Чаркова М. А. учитель начальных классов
МБОУ СОШ №4 г. Никольска Пензенской области
2017 год
Цель:
-объединить усилия семьи и школы в формировании у родителей младших школьников ответственного отношения к воспитанию своих детей
-научить родителей умению бесконфликтного общения со своими детьми
-научить родителей конкретным способам и приемам организации выполнения домашних заданий.
Форма:
-беседа с элементами деловой игры.
Участники:
-классный руководитель, родители.
Подготовительный этап:
-изучение литературы по теме
-анкетирование родителей
-написание учениками сочинения «Мои домашние задания»
-подготовка текстов заданий для родителей
Оборудование, оформление:
-выставка литературы по теме
-задания для родителей
-памятки для родителей
-придя на собрание, родители рассаживаются за столы, разделившись на 5 групп.
На подготовительном этапе было проведено анкетирование родителей, детей, детьми были написаны сочинения о домашних заданиях. Из изученных материалов было точно обозначена проблема. Тема родительского собрания была известна родителям из приглашений.
Слайд 1
Слайд 2
ü Домашние задания для меня - это…
ü Домашние задания для моего ребенка – это…
ü Если бы задания не задавали, это было бы…
ü Когда я помогаю ребенку делать уроки, я чувствую …
Я услышала Ваше мнение по этому вопросу. Ответы были разные, но я точно увидела, что эта тема никого из нас не оставляет равнодушным. Цель нашей сегодняшней встречи как раз и состоит в том, чтобы каждый из нас понял - мы не одиноки в своей проблеме и вместе можем найти выход из любой ситуации.
Слайд 3
ü Как это все организовать?
ü Нужен ли взрослый и, если да, то зачем?
ü Нужны ли дополнительные упражнения?
ü Как справиться с кризисом?
ü Когда можно «отпустить вожжи»?
Я надеюсь, что в процессе нашей совместной работы мы найдем ответы на эти вопросы.
Слайд 4
***Маша делает задания, только, если я сижу рядом. Стоит на минуту отвлечься, работа останавливается. Как мне приучить ее к самостоятельности? ***
***Я и мой муж очень хорошо учились в школе, у меня золотая медаль, у мужа - красный диплом, а наша дочь не понимает элементарных заданий, все дается ей с трудом. Мне кажется, она просто ленится. Я раздражаюсь, кричу на нее, недавно даже ударила. Потом мне очень стыдно, а что делать- не знаю! ***
*** Мой старший уже во втором классе делал уроки полностью самостоятельно. Сейчас он в пятом, я помогаю, если он просит, но честно, в тетрадки даже не заглядываю. Другое дело младший. Он уже в третьем, но без меня никуда. Что я делаю не так? ***
Слайд 5
Сейчас мы ответили на очень важный вопрос - нужен ли взрослый и для чего он нужен детям при выполнении заданий. Кто считает, что взрослый нужен, поднимите, пожалуйста, руки. Кто думает, что нет?
Слайд 6
Я вижу, что большинство думает, что взрослый нужен. И это правда.
Как считают психологи, абсолютному большинству детей на первых порах взрослый просто необходим! Без его присутствия им еще трудно организовывать свою работу. Оставаясь с заданием один на один, ребенок рискует застрять на одном упражнении, полчаса перечитывать условие задачи, не двигаясь дальше.
Кроме того, детям необходимо одобрение сделанного Присутствие взрослого успокаивает их и подпитывает веру в собственные силы.
Если у вас нет возможности быть рядом каждый день, договоритесь о правилах выполнения домашних заданий. Например, ребенок самостоятельно делает чтение и простые для него задания, а все сложное вы делаете уже вечером вместе.
Не стоит заставлять переписывать все, если в работе обнаружились непринципиальные ошибки. Лучше научить ребенка их аккуратно исправлять в работе. А если работа написана особенно небрежно, стоит предложить ему потренироваться в отдельной тетради, где он будет выполнять подобные задания. Объясните ребенку, что дополнительные задания - это не наказание, а помощь, и они прекратятся, как только в школьных тетрадях будет порядок.
Но когда мама или папа всегда рядом, нас подстерегает другая проблема.
Когда родители рядом, ребенку может показаться, что они в полном его распоряжении. А ваша задача совсем другая. Вы можете вместе посмотреть, что задано, спланировать работу, помочь ее начать и … заняться своими делами, уточнив, что будете рядом, если ему понадобиться помощь.
Еще одно правило: не решайте за него, а учите ставить правильные вопросы, чтобы продвигаться в своих рассуждениях и решать задачи самому. В результате ребенок почувствует радость и подъем от того, что смог выполнить задание сам. Одновременно он учится находить свой собственный метод работы, быть самостоятельным.
Слайд 7
Мы услышали Ваши предложения о том, как же справиться с кризисом при выполнении домашних заданий.
Слайд 8
Если вы вдвоем сидите над тетрадью уже битый час, а ребенку все никак не удается не только усвоить, а даже повторить простейшее правило, если вы раздражаетесь, выходите из себя и повышаете голос- значит в вашей совместной работе над заданием наступил кризис. В такой ситуации не стоит настаивать на своем- не кричите, не требуйте повторять все снова и снова. Просто закройте учебники и займитесь чем-то другим. Иначе домашние задания превратятся в источник всеобщего напряжения, а дети в результате начнут испытывать постоянное чувство вины и могут вообще потерять всякое желание работать, боясь разочаровать вас вновь. Если, помогая ребенку с уроками, вы раздражаетесь постоянно, стоит перепоручить эту обязанность кому-то другому - студенту-репетитору или другому родственнику. Им будет проще держать дистанцию, необходимую для рабочих отношений.
Слайд 9
Вы пытались ответить на вопрос, который очень волнует всех более или менее ответственных родителей.
Слайд 10
Когда же можно наконец-то расслабиться, «отпустить вожжи», без ущерба для учебы ребенка.
Рано или поздно в жизни каждого родителя наступает долгожданный момент, когда ребенок начнет самостоятельно делать большую часть домашних заданий. Это означает, что он научился учиться, самостоятельно планировать свою работу и свое время.
Но этот момент приходит у каждого в свой срок. Каким образом его определить? Единственный способ- быть внимательными к индивидуальному ритму ребенка и ни в коем случае не сравнивать его с одноклассниками.
Вы можете вспомнить, как он учился ходить: сначала вы помогали ему найти равновесие, поддерживая его за обе руки, потом ему стало хватать одного вашего пальца, а вскоре он решился отпустить и его. Так и с домашними заданиями: самостоятельность приобретается постепенно. Сначала начните проверять задания через день, потом – раз в три-четыре дня. Если у ребенка получается самостоятельно работать, если он умеет ставить вопросы, позволяющие ему продвигаться в своих рассуждениях, вам уже не нужно «сидеть над уроками» вместе с ним.
Но родительское присутствие и доброжелательный взгляд на законченную работу еще будут оставаться необходимыми примерно до возраста 13 лет.
В завершение мне хотелось бы напомнить Вам, домашние задания- это не вся жизнь. Наша жизнь гораздо богаче. И даже если с уроками что-то не получается, наши дети не становятся хуже. Говорите чаще детям: «Я люблю тебя всегда. Даже когда у тебя что-то не получается, даже если я сержусь на тебя, я все равно люблю тебя!»
Слайд 11
Закончите предложение
ü Сегодняшняя встреча для меня была…
ü Больше всего мне понравилось сегодня…
ü Я узнал для себя...
Запишите, пожалуйста, ваши эмоции о сегодняшней встрече, одним только словом
Еще раз - огромное Вам спасибо!
Слайд 12
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.