Разработка мастер-класса по теме"Воспитание толерантности - залог успешной социализации в обществе"
Оценка 4.7

Разработка мастер-класса по теме"Воспитание толерантности - залог успешной социализации в обществе"

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
классное руководство
7 кл
04.02.2018
Разработка мастер-класса по теме"Воспитание толерантности -  залог  успешной социализации в обществе"
Цель мероприятия привлечение внимания классных руководителей к проблемам толерантного воспитания и необходимости создания толерантной среды в образовательном учреждении. Ожидаемый результат: 1.Осознание и принятие участниками и гостями мастер класса значимости поставленной проблемы. 2.Уметь применять различные методики при решении возникающих проблем. 3.Компетентностный подход в воспитании учащихся для успешной социализации в обществе.разработка мастер класса по теме"Воспитание толерантности - залог успешной социализации в обществе". целью которого является привлечение внимания классных руководителей к проблемам толерантного воспитания и необходимости создания толерантной среды в образовательном учреждении.
мастер класс Бычкова.docx
Мастер ­ класс Тема: «Воспитание толерантности ­  залог  успешной социализации в  обществе» Цель: привлечение   внимания   классных   руководителей   к   проблемам толерантного воспитания и    необходимости создания толерантной среды в образовательном учреждении. Задачи: 1 Создать   условия   для   привлечения   внимания   к   воспитанию толерантного отношения  в школьном сообществе. 2 Дать представление о проблемах толерантного воспитания в социуме. 3 Привлечь   внимание   и   заинтересовать   в   самостоятельном   поиске решений поставленной проблемы. Участники: классные руководители. Ожидаемый результат: 1.Осознание  и  принятие  участниками  и  гостями  мастер  класса  значимости поставленной проблемы. 2.Уметь  применять различные методики при решении возникающих проблем. 3.Компетентностный подход в воспитании учащихся для успешной  социализации в обществе. Оборудование:мультимедиа, ватман, приложения. Ход мероприятия: Здравствуйте коллеги! Я приглашаю вас на мастер – класс   по теме «Воспитание толерантности ­  залог успешной социализации в обществе» (1 слайд). 1. Актуальность.(2мин) В настоящее время общество от нас, как классных руководителей, ждет воспитание гармоничной личности, способной социализироваться в обществе, умеющей   успешно   ориентироваться   на   рынке   труда,   быть   толерантной   (2 слайд).  Для   продолжения   мероприятия   мне   бы   хотелось,   чтобы   вы   сделали следующее.   У   вас   на   столах   лежат   салфетки,   сложите   салфетку   пополам, оторвите   правый   верхний   угол,   снова   сложите   салфетку   и   повторите процедуру   еще   раз.   Спасибо,   разверните   получившуюся   салфетку. Посмотрите, что у вас получилось. Первоначально   у   всех   салфетки   были   совершенно   одинаковые,   и каждый   выполнял   одни   и   те   же   действия,   но,   тем   не   менее,   узор   у   всех получился разный. Почему так получилось? (После обсуждения.) Потому что вы все разные, не похожи друг на друга, каждый из вас уникален. 2. Обозначение проблемы(1 мин). Когда я взяла своих детей в 5 классе, одной из главной  проблемой,  была их нетерпимость  друг к другу, ссоры, обзывания. Часто жаловались,  плакали и иногда даже дрались.Как научить ребят, с одной стороны, слышать  и принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны —  критически относиться к своим собственным взглядам? И тогда  я  начала искать эффективные формы и методы  воспитания  детей в духе толерантности. Сегодня мы с вами поговорим об условиях создания среды  толерантности и  принципах,  на которые следует опираться, если мы хотим  выстроить толерантную среду. Попробуем сформулировать алгоритм  действий взрослого, включая в него конструктивные способы и приемы при  создании толерантной среды. 3.  Раскрытие темы(6 мин). Компетентностный   подход   в   воспитании   акцентирует   внимание   на формировании   компетенций у учащихся, обеспечивающих им возможность успешной социализации. Одна из важных компетенций ­  это толерантность. Значит,   тогда   существует   толерантная   и   интолерантная   личность. Попробуем дать характеристику толерантной и интолерантной личности: Предлагаю   поработать   в   парах   или   индивидуально   заполнить   таблицу критериев. (прил 1), а теперь сравните свои результаты с таблицей Предлагаемые ответы на слайде (3­10слайд я озвучиваю) № Критерии  1 Знание   самого себя   Толерантная  больше   знают   о   своих достоинствах и недостатках. Относятся   критично   к себе, они не стремятся во   всех   своих   бедах обвинять окружающих. обычно   чувствует   себя безопасности. в Поэтому   не стремится   защищаться от   других   людей   и групп.  он     Интолерантная замечает   у   себя   больше достоинств, чем недостатков,   поэтому   во всех   проблемах   чаще склонен обвинять   окружающих.      трудно жить в согласии как с   самим   собой,   так   и   с другими   людьми.   Он опасается своего социального   окружения   и даже своих инстинктов. Над ним как бы нависает ощущение постоянной угрозы. считает,   что   происходящие события от него не зависят. себя,       2 Защищенность 3 Ответственность убеждены,   что   судьба от зависит не них расположения   звезд,   а от самих. Толерантные   люди   не перекладывают ответственность на других,   они   несут   ее сами.     Потребность   в определенности признает   мир   в   его многообразии   и   готов выслушать любую точку зрения.   4 5 Ориентация   на себя — ориентация   на других       больше   ориентирована на   себя   в   работе,   в фантазиях,   творческом процессе, теоретических В размышлениях. проблемных   ситуациях толерантные люди склонны винить себя, а не   окружающих.  Такие люди   стремятся   к личностной независимости   больше, чем   к   принадлежности внешним   институтам   и авторитетам,   так   как им не нужно за кем­то   не эти   качества представляют   такой большой   ценности   и отходят   на   второй план. 6 Приверженность к порядку 7  Чувство юмора Чувство   юмора   и способность посмеяться   над   собой Эта особенность связана со стремлением   во   всем обвинять других, и лежит в основе   формирования предрассудков в отношении других   групп   —   не   я ненавижу  и  причиняю  вред другим, это они ненавидят и причиняют мне вред. личности делят мир на две части   —   черное   и   белое. Для   них   не   существует полутонов, есть только два сорта   людей   ­   плохие   и хорошие,   только   один правильный путь в жизни.  наоборот чересчур   большое   значение придает   чистоплотности, хорошим манерам,   вежливости.   Для   него важно,   чтобы   во   всем   был порядок. Наоборот   обижается   на шутки, реагирует неадекватно —   важная   черта.   У того,   кто   может посмеяться   над   собой, меньше   потребность чувствовать превосходство другим. предпочитает   жить   в свободном, демократическом обществе. над   Авторитаризм.       жизнь устраивает упорядоченном, авторитарном   обществе   с сильной властью.  в 4.Причины возникновения интолерантности (3 мин). Какие   причины   вызывают   возникновение   интолерантности   (беседа) слайд11  недостаток семейного воспитания, духовно­нравственного воспитания в школе;  дисгармоничное воспитание в виде эмоционального отрицания личности ребенка;  неудовлетворенность базовых социальных потребностей ;  это и наследственность, и "невезение" на хороших людей, и отсутствие  положительного примера в раннем детстве;  несформированность таких качеств как: терпение, доверие,   сопереживание, ценности человеческой жизни; в господствующих в обществе культе насилия, стереотипах, иногда  насмешках, преследованиях и запугиваниях;  непонимание и недоверие; и др. 5. Условия создания среды толерантности(3 мин). Какие условия необходимо создать в   ОУ, чтобы процесс формирования  толерантной личности проходил результативно? (беседа) В ОУ необходимо создать ­  среду, в которой каждый участник  воспитательного  процесса ощущал бы свою "необходимость" и  имел  возможность для раскрытия своего личностного потенциала, чтобы  присутствовала толерантная культура  педагогов.Чтобы система  мероприятий, была направлена на формирование  важнейших духовно­ нравственных и социальных ценностей (патриотизм, доброта, единство,  дружба, милосердие, согласие, уважение старших, ценность жизни и т.д.). 5. Принципы толерантности(2 мин). Назовите на ваш взгляд  принципы,  на которые следует опираться, если мы  хотим выстроить толерантную среду. Участники мероприятия придумывают  принципы и озвучивают. Можно представить множество принципов(слайд 12­13)  Принцип учета индивидуальных и половозрастных особенностей  Принцип уважительного отношения к личности.  Принцип опоры на положительное в ребенке.  Принцип единства знания и поведения.  Принципы связи воспитания толерантного поведения  с жизнью.  Принцип культуросообразности.  Принцип целенаправленности.  Принцип сотрудничества  Принцип правоведения  Принцип экологии взаимоотношений  Принцип коллективности  Принцип самоценности ребенка  Принцип сотрудничества  Принцип единства  Принцип доброго отношения  Принцип гуманности  Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка 6. Алгоритм действий взрослого по решению проблем ребенка(5 мин) На предыдущих этапах мы выявили причины проявления нетерпимости,  раздражительности ребенка по отношению к сверстнику или взрослому,  выявили проявления интолерантности, и обозначили, что включает в себя  толерантная среда. А на данном этапе мы попробуем составить алгоритм  действий по решению проблем  ребенка.  Группа работает 5 мин и озвучивает результат (показываю слайд14) 1 шаг:  Оказать ребенку эмоциональную поддержку  2 шаг:  Разобраться в причинах происходящего  3 шаг:  Устраняем причины трудностей  4 шаг: Отслеживаем эффективность (удалось или не удалось решить  проблему ребенка) Какие приемы и способы можно  применять, вы можете ознакомиться с  дополнительной информацией на столах. А в качестве примера  хочу  предложить тренинг.Предлагаю вам поучаствовать. Ситуация: девочки в  классе постоянно конфликтуют из­за того, что «сплетничают друг про друга». За дверь выходят четыре участника. Остается один. Он читает текст Китайская притча «Ладная семья» Жила­была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек  насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили  всей семьей и всем селом.  Семья была особая – мир и лад царили в этой  семье. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить,  правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Удивился владыка. Решил узнать, как  жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как  ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что­то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем  передал лист владыке. Тот взял лист бумаги и стал разбирать каракули  старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:  любовь, прощение, терпение.   Участники по очереди пересказывают притчу. В итоге получается  искаженная информация. Делается вывод. В педагогической практике накоплено немало методов, способов, форм  и приемов работы по воспитанию толерантности и я лишь только показала  частичку того, что использую в своей работе. Надеюсь, представленный  материал поможет вам создать толерантную среду в вашем коллективе.  Спасибо за сотрудничество. Список используемой литературы: 1.  Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: Для педагогов и старшеклассников, М., 2002 2. Безюлева   Г.В.,   Шеламова   Г.М.   Толерантность.   Взгляд   –   поиск   ­ решение, М., 2002 3. Кукушкин   В.С.   Воспитание   толерантной   личности   в   поликультурном социуме, Ростов–на–Дону, 2002. 4. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика). Сборник научно–методических статей, М., 2002. 5. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика). Сборник научно–методических статей, М., 2002. 6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть I, М., 2000. 7. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе, М., 2002. Дать характеристику толерантной и интолерантной личности Приложение 1 Толерантная  Интолерантная № Критерии  1 Знание   самого себя 2 3 4 5 6 Защищенность Ответственность Потребность   в определенности   Ориентация   на себя — ориентация   на других Приверженность к порядку 7  Чувство юмора 8 Авторитаризм.   Приложение 2 Алгоритм действий взрослого, включая в него конструктивныеспособы и  приемы, которые помогут ребенку справиться с негативными чувствами и  наладить отношения со сверстниками. 1 шаг:  Оказать ребенку эмоциональную поддержку (приемы и способы) 1.Успокоить. 2.Дать Совет. 3. Приём «Акцент на достоинства» прием «Давай мы с тобой успокоимся...»,приём  «Изменить точку  зрения»., приём  «Очевидное – не самое главное», приём «Переключить  внимание», приём «Ответственное поручение»,  приём эмоциональной поддержки ребенка, что его понимают и ему  верят, приём «Акцент на лучшее», приём  «Слышу только позитив!»,  техника  «Детский сад».  2 шаг:  Разобраться в причинах происходящего (приемы и способы) 1. Доверительная беседа. 2.Стать на позицию воспитанника (В жизни  бывают такие моменты…,я раньше тоже думала..).3. Обсудить, почему  другие обзываются (обижаются на него, хотят привлечь его внимание?)  Упражнение  «Камушек в ботинке». Упражнение «Аспекты осознания».  Приём «Совместное дело».  Упражнение «Доволен ли я собой?».  Приём  «Взгляд со стороны. Приём «Взаимопомощь». «Перифраза». Приём «Незаконченные предложения». Приём  «Эмпатическое  слушание»  3 шаг:  Устраняем причины трудностей (приемы и способы).  Работа с отвергаемым ребёнком.  Работа со всей группой детей. Работа с отвергаемым ребенком  1. Научить ребенка реагировать на обидные слова правильно:  поговорить с обидчиком ("Почему ты ...."), игнорировать обидчика,  реагировать необычным способом, с юмором.  2. Повышать самооценку у ребенка.  3. Включить ребенка в коллективно­творческую деятельность с  общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и дети  могут проявить свое личностное отношение к более широкому кругу  людей, сверстников  Упражнение  «Открытое выражение чувств». Упражнение «Звезда  доверия». Приём  «Использование афоризмов». Приём «Осознанный  выбор». Упражнение «Незаконченное предложение». Приём «Общаться  по правилам». Упражнение  «Как быть толерантным в общении».  Проведение приемов из серии  «Познакомься сам с собой». Упражнение  «Письмо себе любимому». Упражнение  «Неоконченное предложение»  Работа с детьми Приём «Прогнозирование развития ситуации». Приём «Справедливое  распределение».Приём «Коррекция позиций». Психологические  тренинги, направленные на развитие коммуникативных умений  Приём «Встречные вопросы». Приём «Диалог». Мероприятия, которые  объединяют ( посещения театров, тренинги общения, совместные  развлечения. Работа с педагогами и родителями  Индивидуальное   консультирование родителей   с   соблюдением определенной этики. Тематические собрания на тему "Стили и методы воспитания ребенка в семье"  Совместные вечера. Групповое и индивидуальное консультирование . Клубы творчества, членами которого являются родители и дети.  4 шаг: Отслеживаем эффективность (удалось или не удалось решить  проблему ребенка)(приемы и способы)  Необходимо чаще поручать совместные дела лидерам и аутсайдерам  одновременно, при этом наблюдать (умеренно, чтобы этого наблюдения  не было заметно им) за их работой и взаимодействием.   Отслеживать эффективность разрешения проблемы ребенка можно с помощью социометрического теста, по результатам которого будет  видно, изменился ли социальный статус отвергнутого ребенка в группе,  уровень социально­рефлексивных навыков воспитанников.  анкетирование "УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ В  ГРУППЕ", наблюдение, выполнение совместного  творческого дела (участники: ранее отвергаемый и обидчик, при этом  учесть возможные общие их интересы) Приложение 3 Китайская притча «Ладная семья» Жила­была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: чему здесь удивляться, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что­то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял лист бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.

Разработка мастер-класса по теме"Воспитание толерантности - залог успешной социализации в обществе"

Разработка мастер-класса по теме"Воспитание толерантности -  залог  успешной социализации в обществе"

Разработка мастер-класса по теме"Воспитание толерантности - залог успешной социализации в обществе"

Разработка мастер-класса по теме"Воспитание толерантности -  залог  успешной социализации в обществе"

Разработка мастер-класса по теме"Воспитание толерантности - залог успешной социализации в обществе"

Разработка мастер-класса по теме"Воспитание толерантности -  залог  успешной социализации в обществе"

Разработка мастер-класса по теме"Воспитание толерантности - залог успешной социализации в обществе"

Разработка мастер-класса по теме"Воспитание толерантности -  залог  успешной социализации в обществе"

Разработка мастер-класса по теме"Воспитание толерантности - залог успешной социализации в обществе"

Разработка мастер-класса по теме"Воспитание толерантности -  залог  успешной социализации в обществе"

Разработка мастер-класса по теме"Воспитание толерантности - залог успешной социализации в обществе"

Разработка мастер-класса по теме"Воспитание толерантности -  залог  успешной социализации в обществе"

Разработка мастер-класса по теме"Воспитание толерантности - залог успешной социализации в обществе"

Разработка мастер-класса по теме"Воспитание толерантности -  залог  успешной социализации в обществе"

Разработка мастер-класса по теме"Воспитание толерантности - залог успешной социализации в обществе"

Разработка мастер-класса по теме"Воспитание толерантности -  залог  успешной социализации в обществе"

Разработка мастер-класса по теме"Воспитание толерантности - залог успешной социализации в обществе"

Разработка мастер-класса по теме"Воспитание толерантности -  залог  успешной социализации в обществе"

Разработка мастер-класса по теме"Воспитание толерантности - залог успешной социализации в обществе"

Разработка мастер-класса по теме"Воспитание толерантности -  залог  успешной социализации в обществе"

Разработка мастер-класса по теме"Воспитание толерантности - залог успешной социализации в обществе"

Разработка мастер-класса по теме"Воспитание толерантности -  залог  успешной социализации в обществе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2018