Данная методическая разработка представляет собой разработку внеклассного мероприятия по русскому языку. Форма проведения: игра брейн-ринг. Вопросы ориентированы для учащихся 6-7 классов. Предполагается участие команд. В ход мероприятия включено небольшое вступление в стихах. Также включены вопросы для игры с присутствующими зрителями.
брейн-ринг Федосова.doc
Составитель:
Федосова Наталия Викторовна
учитель русского языка и литературы
МКОУ Бродовская СОШ
Аннинского муниципального района
Брейнринг
по русскому языку 67 классы
«Интеллектуалы»
(в рамках декады «Филологических наук»).
Цель мероприятия: способствовать познавательной деятельности детей к родному языку.
Задачи.
1. Развитие устойчивого интереса к предмету.
2. Развитие творческого мышления.
3. Воспитание уважения к сопернику, умение вести спор и работать в коллективе.
Оборудование. Медиапроектор, лампочки разного цвета с кнопкой оповещения о готовности
отвечать для каждой команды, песочные часы на 1 минуту.
Вступительное слово.
Учащийся 1
Родной язык – ничем не заменимый –
Он дорог всем, всё отразилось в нём:
Земля и небо, осени и зимы.
Понятен вздох на языке родном.
Учащийся 2
Родной язык! В нём нежность, вечность, сила.
Я с ним росла: и не по букварю
Сладчайшие слова произносила –
Сначала – мама, а потом – люблю.
Учащийся 3
На языке родимом ропщут ели,
Журчит река и шелестит листва.
Как я внимала песни в колыбели _
Так мне внимают камень и вода.
Учащийся 4
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре,
Выучи русский язык!
Учащийся 5
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи _
Выучи русский язык!
Учащийся 6
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова
Выучи русский язык! Ведущий. В нашей школе продолжается Декада филологических наук. А сегодня в нашем зале в
игре «Брейн ринг» встречаются 3 команды из школ округа знатоки русского языка.
(Представление команд и жюри)
Правила игры: В каждом туре идёт игра до 5 очков. Время на размышление 1 Минута. Команда,
не отвечающая на вопросы, выбывает из игры. Победительницей будет команда, набравшая
наибольшее количество очков.
Дорогие друзья, добро пожаловать в страну Русского языка!
Девиз нашей игры: Выучи русский язык!
Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки; в какой команде больше
знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка. Итак, дерзайте, думайте,
размышляйте!
1
тур.
1. Маленький Алёша говорит: «Папа, как я буду раскрашивать трёх богатырей, если у меня нет
гнедого карандаша?» Какого карандаша не было у Алёши?
(коричневого).
2. Какие знаки препинания ставятся в начале предложения?
(Многоточие, тире, кавычки).
3. Укажите существительное или несколько существительных женского рода.
Профессор, вермишель, шампунь, тюль, шимпанзе, тополь.
( Вермишель).
4. Встречаются ли в русском языке слова, в которых пишется три одинаковые буквы подряд?
(больше двух согласных не пишется, а написание подряд трех гласных допустимо: змееед,
длинношеее)
5. Девочка заменила каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском
алфавите, получилось число 136151. Угадайте имя девочки. (Лена)
6. Сколько ошибок в предложении?
Циган купил красофки (четыре)
7. Иногда мы употребляем выражение «от А до Я», что означает всё на свете, «от начала до конца».
Почему раньше до 1918 года в этом случае говорили « От Аза до Ижицы?»
8. У каких существительных нет формы единственного числа?
Очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы, сутки.
(бигуди, жалюзи, санки, каникулы, сутки)
9. В одной из сказок А.С. Пушкина есть такая строка: “Да понадеялся он на русский авось”. Какой
частью речи является в данном случае слово “авось”? Какой частью речи оно является чаще всего в
текстах?
(существительное, но чаще бывает наречием)
10. Какой знак препинания был введён
Н. Карамзиным? ( тире.)
Игра со зрителями.
Вопросы для игры со зрителями.
Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)
Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным
1.
2.
продуктом? (Репка)
3.
(Змей Горыныч)
4.
взрослым языком, проблемы жилищнокоммунального хозяйства? (Теремок)
Кто из сказочных героев очень любил поговорку “Одна голова хорошо, а две лучше”?
В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным, Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным
Назовите героиню французской сказки, которая получила свое прозвище благодаря
Какой герой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали? (Кот в
5.
В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил
санитарногигиенические правила и жестоко за это поплатился? (“Аленушка и братец
Иванушка”. Попил из лужи – превратился в козленка)
6.
трудом, чистила печки и убиралась в доме. Как ее за это прозвали? (Золушка)
7.
головному убору. (Красная Шапочка)
8.
сапогах)
9.
Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом?
Какие слова он при этом произносил? (Волк, опустив хвост в прорубь, говорил: “Ловись
рыбка, большая и маленькая”)
Назовите имя героя английской народной сказки: он построил дом, придерживаясь
10.
передовых методов, а его братья работали по старинке и поэтому чуть не потеряли жизнь.
(НафНаф, “Три поросенка”)
11.
12.
мозговую травму, теряет дар речи м сходит с ума. (Поп в сказке “Сказка о попе и о
работнике его Балде”, А.С. Пушкин)
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка,
Со второго щелка
Лишился поп языка,
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.
13.
останется только снимать урожай? (Буратино)
14.
К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки,
которая несла для хозяев изделия из драгоценных металлов? Как ее звали? (Курочка Ряба)
Какой вид энергии использовала БабаЯга, летая в ступе? (Нечистая сила)
Назовите героя известной сказки русского поэта, который в конце получает черепно
Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастит сказочное дерево и
2 тур.
1. В древнерусском языке было слово, которое обозначало 10.000. Сейчас у нас такого
числительного нет, но когда мы хотим сказать о большом количестве, то к нам на помощь приходит
слово. Какое?
Найдите его в реплике Чацкого:
Когда в делах – я от веселий прячусь,
Когда дурачиться – дурачусь,
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа.
(Тьма).
2. Расставьте знаки препинания так, чтобы не было никакой нелепицы.
Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать.
(Пальцев у него двадцать, пять на каждой руке, десять на ногах, всего двадцать.)
3.Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чегото не понимают; не белье, а их
развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши.)
4. Приставка этого слова находится в слове “понес”, корень в слове “слово”, суффикс в слове
“курица”, окончание в слове “крапива” (Пословица.) .
5. Перечислите по порядку с помощью наречий 5 дней недели, не называя ни числа, ни названия
дня. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
6. Найдите неправильную форму Р.п. мн. ч
А) чулок;
Б) носок; В) ботинок;
Г) помидоров.
7. В сказках вы не раз встречали слова, которые теперь или не употребляются, или употребляются
очень редко. Объясните, как вы понимаете такие слова:
Ведать, посулить, дол, грош, промеж.
8. Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (ё).
9. Являются ли однокоренными слова гимнаст, гимнастёрка, гимназистка, гимн. Почему?
10. Шарада
Пойдика в сад и погляди:
Я там цвету, благоухаю,
Но «г» – поставишь впереди
И в небе я загромыхаю. (роза – гроза).
Игра со зрителями.
Вопросы для игры со зрителями.
1. Какой мультипликационный герой говорит: “Ребята, давайте жить дружно”? (кот
Леопольд)
2. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (гриб)
3. На сколько частей разделён отрезок, если на нём три точки? (4 части)
4. Какого цвета козлик, живший у бабушки? (серенький)
5. Сколько штук в дюжине? (12)
6. Назовите столицу России (Москва)
7. Чем кончается всё? (ё)
8. Кто спит головой вниз? (летучая мышь)
9. Пингвин – птица или зверь? (птица)
10. Место, куда попал думающий индюк? (суп)
11. Двуногое жилище Бабы Яги (избушка)
12. Кто придумал Карлсона? (Астрид Лингред)
13. Кто автор книги “Приключения Тома Сойера? (Марк Твен)
14. На каком языке говорят в Лондоне? (английский)
15. 9 x 8 (72)
16. Какое зодиакальное созвездие идёт после Водолея? (Рыба)
3 тур.
1.Что правильно? Декоративный
Служащий для украшения;
С крапинками, пятнистый;
Исполненный ручным трудом.
2. В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски, их называли «гривнами». Если вещь
стоила меньше, чем весь брусок, то отрубали половину. Тоже деньги. Внимание вопрос: Как
называлась отрубленная часть бруска? (рубль).
3. Как правильно сказать:
1)
2)
3)
1)
2)
3)
У рыб нет зуб.
У рыбов нет зубов.
У рыбей нет зубей. ( У рыб есть зубы).
4.
Внимание! Чёрный ящик!
В чёрном ящике лежит то, что индейцы майя называли чикле. Они делали это из тягучего вкусного сока дерева сапподила. Одни это очень любят, а другие –
терпеть не могут. А в Сингапуре продажа этого даже запрещена, и это отпускается только по
рецепту врача.
В конце XIX века один американский коммерсант Вильям Ригли провёл рекламную акцию. Он
давал это бесплатно при покупке мыла и муки. И вскоре, это стало популярней, чем основной
продукт. С тех пор коммерсант перешёл на производство только этого.
Вопрос: Что в чёрном ящике? (жевательная резинка)
Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами?
1.
(Именительный).
2.
Что означают выражения:
1)
2)
3)
Шиворотнавыворот;
Спустя рукава;
Точить лясы.
5. В известной сказке «поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» царь послал стрелка
Андрея за тридевять змель. Внимание вопрос: Тридевять – это сколько?
( Тридевять – это 27. В Древней Руси считали по девяткам.)
6. Расставьте знаки препинания, объясните их.
Отколе умная бредёшь ты голова? (Отколе, умная, бредёшь ты, голова? Разорванное
обращение).
7. У каких башмаков не бывает каблуков? ( У башмаков приспособлений для торможения вагонов).
8. Слово лекарство один мастер игры в превращения превратил в 180 слов, т.е. составил из букв
180 слов. Сколько слов составите вы за 1 минуту?
Подведение итогов игры. Награждение.
Использованная литература.
• Богдалов И.Ф., Муравенко Е.В., Рубанов И.С. Русский медвежонок – 2011. Задачи, решения,
информация, статистика. Киров, 2012.
• Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М.: Просвещение, 1982.
• Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Занимательные задания по русскому языку. Чебоксары,
1997.
• Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания. Чебоксары, 1997.
• Мокиенко В.М. В глубь поговорки. СПб: Паритет, 1999.
Разработка мероприятия "Брейн-ринг"
Разработка мероприятия "Брейн-ринг"
Разработка мероприятия "Брейн-ринг"
Разработка мероприятия "Брейн-ринг"
Разработка мероприятия "Брейн-ринг"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.