Разработка урока
Оценка 4.7

Разработка урока

Оценка 4.7
Презентации учебные +1
docx
русский язык
5 кл—6 кл
16.12.2018
Разработка урока
Публикация является частью публикации:
Л.Н.Толстой.docx
Тема урока: Какие уроки получил Николенька Иртеньев в повести Л.Н.Толстого.  «Отрочество»?     Класс: 6. Цели урока: обучающая — определение уровня знаний учащихся по содержанию повести, показать ребятам сложный процесс становления характера человека в подростковом периоде, пути преодоления ошибок; развивающая ­ развивать и углублять навыки сопоставительного анализа, делать выборку из  текста, развитие речи; формирование навыков работы в группах воспитательная­ привить ребятам необходимость правильного воспитания, указать на  недостатки, трудности подросткового периода, пути преодоления ошибок; Тип урока: урок обобщения, подбор материала для сочинения. . Оборудование: презентация,  работа с таблицей  Использованные технологии: проблемное обучение  Актуализация знаний.  Ход урока. ­Ребята,  у нас на уроке сегодня гости, и потому хочется начать его необычно.. Я прочитаю вам стихотворение. А вы постарайтесь  по его содержанию догадаться, о чем  пойдет на уроке разговор. Подростки( не читать заголовок) Нет не просто быть подростком Не большим, не переростком, Постараться не грубить, Постараться всех любить. Очень сложно быть хорошим, Вылезая вон из кожи, Доказать при этом им, Воспитателям своим, Что мне можно доверять и Понапрасну не ругать. И за все свои поступки, Я ответ готов нести. Надоели все до чёрта, Что суются в жизнь мою, Не товар второго сорта, - За себя я постою. Нет не просто быть подростком, А у взрослых всё так просто. Только говорят -"Молчи, Мал ещё ты всех учить". (высветить текст после прочтения на экране) (О подростках)  ­Правильно. Как его можно озаглавить? (Трудно быть подростком. Подростки и т.д.) ­ Почему автор стихотворения пишет, что подростком быть трудно?  Перечислите эти  трудности (выделено красным) — Ребята, а вы  себя относите к подросткам? А вы испытываете трудности в общении со  взрослыми? Похожи ли они на те, что обозначены в стихотворении? ­Подростковый период очень  трудный период, потому что это  сложный возраст, переломный  момент. В подростковом возрасте человек готовится стать взрослым. Дети в этом возрасте  находятся на промежуточном положении, они готовятся стать взрослыми; с одной стороны,  это не дети, а с другой стороны, не взрослые. На дом я задавала  в качестве индивидуального задания продумать систему интересующих вас  вопросов. Очень хочется услышать. Ученики  зачитывают: 1.Что меняется во мне?  Какие события в моей жизни оказали значительное влияние на  развитие моего характера? Какие люди влияют на развитие моей личности? 2. Изменилось ли моё отношение с друзьями, родителями, педагогами, посторонними  взрослыми людьми? ? Как, на мой взгляд, меня оценивают взрослые люди? Чьё мнение для  меня значит больше: мнение моих сверстников или взрослых мудрых людей? 3. О чём я мечтаю? Кто для меня авторитет? К чьим словам я обязательно прислушаюсь?  Оказывают ли книги влияние на становление и развитие моей личности? Какие качества я  хотел бы приобрести в период отрочества? Считаю ли я, что отрочество, самый важный  период в моей жизни? ­ Вопросы очень интересные.  Они нам пригодятся сегодня. А тема  нашего урока:  «Поступки, чувства, мысли  Николеньки Иртеньеава ( По повести  Л.Н.Толстого. «Отрочество»? )   Какое слово в теме урока вам говорит, что мы будем говорить о подростковом возрасте?  (отрочество). ­кто же такой отрок?  Посмотрели в словарь? Словарная работа: (Проверка домашнего задания). отрок – подросток, мальчик или девочка, находящийся в подростковом возрасте; Цели урока: Обратимся к теме урока и постараемся сформулировать вопросы, на которые будем  искать ответы: 1. Как связаны поступки с мыслями и чувствами? 2. Влияют ли мысли и чувства на поступки? (запишите себе в тетради) ­ Обратимся к повести Л.Н.Толстого «Отрочество».  Дома вы прочитали главы  «Ключик»,  «Затмение», «Перемелется, мука будет», «Отрочество», из которых узнали о том, что     главный герой совершал разные поступки. Давайте их  вспомним  и перечислим: 1.Открыл отцовский портфель и сломал ключ. 2. Стукнул учителя­ француза. 3  Не выполнил просьбу бабушки, не извинился. 4. Не выучил урока 5. Занимался  изучением философии. 6. Показал учителю язык. 7. Покорно принял наказание отца. 8.   Обиделся на француза и убежал. -А с вами происходили похожие случаи? Какие из них вам напомнили собственные? Л.Н.Толстой писал произведение 150 лет назад, а мы по-прежнему говорим об одних и тех же проблема. Какой вывод напрашивается? ( проблемы не меняются, остаются теми же) - Какие поступки вы считаете -   Положительные 1. Покорно принял наказание отца. 2.   Обиделся на француза и убежал. 3. Занимался  изучением философии отрицательные 1.Открыл отцовский портфель и сломал  ключ.(«Ключик») 2. Не выучил урока. 3. Показал учителю-французу язык. 4. Ударил учителя­ француза.»Смятение» 5  Не выполнил просьбу бабушки, не  извинился.(«Перемелется…» Объясните свой выбор ответа. Обратимся к главе «Ключик». - Дайте оценку поступку Николеньки: хорошо он поступил или плохо? - А может быть, это просто было детское любопытство , ведь он так любил своего отца? (любил, но без разрешения заглядывать в чужие вещи– не этично, невоспитанно, безнравственно). - А как он поступил в главе «Затмение»? Какой поступок вы бы выделили особенно и почему? (ударил француза – крайняя мера неприличия) - А что можно сказать о воспитанности мальчика по его поступку в главе «Перемелется, мука будет»?( пусть дети скажут то , что они думают, не надо поправлять их). - А какие поступки , по вашему мнению , можно назвать положительными? - Давайте посмотрим, как думает обо всем этом автор. Обратимся к тексту произведения и поработаем самостоятельно. Займите свои места.  минут Групповая работа – 10  1. «Любопытные» (глава «Ключик» 2. «Грубияны» («Смятение») 3. «Сомневающиеся»» «Перемелется…») «Философы»(«Отрочество») (Дети заполняют карты, учитель ходит и контролирует ход работы. Затем проверяется работа. Дети представляют свои наработки) Глава «Ключик» - Какими чувствами владел Николенька, когда открывал портфель? ( любопытством). А вы знаете такое выражение: любопытной Варваре на базаре нос оторвали? О чем оно предупреждает? - А как Николенька сам объясняет свой неправильный поступок?( не прислушался к голосу совести, совершил святотатство) Дайте объяснение этому слову. Ответьте на 1-й вопрос, предложенный в карточке.(мысли и чувства были не в ладу) Глава «Затмение» - Как чувствовал себя Николенька, не подготовив урока?(волновался. У него билось сильно сердце, тряслись губы) -А что вызвало в его душе злость, и даже злобу? ( желание француза его унизить, поставить на колени, даже побить) Почему мальчику все окружающие в этот миг кажутся гадкими, отвратительными?( от бессилия. Он ничего не может с этим поделать) - Какой поступок говорит о его сильном протесте? ( показал язык, ударил первым) Оправдывает ли его автор?( Автор его не обвиняет за это. Но и не поощряет) Влияют ли поступки на мысли и чувства человека? ( Сильно. Николенька страдает. Ему кажется, что его никто не любит) Глава «Перемелется, мука будет» Можно ли назвать мальчика невоспитанным за то, что он не извинился перед французом? (нет, француз пользовался своим преимуществом в силе и хотел Николеньку унизить) А почему Николенька заплакал, когда не исполнил просьбы бабушки? ( ему было очень жаль бабушку, не хотелось ее обижать, но и унижать себя он не мог позволить. Это безнравственно) А почему он отца просил, чтобы его побил? Почему он испытывал приятное моральное чувство во время наказания?( Наказание было справедливым) Связаны ли поступки, мысли и чувства героя?(Конечно, каждый поступок мальчик серьезно обдумывал, анализировал, ничего не делал равнодушно) Глава «Отрочество» - Почему Николенька решил ото всех уединиться и начать работу над собой? (Ему хотелось во всем разобраться, хотелось быть полезным человеком) -Каким чувством он руководствовался?( противоречивым: с одной стороны хотелось быть великим, а с другой- скромным, с чувством собственного достоинства) Перечислите, какие вопросы его интересовали? - думать о назначении человека; - о будущей жизни; - о счастье….. Сравним с вашими. Они похожи. О чем это говорит? - А как название ваших групп связано с содержанием текста? Ответьте на второй вопрос карточки: какие уроки вы извлекли из прочтенного текста? - Совершая любой поступок, человек должен прислушиваться к голосу собственной совести; - Надо добросовестно относиться к своим обязанностям, тогда не придется страдать, плакать, ссориться с людьми; - Если провинился, надо принимать наказание достойно, но не допускать унижения над своей личностью; - Нужно постоянно работать над собой, совершенствоваться, задаваться серьезными вопросами и находить на них ответы, надо думать о пользе, которую человек должен приносить обществу, людям. - Насколько полезны эти советы вам, современным школьникам? (Я тоже постаралась изложить их в письменной форме, и хочу подарить каждому, чтобы вы не забывали о них, учились жить на примере жизни гениального русского писателя Л.Н.Толстого) 4. Рефлексия. Ответ на вопрос: ­ Какие открытия сделал(а) я для себя, прочитав повесть «Отрочество»? Но кто же вас  поймёт,  народ неугомонный? В вас  столько вымыслов и слов нежданных. И мы вам дарим  взгляд свой умилённый, Ведь фантазёров в мире нет вам равных. В вас непосредственность смягчает наши  души, И в детство возвращают вновь порою. Мы понимаем, часто за игрою, Запреты взрослых, так легко нарушить. Да, огорчают нас поступки  эти  Ну что сказать, на то ведь вы и дети!

Разработка урока

Разработка урока

Разработка урока

Разработка урока

Разработка урока

Разработка урока

Разработка урока

Разработка урока

Разработка урока

Разработка урока

Разработка урока

Разработка урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2018