МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СЕМЕЙНЫЙ ЦЕНТР «КЛИНСКИЙ»
КОНСУЛЬТАТИВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Разработка занятия для детей старшего школьного и подросткового возраста
«Я смогу!
Способы преодоления жизненных трудностей»
(занятие 2)
Материал разработала
психолог высшей категории Е.А.Новоторцева
г.о. Клин, 2024 год
Я смогу!
Способы преодоления жизненных трудностей (продолжение)
Упражнение – разминка «Паровозик». Участники занятий в произвольном порядке расставляю по комнате несколько стульев на большом расстоянии друг от друга. Потом все выстраиваются друг за другом паровозиком и держатся за плечи или пояс. «Паровозику» нужно пройти вокруг всех стульев и не сбить их. Затем все закрывают глаза (если есть возможность, то завязывают повязками). «Паровозику» нужно пройти вокруг всех стульев и не сбить их. Далее делятся впечатлениями: каково было идти с открытыми и закрытыми глазами.
Упражнение «Как я решаю свои проблемы» (с использованием тематических плакатов). Участникам занятий предлагается два набора карточек (с вербальным описанием вариантов решения различных проблем и карточки с рисунками) и бланки плакатов. Работа с плакатами продолжается до тех пор, пока участник занятия не разберется со своими проблемами и не выяснит для себя, какие задачи он перед собой поставил на данном этапе жизненного пути.
Плакат «Лестница» представляет собой цветное поле с размещенной на нем лестницей. Психолог предлагает выбрать карточки, отображающие основные проблемы участника занятия (подписи либо рисунки). Если выясняется, что клиент имеет несколько серьезных для него проблем и не может выбрать, с чего начать, психолог предлагает ему ранжировать их по степени актуальности. Далее, используя лестницу, психолог обсуждает с участниками занятия способы разрешения проблем, располагая подходящие карточки на лестнице. Далее психолог приглашает клиента к свободному размышлению над тем, что может быть использовано в реальной жизни на данном этапе, а что не очень актуально на сегодняшний день.
Плакат «Весы» предназначен для решения проблем, требующих выбора одного варианта из нескольких. Психолог предлагает клиенту положить карточки с вариантами решения проблем перед весами (возле весов должна лежать только одна карточка) и приглашает клиента «взвесить» каждый вариант решения путем составления списка «за» и против».
Упражнение-релаксация «Поплавок». «Вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане… У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел… Вы движетесь туда, куда вас несет ветер и океанские волны… Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность… Попытайтесь ощутить эти толчки и выныривания… Ощутите движения волны… тепло солнца… капли дождя… подушку моря под вами, поддерживающую вас… Посмотрите, какие еще ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане…» (Предлагается нарисовать поплавок, который поддерживает именно вас).
Упражнение с использованием метафорических карт «Подсказка от мира» (колода «Момент решения»). Участникам занятия предлагается вслепую выбрать одну карту и рассказать:
- какой момент вашей жизни отражает эта карта?
- что на ней для вас самое главное?
- что на ней вы хотели бы изменить?
- нужны ли для того, чтобы изменение стало возможным, какие-то дополнительные условия?
Завершение занятия, рефлексия. Кричалка «Мы –молодцы». Ритуал прощания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.