Разработка классного часа по теме "Моя родина - мой Казахстан"
Оценка 4.8
Мероприятия
docx
классное руководство
3 кл
26.08.2019
Использование стихотворений для заучивания учащимся на русском и казахском языках. Это стихи о государственных символах: флаге, гербе ,гимне, о родной природе. А также тексты о Конституции РК. В разработке даны подробное описание таких народных традиций казахского народа как "Бесікке салу", "Ат қою", "Шілде той". Использован метод "Вопрос-ответ" для выявления знаний о народных праздниках и названий гор и рек родного края.
Моя земля - мой Казахстан!.docx
Моя земля
мой Казахстан.
Учитель начальных классов: Баукенова К.Н.
Моя земля мой Казахстан
Цели: расширение знаний учащихся о государственных праздниках и
воспитание патриотизма. Задачи: углубить знания о государственных символах Казахстана, познакомить с традициями и
обычаями казахского народа, прививать любовь и уважение к народам Казахстана,
способствовать укреплению дружбы между народами.
Оборудование: символы РК, стенд «Моя Родина Казахстан», реквизит для знакомства с
традициями казахского народа, призы для участников и победителей в конкурсах, карта
«Путешествие по Казахстану», запись на диске «Мелодии степи»
Ход праздника
I.Вступительная часть:
1. Слово учителя с поздравлением, в канун Дня Республики.
2. Звучит гимн в исполнении учащихся 2 класса.
II. Основная часть
1. Стихи и рассказы о государственных символах на двух языках.
1 ученик:
Елдің елдігі,
Ердің ерлігі әнұран
Сезім билігі.
Төзім иығы әнұран
Әннің асылы,
Ұранның басымы әнұран.
2 ученик:
Казахстана древний флаг
Горной сини голубей.
Нашей общей воли знак,
Стяг отцов и сыновей
Казахстана гордый флаг.
3 ученик:
Наш флаг прямоугольное полотнище голубого цвета, который обозначает единение и
безоблачное небо, мир и благополучие. В его центре золотое Солнце с лучами, означающее
покой и богатство; под ним парящий степной орел, означающий щедрость и зоркость, высоту
помыслов. Вдоль древка вертикальная полоса с национальным орнаментом. Изображение
Солнца, лучей, орла, орнамента все золотистого цвета.
4 ученик:
Рассказ о гербе нашего государства.
Герб нашей страны! Наверное, нет в нашей стране человека, который не знал бы его; при
взгляде на который оставался бы равнодушным. Государственный герб РК представляет собой
изображение шанырака( верхней сводчатой части юрты) на голубом фоне, от которого во все
стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки( опоры) обозначающие народы, живущие в
мире и согласии на нашей общей Родине. Важная часть Государственного Герба два
мифических коня. Вся жизнь кочевников была связана с конём. Это верный друг и помощник
человека. Недаром в древности был обычай хоронить вместе с воином его коня. Странными
кажутся крылатые кони с рогами. Но такие изображения встречаются в наскальных рисунках,
найденных при раскопках древних памятников. В верхней части герба пятиконечная звезда
это символ счастья, света ведущего по жизни. Звезды, Луна, Солнце считались священными.
Поэтому на нашем гербе золотая Звезда является символом высоких помыслов и зовущей за
собой мечты. В нижней части надпись «Қазақстан». Колосья выражают богатство Родины.
2.Стихи и рассказы о Родине. 5 ученик:
Рассказ о Родине. (карта «Путешествие по Казахстану»)
Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что на территории нашей страны
встречаются и леса, и степи, горы и пустыни. На севере и северозападе Казахстан граничит с
Россией; на югес Киргизией, с Узбекистаном, с Туркменией; на юговостокес Китаем.Наше
Отечество наша РодинаматьРеспублика Казахстан. Отечеством мы зовем потому, что в нем
испокон веков жили наши отцы и деды. Большая часть республикистепи. Ведь не зря нашу
землю называют степным краем. Богата и разнообразна наша страна, где с горных вершин
срываются бурные водопады, плоские такыры (засушливая глинистая земля) перемежаются с
гладью озер; полноводные реки несут свои богатства в моря и океаны. Мы любуемся ее
необозримыми богатствами, зелеными лугами, тучными полями, большими городами и
маленькими аулами. Так велика и красива наша Родина!
6
ученик:
Мой Казахстан велик и могуч!
В нём много рек
И гор высоких круч.
Народы в дружбе все живут.
Детей растят, разводят скот.
Пускают много в небосвод
Они космических ракет
До неизведанных планет.
Живи, расти, моя страна.
Ты самая прекрасная!
Задание зрителям. Рассказать стихотворение Толегена Айбергенова.
«Моя Республика»
7
ученик:
Отан
Отан деген атамекен
Отан ана,
Отан үлкен
Казахстан туған ел.
8
ученик
Приветствую тебя, мой Казахстан!
Страна степей, лесов и гор высоких!
Ты, родина моя, ты мой Отан.
Люблю простор лугов, простор степей,
Где дышится приятно и свободно.
Люблю леса, озёра, горы и людей,
Живущих мирно на земле твоей.
Пою тебя, мой Казахстан великий!
Теперь ты равный среди равных навсегда!
Живи , трудись и процветай, наш многоликий.
И вечной дружбе скажем «Да!»
9
10 ученик:
11
12
13
14
15
16
Что такое дружба?
Это совесть чистая.
И душа открытая.
Так считают исстари.
Что такое дружба?
Дружба это равенство. А дружить без равенства,
Никому не нравится.
Что такое дружба?
Если станет туго,
Ты во всём, как на себя
Положись на друга.
Что такое дружба?
Крепкая опора,
Вместе верные друзья
Могут сдвинуть горы.
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28 3.«Айтыс» начинается
1. Дружный дом счастья полон,
2. Дружбу потерял, счастье расплескал
3. 1.Друзей много
4. 2.Шире дорога.
5. 1. Дружба
6. 2. богатство бесценное.
7. 1. Дерево крепко корнями,
8. 2.человек друзьями.
9. 1. Где нет взаимности
10. 2. там нет единства.
11. 1. где корысть
12. 2. Там дружбы нет.
13. 1. Конь познаётся под седлом.
14. 2.человек в дружбе.
15. 1. Один верный друг
16. 2. Лучше тысячи ненадёжных.
17. 1.Сила птицы в крыльях
18. 2. Сила человека в дружбе.
19. 1. О джигите судят
20. 2. по его друзьям.
21.
22. 10 ученик
23. Стихотворение звучит под мелодию звуков домбры.
24.
25. Играй свой кюй, домбра, играй,
26. Напев чудесный разливай,
27. Журчи, как горные ручьи,
28. На сердце радость наливай.
29. Чтоб весь туман в горах исчез,
30. Чтоб тучи все сошли с небес.
31. Чтоб всё заслушалось тебя,
32. Твои напевы полюбя,
33. Ещё сильней домбра играй!.
34. Пусть цветут сады и шумят поля.
35. Пусть звенит домбра в молодых руках.
36. Вольный Казахстан! Гордая земля!
37. Славим мы тебя в песнях и стихах!
38. Песня «Наш край»
39.
40. Вопросы к зрителям: (за правильный ответ приз)
41. 1.Какой праздник отмечает страна 16 декабря?
42. 2.Назови части, из которых состоит юрта? (шанырак, уыки, кереге, есік)
43. 3.Как называется традиционное блюдо, которое готовится на праздник
«Наурыз»? (Наурыз көже)
44. 4.Назвать известные казахские музыкальные инструменты.(кобыз, домбра,
45. 5.Назвать головной убор невесты. (саукеле)
46. 6.Как называется главная книга нашей страны? (Конституция Республики
жетыген и др.)
Казахстан)
47. 7.Мухтар Шаханов сказал; «У человека есть четыре матери».
48. Кто назовёт их? (родная мать, земля, Родина, язык)
49.
50.
Конкурс для зрителей. «Третий лишний»
51. 1) Алпамыс, Мыстан кемпір, Ер Таргын,
52. 2) Целиноград, Атырау, Акмолинск.
53. 3) Ишим, Алатау, Иртыш.
54. 4) Мухтар Ауэзов, Ыбрай Алтынсарин, Азильхан Кастеев.
55. 11 ученик:
56. В центре есть шанырақ –
57. Дом, семья и очаг
58. Яркий образ уклада степного!
59. Здесь слагает кюи,
60. В юрте счастье семьи,
61. А семья – государства основа.
62. Ведущий: народная мудрость гласит: «Чтобы построить новую жизнь, нужно
узнать и полюбить историю и обычаи своего народа». Через традиции и обычаи
можно проследить весь жизненный путь человека от рождения до самого конца
богатой событиями жизни.
63. 4. Знакомство с традициями и обрядами казахского народа.
64. А теперь предоставляем слово учащимся 1 класса. 65. 1)В казахской семье, когда рождается ребёнок на свет, проводят много
различных обрядов. Некоторые сохранились и до наших дней. Мы сегодня
расскажем о таком обряде, как
66. «Ат қою» ( «Дать имя»).
67. Когда появляется в семье малыш, дедушка или бабушка ребёнка, а если их нет,
то уважаемый в селе человек, аксакал, даёт имя. Этот человек говорит в ухо :
«Твоё имя, называет имя, повторяет три раза. Родители хотят, чтобы имя было
знаменитое, выразительное. Если в семье ждут появления на свет мальчика, то
готовят имя «Улболсын», что означает дословно «Пусть будет мальчик».
Многие имена в казахском языке переводятся. Например «Қуаныш» радость,
«Қудайберген» данный богом, Күнтуды день настал и т.д.(зрители могут
назвать казахские имена и вместе переводят)
68.
69. Выступление учащихся 4 класса.
70. 2) «Бесікке салу» или «Бесік тойы» (Праздник укладывания в
колыбельку»)
71. Казахская колыбель очень проста. Изготавлялась она из ивы, в середине
оставляли дырочку, чтобы ребенку было сухо и уютно. Колыбельку делают дяди
или, если их нет, кто то из уважаемых людей, у которых выросли дети,
приносят в дом, где родился ребёнок. Смысл в том, чтобы в этой семье были
ещё другие дети. Уложить ребёнка в колыбель даётся право обычно тому, кто
изготовил колыбельку. Но сначала одна из женщин, чтобы выгнать из колыбели
чертей, чёрных сил, проводит ряд обрядов. Вокруг колыбели зажжённой палкой
обводит несколько раз. После этого стелят матрас или перинку, кладут
подушку. Затем пеленатого ребёнка укладывают в колыбельку и привязывают
разными верёвками отдельно руки, ноги, пояс. Накрывают одеялом, произнося
добрые пожелания. Чтобы ребёнок любил людей, накрывают тулупом. Чтобы
стал хорошим наездником, вешают на колыбельку кнут. Лапку беркута, чтобы
был зорким. Чтобы болезни обошли его и сберечь от сглаза, надевают оберёг
(тумар). Кто приходит на той обычно приносит разные сладости, устраивают
«Шашу», произнося «Бата».
72. Продолжают знакомство с обычаями казахского народа учащиеся 3
класса.
73. 3)Особенно интересным является праздник: «Тусау кесу». Считается важным
как пойдёт по жизни ребёнок, что от этого зависит вся его жизнь. Чтобы он
ходил легко, не спотыкался, шел уверенной походкой, был здоровым и сильным,
проводили следующий обряд. Ножки ребёнка перевязывали черно белой туго
свитой верёвочкой, перекрученной восьмёркой. Восьмёрка обозначает
бесконечность вселенной, чёрно белые цвета означают что на смену ночи всегда
приходит день. После этого произносят слова – напутствия. Чтобы не
переходил старшим дорогу. Перерезает путы самый уважаемый человек.
Считается, что его лучшие качества перейдут к ребёнку.Он острыми ножницами
разрезает верёвку и произносит:
74. Тай тай, малышок, тай тай,
75. Смелей, малышок,ступай!
76. На пядь шагни, на вершок,
77. Обрадуй нас, малышок!
78. Ведет за руки приговаривая:
79. Топ, топ , малыш мой ступай,
80. Смелей по жизни шагай. 81. Резвись, скачи в дальний путь,
82. Всех обойди, первым будь!
83. По обычаю человеку, выполнявшему эту миссию, родители ребёнка дарят
ценный подарок. Любой праздник заканчивался тоем, произносятся слова
благословения: «бата беру». У казахов считается, что если почитаемый человек
скажет доброе напутствие, слова его обязательно сбудутся.
84. Ведущий: Сегодня вы познакомились с некоторыми традициями казахского
народа, проверили знания о государственных символах. Учащиеся 2 класса
предоставили вашему вниманию свои знания казахского языка, умения в
выразительном чтении. Вы уже знаете, что нужно дружить, помогать друг другу,
уважать традиции других народов, беречь родную землю. Ведь патриотизм это
не только гордость за свою страну и свой народ, это и умение любить свой
дворик, украшать улицы родного села. Если наше село будет богатым и
красивым, то каждый из нас будет счастливым.
Ведущий: Любят Родину не за то, что она великая, а за то,что своя. (Сенека)
Исполняется песня учениками 2 класса.( Под музыку записи мелодии на
85. Песня «Самая счастливая»
86.
87.
диске.)
88. Родная песенка
Музыка: Ю.Чичков Слова: П.Синявский
89. 1.Льется
солнышко веселое
Золотыми
ручейками
Над садами и над
селами,
Над полями и
лугами.
Припев:
Здесь идут
грибные дождики,
Светят радуги
цветные.
Здесь простые
подорожники
С детства —
самые родные.
2.Тополиные
порошицы
Закружились на
опушке,
И рассыпались по
рощице
Земляничные
веснушки.
3.И опять
захороводили Стайки ласточек
над домом,
Чтобы снова спеть
о Родине
Колокольчикам
96.
знакомым.
90.
91.
любить свой родной край и людей, живущих на ней.
92.
Заключительное слово учителя. Поздравление с праздником и пожелание
93.
94.
95.
Разработка классного часа по теме "Моя родина - мой Казахстан"
Разработка классного часа по теме "Моя родина - мой Казахстан"
Разработка классного часа по теме "Моя родина - мой Казахстан"
Разработка классного часа по теме "Моя родина - мой Казахстан"
Разработка классного часа по теме "Моя родина - мой Казахстан"
Разработка классного часа по теме "Моя родина - мой Казахстан"
Разработка классного часа по теме "Моя родина - мой Казахстан"
Разработка классного часа по теме "Моя родина - мой Казахстан"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.