Разработка "Знатоки природы"
Оценка 4.9

Разработка "Знатоки природы"

Оценка 4.9
doc
11.01.2021
Разработка "Знатоки природы"
знатоки природы.doc

Грабская Наталья Леонидовна

Знатоки природы

( урок-конференция )

Цели:        расширить знания учащихся по теме: «Природа вокруг нас», активизировать мыслительную деятельность, учить самостоятельно добывать информацию; развивать логическое мышление: учить анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать свое мнение; формировать коммуникативную компетентность младших школьников в рамках внедрения новых стандартов                                                                                       образования, воспитывать бережное отношение к природе, развивать желание сохранить и приумножить природные богатства.

 

Оборудование: карточки с заданиями, таблички с названием отделов, иллюстрации с изображением животных и растений, научно-популярная литература.

 

Ход урока

I.    Оргмомент

 

II.      Сообщение темы и целей

Сегодня наш урок пройдет в виде конференции. К этому уроку вы все прочитали много дополнительной литературы и сегодня своими знаниями поделитесь со всеми. Вы все представляете «Комитет по охране природы». Каждая группа учеников - отдел по охране. Прочитайте табличку на своем столе. (Отделы следующие: по охране зверей; по охране птиц; по охране насекомых; по охране растений; экологическая служба).

Сегодня нам необходимо подвести итог знаний, которые вы получили, изучая раздел «Живая природа». Вы попробуете самостоятельно составить «Свод законов о природопользовании». Каждому из вас необходимо определиться в своем отношении к природе.

 

III.   Работа по теме урока

( для данного урока заранее столы расставляются так, чтобы веек учащихся удобно было разделить на 5 групп; команды сформированы; выбран лидер, если это необходимо).

Фронтальный опрос -  Какая бывает природа?

Что относим к неживой природе?

Что относим к живой природе?

-   Что вы узнали о представителях живой природы  на уроках ознакомления с окружающим миром? (Работа по учебнику).

а)  органы растений

б) группы растений: деревья, кустарники, травянистые растения

в) отличительные признаки насекомых, птиц, зверей

г) другие группы животных;

2. Работа в группах                  

(каждая группа заранее получила карточки с заданиями, дети самостоятельно искали ответы на вопросы, самостоятельно подбирали информацию по теме).

 

Выступление I группы (отдел по охране зверей)

Карточка № 1

1) Подобрать загадки

2) Расскажите об одном из животных по плану:

а)  внешний вид

б) место обитания

в)  убежище

г)  чем питается?

д)  почему человек истребляет?

3)  Составить правила (законы) защиты зверей. Нарисовать знак или знаки, запрещающие вредить зверям.

 

Выступление II группы (отдел по охране птиц)

Карточка №2

1)  Подобрать загадки

2)  Расскажите об одной из птиц по плану:

а)  внешний вид

  б) место обитания

в)  есть ли у этой птицы особенности, какие?

г)  чем питается?

д)  почему человек истребляет?

3) Составить правила  (законы) защиты птиц и их потомства. Нарисовать знак или знаки, запрещающие вредить птицам

 

Выступление /// группы (отдел по охране насекомых)

Карточка № 3

1)  Подобрать загадки

2)  Расскажите об одном из насекомых по плану:

а)  внешний вид

б) место обитания

в) чем интересно насекомое?

г)  чем питается?

д)  почему человек истребляет?

3)  Составить правила (законы) защиты насекомых. Нарисовать знак или знаки, запрещающие вредить насекомым.

 

Выступление IV группы (отдел по охране растений)

Карточка № 4

1)  Подобрать загадки

2)  Расскажите об одном из растений по плану;

а)  внешний вид

б)  где растет

в)  чем интересно?

г)  как человек использует?

3)  Составить правила (законы) защиты растений. Нарисовать знак или знаки, запрещающие вредить растениям.

 

3. Рубрика «Это интересно!» (учитель заранее предложил детям ряд вопросов, на которые им предстоит сейчас ответить; источники, где можно было найти информацию, указаны).

1)  Какой зверь самый быстрый?

2)  А какой самый высокий?

3)  Какие птицы больше всего?

4)  Какое животное самое сильное?

5)  Назовите самое высокое дерево?

6)  Есть ли в природе цветы-часы?

- Какая из групп справилась с заданием?

 

Выступление V группы (экологическая служба)

Земля - большой общий дом для растений, животных и человека. Как устроен этот дом и что в нем происходит изучает наука ЭКОЛОГИЯ. Это название происходит от греческого слова «эко» - дом, «логос» - учение. Эта наука об отношениях всех живых организмов между собой и с окружающей средой. Ведь нужно бережно использовать природные богатства и защищать все живое.

Ученые - экологи первыми заметили, что планета Земля в опасности. Безвозвратно исчезли многие виды растений и животных, гибнут моря, реки, вырублена большая часть лесов, загрязняются воздух и вода.

 

V. Учитель:    А ведь мы - люди, тоже часть живой природы. И пришло время одуматься и вспомнить, что экология начинается с каждого из нас.

 

« Человек многое может!

Он не только губитель природы.    

Он может и должен быть

 ее садовником, ее лекарем,

верным сыном, умножающим,

а не расхищающим богатства

своего дома»

                                                     Белла Дижур

 

 Учитель предлагает детям послушать экологический рассказ. В него намеренно включены ошибки. Задача детей: найти ошибки во время чтения учителем рассказа. Мало отметить, нужно еще, чтобы ученики объяснили, почему так делать нельзя.(обсуждение в группах; высказывание своего мнения).

 

Воскресенье в лесу.

( экологический рассказ)

  На неделе только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор!

Веселой музыкой мы оповестили лес - мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорожка привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы - белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

  Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали в руках теплые яйца и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой, в школе пригодится.

  Оживленные мы шли на станцию. И вдруг поперек дороги проползла змея. «Это гадюка!» - закричал Саша и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка! «Это не гадюка, - тихо сказала Маша, - это уж.» «Все равно - гадина!» - ответил Саша.

  С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!

Ошибки, совершенные школьниками:

1)  В лесу громкая музыка распугивает птиц и зверей.

2)  Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных.

3) Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду в лесу разводить костер вообще запрещается.

4)  Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения.

5)  Трогать яйца птиц не следует - птица может не сесть на яйца.

6)  Брать зверят и птенцов из леса в город не надо: если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова отвезти в лес.

7)  Никоим образом не надо бить змей, даже гадюк.

8)  Луговые и лесные цветы рвать не следует - жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.

9)  Нельзя ехать (идти) в лес без взрослых.

VI.   - Итак, мы постоянно говорили о том, что человек влияет на природу (положительно или отрицательно).  Так как, по-вашему, человек- друг или враг природы? (обсуждение в группах, высказывание мнений).

 

Вывод:   Человек должен быть другом природе. Ведь она нуждается в нашей защите. А, чтобы не допустить ошибок и не навредить природе, надо много о ней знать.

А, если мы уже говорили о защите природы, то надо отметить, что люди создают заповедники, в которых животные живут в условиях, приближенных к природным.

«Охраняются «Красной книгой»

Столько редких животных и птиц.

Чтобы выжил простор многоликий,

Ради света грядущих зарниц!»

 

VII.   Решите кроссворд

'Они занесены в 'Красную книгу"

По горизонтали:

1.  Этого животного называют лесным красавцем.(Олень)

2.  Крупная редкая птица, живет в степи.(Дрофа)

3.  Большая белая птица, вылавливает рыбу в кожаный мешок - подклюв.(Пеликан)

4.  Зверь, который строит плотину.(Бобёр)

 

По вертикали:

5.  Полосатая лошадь.(Зебра)

6.  Хищная  птица  с большими  глазами  и  загнутым   клювом, охотится ночью.(Филин)

7.  Самая длинноногая  птица на свете,   имеет бело-розовое оперенье.(Фламинго)

 

VIII.   Итог:  Вы еще дети.  Но, как и каждый житель нашей

планеты, вы имеете право на жизнь. Вы имеете право пить чистую воду, дышать чистым воздухом, купаться в море или реке, не боясь заболеть. Об этом говорит «Конвенция о правах ребенка».

 

И помните, что прикоснуться к красоте природы можно только сердцем!!!

 

Домашнее задание (дифференцированное):

1) - подберите материал о животных, растениях, которые занесены в «Красную книгу».

2)  - узнайте, какие заповедники есть в нашей местности.

3) - творческое задание:  сочинение - миниатюра  «Я -защитник природы»

 


Грабская Наталья Леонидовна Знатоки природы ( урок-конференция )

Грабская Наталья Леонидовна Знатоки природы ( урок-конференция )

Выступление I группы (отдел по охране зверей)

Выступление I группы (отдел по охране зверей)

Составить правила (законы) защиты растений

Составить правила (законы) защиты растений

Воскресенье в лесу. ( экологический рассказ)

Воскресенье в лесу. ( экологический рассказ)

Вывод: Человек должен быть другом природе

Вывод: Человек должен быть другом природе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2021