Конспект урока русского языка. 4 класс
Тема: Обращение. Знаки препинания в предложении, содержащем обращение
Цели:
актуализировать знания о предложениях с обращением;
повторить правило употребления знаков препинания в предложениях с обращением;
развивать умение выразительно читать предложения с обращением.
Оборудование: слайд.карточки для работы на этапе рефлексии.
Ход урока
I.Организационный момент
Приветствие. Эмоциональный настрой на урок.
II. Актуализация знаний
Повторение пройденной темы.
- О чем вы говорили на прошлом уроке? (О предложениях и их видов.)
- Какие виды предложения вы знаете по цели высказывания? (По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные, побудительные.)
- Какие виды предложения вы знаете по интонации? (Восклицательные и вопросительные.)
Привести примеры.
III. Самоопределение к деятельности
Постановка проблемного вопроса. Постановка цели и задач.
— Послушайте отрывки из сказок А.С. Пушкина и назовите тех, к кому обращаются с речью.
• Что, Соколко, что с тобою? (Соколко.)
• Здравствуй, красная девица, — говорит он, — будь царица... (Красная девица.)
• Отпусти ты, старче, меня в море! (Старче.)
— Как называются слова, которые называют того, к кому обращаются? (Обращения.)
— Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Обращение) (Тема на доске.)
IV. Работа по теме урока
1.- Чему на уроке научимся?
- Как оформляется (выделяется) на письме?
- Каким значком обозначается в схеме предложения?
- Каким членом предложения является?
- Какой частью речи выражено обращение?
- Я предполагала ваши вопросы, поэтому заранее записала некоторые из них в виде плана (таблицы):
1.Что такое обращение? -
2. Как оформляется на письме? -
3. Каким значком обозначается? -
4. Каким членом предложения является? -
5. Какой частью речи выражено? -
– Послушайте, какое толкование слова « обращение» даёт словарь Ожегова. (Индивидуальное задание ребенку).
– Совпадают ли наши умозаключения, выводы с толковым словарём?
- Чтобы ответить на все вопросы, сделать вывод, понаблюдаем над следующим упражнением.
2. Работа по учебнику.
Упр.20 с.17
-Назовите все обращения в предложениях.
-Словами какой части речи они выражены? (Именами существительными)
3. Упр.21 с.17
-Прочитайте предложения и сравните их.
- Прочитайте предложения, в котором обращение стоит в начале. Как обращение выделяется на письме?
- Прочитайте предложения, в котором обращение стоит в середине. Как обращение выделяется на письме?
- Прочитайте предложения, в котором обращение стоит в конце. Как обращение выделяется на письме? - Теперь можно составить схему этого предложения.
- Где находится обращение в предложении? (в начале, в конце, в середине?)
О, ! - обозначим обращение заглавной буквой О и поместим в схеме в начале предложения. (Заполняем 3 пункт плана)
V. Физминутка.
VI. Работа по теме урока (продолжение)
Упр.22 с.18
-Что такое диалог?
-Как оформляется диалог в письменной речи?
- В каком предложении допущена ошибка?
VII. Рефлексия.
1. Слайд. Прочитайте. Укажите текст, в котором слово Москва является обращением.
1. Не сразу всё устроилось,
Москва не сразу строилась. (Ю. Визбор)
2. Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,
Как русский,- сильно, пламенно и нежно! (М. Лермонтов)
3. Но, как и в древности забытой,
Слезам не верила Москва… ( А. Жигулин)
4. Я знал тебя, Москва,
Ещё невзрачно- скромной… ( В. Брюсов)
2. Работа по карточкам. Найди предложения с обращениями и отметьте галочкой.
Вариант 1.
О чём ты, заинька, плачешь?
Вокруг ёлочки скакали зайцы, белки.
Вариант 2.
Как мне не плакать петух?
В избушке жили петух, заяц.
Взаимопроверка
3. Делают вывод по плану:
1.Что такое обращение? - слово (группа слов),
которое показывает
к кому обращаются.
2. Как оформляется на письме? - выделяется «,»
3. Каким значком обозначается в схеме? - О
4 .Каким членом предложения является? -
5.Какой частью речи выражено? - существительным:
одушевленным,
неодушевленным,
собственным,
нарицательным.
-Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока.
-Что мы повторили сегодня?
- Что такое обращение?
- Какой частью речи оно выражено?
- Как обращение выделяется на письме?
Домашнее задание.
Придумать или выписать из текстов художественной литературы три предложения с обращениями в разных частях предложения (в начале, в середине, в конце).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.