МБОУ «Школа № 167»
План-конспект урока
По русскому языку
по теме : «Неопределенная форма глагола»
Выполнил учитель начальных классов
ОУ:МБОУ «Школа №167» Канавинского района
ФИО: Гришина Валентина Алексеевна
Н.Новгород
2021 год
Проект урока:
· Учебный предмет: русский язык
· УМК: «Школа России». Канакина В.П. Руский язык. 4 класс. ФГОС. М.: Просвещение,2021г.
· Тема урока: «Неопределенная форма глагола»
· Тип урока: объяснение нового материала
· Задачи урока:
Обучающие:
Ø Учить различать неопределенную форму среди других форм глагола.
Ø Учить отличать неопределенную форму глагола от омонимичных имен существительных.
Ø Учить называть и выделять суффиксы и часть корня в неопределенной форме глагола.
Ø Учить ставить вопросы к глаголам в неопределенной форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?
Воспитывающие:
Ø Воспитывать информационную культуру, дисциплинированность, аккуратность.
Ø Воспитывать ответственность за выполняемую работу.
Развивающие:
Ø Развивать умение работать в паре и умение выстраивать самостоятельную работу.
Ø Способствовать развитию умения планировать свою деятельность.
Ø Развивать умение образовывать однокоренные глаголы в неопределенной форме при помощи приставок и суффиксов.
Ø Развитие универсальных учебных действий.
· Ожидаемые результаты:
Ø Предметные результаты: различать неопределенную форму среди других форм глагола, отличать неопределенную форму глагола от омонимичных имен существительных, называть и выделять суффиксы и часть корня в неопределенной форме, ставить вопросы к глаголам в неопределенной форме, образовывать глаголы в неопределенной форме при помощи приставок и суффиксов.
Ø Метапредметные результаты: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, рационально использовать самостоятельную учебную деятельность, находить ошибки и упущения в логике рассуждения, проводить самопроверку и взаимооценку, учитывать разные мнения в сотрудничестве, адекватно реагировать на замечания одноклассников.
Ø Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты.
Ø Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке, воспринимать объяснения и инструкции учителя, планировать учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, управлять поведением партнёра, контролировать себя и партнера при работе в паре, в группе.
Ø Личностные: оценивать результаты выполненной работы; нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ø Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
· Оборудование:
Ø Персональный компьютер, проектор, экран.
Ø Электронное приложение к учебнику Канакина В.П. Руский язык. 4 класс. ФГОС. М.: Просвещение,2014г.
Ø Смайлики.
Ø Учебник, рабочая тетрадь ученика.
· Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: знают, что такое глагол, роль глагола в языке, время глагола.
· Этапы урока и хронометраж:
v Организационный момент- 1 минута.
v Минутка чистописания- 3 минуты.
v Актуализация знаний- 2 минуты.
v Мотивационный этап- 3 минуты.
v Первичное закрепление материала- 10 минут.
v Физкультминутка- 2 минуты.
v Проверка усвоения изученного материала- 6 минут.
v Закрепление изученного материала- 10 минут.
v Подведение итогов урока, рефлексия- 5 минут.
v Постановка домашнего задания- 3 минуты.
Ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
|
Организационный момент
|
- Здравствуйте, ребята! Давайте проверим вашу готовность к уроку. На парте у вас должны лежать: учебники, тетради, пеналы, рабочие тетради, дневники. |
Дети здороваются и проверяют свою готовность к уроку. |
Умение слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) Настроить на работу; организация рабочего места. (Личностные УУД)
|
|
Минутка чистописания
|
- Чему вы хотели бы научиться на уроке? - Если каждый из вас постарается, то всё обязательно получится. Чистописание. - Запишем число, классная работа, сочетания букв: ть, ти, чь - Почему их написали? Где они нам могут встретиться?
- Запишем словарные слова: металл, костюм, платок, аппетит, космос, тарелка. - Миша, а ты иди к доске, а потом мы проверим, правильно ты написал ли нет. - Кто затруднялся в написании слов?
|
Дети высказывают свои предположения.
Пишут сочетания букв.
- Чтобы продолжить изучать глаголы. Эти сочетания встречаются в глаголах.
Дети пишут в тетрадях словарные слова.
Миша пишет у доски.
Дети отвечают. |
Делать выводы на основе обобщения умозаключений (Познавательные УУД)
Умение слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) Умение видеть и признавать свои ошибки (Личностные УУД) Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения (Коммуникативные УУД) |
|
Актуализация знаний |
- Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? - Что такое глагол? - Что обозначает глагол? - На какие вопросы отвечает глагол?
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? - Изменяется ли глагол по числам? Как определить число глагола? - Какие три времени имеет глагол?
- Как отличить одно время от другого? -А хотели бы вы, еще больше знать о глаголе?
|
- Глаголы.
- Это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делает? что сделает? и др. - В предложении является сказуемым. - Да. Дети отвечают.
- Настоящее, прошедшее, будущее. - По вопросам.
- Да. |
Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения (Коммуникативные УУД) Делать выводы на основе обобщения умозаключений (Познавательные УУД)
Умение слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)
|
|
Мотивационный этап
|
- Послушайте стихотворение. Найдите в нем глагола. Не мешайте мне мечтать! Чтоб мешок конфет достать, Развернуть, жевать, сосать, Чавкать, чмокать, уплетать, Долго-долго не глотать, Наслаждаться, смаковать. Мне не надо в рот смотреть! Совесть надобно иметь! Так могу я подавиться И на месте умереть! - Выпишите глаголы из стихотворения. Укажите время глаголов. - Что же у вас получилось?
- С какой проблемой вы столкнулись? - Что сегодня будем изучать на уроке?
- А как бы вы назвали форму глагола, у которого нельзя определить время и число? - Сформулируйте тему нашего урока.
- Молодцы. Сегодня мы поговорим о неопределенной форме глагола. - Чем эти глаголы отличаются от других глаголов? - На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?
|
Дети слушают стихотворение.
Выписывают глаголы у доски, указывают время.
- Не мешайте, мечтать, достать, развернуть, жевать, сосать, чавкать, чмокать, уплетать, не глотать, наслаждаться, смаковать, не смотреть, иметь, подавиться, умереть.
- Не смогли определить время глаголов. - Глаголы, у которых нельзя определить время и число. Будем исследовать неизвестную форму глагола. Дети отвечают.
Дети высказывают свои предположения.
Слушают учителя. - Вопросами.
- Что делать? Что сделать?
|
Уметь оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД) Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения (Коммуникативные УУД) Целеполагание, определение темы урока. (Регулятивные УУД)
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД) Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. (Регулятивные УУД)
Делать выводы на основе обобщения умозаключений (Познавательные УУД)
|
|
Первичное закрепление материала |
- Давайте откроем учебники и Выполним упражнение 148 (Приложение 1). - Прочитайте. - Выполните задание. - У каких глаголов можно определить время? - Укажите время глаголов. На какие вопросы они отвечают? - Что вы можете сказать о глаголах второй группы? - Как называются такие глаголы? На какие вопросы они отвечают? - Выполняем упражнение 149 (Приложение 1). - Запишите в словарик слово лучше, поставьте ударение, подчеркните орфограммы. - Что означает это слово? - Составьте предложение со словом лучше. - Давайте еще раз закрепим наши знания о неопределенной форме глагола. Прочитаем сведения о языке на стр. 72 (Приложение 1). - На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? - Какие суффиксы они имеют? |
Дети работают с учебником.
Читают задание. Выполняют задание. -У глаголов первой группы. Отвечают.
У них нельзя определить время. Дети отвечают.
Выполняют 149 упражнение. Записывают слово в словарик и выполняют задания. Дети отвечают. Составляют предложения. Читают сведения о языке.
- Что делать? Что сделать?
-ть или – ти.
|
Умение слушать, читать, писать и принимать информацию (Познавательные УУД)
Умение слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)
Умение работать по плану, самоконтроль. (Регулятивные УУД)
Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения (Коммуникативные УУД)
Развиваем умения: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); делать выводы на основе обобщения умозаключений (Познавательные УУД) |
|
Физкультминутка
|
- «О чём идёт речь?» - Они бывают на мокром месте, могут залезть на лоб, разбежаться и даже слипнутся. Учащиеся выполняют упражнения для глаз.
|
- Речь идет о глазах.
Дети выполняют упражнения.
|
Умение принимать и выполнять зрительную задачу, действовать по образцу. Ценностное отношение к здоровому образу жизни (Личностные УУД) |
|
Проверка усвоения изученного материала
|
- Давайте поработаем с электронным приложением на данную тему. - Сейчас мы проверим, как вы усвоили новый материал. - Выполните упражнение 150 самостоятельно (Приложение 1). - Назовите глаголы в неопределенной форме. Какие суффиксы они имеют? - Вика и Артем выполнят на доске грамматические разборы. - Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» - Можно ли чь назвать суффиксом? - Запишите в словарик слово расстояние, поставьте ударение, подчеркните орфограммы. - Что означает это слово? - Составьте предложение со словом расстояние.
|
Дети работают с электронным приложением.
Дети слушают учителя.
Дети выполняют упражнение 150.
Дети отвечают.
Выполняют разбор слов у доски.
Читают.
- Нет. Это часть корня.
Записывают слово в словарик и выполняют задания.
Дети отвечают. Составляют предложения. |
Уметь определить глаголы неопределенной формы. (Познавательные УУД)
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. (Коммуникативные УУД)
Умение оценить уровень своих знаний по теме. (Личностные УУД)
Умения сравнивать и делать выводы (Регулятивные УУД)
|
|
Закрепление изученного материала
|
- Работаем с рабочей тетрадью (Приложение 2). Открываем страницу 42 и выполняйте задания самостоятельно. А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте задание у соседа.
|
Дети самостоятельно выполняют задания на странице 42 и проверяют работы соседа. |
Выбор наиболее эффективных способов выполнения задания. (Познавательные УУД) Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. (Регулятивные УУД) Планирование учебного сотрудничества. (Коммуникативные УУД) |
|
Подведение итогов урока, рефлексия
|
- Попробуем определить свое настроение, оценить свою деятельность на уроке. - Как вы думаете, мы достигли той цели, которую ставили в начале урока? - Какие открытия мы сделали на уроке? - На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? - Как еще называют глаголы неопределенной формы? - Почему эти глаголы так названы? - Какую особенность имеет начальная форма глагола?
- Расскажите по схеме, чему научились на уроке? Сегодня на уроке Я узнал(а)… Я повторил(а)… Было трудно… Меня удивило… Было интересно… Теперь я умею…
- Выберите смайлик своего настроения и прикрепите его к доске. |
Слушают учителя.
- Да.
Дети отвечают.
- Что делать? Что сделать?
- Начальная форма.
- Не указывают на время и число. - Суффиксы –ть, - ти.
Прикрепляют смайлики к доске.
|
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД)
|
|
Постановка домашнего задания
|
- Запишите домашнее задание: стр.74 упр.153. |
Записывают домашнее задание в дневник. |
Творческий характер домашней работы. (Личностные УУД) |
· Литература:
Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. 3-е издание, Москва, «Просвещение», 2014г.
Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. Часть 2. Москва, «Просвещение», 2016г.
Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие/ Под ред. Н.Н. Деменевой.- М.: АРКТИ, 2012 г.
Интернет-ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/565559
http://www.razumniki.ru/uchimcay_opredelyat_vremya.html
http://www.razumniki.ru/stihi_vremya_chasy.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.