Разработка мастер-класса по теме"Воспитание толерантности - залог успешной социализации в обществе"
Оценка 4.7
Мероприятия
docx
классное руководство
7 кл
04.02.2018
Цель мероприятия привлечение внимания классных руководителей к проблемам толерантного воспитания и необходимости создания толерантной среды в образовательном учреждении. Ожидаемый результат:
1.Осознание и принятие участниками и гостями мастер класса значимости поставленной проблемы.
2.Уметь применять различные методики при решении возникающих проблем.
3.Компетентностный подход в воспитании учащихся для успешной социализации в обществе.разработка мастер класса по теме"Воспитание толерантности - залог успешной социализации в обществе". целью которого является привлечение внимания классных руководителей к проблемам толерантного воспитания и необходимости создания толерантной среды в образовательном учреждении.
мастер класс Бычкова.docx
Мастер класс
Тема: «Воспитание толерантности залог успешной социализации в
обществе»
Цель: привлечение внимания классных руководителей к проблемам
толерантного воспитания и необходимости создания толерантной среды в
образовательном учреждении.
Задачи:
1 Создать условия для привлечения внимания к воспитанию
толерантного отношения в школьном сообществе.
2 Дать представление о проблемах толерантного воспитания в социуме.
3 Привлечь внимание и заинтересовать в самостоятельном поиске
решений поставленной проблемы.
Участники: классные руководители.
Ожидаемый результат:
1.Осознание и принятие участниками и гостями мастер класса значимости
поставленной проблемы.
2.Уметь применять различные методики при решении возникающих проблем.
3.Компетентностный подход в воспитании учащихся для успешной
социализации в обществе.
Оборудование:мультимедиа, ватман, приложения.
Ход мероприятия:
Здравствуйте коллеги! Я приглашаю вас на мастер – класс по теме
«Воспитание толерантности залог успешной социализации в обществе»
(1 слайд).
1. Актуальность.(2мин)
В настоящее время общество от нас, как классных руководителей, ждет
воспитание гармоничной личности, способной социализироваться в обществе,
умеющей успешно ориентироваться на рынке труда, быть толерантной (2
слайд).
Для продолжения мероприятия мне бы хотелось, чтобы вы сделали
следующее. У вас на столах лежат салфетки, сложите салфетку пополам,
оторвите правый верхний угол, снова сложите салфетку и повторите
процедуру еще раз. Спасибо, разверните получившуюся салфетку.
Посмотрите, что у вас получилось.
Первоначально у всех салфетки были совершенно одинаковые, и
каждый выполнял одни и те же действия, но, тем не менее, узор у всех
получился разный. Почему так получилось? (После обсуждения.) Потому что
вы все разные, не похожи друг на друга, каждый из вас уникален.
2. Обозначение проблемы(1 мин). Когда я взяла своих детей в 5 классе, одной из главной проблемой,
была их нетерпимость друг к другу, ссоры, обзывания. Часто жаловались,
плакали и иногда даже дрались.Как научить ребят, с одной стороны, слышать
и принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны —
критически относиться к своим собственным взглядам?
И тогда я начала искать эффективные формы и методы воспитания
детей в духе толерантности.
Сегодня мы с вами поговорим об условиях создания среды
толерантности и принципах, на которые следует опираться, если мы хотим
выстроить толерантную среду. Попробуем сформулировать алгоритм
действий взрослого, включая в него конструктивные способы и приемы при
создании толерантной среды.
3. Раскрытие темы(6 мин).
Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на
формировании компетенций у учащихся, обеспечивающих им возможность
успешной социализации.
Одна из важных компетенций это толерантность.
Значит, тогда существует толерантная и интолерантная личность.
Попробуем дать характеристику толерантной и интолерантной личности:
Предлагаю поработать в парах или индивидуально заполнить таблицу
критериев. (прил 1), а теперь сравните свои результаты с таблицей
Предлагаемые ответы на слайде (310слайд я озвучиваю)
№ Критерии
1
Знание самого
себя
Толерантная
больше знают о своих
достоинствах
и
недостатках.
Относятся критично к
себе, они не стремятся
во всех своих бедах
обвинять окружающих.
обычно чувствует себя
безопасности.
в
Поэтому
не
стремится защищаться
от других людей и
групп.
он
Интолерантная
замечает у себя больше
достоинств,
чем
недостатков, поэтому во
всех проблемах чаще
склонен
обвинять
окружающих.
трудно жить в согласии как
с самим собой, так и с
другими людьми.
Он
опасается
своего
социального окружения и
даже
своих
инстинктов. Над ним как бы
нависает
ощущение
постоянной угрозы.
считает, что происходящие
события от него не зависят.
себя,
2
Защищенность
3
Ответственность убеждены, что судьба
от
зависит
не них
расположения звезд, а
от
самих.
Толерантные люди не
перекладывают
ответственность
на
других, они несут ее
сами.
Потребность в
определенности
признает мир в его
многообразии и готов
выслушать
любую
точку зрения.
4
5
Ориентация на
себя
—
ориентация на
других
больше ориентирована
на себя в работе, в
фантазиях, творческом
процессе,
теоретических
В
размышлениях.
проблемных ситуациях
толерантные
люди
склонны винить себя, а
не окружающих. Такие
люди стремятся к
личностной
независимости больше,
чем к принадлежности
внешним институтам и
авторитетам, так как
им не нужно за кемто
не
эти качества
представляют такой
большой ценности и
отходят на второй
план.
6
Приверженность
к порядку
7
Чувство юмора Чувство юмора и
способность
посмеяться над собой
Эта особенность связана со
стремлением во всем
обвинять других, и лежит в
основе
формирования
предрассудков в отношении
других групп — не я
ненавижу и причиняю вред
другим, это они ненавидят и
причиняют мне вред.
личности делят мир на две
части — черное и белое.
Для них не существует
полутонов, есть только два
сорта людей плохие и
хорошие,
только один
правильный путь в жизни.
наоборот
чересчур большое значение
придает чистоплотности,
хорошим
манерам,
вежливости.
Для него
важно, чтобы во всем был
порядок.
Наоборот обижается на
шутки,
реагирует
неадекватно — важная черта. У
того,
кто может
посмеяться над собой,
меньше потребность
чувствовать
превосходство
другим.
предпочитает жить в
свободном,
демократическом
обществе.
над
Авторитаризм.
жизнь
устраивает
упорядоченном,
авторитарном обществе с
сильной властью.
в
4.Причины возникновения интолерантности (3 мин).
Какие причины вызывают возникновение интолерантности (беседа)
слайд11
недостаток семейного воспитания, духовнонравственного воспитания в
школе;
дисгармоничное воспитание в виде эмоционального отрицания личности
ребенка;
неудовлетворенность базовых социальных потребностей ;
это и наследственность, и "невезение" на хороших людей, и отсутствие
положительного примера в раннем детстве;
несформированность таких качеств как: терпение, доверие,
сопереживание, ценности человеческой жизни;
в господствующих в обществе культе насилия, стереотипах, иногда
насмешках, преследованиях и запугиваниях;
непонимание и недоверие; и др.
5. Условия создания среды толерантности(3 мин).
Какие условия необходимо создать в ОУ, чтобы процесс формирования
толерантной личности проходил результативно? (беседа)
В ОУ необходимо создать среду, в которой каждый участник
воспитательного процесса ощущал бы свою "необходимость" и имел
возможность для раскрытия своего личностного потенциала, чтобы
присутствовала толерантная культура педагогов.Чтобы система
мероприятий, была направлена на формирование важнейших духовно
нравственных и социальных ценностей (патриотизм, доброта, единство,
дружба, милосердие, согласие, уважение старших, ценность жизни и т.д.).
5. Принципы толерантности(2 мин).
Назовите на ваш взгляд принципы, на которые следует опираться, если мы
хотим выстроить толерантную среду. Участники мероприятия придумывают
принципы и озвучивают. Можно представить множество принципов(слайд 1213)
Принцип учета индивидуальных и половозрастных особенностей
Принцип уважительного отношения к личности.
Принцип опоры на положительное в ребенке.
Принцип единства знания и поведения.
Принципы связи воспитания толерантного поведения с жизнью.
Принцип культуросообразности.
Принцип целенаправленности.
Принцип сотрудничества
Принцип правоведения
Принцип экологии взаимоотношений
Принцип коллективности
Принцип самоценности ребенка
Принцип сотрудничества
Принцип единства
Принцип доброго отношения
Принцип гуманности
Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка
6. Алгоритм действий взрослого по решению проблем ребенка(5 мин)
На предыдущих этапах мы выявили причины проявления нетерпимости,
раздражительности ребенка по отношению к сверстнику или взрослому,
выявили проявления интолерантности, и обозначили, что включает в себя
толерантная среда. А на данном этапе мы попробуем составить алгоритм
действий по решению проблем ребенка.
Группа работает 5 мин и озвучивает результат (показываю слайд14)
1 шаг: Оказать ребенку эмоциональную поддержку
2 шаг: Разобраться в причинах происходящего
3 шаг: Устраняем причины трудностей
4 шаг: Отслеживаем эффективность (удалось или не удалось решить
проблему ребенка)
Какие приемы и способы можно применять, вы можете ознакомиться с
дополнительной информацией на столах. А в качестве примера хочу
предложить тренинг.Предлагаю вам поучаствовать. Ситуация: девочки в
классе постоянно конфликтуют изза того, что «сплетничают друг про друга».
За дверь выходят четыре участника. Остается один. Он читает текст
Китайская притча «Ладная семья»
Жилабыла на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек
насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили
всей семьей и всем селом. Семья была особая – мир и лад царили в этой
семье. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить,
правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Удивился владыка. Решил узнать, как
жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как
ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и
стал чтото писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем
передал лист владыке. Тот взял лист бумаги и стал разбирать каракули
старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь, прощение, терпение.
Участники по очереди пересказывают притчу. В итоге получается
искаженная информация. Делается вывод.
В педагогической практике накоплено немало методов, способов, форм
и приемов работы по воспитанию толерантности и я лишь только показала
частичку того, что использую в своей работе. Надеюсь, представленный
материал поможет вам создать толерантную среду в вашем коллективе.
Спасибо за сотрудничество.
Список используемой литературы:
1.
Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: Для педагогов и
старшеклассников, М., 2002
2. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность. Взгляд – поиск
решение, М., 2002
3. Кукушкин В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном
социуме, Ростов–на–Дону, 2002.
4. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория
и практика). Сборник научно–методических статей, М., 2002.
5. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория
и практика). Сборник научно–методических статей, М., 2002.
6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть I, М., 2000.
7. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе, М., 2002. Дать характеристику толерантной и интолерантной личности
Приложение 1
Толерантная
Интолерантная
№ Критерии
1
Знание самого
себя
2
3
4
5
6
Защищенность
Ответственность
Потребность в
определенности
Ориентация на
себя
—
ориентация на
других
Приверженность
к порядку 7
Чувство юмора
8
Авторитаризм.
Приложение 2
Алгоритм действий взрослого, включая в него конструктивныеспособы и
приемы, которые помогут ребенку справиться с негативными чувствами и
наладить отношения со сверстниками.
1 шаг: Оказать ребенку эмоциональную поддержку (приемы и способы)
1.Успокоить. 2.Дать Совет. 3. Приём «Акцент на достоинства»
прием «Давай мы с тобой успокоимся...»,приём «Изменить точку
зрения»., приём «Очевидное – не самое главное», приём «Переключить
внимание», приём «Ответственное поручение»,
приём эмоциональной поддержки ребенка, что его понимают и ему
верят, приём «Акцент на лучшее», приём «Слышу только позитив!»,
техника «Детский сад».
2 шаг: Разобраться в причинах происходящего (приемы и способы)
1. Доверительная беседа. 2.Стать на позицию воспитанника (В жизни
бывают такие моменты…,я раньше тоже думала..).3. Обсудить, почему
другие обзываются (обижаются на него, хотят привлечь его внимание?)
Упражнение «Камушек в ботинке». Упражнение «Аспекты осознания».
Приём «Совместное дело». Упражнение «Доволен ли я собой?».
Приём «Взгляд со стороны. Приём «Взаимопомощь». «Перифраза».
Приём «Незаконченные предложения». Приём «Эмпатическое
слушание»
3 шаг: Устраняем причины трудностей (приемы и способы).
Работа с отвергаемым ребёнком. Работа со всей группой детей.
Работа с отвергаемым ребенком
1. Научить ребенка реагировать на обидные слова правильно:
поговорить с обидчиком ("Почему ты ...."), игнорировать обидчика,
реагировать необычным способом, с юмором.
2. Повышать самооценку у ребенка.
3. Включить ребенка в коллективнотворческую деятельность с
общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и дети
могут проявить свое личностное отношение к более широкому кругу
людей, сверстников
Упражнение «Открытое выражение чувств». Упражнение «Звезда
доверия». Приём «Использование афоризмов». Приём «Осознанный
выбор». Упражнение «Незаконченное предложение». Приём «Общаться
по правилам». Упражнение «Как быть толерантным в общении».
Проведение приемов из серии «Познакомься сам с собой». Упражнение
«Письмо себе любимому». Упражнение «Неоконченное предложение»
Работа с детьми
Приём «Прогнозирование развития ситуации». Приём «Справедливое
распределение».Приём «Коррекция позиций». Психологические
тренинги, направленные на развитие коммуникативных умений
Приём «Встречные вопросы». Приём «Диалог». Мероприятия, которые
объединяют ( посещения театров, тренинги общения, совместные
развлечения.
Работа с педагогами и родителями
Индивидуальное консультирование родителей с соблюдением
определенной этики.
Тематические собрания на тему "Стили и методы воспитания ребенка в
семье"
Совместные вечера.
Групповое и индивидуальное консультирование .
Клубы творчества, членами которого являются родители и дети.
4 шаг: Отслеживаем эффективность (удалось или не удалось решить
проблему ребенка)(приемы и способы)
Необходимо чаще поручать совместные дела лидерам и аутсайдерам
одновременно, при этом наблюдать (умеренно, чтобы этого наблюдения
не было заметно им) за их работой и взаимодействием.
Отслеживать эффективность разрешения проблемы ребенка можно с
помощью социометрического теста, по результатам которого будет
видно, изменился ли социальный статус отвергнутого ребенка в группе,
уровень социальнорефлексивных навыков воспитанников. анкетирование "УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ В
ГРУППЕ", наблюдение, выполнение совместного
творческого дела (участники: ранее отвергаемый и обидчик, при этом
учесть возможные общие их интересы)
Приложение 3
Китайская притча «Ладная семья»
Жилабыла на свете семья. Она была не простая. Более 100
человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья
целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы
скажете: чему здесь удивляться, мало ли больших семейств
на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад
царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни
раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он
решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в
село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота,
достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились
такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял
лист бумаги и стал чтото писать. Писал долго – видно, не
очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот
взял лист бумаги и стал разбирать каракули старика.
Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на
бумаге: любовь, прощение, терпение.
Разработка мастер-класса по теме"Воспитание толерантности - залог успешной социализации в обществе"
Разработка мастер-класса по теме"Воспитание толерантности - залог успешной социализации в обществе"
Разработка мастер-класса по теме"Воспитание толерантности - залог успешной социализации в обществе"
Разработка мастер-класса по теме"Воспитание толерантности - залог успешной социализации в обществе"
Разработка мастер-класса по теме"Воспитание толерантности - залог успешной социализации в обществе"
Разработка мастер-класса по теме"Воспитание толерантности - залог успешной социализации в обществе"
Разработка мастер-класса по теме"Воспитание толерантности - залог успешной социализации в обществе"
Разработка мастер-класса по теме"Воспитание толерантности - залог успешной социализации в обществе"
Разработка мастер-класса по теме"Воспитание толерантности - залог успешной социализации в обществе"
Разработка мастер-класса по теме"Воспитание толерантности - залог успешной социализации в обществе"
Разработка мастер-класса по теме"Воспитание толерантности - залог успешной социализации в обществе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.