегда жил с убеждением, что «белый флаг в жизни не для него», на глазах у него – СЛЕЗЫ!            (отрывок из текста читает учитель)

Какая ситуация породила такое состояние Петра Степановича? Столкнулся с человеческим равнодушием в «казенном здании» по отношении к тем, кто защищал Россию. Какие воспоминания лавиной нахлынули на Петра Степановича? Что хочет понять герой? Пытается ли найти оправдание девушке из казенного здания и какое?

А вы согласны с фразой: «Они и про войну-то почти ничего не знают нонче…»?

Не зря Петр Степанович вспоминает свою внучку, Танюшку, которая не понаслышке знает, что такое война. Ее отца, зятя Петра Степановича, убили в Чечне. Каково отношение бывшего фронтовика к этой войне? Что ему трудно понять? Великая Отечественная война была поистине Отечественной, ибо они защищали свою землю, свои семьи, не щадя жизни, здесь же «бьют свой своего, а за что про что никто не знает»

Много воспоминаний всколыхнула в памяти бывшего фронтовика встреча с бессердечием, но она была не последней. (отрывок из текста читает учитель)

Какие чувства пережил герой, когда вновь столкнулся с равнодушием в городском автобусе? Как описывает автор состояние Петра Степановича? Для героя рассказа мир рухнул, он испытывает боль, физическую и душевную. Крик души! Что же победило в душе героя: обида на потомков или же уверенность в том, что «не зря воевали»?

Почему рассказ назван «Последняя пуля»? Что убило Петра Степановича?

Прочитан рассказ Валерия Тихонова «Последняя пуля». О чем он? Продолжите…

Каковы ваши нравственные уроки, извлеченные из этого рассказа?

На мой взгляд, высказывание Н.Мандельштам наиболее полно отражает основную идею этого рассказа: «Какое счастье, что память возвращает нам прошлое не для того, чтобы переделать его, а лишь затем, чтобы осмыслить, оплакать и понять. Мы в ответе за все – за каждый поступок и за каждое слово, и память предлагает нам обдумать, зачем и как мы жили». Созвучна  данному высказыванию и мысль Д.Сантаяма: «Тот, кто не помнит своего прошлого, осужден на то, чтобы пережить его вновь».

Великая Отечественная война стала страшным испытанием для нашего народа, и не дай Бог, чтобы такая трагедия повторилась.

 

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову.

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу, что умерли они?

Чем им обязан – знаю я.

И пусть не только стих.

Достойна будет жизнь моя

Солдатской славы их.

 

 

 

 


Тема урока «Рассказ В.Тихонова «Последняя пуля» (старшие классы)

Тема урока «Рассказ В.Тихонова «Последняя пуля» (старшие классы)

Эти строки К.Симонова я хотела бы предпослать к видеосюжету, который предлагаю вашему вниманию

Эти строки К.Симонова я хотела бы предпослать к видеосюжету, который предлагаю вашему вниманию

Какие чувства пережил герой, когда вновь столкнулся с равнодушием в городском автобусе?

Какие чувства пережил герой, когда вновь столкнулся с равнодушием в городском автобусе?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2022