ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
по теме «Горные породы, минералы и полезные ископаемые»
Учитель: Баданина Марина Владимировна
КОГОАУ «Гимназия № 1» г. Кирово-Чепецка
Класс: 5
Предмет: география
Дидактическая цель урока: создать условия для осознания, осмысления, закрепления, применения блока новой учебной информации средствами самостоятельной работы и цифровых образовательных ресурсов.
Тип урока: урок решения учебных задач с элементами моделирования.
Планируемые результаты:
Предметные дать определения понятиям - горные породы, минералы, полезные ископаемые; иметь представления о видах горных пород; уметь работать с географическими картами.
Метапредметные ( познавательные. регулятивные, коммуникативные УДД )
Познавательные: вести самостоятельный поиск, анализ, отбор, преобразование и оформление информации, строить рассуждения, делать выводы.
Регулятивные: уметь ставить цели, планировать свою работу, контролировать и проводить коррекцию своей деятельности.
Коммуникативные: самостоятельно организовывать взаимодействие в группе, слушать и слышать других, уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли.
Личностные: осознание ценности географических знаний как важного компонента научной картины мира и культуры; самообразования, саморегуляции, формирование познавательных интересов и мотивов.
Образовательные: способствовать формированию понятия горные породы, минералы, полезные ископаемые и представлений о видах горных пород.
Развивающая: развитие компонентов учебной деятельности – самостоятельно работать с информацией; умение описывать горные породы, определять и различать по происхождению; развитие мышления, речи учащихся.
Воспитательная: способствовать формированию географической культуры личности, бережного отношения к нашей планете Земля на примере изучения вопроса значение и рационального использования полезных ископаемых.
Метод обучения: частично-поисковый, проблемного обучения.
Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник географии под редакцией А. И. Алексеева, алгоритм работы для учащихся.
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формирование УУД |
|||
Познавательные |
Регулятивные |
Коммуникативные |
||||
1. |
Организационный момент |
Диагностика уровня готовности учащихся к уроку |
Проверка готовности к уроку; осознание того, что пригодится на уроке при выполнении разных задач |
|
|
|
2. |
Актуализация знаний |
Проводит географический диктант «Верно-неверно» по изученной теме (приложение1) Задает наводящие вопросы, чтобы дети сформулировали цели урока: -Из чего состоит земная кора? - Что вы знаете о горных породах?
|
Выполняют диктант в тетради и проводят самоконтроль с коррекцией.
Отвечают на вопрос учителя, выделяя существенные признаки литосферы. |
На основе ранее полученных знаний анализировать, выделять существенные признаки о твердой оболочке Земли |
Самоопределение |
Взаимодействовать с учителем и друг с другом во время обсуждения. |
3. |
Мотивация и целеполагание |
Задает вопрос: Зачем нам надо знать о горных породах? Подводит к постановке целей урока. |
Отвечают на вопрос учителя, формулируя цели и задачи урока. |
|
Смыслообразование:осознание ценности географических знаний как важного компонента научной картины мира и культуры |
Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; слушать и понимать речь других. |
4. |
Первичное усвоение знаний |
-Чем отличаются горные породы от минералов? -Чем отличаются горные породы и минералы от полезных ископаемых? - Какие вы знаете виды горных пород? |
Отвечают на вопросы учителя, находят факты в учебнике. |
Уметь вести поиск, отбор информации |
|
Понимать позицию других, вести учебное сотрудничество. |
5. |
Осознание и осмысление, первичное закрепление |
1) Предлагает самостоятельно составить усложненную схему в тетради «Виды горных пород». 2) Демонстрация схемы на интерактивной доске. 3) Демонстрация образцов горных пород для примеров. 4) Как используют горные породы в жизни человека? |
Составляют схему в тетради в группах. Смотрят образцы. Высказывают свое мнение и пытаются назвать примеры горных пород с их использованием. Выполняют задание в тренажере. |
Преобразуют и оформляют полученную информацию. |
Определяют свой учебно-познавательный интерес в теме. |
Самостоятельно искать средства достижения цели.
Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; слушать и понимать речь других. |
6. |
Применение |
Предлагает выполнить практическую работу «Определение горных пород» по алгоритму (приложение 2) |
Выполняют практическую работу в группах, используя алгоритм работы и заполняя путеводитель (алгоритм и путеводитель один документ). Проводят самоконтроль и сдают тетради учителю. |
Уметь вести самостоятельный поиск, анализ информации и ее преобразование. |
|
Планировать учебное сотрудничество в группе, формулировать и аргументировать свое мнение и позицию. Управлять поведением партнера – контролировать, вести коррекцию, оценку действий партнера. |
7. |
Рефлексия |
Какие учебные задачи решали? Все ли получилось? Остались ли проблемы? Оцените свои достижения на уроке. |
Подводят итоги урока. Определяют уровень достижения целей. |
Анализ, рефлексия учебного процесса и результата деятельности. |
Осознание ценности географических знаний при изучении темы – значение горных пород в жизни людей и рационального их использования. |
|
8. |
Домашнее задание |
Предлагает выполнить практическое задание в тренажере «Горные породы Кировской области», используя дополнительные источники информации. |
|
|
|
|
Приложение 1
Географический диктант «Верно-неверно»
1. Литосфера включает в себя верхнюю часть мантии и земную кору.
2. Энергия, заключенная в недрах Земли – это внешняя сила.
3. Образование речных долин, оврагов, пещер – это внутренние силы Земли.
4. Самую высокую температуру имеет мантия.
5. Средняя толщина земной коры до 80 км.
6. Основной элемент состава ядра – железо и никель.
7. Материковая земная кора состоит из 3 слоев.
8. Земная кора состоит из литосферных плит, которые ….
9. На границах литосферных плит образуются….
Приложение 2.
Практическая работа: «Определение горных пород и минералов»
1. Внимательно ознакомьтесь с описанием минералов и горных пород, сравните имеющиеся у вас образцы с описанием и определите названия каждого из образцов.
Описание минералов и горных пород
Гипс – цвет минерала белый, серый; излом в кристаллах ступенчатый, химическая, осадочная порода. Используется в медицине.
Гранит – массивная изверженная порода. Цвет серый, розовато-серый до розового и мясо-красного. Используется в строительстве в виде щебня, как облицовочный материал и в скульптуре.
Торф – горючее полезное ископаемое; образовано скоплением остатков растений, в разной степени разложившихся. Торф обычно бурого, черного цвета, используется комплексно как топливо, удобрение, теплоизоляционный материал.
Мел – осадочная мягкая порода белого цвета, одна из разновидностей известняка, используется в сельском хозяйстве.
Мрамор – метаморфическая горная порода, цвет от белого до серого и темно-серого, имеет блеск на Солнце, твердая; используют в строительстве, в скульптуре и архитектуре.
Базальт – цвет от коричневого до черного; излившаяся горная порода, тяжелая; используется в строительстве.
Песчаник – обломочная осадочная горная порода; всех оттенков коричневого; излом ступенчатый; используется в строительстве.
2. Заполните таблицу в тетради, используя описание выше и учебник (происхождение выявите по определителю) и сделать вывод о связи горных пород и минералов и происхождения
№ образца |
название |
цвет |
Плотная или рыхлая |
Твердая или мягкая |
Тяжелая или легкая |
Наличие блеска |
происхождение |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
Определитель горных пород по происхождению
План описания |
магматические |
метаморфические |
осадочные |
1. Плотная или рыхлая |
плотная |
плотная |
Плотная или рыхлая |
2. Твердая или мягкая |
твердая |
твердая |
мягкая |
3. Тяжелая или легкая |
Тяжелая или средней тяжести |
тяжелая |
Легкая или средней тяжести |
4. Наличие блеска |
Кристаллическая, на Солнце блестит |
Кристаллическая, кристаллы в виде пластин; блестит не всегда |
Некристаллическая, на солнечном свете не блестит |
Приложение 3
Слайд 1 |
|
Слайд 2 |
|
Слайд 3 |
|
Слайд 4 |
|
Слайд 5 |
|
Слайд 6 |
|
Слайд 7 |
|
Слайд 8 |
|
Слайд 9 |
|
Слайд 10 |
|
Слайд 11 |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.