Разработка урока по географии по теме "Горные породы и минералы"для 6 класса

  • docx
  • 16.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

разработка урока
Иконка файла материала ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОК2.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

по теме  «Горные породы, минералы и полезные ископаемые»

 

Учитель: Баданина Марина Владимировна

КОГОАУ «Гимназия № 1» г. Кирово-Чепецка

Класс: 5

Предмет: география

Дидактическая цель урока: создать условия для осознания, осмысления,  закрепления, применения блока новой учебной информации средствами самостоятельной работы и цифровых образовательных ресурсов.

Тип урока: урок решения учебных задач с элементами моделирования.

Планируемые результаты:

Предметные дать определения понятиям - горные породы, минералы, полезные ископаемые; иметь представления о видах горных пород; уметь работать с географическими картами.

Метапредметные ( познавательные. регулятивные, коммуникативные УДД )

Познавательные: вести самостоятельный поиск, анализ, отбор, преобразование и оформление информации, строить рассуждения, делать выводы.

Регулятивные: уметь ставить цели, планировать свою работу, контролировать и проводить коррекцию своей деятельности.

Коммуникативные:  самостоятельно организовывать взаимодействие в группе, слушать и слышать других, уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Личностные: осознание ценности географических знаний как важного компонента научной картины мира и культуры; самообразования, саморегуляции, формирование познавательных интересов и мотивов.

Образовательные: способствовать формированию понятия горные породы, минералы, полезные ископаемые и представлений о видах горных пород.

Развивающая: развитие компонентов учебной деятельности – самостоятельно работать с информацией; умение описывать горные породы, определять и различать по происхождению; развитие мышления, речи учащихся.

Воспитательная: способствовать формированию географической культуры личности, бережного отношения к нашей планете Земля на примере изучения вопроса значение и рационального использования полезных ископаемых.

Метод обучения: частично-поисковый, проблемного обучения.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник географии под редакцией А. И. Алексеева, алгоритм работы для учащихся.

 


ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

1.     

Организационный момент

Диагностика уровня готовности учащихся к уроку

Проверка готовности к уроку; осознание того, что пригодится на уроке при выполнении разных задач

 

 

 

2.     

Актуализация знаний

Проводит географический диктант «Верно-неверно» по изученной теме (приложение1)

Задает наводящие вопросы, чтобы дети сформулировали цели урока:

-Из чего состоит земная кора?

- Что вы знаете о горных породах?

 

Выполняют диктант в тетради и проводят самоконтроль с коррекцией.

 

 

Отвечают на вопрос учителя, выделяя существенные признаки литосферы.

На основе ранее полученных знаний анализировать, выделять существенные признаки  о твердой оболочке Земли

Самоопределение

Взаимодействовать с учителем и друг с другом во время обсуждения.

3.     

Мотивация и целеполагание

Задает вопрос:

Зачем нам надо знать о горных породах?

Подводит к постановке целей урока.

Отвечают на вопрос учителя, формулируя цели и задачи урока.

 

Смыслообразование:осознание ценности географических знаний как важного компонента научной картины мира и культуры

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; слушать и понимать речь других.

4.     

Первичное усвоение знаний

-Чем отличаются горные породы от минералов?

-Чем отличаются горные породы и минералы от полезных ископаемых?

- Какие вы знаете виды горных пород?

Отвечают на вопросы учителя, находят факты в учебнике.

Уметь вести поиск, отбор  информации

 

Понимать позицию других, вести учебное сотрудничество.

5.     

Осознание и осмысление, первичное закрепление

1) Предлагает самостоятельно составить усложненную схему в тетради «Виды горных пород».

2) Демонстрация схемы на интерактивной доске.

3) Демонстрация образцов горных пород для примеров.

4) Как используют горные породы в жизни человека?

Составляют схему в тетради в группах.

Смотрят образцы.

Высказывают свое мнение и пытаются назвать примеры горных пород с их использованием. Выполняют задание в тренажере.

Преобразуют и оформляют полученную информацию.

Определяют свой учебно-познавательный интерес в теме.

Самостоятельно искать средства достижения цели.

 

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; слушать и понимать речь других.

6.     

Применение

Предлагает выполнить практическую работу «Определение горных пород» по алгоритму (приложение 2)

Выполняют практическую работу в группах, используя алгоритм работы и заполняя путеводитель (алгоритм и путеводитель один документ).

Проводят самоконтроль и сдают тетради учителю.

Уметь вести самостоятельный поиск, анализ информации и ее преобразование.

 

Планировать учебное сотрудничество в группе, формулировать и аргументировать свое мнение и позицию.

Управлять поведением партнера – контролировать, вести коррекцию, оценку действий партнера.

7.     

Рефлексия

Какие учебные задачи решали?

Все ли получилось?

Остались ли проблемы?

Оцените свои достижения на уроке.

Подводят итоги урока. Определяют уровень достижения целей.

Анализ, рефлексия учебного процесса и результата деятельности.

Осознание ценности географических знаний при изучении темы – значение горных пород  в жизни людей и рационального их использования.

 

8.     

Домашнее задание

Предлагает выполнить практическое задание в тренажере «Горные породы Кировской области», используя дополнительные источники информации.

 

 

 

 

 

 


Приложение 1

Географический диктант «Верно-неверно»

1. Литосфера включает в себя верхнюю часть мантии и земную кору.

2. Энергия, заключенная в недрах Земли – это внешняя сила.

3. Образование речных долин, оврагов, пещер – это внутренние силы Земли.

4. Самую высокую температуру имеет мантия.

5. Средняя толщина земной коры до 80 км.

6. Основной элемент состава ядра – железо и никель.

7. Материковая земная кора состоит из 3 слоев.

8. Земная кора состоит из литосферных плит, которые ….

9. На границах литосферных плит образуются….

 

Приложение 2.

Практическая работа: «Определение горных пород и минералов»

1.      Внимательно ознакомьтесь с описанием минералов и горных пород, сравните имеющиеся у вас образцы с описанием и определите названия каждого из образцов.

Описание минералов и горных пород

Гипс – цвет минерала белый, серый; излом в кристаллах ступенчатый, химическая, осадочная порода. Используется в медицине.

Гранит – массивная изверженная порода. Цвет серый, розовато-серый до розового и мясо-красного. Используется в строительстве в виде щебня, как облицовочный материал и в скульптуре.

Торф – горючее полезное ископаемое; образовано скоплением остатков растений, в разной степени разложившихся. Торф обычно бурого, черного цвета, используется комплексно как топливо, удобрение, теплоизоляционный материал.

Мел – осадочная мягкая порода белого цвета, одна из разновидностей известняка, используется в сельском хозяйстве.

Мрамор – метаморфическая горная порода, цвет от белого до серого и темно-серого, имеет блеск на Солнце, твердая; используют в строительстве, в скульптуре и архитектуре.

Базальт – цвет от коричневого до черного; излившаяся горная порода, тяжелая; используется в строительстве.

Песчаник – обломочная осадочная горная порода;  всех оттенков коричневого; излом ступенчатый; используется в строительстве.

2.      Заполните таблицу в тетради, используя описание выше и учебник (происхождение выявите по определителю) и сделать вывод о связи горных пород и минералов и происхождения

№ образца

название

цвет

Плотная или рыхлая

Твердая или мягкая

Тяжелая или легкая

Наличие блеска

происхождение

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

Определитель горных пород по происхождению

План описания

магматические

метаморфические

осадочные

1.      Плотная или рыхлая

плотная

плотная

Плотная или рыхлая

2.      Твердая или мягкая

твердая

твердая

мягкая

3.      Тяжелая или легкая

Тяжелая или средней тяжести

тяжелая

Легкая или средней тяжести

4.      Наличие блеска

Кристаллическая, на Солнце блестит

Кристаллическая, кристаллы в виде пластин; блестит не всегда

Некристаллическая, на солнечном свете не блестит

 

Приложение 3

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11