Класс: 8А________
Тема урока: кровь и ее функции
Цель: создать условия для осознания значения крови как важного компонента внутренней среды, показателя состояния здоровья организма человека.
Образовательная задача: углубить знания о внутренней среде организма; познакомить с составом крови и функциями её компонентов; ввести ряд биологических понятий: лимфа, тканевая жидкость, кровь.
Развивающая задача: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять значение и функции форменных элементов крови; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
Воспитательные: формировать научное мировоззрение и умение осознанно достигать поставленной цели, воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Тип урока: открытия новых знаний.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
«Немой диктант»
Немой биологический диктант (показываю кости, а ученики отвечают)
Ключица 2. Тазовая кость 3. Пяточная кость
4. фаланги пальцев руки 5. Рёбра 6. Скуловая кость
7. нижняя челюсть 8. Плечевая кость 9. Лопатки
Из 8 предложений вы должны выписать только те цифры, которые соответствуют правильным суждениям.
1.У взрослого человека в костях преобладают минеральные соли.
2. У детей количество костей около 200, а у взрослых чуть более 300.
3. В позвоночнике соединение костей подвижное – суставы.
4. Самые крупные кости в скелете человека – берцовые.
5. Дети более подвержены переломам костей, чес взрослые.
6. Рост кости в длину происходит за счет надкостницы.
7. Пояс нижних конечностей образован тазовыми костями.
Вопрос 1: А почему так важно придать
неподвижность конечности при переломах?
Ответ: Концы сломанной кости могут сместиться, и произойдёт
неправильное их срастание. Причём при правильном наложении шины срастание
произойдёт в 2 раза быстрее. Также возможно повреждение мягких тканей обломками
и перелом будет открытым.
Вопрос 2: А чем отличается открытый перелом от закрытого?
Вопрос 3: Почему при падениях и ушибах кости пожилых людей подвергаются переломам гораздо чаще, чем у детей? С чем это связано?
Ответ: Химический состав костей с возрастом
меняется: у детей относительно больше содержание органических веществ, а у
взрослых и пожилых - неорганических веществ.
Вопрос 4: Как происходит рост костей в длину и толщину?
Ответ: Рост костей в длину происходит за счёт деления клеток хрящевой ткани, расположенной на эпифизах костей; Рост в толщину - за счёт деления клеток надкостницы
3. Изучение новой темы
Сегодня наше занятие посвящено удивительной жидкости, самой главной из компонентов внутренней среды человека, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы, ее приносили в жертву. ее одушевляли и боготворили, ею клялись в братстве, дружбе и любви, смывали позор и оскорбление
- Так, о чем мы будем говорить сегодня? (о крови)
Что такое внутренняя среда?
Что к ней относится?
Тканевая жидкость – промежуточная среда между кровью и клетками организма. Составляет около 26% от массы тела. Именно в ней находятся все клетки тела. Она состоит на 95% из воды и растворенных в ней органических и неорганических веществ, а также кислорода и углекислого газа.
Лимфа – жидкая соединительная ткань, состоящая из воды с растворенными в ней продуктами жизнедеятельности. Она перемещается по лимфатическим сосудам и лимфатическим капиллярам, которые поглощают избытки тканевой жидкости. Все лимфатические сосуды образуют лимфатический проток, через который лимфа попадает в кровь
Функции крови
1. Транспортная:
перенос кислорода от легких к тканям и углекислого газа от тканей к легким; доставка питательных веществ, витаминов, минеральных веществ и воды от органов пищеварения к тканям; удаление из тканей конечных продуктов метаболизма, лишней воды и минеральных солей, перенос гормонов, медиаторов.
2. Защитная – участие в клеточных и гуморальных механизмах иммунитета, в свертывании крови и остановке кровотечения.
3. Регуляторная – регуляция температуры, водно–солевого обмена между кровью и тканями.
4. Закрепление знаний
1) Человек, раненный в ногу или руку, погибает только от большой потери крови, даже если все внутренние органы целы и здоровы.
2) Переливание крови другого человека раненому спасает его от смерти. Подумайте над этими фактами и объясните:
А) почему человек без крови погибает;
Б) какое значение имеет кровь в жизни организма человека?
Составьте «синквейн (пятистрочье) на тему «Кровь».
Памятка по составлению синквейна.
1. Само понятие
2. Два прилагательных
3. Три глагола
4. Смысловая фраза
5. Слово синоним, которое отражает ключевое слово
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.