Разработка урока по русскому языку по теме "Обращение"
Оценка 5

Разработка урока по русскому языку по теме "Обращение"

Оценка 5
docx
30.08.2023
Разработка урока по русскому языку по теме "Обращение"
Разработка составлена по УМК "Школа России" для учителей начальной школы.
Рус.яз 4 класс Обращение. Word.docx

Конспект урока русского языка. 4 класс

Тема:     Обращение. Знаки препинания в предложении, содержащем обращение

Цели:

актуализировать знания о предложениях с обращением;

повторить правило употребления знаков препинания в предложениях с обращением;

развивать умение выразительно читать предложения с обращением.

Оборудование: слайд.карточки для работы на этапе рефлексии.

   Ход урока

I.Организационный момент

 Приветствие. Эмоциональный настрой на урок.

 

II. Актуализация знаний

 

 Повторение пройденной темы.

- О чем вы говорили на прошлом уроке? (О предложениях и их видов.)

- Какие виды предложения вы знаете по цели высказывания? (По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные, побудительные.)

- Какие виды предложения вы знаете по интонации? (Восклицательные и вопросительные.)

Привести примеры.

III. Самоопределение к деятельности

 

Постановка проблемного вопроса. Постановка цели и задач.

—  Послушайте отрывки из сказок А.С. Пушкина и назовите тех, к кому обращаются с речью.

•   Что, Соколко, что с тобою? (Соколко.)

•   Здравствуй, красная девица, — говорит он, — будь царица... (Красная девица.)

•   Отпусти ты, старче, меня в море! (Старче.)

—  Как называются слова, которые называют того, к кому обращаются? (Обращения.)

—  Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Обращение) (Тема на доске.)

IV. Работа по теме урока

1.-  Чему на уроке научимся?

            -            Как оформляется (выделяется) на письме?

            -            Каким значком обозначается в схеме предложения?

            -           Каким членом предложения является?

            -           Какой частью речи выражено обращение?

- Я предполагала ваши вопросы, поэтому заранее записала некоторые из них в виде плана (таблицы):

     1.Что такое обращение?                                     -

     2. Как оформляется на письме?                         -

     3. Каким значком обозначается?                        -

     4. Каким членом предложения является?          -

     5. Какой частью речи выражено?                        -

 

– Послушайте, какое толкование слова « обращение» даёт словарь Ожегова. (Индивидуальное задание ребенку).

 – Совпадают ли наши умозаключения, выводы с толковым словарём?

Чтобы ответить на все вопросы, сделать вывод, понаблюдаем над следующим упражнением.

2. Работа по учебнику.

Упр.20 с.17

-Назовите все обращения в предложениях.

-Словами какой части речи они выражены? (Именами существительными)

3. Упр.21 с.17

-Прочитайте предложения и сравните их.

- Прочитайте предложения, в котором обращение стоит в начале. Как  обращение выделяется на письме?

- Прочитайте предложения, в котором обращение стоит в середине. Как  обращение выделяется на письме?

- Прочитайте предложения, в котором обращение стоит в конце. Как  обращение выделяется на письме? - Теперь можно составить схему этого предложения.

- Где находится обращение в предложении? (в начале, в конце, в середине?)

 О,                         !    - обозначим обращение заглавной буквой О и поместим в схеме в начале предложения.  (Заполняем 3 пункт плана)

 

 

V. Физминутка.

 

VI. Работа по теме урока (продолжение)

Упр.22 с.18

-Что такое диалог?

-Как оформляется диалог в письменной речи?

- В каком предложении допущена ошибка?

 

VII. Рефлексия.

 

1. Слайд. Прочитайте. Укажите текст, в котором слово Москва является обращением.

1.  Не сразу всё устроилось,

     Москва не сразу строилась.    (Ю. Визбор)

 

2.  Москва,  Москва!.. люблю тебя как сын,

     Как  русский,- сильно, пламенно и нежно!     (М. Лермонтов)

 

3. Но, как и в древности забытой,

    Слезам не верила Москва…        ( А. Жигулин)

 

4.  Я знал тебя, Москва,

     Ещё  невзрачно- скромной…  ( В. Брюсов)

 

2.  Работа по карточкам. Найди предложения с  обращениями  и отметьте галочкой.

 

Вариант 1.

О чём ты, заинька, плачешь?

Вокруг ёлочки скакали зайцы, белки.

 

Вариант 2.

 Как мне не плакать петух?

 В избушке жили петух, заяц.

Взаимопроверка

3.  Делают вывод по плану:

  1.Что такое обращение?                                                      - слово (группа слов),

                                                                                                  которое показывает

                                                                                                  к кому обращаются.

  2. Как оформляется на письме?                                           - выделяется  «,»

3. Каким значком обозначается  в схеме?                                   - О

  4 .Каким членом предложения   является?                                       -          

  5.Какой частью речи выражено?                                           - существительным:

                                                                                                        одушевленным,

                                                                                                        неодушевленным,

                                                                                                        собственным, 

                                                                                                        нарицательным.

 

 

-Оцените свою работу на уроке.

 

VIII. Подведение итогов урока.

-Что мы повторили сегодня?

- Что такое обращение?

-  Какой частью  речи оно выражено?

- Как  обращение выделяется на письме?

 

Домашнее задание.

Придумать или выписать из текстов художественной литературы три предложения с обращениями в разных частях предложения (в начале, в середине, в конце).

 

 


 

Конспект урока русского языка. 4 класс

Конспект урока русского языка. 4 класс

Как оформляется (выделяется) на письме? -

Как оформляется (выделяется) на письме? -

V. Физминутка. VI . Работа по теме урока (продолжение)

V. Физминутка. VI . Работа по теме урока (продолжение)

Как оформляется на письме? - выделяется « , » 3

Как оформляется на письме? - выделяется « , » 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.08.2023